рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Толстоусова Елена Анатольевна

 Программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.rar311.9 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

3 КЛАСС

п/п

Дата

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые предметные

результаты

Универсальные учебные действия

Виды контроля

Домашнее задание

1-2

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта».

Работают над содержанием произведений, анализируют их, отвечают на вопросы.

Находить в тексте главную мысль произведения; разыгрывать произведение по ролям.

Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности, обобщать прочитанное, инсценировать прочитанное.

Анализ произведений. Чтение по

ролям.

Составление диафильмов к произ-

ведению.

с.3 наизусть

с.4 – 10

по ролям, вопросы

3

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

Упражняются в умении целостного и дифференцирован-ного восприятия слов, выясняют значение неизвестных слов.

Читать выборочно, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное.

Выразительно читать литературные произведения, используя интонационные средства выразительности, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Деление текста на части. Подго-

товка пересказа.

с. 11-14  - пересказ, вопросы (1-4)

4

Е. Благинина

«Не мешайте мне

трудиться».

С. Баруздин «Бревно».

Учатся выразительному чтению, использованию интонации, соответствующей смыслу произведения. Упражняются в интонационно-выразительном чтении.

Самостоятельно читать, выражать свое отношение к поступкам героев; рисовать словесную картину.

Читать «про себя», понимая содержание текста, определять эмоциональный характер текста, оценивать поступки героев, обсуждать их с одноклассниками.

Самостоятельная работа над выра-

зительным чтением стихотворения

по памятке.

с. 15-16 любое наизусть, вопросы

5-6

Русская народная сказка «Кому горшок мыть».

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».

Учатся выяснять значения незнакомых слов и словосочетаний; совершенствуют навык смыслового чтения. Игра «Радиотеатр».

Самостоятельное чтение; находить в тексте ответы на вопросы; участвовать в игре «Радиотеатр».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, читать по ролям, оценивать своё чтение и чтение одноклассников по критериям.

Чтение по ролям в парах. Подго-

товка к инсценированию и пере-

сказу.

с. 18-22-выразительное чтение, с.23-25 по ролям, вопросы

7-9

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Читают, объясняют название сказки, выборочно пересказывают прочитанное, готовятся к игре «Радиотеатр».

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Читать «про себя», понимая содержание текста, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни.

Составление плана сказки.

с.26-40

выразительное чтение, ответы на вопросы

10

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Учатся определять жанры произведений, дают определение понятию «басня», готовятся к выразительному чтению.

Читать басню, осознавать её подтекст, выражать своё отношение к героям и их поступкам.

Развивать воссоздающее и творческое воображение, читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания.

Чтение по ролям в парах. Подго-

товка к инсценирова-нию. Иллю-

стрирование.

с.41-42

наизусть, с.43 -вопросы

11

Африканская сказка «Лентяйка».

Знакомство со сказками народов мира. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Анализ произведений. Чтение по

ролям.

с.44-46

пересказ

12

Р. Сеф «Странное дело».

Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста.

Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

Самостоятельная работа.

с.47 наизусть

с.48-вопросы

Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги(автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное.

13

Обобщающий урок «Произведения о труде и лени»

Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги(автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Воспроизводить правила систематизации книг. Систематизировать книги; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное.

Чтение разных видов: выборочное, по ролям, выразительное…

подобрать по 5 пословиц о труде и  о лени (письменно)

14

Тест  «Проверка навыка чтения»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

тестирование

Рисунок к изуч. произведениям

15

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

Знакомство с народными сказками. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения.

Читать выразительно, артистично текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); оценивать поступки героев сказки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.

Чтение по ролям в парах. Подготовка к ин-

сценированию и пересказу.

с.50-56 выразительное чтение, вопросы

16-17

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Знакомство с понятием «волшебная сказка», понятием «зачин». Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Характеризовать особенности волшебной сказки. Находить в сказке «зачин», пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Составление плана

сказки.

с.58-73

выраз. чтение, пересказ

18

Армянская сказка «Золотое яблоко».

Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.

Знание понятий «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Деление текста на части. Подготовка пересказа.

с.74-76-пересказ, сочинить небылицу (письменно)

19-20

Кир Булычев «Авгиева лаборатория».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Чтение разных видов: выборочное, по ролям, выразительное…

с.78-87 –выразительное чтение, вопросы (5-7)

21

Обобщающий урок «Сказки народов мира»

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Чтение разных видов: выборочное, по ролям, выразительное…

с.87-отзыв (письменно)

22

Тест «Работа с текстом и книгой»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

тестирование

Рисунок к любимому произведению

23

К. Бальмонт «Осень».

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Знакомство с произведениями о природе. Выяснение значения иллюстрации в книге и ее роли в понимании произведения. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

Рассказывать правила заучивания стихотворений. Выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения

Заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.88-наизусть, с.89-93 выразительное чтение, вопросы

24

Ф. Тютчев «Листья»;

А. Фет «Ласточки пропали...».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Понимать значение термина «рифма». Находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с. 94-97 –выразительное чтение, вопросы

25-26

К. Паустовский «Барсучий нос».

Выявление подтекста читаемого произведения. Составление небольшого рассказа по иллюстрации и по названию.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Читать «про себя», осознавая содержание текста, пересказывать.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка

героев.

с.98-103-пересказ, с.103-104-вопросы

27

А.С. Пушкин «Осень»

М. Лермонтов «Осень».

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

Прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Выделение эпитетов и сравнений.

с.105-106 выразительное чтение, любое наизусть

28

А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»

Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»

Учатся сравнению содержания двух произведений. Обосновывают выбор понравившегося произведения.

Выразительно декламировать литературные произведения, определять отношение автора к явлениям природы.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Выделение эпитетов и сравнений.

с.106-107 – наизусть, с.108-вопросы (1-8)

29

Стихи русских поэтов об осени.

Контрольное чтение.

Проверка техники чтения.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Контролировать, анализировать, оценивать свои действия.

Выделение эпитетов и сравнений. Техника чтения.

Подготовить выразительное чтение любого произведения об осени других авторов.

30

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.

Определять характер текста;

читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Определение по перечисленным признакам

жанра произведения.

с.110-117

по ролям

31

Я. Аким «Жадина».

Анализ заголовка произведения. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру.

Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.

Выделение эпитетов и сравнений.

с.118-119 выразительное чтение, с.120- вопросы

32

В. Зотов «Бабушкин халат».

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по составленному плану. Словесное рисование.

Составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.121-126 – выразительное чтение, сочинение «Если бы у меня был волшебный халат…»

33

Дж. Родари «Солнце и туча».

Знакомятся со сказками других народов. Прогнозируют содержание сказки. Выявляют подтекст читаемого произведения.

Читать выразительно текст художественного произведения; пересказывать и инсценировать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Составлять рассказ по иллюстрации, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.127-128-выразительное чтение

34

Обобщающий урок «Произведения о щедрости и жадности»

Работают с картинными иллюстрациями к произведению. Соотносят содержание сказки с пословицей.

Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

Записать пословицы о щедрости и жадности

35

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Чтение по ролям, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризу-ющих действующих

лиц, события

с.129-133

по ролям

36

Н. Носов «Огурцы».

Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу.

Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Чтение по ролям, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризу-

ющих действующих

лиц, события

с.135-139 – пересказ, с.139-140 -вопросы

37

В. Осеева «Почему?».

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Чтение по ролям.

Описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Чтение по ролям, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризу-

ющих действующих

лиц, события

с.141-148 – выразительно по ролям.

38-39

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

Характеристика персонажа. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.

Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Анализ поступков геро-

ев. Деление на части,

составление плана,

краткий пересказ текста.

с.149-161 выразительное чтение, с.161-162 - вопросы

40

Л. Пантелеев «Честное слово».

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по заранее составленному плану.

Составлять цитатный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Формулирование идейного вывода произведения. Составление описания художественных

образов произведения.

с.164-172 – выразительное чтение, инсценирование 3 части

41

Тест «Навык чтения»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Техника чтения

Рисунок к любимому произведению

42

С. Маршак «Урок вежливости».

И. Пивоварова «Вежливый ослик».

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение отношения автора к персонажу.

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Выяснение сюжета,

раскрытие особенности

действующих лиц.

Определение идеи про-

изведения.

с.174-177 – выразительное чтение.

43

Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».

Обогащение словарного запаса. Определение отношения автора к персонажу.

Определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Выяснение сюжета,

раскрытие особенности

действующих лиц.

Определение идеи про-

изведения.

с.178-179 выразительное чтение

44

В. Осеева «Волшебное слово».

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Самостоятельно найти

другие произведения

данного автора.

с.180-185 – инсценировка

45

Тест «Навык чтения»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

Техника чтения

Рисунок к любимому произведению

46

С. Есенин «Береза».

М. Пришвин «Деревья в лесу».

                                 

Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.4-7-выразительное чтение, вопросы

47

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…».

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Выполняют упражнения, вырабатывающие правильность и беглость чтения.

Читать текст выразительно, передавая эмоциональное состояние автора; отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, характеризовать эмоциональное состояние автора. Выполнять словесное рисование.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.8-11 – любое наизусть, вопросы.

48

А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство».

Составление картинного плана. Словесное рисование.

Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять эмоциональный характер текста. Составлять монологические высказывания.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка

героев.

с.13-19 – выразительное чтение, вопросы.

49

З. Александрова «Снежок». Саша Черный «На коньках».

Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста.

Читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.19-21-любое наизусть

50

В. Драгунский «Кот в сапогах».

Отработка умения читать выразительно по ролям.

Пересказывать текст; составлять план; отвечать на вопросы; находить в тексте слова, выражающие главную мысль.

Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Определение главной

мысли текста. Владение

выборочным пересказом.

с.22-29 –по ролям.

51

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает».

К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…».

Обогащение словарного запаса.

Тренировка в заучивании наизусть.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; чи-

тать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.31-36 – любое наизусть.

52

Стихи русских поэтов о зиме.

Контрольное чтение.

Проверка техники чтения.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Контролировать, анализировать, оценивать свои действия.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

Подготовить выразительное чтение любого произведения о зиме других авторов

53

Эстонская сказка «Каждый свое получил».

Знакомство со сказками других народов. Работа с картинными иллюстрациями к произведению. Соотнесение содержания сказки с пословицей. Выявление подтекста сказки.

Находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей.

Составлять сказку по схеме, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения.

Составление плана. Создание своего варианта

развития сюжета.

с.40-44 – выразительное чтение, по ролям

54

Латышская сказка «Два брата».

Знакомство со сказками других народов. Работа с картинными иллюстрациями к произведению. Соотнесение содержания сказки с пословицей. Выявление подтекста сказки.

Находить главную мысль в тексте; соотносить содержание сказки с пословицей.

Составлять сказку по схеме, иллюстрировать прочитанное, определять тему, идею произведения.

Составление плана. Создание своего варианта

развития сюжета.

с.45 - 48 – выразительное чтение

55

Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро».

Подготовка к выразительной декламации, выступлению в Радиотеатре.

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать авторскую и народную сказку.

Читать вслух плавно по слогам или целыми словами, определять эмоциональный характер текста, высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Деление текста на части

с озаглавливани-ем. Пересказ текста с опорой

на план. Чтение по ролям. Словесное рисование портретов героев

с.49 – 50 – по ролям, с.51-пересказ

56

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Тренировка осознанного и выразительного чтения, подготовка к Радиотеатру.

Различать сказки бытовые и волшебные, о животных, обосновывать своё мнение; выразительно читать; пересказывать близко к тексту.

Обобщать прочитанное, сравнивать произведения схожей тематики, соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Деление текста на части

с озаглавливани-ем. Пересказ текста с опорой

на план. Чтение по ролям. Словесное рисование портретов героев.

Сопоставление портрета

черепахи и скорпиона.

с.52  - 56 по ролям

57

И Крылов «Чиж и Голубь».

Выявление подтекста читаемого произведения. Определение темы текста.

Объяснять, какая мудрая мысль высказана в басне.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Составление плана. Выделе-ние главной мысли.

Формулирование морали произведения.

с.57 наизусть

58

Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Пополнение словарного запаса.

Объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям басни.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Составление плана. Выделение главной мысли.

Формулирование морали произведения.

с.58 - 59-по ролям, с.60 – выразительное чтение.

59

Г. Ладонщиков «В старой сказке».

Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

По перечисленным признакам определить жанр

произведения.

с.61-62-выразительное чтение

60

Русская народная сказка «Баба-Яга».

Знакомство с сюжетной схемой волшебной сказки. Составление картинного плана. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

По перечисленным признакам определить жанр

произведения.

с.60-62 – пересказ от 1 лица.

61

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.

Понимать значение терминов «драматизация», «волшебная сказка». Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить при-меры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Сочинение своих сказок.

с.69-72 – по ролям.

62

Обобщающий урок «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших».

Работают с картинными иллюстрациями к произведению. Соотносят содержание сказки с пословицей.

Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

— эстетическая оценка

героев.

Рисунок к любимому произведению

63-64

Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Самостоятельно найти  другие произведения

данного автора.

с.74 – 85

пересказ

65

Английская сказка «Хромая Молли».

Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Передача с помощью

интонации отношение к

героям произведения.

с.86 - 94 – пересказ от 1 лица

66-67

Чешская сказка «Златовласка».

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Выявление примеров звукоподражания.

Определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Иллюстрировать прочитанное. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

По перечисленным признакам определить жанр

произведения.

с.96-112 - вопросы

68-69

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».

Характеристика персонажа. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.

Выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на

смысловые части, составлять его простой план.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке к Радиотеатру.

Анализ поступков геро-

ев. Деление на части,

составление плана,

краткий пересказ текста.

с.113-132  - выразительно, иллюстрация

70

Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Выделение языковых средств художественной выразительности.

Анализировать языковые средства выразительности. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Чтение в лицах, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризую-щих действующих

лиц, события. 

с.135-137 – выразительное чтение

71

Тест «Работа с текстом, книгой»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

тестирование

Рисунок к любимому произведению

72

Ю. Морц «Разговаривали вещи».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка

героев.

с.138-141 – выразительное чтение, вопросы

73-74

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; составлять рассказ от лица героев.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

Составление плана. Со-

здание своего варианта

развития сюжета.

с.142-148 – подобрать 5 пословиц, подходящих к данному сюжету.

75-76

Х. К. Андерсен «Ель».

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение отношения автора к персонажу.

Определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; составлять рассказ от лица героев.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

Анализ поступков геро-

ев. Деление на части,

составление плана,

краткий пересказ текста.

с.148-163 – выразительное чтение, 2 вопроса по содержанию.

77-78

Е. Пермяк «Некрасивая Елка».

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение отношения автора к персонажу.

Читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Анализ поступков героев. Деление на части, составление плана, краткий пересказ текста.

с.165-175 – выразительное чтение, с. 177 – вопросы 10-12

79

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Чтение по ролям, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризующих действующих

лиц, события

с.178 - 183-выразительное чтение, вопросы 8,9

80

Обобщающий урок «Волшебные литературные сказки».

Работают с картинными иллюстрациями к произведению. Соотносят содержание сказки с пословицей.

Отвечать на вопросы по содержанию сказки; высказывать свое отношение к героям сказки; оценивать поступки героев сказки.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения, выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Чтение разных видов: выборочное, по ролям…

Рисунок к любимому произведению

81-82

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Знакомство с фольклорными произведениями. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Объяснять значение термина «диалог». Составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Сочинение своих сказок.

с.4-18 – пересказ

83

Н. Артюхова «Трусиха».

Деление текста на смысловые части и их озаглавливание. Составление рассказа по иллюстрации. Определение идеи произведения.

Определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка героев.

с.20-22 – вопросы

84

Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».

Деление текста на смысловые части и их озаглавливание. Составление рассказа по иллюстрации. Определение идеи произведения.

Определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка героев.

с.23-25 – выразительное чтение.

85

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

Составление рассказа по плану. Определение темы произведения. Характеристика исторического героя - защитника Родины.

Определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять эмоциональный характер текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Формулирование идейного вывода произведения. Составление описания художественных

образов произведения.

с.26-36 – составить словесный портрет М. Кузьмина (письменно)

86

B. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

C. Баруздин «Страшный клад».

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Формулирование идейного вывода произведения. Составление описания художественных

образов произведения.

с.37-38 – выразительное чтение, с.38-40-пересказ

87

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

Оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Формулирование идейного вывода произведения. Составление описания художественных

образов произведения.

с.42-48 выразительное чтение, с.48-49 – вопросы

88

Тест «Работа с текстом и книгой»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

тестирование

5 пословиц об отваге и храбрости

89

В. Осеева «Печенье», «Лекарство».

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, скромности. Чтение по ролям.

Понимать значение термина «логическое ударение». Определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Определение главной

мысли текста. Владение

выборочным пересказом.

с.50-53 – выраз. чтение

90

Б. Емельянов «Мамины руки».

Чтение по ролям. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Устанавливать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

Определение главной

мысли текста. Владение

выборочным пересказом.

с.53-56 – выраз. чтение, пересказ

91

Л. Яковлев «Альбом фотографий».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Составлять монологические высказывания.

Выделение эпитетов и сравнений.

с.57 – 59 наизусть

92

Тест «Работа с текстом и книгой»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

тестирование

Рисунок к любимому произведению

93

В. Драгунский «…Бы».

Определение темы и жанра произведения. Характеристика персонажа. Пополнение словарного запаса.

Объяснять авторское отношение к героям;
читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.61-64 – выраз. чтение

94

Н. Артюхова «Трудный вечер».

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: доброжелательности, чуткости, стремления прийти на помощь. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка  героев.

с.66-71 – выраз. чтение

95-96

М. Зощенко «Золотые слова».

Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу.

Объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с
опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения, анализировать произведение.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Чтение в лицах, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризующих действующих

лиц, события.

с.72-84 – пересказ, по ролям

97

Адыгейская сказка «Девочка-птичка».

Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с сюжетной схемой.

Прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.

По перечисленным признакам определить жанр

произведения.

с.85-91 – выразительное чтение

98

Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Контрольное чтение

Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с сюжетной схемой.

Прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.

По перечисленным признакам определить жанр

произведения.

Техника чтения.

с.85-91 – рисунок , вопросы

 99-100

Испанская сказка «Птица-Правда».

Знакомство с приёмом «сравнение». Составление картинного плана, работа с деформированным планом. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный;  выделять особенности героев сказки;  анализировать иллюстрации;  различать сказки народные и литературные.

Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста.

Составление плана. Выделение главной мысли.

Формулирование морали сказки.

с.92-117 - пересказ

101-102

А. Платонов «Разноцветная бабочка».

Знакомство с новым жанром «легенда». Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Формулирование идейного вывода произведения. Составление описания художественных

образов произведения.

с.117-132

рисунок

103-104

Русская народная сказка «Подземные царства».

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Понимать значение термина «троекратное повторение». Находить троекратное повторение в тексте; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события и героев произведения.

Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное.

Сочинение своих сказок.

с.133-145

пересказ

105

Обобщающий урок «Произведения о семье»

 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

Чтение разными видами: выборочное, по ролям…

Пословицы о семье

106

Ф. Тютчев «Зима не даром злится».

М. Пришвин «Капля и камень».

В. Железников «Три ветки мимозы».

Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное.

Выделение эпитетов и сравне-

ний.

с.146-147 наизусть

с.148-153

читать

107

И. Северянин «Отчего?».

 Г. Новицкая «Подснежник».

В. Берестов «Мать-и-мачеха».

Выделение языковых средств художественной выразительности.

Объяснять значение терминов «языковые средства выразительности», «рифма». Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.154-158

рисунок

108

Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»

А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»).

Знакомство с олицетворением. Обогащение словарного запаса. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование».

Определять эмоциональный характер текста; читать осонанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.159-161

наизусть

109-110

К. Паустовский «Стальное колечко».

Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Пересказывать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею произведения; характеризовать героев.

Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка героев.

с.162-173

чтение

111

А. Майков «Ласточка примчалась...».

А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...».

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».

А. Чехов «Весной».

Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Анализировать стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Иллюстрировать прочитанное. Выявлять логические паузы и ударения. Обосновывать своё мнение. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.174-179

наизусть

112

Я. Аким «Апрель».

Знакомство с приёмом сравнения. Обогащение словарного запаса. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование».

Определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Выделение эпитетов и сравне-

ний.

с.179-180 - наизусть

113

А. Блок «Вербочки».

Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Черемуха».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.        

Анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.182-185

наизусть

114

Тест «Навык чтения»

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.

Работать самостоятельно, действовать по инструкции, осуществлять самоконтроль.

тестирование

Рисунок к любимому произведению

115-116

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…».

Н. Вагнер «Сказка».

Анализ заголовка произведения. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру.

Прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения; выполнять творческий пересказ; отличать рассказ от сказки; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.3-29 – выраз. чтение

117

Братья Гримм «Рапунцель».

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Составление плана. Выделение главной мысли.

Формулирование морали сказки.

с.30-38 – выраз. чтение

118-119

Французская сказка «Красавица и чудовище».

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения, обогащение словарного запаса. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Прогнозировать; соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения; соотносить данную характеристику с конкретным персонажем.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Поиск различия волшебных сказок, бытовых и сказок о животных.

с.39-51 - вопросы

120

Х.К. Андерсен «Ромашка».

Анализ текста, ответы на вопросы по содержанию. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств.

Характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.

Анализ произведений.

Чтение по ролям.

Составление диафильмов к произведению.

с.53-60 – по ролям

121

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям. Определение количества смысловых частей. Работа с деформированным планом.

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художственного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка героев.

с.61-65 – выраз. чтение

122-123

Русская народная сказка «Перышко Финиста – ясна сокола».

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Определение идеи произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

Сочинение своих сказок.

с.67-88 - вопросы

124-125

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».

Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Анализ произведений.

Чтение по ролям.

Составление диафильмов к произведению.

с.89-103 – по ролям, вопросы

126

А. Фет «Облаком волнистым…».

И Тургенев «Воробей».

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

Определять лирическое стихотворение. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Выделение эпитетов и сравне-

ний.

с.104-107 – выраз. чтение, вопросы

127

Р. Сеф «Чудо».

А. Прокофьев «Люблю березу русскую…».

К. Паустовский «Заботливый цветок».

Знакомство с понятием «психологическая пауза». Паузы - длительные и короткие - в зависимости от смысла читаемого.

Характеризовать понятие «психологическая пауза». Читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Составлять краткие монологические высказывания на основе литературного текста.

Самостоятельная работа над выразительным

чтением стихотворения

по памятке.

с.108-122-выраз. чтение

128

В. Жуковский «Родного неба милый свет…».

С. Маршак « О том, как хороша природа».

Н. Абрамцева «Радуга».

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

Давать определение лирического стихотворения. Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Передача с помощью

интонации отношения к

героям произведения.

с.122-130 - наизусть

129

Стихи русских поэтов о весне.

Контрольное чтение.

Проверка техники чтения.

Осознанно, с выражением читать текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Контролировать, анализировать, оценивать свои действия.

Самостоятельная работа

над выразительным

чтением стихотворения

по памятке. Техника чтения

Рисунок  к любимому произведению

130

Ю. Могутин «Берег Бродячих камешков».

М. Пришвин «Дятел».

Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Самостоятельно работать с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; пересказывать текст; объяснять значение словосочетаний.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Чтение в лицах, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризующих действующих

лиц, события.

с.132-136 – выраз. чтение

131

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного по заранее составленному плану.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

Сопоставление особенностей художественных

образов. Эмоционально

- эстетическая оценка героев.

с.141-156 - пересказ

132

О. Дриз «Счастье».

Б. Заходер «Что красивей всего?».

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.

Объяснять значение понятия «лирическое стихотворение». Выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Чтение в лицах, самостоятельное нахождение в тексте слов и вы-

ражений, характеризующих действующих

лиц, события.

с.156-159 – выраз. чтение, вопросы

133

Белорусская сказка «Музыка - чародейник».

Составление плана произведения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Составление плана. Со-

здание своего варианта

развития сюжета.

с.160-168 – пересказ, вопросы

134-135

Итальянская сказка «Тайна Флорио».

Освоение приема драматизации. Определение идеи произведения. Характеристика персонажа.

Читать осознанно текст художственного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Пересказывать прочитанное. Выразительно читать литературные произведения, разыгрывать сценки.

Анализ произведений.

Чтение по ролям.

Составление диафильмов к произведению.

с.170-183 – по ролям

136

И. Мазнин «Давайте дружить»,

Ю. Ким «Летучий ковер». Шефнер В. «Миг»

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Выражать собственное аргументированное мнение о произведениях и героях.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Выделение эпитетов и сравне-

ний.

с.184-187 – выраз. чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...