Рабочая программа "Истоки" 2 класс
рабочая программа
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_2kl.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной средыи основной деятельности в ней человека.
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего- к истокам, а от них- вновь к настоящему,к осознанию тех его качеств, которые имеютнепреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
Содержание курса
17 часа
Родной очаг (3 ч)
ИМЯ.СЕМЬЯ - Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД, ДОМ – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. Дом– территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. ГОРОД -Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? Город- В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (5ч)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (5ч)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (4ч)
СЛОВО, СКАЗКА, ПЕСНЯ. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.
Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА, ХРАМ. - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Часы |
1 | Родной очаг | 3ч |
2 | Родные просторы | 5ч |
3 | Труд земной | 5ч |
4 | Труд души | 4ч |
5 | Итого | 17ч |
Календаоно -тематическое планирование по курсу «Истоки».
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Активные формы обучения | ||
Родной очаг –3ч. | |||||||
1 | Введение в предмет. Имя. Семья | 1 | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. Семья – любовь, забота. Согласие. Семейные традиции. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» Работа в паре «Семья» | |||
2 | Род. Дом | 1 | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. Мир вещей. Святыни.Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родовое дерево» | |||
Работа в паре «Родственные вещи» | |||||||
3 | Деревня Город | 1 | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» Ресурсный круг «Город» | |||
Родные просторы – 5ч. | |||||||
4 | Нива и поле | 1 | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы.Труд воина. Воля вольная. Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь». | Работа в паре «Поле и школа» Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» | |||
5 | Лес | 1 | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | |||
6 | Река | 1 | Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Работа в паре «Вода-Живая вода-Святая вода» Ресурсный круг «Река» | |||
7 | Море-океан | 1 | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» | |||
8 | Путь-дорога | 1 | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | |||
Труд земной –5ч. | |||||||
9 | Сев и жатва | 1 | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. | 1. Работа в паре «Полевые работы» 2. Работа в паре «Пословицы и поговорки» | |||
10 | Братья меньшие | 1 | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | |||
11 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы» Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» | |||
12 | Мастера-плотники | 1 | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» | |||
13 | Кузнецы-умельцы Ярмарка | 1 | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | 1. Работа в тройке «Подкуём лошадку» 2. Ресурсный круг «Кузница» Ресурсный круг «Ярмарка» | |||
Труд души – 4 ч. | |||||||
14 | Слово. Сказка. Песня | 1 | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» 1. Работа в четвёрке «Уроки сказки» 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» 1. Работа в четвёрке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поёт» | |||
15 | Праздник | 1 | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четвёрке «Смысл праздника» 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» | |||
16 | Книга | 1 | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | |||
17 | Икона Храм | 1 | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» 1. Работа в четвёрке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» |
ЛИТЕРАТУРА:
Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
- Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
- Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...