Урок литературного чтения на тему
«Учитесь видеть Красоту» по произведению В.Хмельницкого «Снег и скрипка»
Образовательная система «Школа 2100» Учебник «Маленькая дверь в большой мир», авторы Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В., 2 класс
Разработала урок Маринина Валентина Ивановна, учитель начальных классов
Тема: Учитесь видеть Красоту. В.Хмельницкий «Снег и скрипка». Цель: знакомство с произведением В.Хмельницкого. Задачи: Образовательные: - организовать деятельность учащихся для изучения и анализа произведения; - учить выразительному чтению сказок; - учит Развивающие: - развитие и обогащение речи учащихся; - развитие фантазии, творческого воображения через различные виды работы над сказкой; Воспитательные: - раскрыть нравственный смысл произведения (видеть красоту окружающего мира); - воспитание культуры общения. Оборудование: карточки-подсказки, памятки с критериями оценивания выразительного чтения, карточки для работы в группах, резаная бумага для эксперимента, макеты телефонных трубок, плакат схема зрительно-двигательных траекторий (по методике В.Ф. Базарного); запись произведений Вивальди «Времена года».
Ход урока:
- Организационный момент
Друзья мои! Я очень рада вновь Видеть свой любимый класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений: Мы вместе сочиним урок!
- Целеполагание.
- Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Самое обыкновенное чудо». Познакомимся с еще одной сказкой- миниатюрой Виктора Хмельницкого, научимся выразительно читать сказку, найдем в ней красивые слова, определим настроение автора и свои чувства, поработаем в творческой мастерской. Ваша задача: определить, какой нравственный урок вы получили, читая сказки В.Хмельницкого.
III. Проверка домашнего задания: - Работа в парах. Задание «Телефонный разговор». (Ученики держат в руках модель телефонной трубки и читают друг другу наизусть сказку- миниатюру В.Хмельницкого «Соловей и бабочка»). На партах памятки с критериями оценивания выразительного чтения.
Оценка чтения товарища сигнальными карточками: красиво прочитал, без ошибок; хорошо, были небольшие недочеты; надо еще подучить. - Проверка творческого задания: читают двустишия, которые сочинили из данной пары слов («бело- замело»)
- Итак, чем особенны сказки Виктора Хмельницкого? (можно увидеть необычное в обычном) Что означает сказка – миниатюра?
IV. Усвоение новых знаний: - «Погружение» в урок:
- Отгадайте загадку: белый, пушистый, летит, порхает, кружится. (Снег) - Первичное чтение учителем сказки.
- Обмен впечатлениями:
- Какие чувства возникли в вашем сердце? Почему?( На столах у детей карточки- подсказки) - Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте. - Найдите слова, передающие чувства автора. - Придумайте мелодию к этой сказке. (лирическая песня, звучание скрипки) - Представьте, что вам нужно нарисовать картину к этой сказке. Какие краски вы бы использовали? 4) Словарная работа: (читают слова по слогам, затем – целым словом) Беззвучно, растопыренными. - Проведем эксперимент: изобразите, как снег летит беззвучно (на столах мелко нарезанная бумага, дети изображают летящий снег) - Изобразите растопыренные пальчики – снежинки. 5) Самостоятельное чтение сказки (звучит музыка Вивальди). - На сколько частей можно разделить текст? - Озаглавьте каждую часть словами из текста, у вас получится цитатный план (на доске). - Каким вы видите Снег? Опишите его. - Почему Снег скрипит? (Ответы детей: он так играет свою мелодию. Снег – это замерзшая вода и она хрустит, когда ломается лед. Снег еще плохо «играет» на скрипочке, он только учится.) - Какой характер у Снега? - Какими словами автор дает нам понять, что Снег научится летать? («Это пока Снег только скрипит…»). - Придумайте свое название сказки. (Варианты детей: Почему Снег скрипит? Что услышал Снег? Пока Снег маленький….) - Подберите из текста строки, которые подходят к иллюстрации в учебнике. - Какими средствами художественной выразительности пользовался автор? - Найдите в сказке образные средства языка, олицетворения, сравнения, эпитеты.
- С какой целью использует их автор? (Варианты детей: чтобы передать красоту снегопада, найти поэзию в обычной жизни, показать необычное в обычном, …) - Почему привычные вещи в сказке озарились волшебным светом? (Ответы детей: их оживили, они несут радость, доброту) - Работа над выразительностью. 2 ученика читают сказку, дети оценивают выразительность чтения по памяткам.
- Физпауза.
- Закрепление знаний и способов действий:
Дифференцированное задание:
1 группа – из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не использовались.
Садился Порхал Крутился Падал Опускался Сидел Болтал Сказал Подумал Молчал |
2 группа – пересказать текст по опорным словам: снег, беззвучно опускался, падал, растопыренными снежинками, услышал скрипку. 3 группа – придумайте продолжение сказки. Проверка выполнения заданий. - Понравилась вам сказка? - какой нравственный урок вы получили? (Варианты ответов: учись видеть красоту. Красота рядом с нами, надо только уметь ее видеть. Как прекрасен этот мир! Красота спасет мир! )
- Физпауза (по методике Базарного)
- Творческая мастерская. Работа в группах.
- Продолжаем сочинять урок. Работает творческая мастерская. 1 группа – Продолжите сказку по ее началу: «Вата спускалась все ниже и ниже, а снега все не было. И вот…». 2 группа – Сочините сказку по картинке. 3 группа – Сочините сказку от шуточного вопроса: «О чем мечтала сосулька?» 4 группа – Придумайте сказку о запахах зимы. 5 группа – Сочините «Белую сказку». 6 группа – Постройте модель зимней сказки. Представитель каждой группы зачитывает результаты творческой работы. Ученики обмениваются мнениями.
- Домашнее задание:
- выразительное чтение сказки; На выбор: - Выучить сказку наизусть.
- Сочинить стихотворение по рифме «скрипучий – колючий»
- Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
- Рефлексия:
- Какие задания показались вам наиболее интересными? - Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Итог урока:
- Понравился ли вам урок? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Оцените его по следующим критериям (на доске): Интересный Неинтересный Полезный Бесполезный Легкий Трудный |
- Что было для вас интересным? Что – полезным? Спасибо за урок!!!
|