Рабочая программа по чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1 класса (вариант 1)
рабочая программа по чтению (1 класс)

Попкова Ирина Александровна

Рабочая программа курса «Чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

Цель: научить школьников правильно и осмысленно читать доступ­ный их пониманию текст.

Задачи:

- работа над звуковой стороной языка;

- развитие у ребенка слухо­вого внимания;

- работа по формированию правильного звукопроизношения;

- овладению навыками чтения;

- поддержка интереса к учению, выра­ботка положительной мотивации, формирование нравствен­ной и волевой готовности к обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chtenie_1_kl.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа

по чтению

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

1 класса

(вариант 1)

                                             Составитель:

учитель начальных классов

  Попкова И.А.

г. Петропавловск-Камчатский

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

Цель: научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

Задачи:

- работа над звуковой стороной языка;

- развитие у ребенка слухового внимания;

- работа по формированию правильного звукопроизношения;

- овладению навыками чтения;

- поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

Организация работы по программе

    Курс чтения в 1 классе рассчитан на 99 ч. Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Уроки проводятся в первую половину дня, 3 раза в неделю. На урок отводится 30 минут. Оставшиеся до звонка 10 минут отводятся на подвижные, дидактические игры по предмету. Количество часов, указанных в программе, постоянное.  

Специальные методы и приемы работы

          Каждый урок чтения оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Кроме фронтальной формы, на уроках организуется также работа в группах и парах, индивидуальная работа.

             При организации различных форм учебного процесса осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления. На уроках учителем создаются ситуации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию, а также условия для речевого акта, в процессе которого школьник как бы «извлекает» из речи педагога или из специально созданной ситуации необходимые ему умения и навыки.

Включение в урок различных форм диалогов, постановка проблемных вопросов и заданий способствуют формированию мотивации высказывания школьника.

 С целью формирования речи и освоения языка, в каждый урок включаются специальные коррекционные упражнения по отработке той или иной функции психических процессов.

Применяется система специально разработанных лексических игр и упражнений, формирующих потребность в общении, лексические игры и задания с акцентом на интеллектуальный компонент, система упражнений и заданий компенсаторно-развивающего характера, формирующих механизмы продуктивных способов речевого общения. Комбинация разнообразных методов и приемов обучения обеспечивает смену видов деятельности учащегося, а также доминантного анализатора, через который поступает информация.        

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

а) устный:

- фронтальный опрос,

- индивидуальный опрос.

Структурное содержание программы

Обучение грамоте осуществляется в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

           Основные задачи добукварного периода — подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.                

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют   артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи.    Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями «слово», «часть слова» (слог), «звук».  Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме, делить предложения на слова, слова на слоги, выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует также предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, упражняются в составлении комбинаций из полосок, геометрических фигур, расположении их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения осуществляются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двухсложные слова на слоги, выделять звуки [а], [у], [м] в начале слов, владеть графическими навыками.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, слоги со стечением согласных.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.

Основным методом обучения чтению является чтение «по следам анализа».

Основное содержание программы

Добукварный период (10 ч)

1.  Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя»; «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение».

2.   Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3.   Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

4.  Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук лук, стол стул, палка лапка).

Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-лова). Узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков.

 Букварный период (89 ч)

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных О, М, С.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: Ш, Л, Н, Ы, Р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ло).

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, т, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трех слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Практическое различение при чтении гласных и согласных, согласных звонких и глухих (в сильной позиции), твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов со стечением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Повторение пройденного за год (5 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные действия

― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

― осознания себя как члена семьи, одноклассника;

― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

― положительного отношения к окружающей действительности;

― понимания правил поведения в современном обществе.

Регулятивные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание).

Коммуникативные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода

Достаточный уровень:

понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

знать правила поведения учащихся в школе;

понимать и выполнять правила посадки за партой;

называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;

исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

пользоваться карандашом, ручкой;

рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

рисовать несложные орнаменты, рисунки;

выполнять штриховку;

рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Минимальный уровень:

знать правила поведения учащихся в школе;

знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

знать основные цвета;

различать звуки окружающей действительности;

находить лишний предмет по цвету, форме, величине;

иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;

выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

пользоваться карандашом, ручкой;

рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.

Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте

Достаточный уровень:

различать звуки на слух и в собственном произношении;

знать буквы, различать звуки и буквы;

различать гласные и согласные звуки;

определять звуки в начале и в конце слова;

определять количество слогов в слове;

определять количество слов в предложении;

читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Минимальный уровень:

различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

знать и различать буквы;

читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Учебник:

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

- электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.

4. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер.

5. Учебно-практическое оборудование:

- касса букв и слогов;

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

- слоговые таблицы;

- дидактические игры;

- образца написания букв;

- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;

- конструктор.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Темы уроков

Формируемые

БУД

1 четверть (24 ч)

4.09

Школьные предметы, игрушки.

Личностные действия

― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,

― понимания правил поведения в современном обществе.

  • положительное отношение к школе, к урокам чтения;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • ориентироваться на странице в учебнике;

Регулятивные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Познавательные действия

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);

Коммуникативные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

5.09

Понятие «слово». Условно-графическое изображение отдельных слов. Семья.

7.09

Слово, графическое изображение. Овощи, фрукты.

11.09

Предложение. Составление предложений из 2 слов.

12.09

Составление предложений из 3 слов. Фрукты.

14.09

Различие слов, сходных по звучанию. Дифференциация.

18.09

Понятие «слог». Деление слов на слоги.

19.09

Деление слов на слоги. Одежда. Составление рассказа.

21.09

Понятие «звук». Гласные звуки.

25.09

Выделение звука [а] в начале слова. Сказка «Репка».

26.09

Выделение звука [у] в начале слова.

28.09

Выделение звука [м] в начале слова. Сказка «Колобок».

2.10

Звук [а]. Буква А, а. Слова, которые начинаются со звука [а]. Чтение букв.

3.10

Звук [у]. Буква У, у. Слова, которые начинаются со звука [у]. Чтение букв.

5.10

Звукобуквенный анализ слов ау, уа.

9.10

Звук [о]. Буква О, о. Слова, которые начинаются со звука [о]. Чтение букв.

10.10

Звук [м]. Буква М, м. Понятие «согласный звук».

12.10

Буква М, м. Чтение слогов ам, ом, ум.                                                                                                                                                                                                                                                                    

16.10

Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ом-мо, ум-му.

17.10

Звук [с]. Буква С, с.

19.10

Чтение и составление слогов с изученными буквами.

23.10

Звук [х]. Буква Х, х.

24.10

Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо.

26.10

Слоги, слова с буквой х.

2 четверть (23 ч)

7.11

Звук [н]. Буква Н, н. Чтение слогов с буквой    н.

Личностные действия

― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,

― осознания себя как одноклассника;

― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

― положительного отношения к окружающей действительности;

― понимания правил поведения в современном обществе.

  • положительное отношение к школе, к урокам;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебных пособиях, учебных материалах;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

Регулятивные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать в общем темпе;

Познавательные действия

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • понимать различие между звуками и буквами;

Коммуникативные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

9.11

Чтение слов с буквой н. Составление и чтение предложений.

13.11

Звук [ы]. Буква ы. Чтение слогов, слов с буквой ы.

14.11

Чтение по следам звукобуквенного анализа слов с буквой ы.

16.11

Звук [л]. Буква Л, л. Составление и чтение слогов, слов с буквой л.

20.11

Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога.

21.11

Звукобуквенный анализ, составление и чтение слов с изученными буквами.

23.11

Звук [в]. Буква В, в. Чтение слогов, слов с буквой в.

27.11

Чтение слов, предложений с буквой в.

28.11

Звук [и]. Буква И, и. 

30.11

Чтение слогов, слов с буквой и.

4.12

Чтение слов, предложений с буквой и.

5.12

Звук [ш]. Буква Ш, ш. Чтение слогов с буквой ш.

7.12

Дифференциация звуков [с] - [ш]. Чтение слогов, слов, предложений.

11.12

Сочетание ши. Составление и чтение слов с сочетанием ши.

12.12

Звук [п]. Буква П, п.

14.12

Чтение слогов, слов с буквой п.

18.12

Чтение слов, предложений с буквой п.

19.12

Звук [т]. Буква Т, т.

21.12

Чтение слогов, слов с буквой т.

25.12

Чтение слогов, слов с изученными буквами.

26.12

Составление, чтение слов, предложений с изученными буквами.

28.12

Составление, чтение слов, предложений с изученными буквами.

3 четверть (29 ч)

9.1

Звук [к]. Буква К, к. Чтение слогов, слов с буквой к.

Личностные действия

― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,

― осознания себя как одноклассника;

― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

― положительного отношения к окружающей действительности;

― понимания правил поведения в современном обществе.

  • положительное отношение к школе, к урокам;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться на странице в учебнике;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

Регулятивные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности;

Познавательные действия

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание).

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

Коммуникативные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

11.1

Чтение слов, предложений с буквой к. Внеклассное чтение. Стихи А.Барто. Игрушки.

15.1

Составление, чтение слов, предложений с изученными буквами.

16.1

Звук [з]. Буква З, з. Чтение слогов, слов с буквой з.

18.1

Чтение слогов, слов, предложений с буквой з. Внеклассное чтение. Стихи С. Маршака. Детки в клетке.

22.1

Дифференциация звуков [з] - [с].

23.1

Звук [р]. Буква Р, р. Чтение слогов с буквой р.

25.1

Чтение слов, предложений с буквой р. Внеклассное чтение. Стихи С. Маршака. Мяч.

29.1

Дифференциация звуков [л] - [р]. Упражнение в чтении слогов, слов с л-р.

30.1

Звук [й]. Буква й. Чтение слогов, слов.

1.2

Дифференциация звуков [и] - [й]. Внеклассное чтение. Стихи Михалкова. Трезор.

5.2

Звук [ж]. Буква Ж, ж. Чтение слогов, слов с буквой ж.

6.2

Дифференциация звуков [ж] - [ш].

8.2

Сочетание жи-ши. Чтение слов.

12.2

Звук [б]. Буква Б, б. Внеклассное чтение. Сказка Сутеева. Раз, два – дружно.

13.2

Чтение слов, предложений с буквой б.

15.2

Дифференциация звуков [б] - [п].

26.2

Звук [д]. Буква Д, д.

27.2

Чтение слогов, слов с буквой д.

29.2

Дифференциация звуков [д] - [т]. Внеклассное чтение. Сказка Сутеева. Под грибом.

4.3

Звук [г]. Буква Г, г. Чтение слогов, слов с буквой г.

5.3

Дифференциация звуков [г] - [к].

7.3

Чтение предложений. Внеклассное чтение. Сказка. Петушок и бобовое зёрнышко.

11.3

Буква ь.

12.3

Чтение слов с буквой ь.

14.3

Чтение слов, предложений с буквой ь.

18.3

Буква Е, е. Чтение слов с буквой е в начале слова.

19.3

Чтение слов с буквой е в начале слова, в середине слова. Внеклассное чтение. Сказка. Лиса и волк.

21.3

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Внеклассное чтение. Сказка. Маша и медведь.

4 четверть (22 ч)

1.4

Буква Я, я. Чтение слогов, слов с буквой я.

Личностные действия

― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,

― осознания себя как одноклассника;

― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

― положительного отношения к окружающей действительности;

― понимания правил поведения в современном обществе.

  • положительное отношение к школе, к урокам;
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться на странице в учебнике;
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в тетрадях и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные действия

- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание).

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • различать слово и предложение, слово и слог;
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из данных слов;
  • составлять предложения по схеме;
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.

Коммуникативные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

2.4

Дифференциация звуков [а] - [я].

4.4

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Внеклассное чтение. К. Чуковский. Телефон.

8.4

Буква Ю, ю. Чтение слов с буквой ю в начале и в середине  слова.

9.4

Чтение слов с буквой ю в начале и в середине  слова

11.4

Дифференциация звуков [у] - [ю]. Внеклассное чтение. К. Чуковский. Муха – Цокотуха.

15.4

Буква Ё, ё. Чтение слов с буквой ё в начале слова, в середине слова.

16.4

Чтение слов, предложений с буквой ё.

18.4

Звук [ч]. Буква Ч, ч. Чтение слов с буквой ч.

22.4

Сочетания ча-чу. Чтение слов, предложений с изученными буквами.

23.4

Звук [ф]. Буква Ф, ф. Чтение слов с буквой ф

25.4

Дифференциация звуков [в] - [ф].

27.4

Звук [ц]. Буква Ц, ц. Чтение слов с буквой ц.

2.5

Дифференциация звуков [с] - [ц].

6.5

Дифференциация звуков [ч] - [ц].

7.5

Звук [э]. Буква Э, э.

13.5

Чтение слов с буквой э.

14.5

Звук [щ]. Буква Щ, щ.

16.5

Чтение слов с буквой щ. Сочетания ща-щу.  Внеклассное чтение. К. Чуковский. Путаница.

20.5

Буква ъ.

21.5

Чтение слов с буквой ъ.

23.5

Чтение слов с буквами ь, ъ. Проверка техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Рабочая программа состоит из блоков "Произношение", "Развитие речи". Блок "Логоритмика" включен в виде элементов в  два ранее названых блока.Программа рассчитана на ...

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вари...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная  рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...

Рабочая программа по ручному труду для слепых -5 класс (вариант 3.3)

Рабочая программа по ручному труду для слепых -5 класс (вариант 3.3)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». 1 класс (вариант 3.2.)

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык". 1 класс. Разработана для обучения  незрячих детей....

Типовая рабочая программа по предмету "Математические представления" 1дополнительный - 4 классы (вариант 2)

Данные материал будет полезен для педагогов работающих с детьми с умеренной умственной отсталостью. В материале содержится программа, КТП, перечень учебной литературы....