Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.
2. Развивать:
а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
б) воображение, творческую способность детей,
в) навыки работы в мини-группах.
3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alenkiy_cvetochek.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Оценка результатов деятельности ученика | Примеча-ния | ||
Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» | |||||||
Цели: 1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой. 2. Развивать: а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения; б) воображение, творческую способность детей, в) навыки работы в мини-группах. 3. Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы, воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам. | |||||||
Актуализация знаний и постановка проблемы | 1.Организационный момент. 2.Речевая разминка. Предлагаются анаграммы. ОРОВАН (ворона) ДЕВЬМЕД (медведь) ТЛЯЕД (дятел) Проворонила ворона воронёнка. Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда, много пчёл. Дятел дуб долбил, да не додолбил. | Расшифровать анограммы, вспомнить скороговорки, в которых эти слова встречаются, произнести скороговорки быстро. | Метапредметные (М/П) Развитие логического мышления (синтез) Развитие артикуляционного аппарата | Самоконтроль по презентации | Слайд 1 Слайд 2 | ||
Формулирование темы урока | 3.Подготовительный этап. - Посмотрите на выставку книг, определите, какую книгу можно назвать лишней и почему? Например: Ш. Перо «Красная шапочка», Русская народная сказка «По-Щучьему велению», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», А.Н.Толстой «Буратино», Русская народная сказка «Снегурочка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и В.Бианки «Чей нос лучше». - Какую книгу назовёте на этой выставке лишней, почему? - На какие группы можно разделить оставшиеся книги? - Какие жанры литературных произведений вы знаете? - Что мы называем сказками? - Какие виды сказок бывают? Сегодня на уроке мы поведём разговор о сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": о ее создании, сюжете, идее и героях. Поучимся работать самостоятельно и в группах. | Классифицируют книги, сравнивают, выявляя сходные черты, признаки соответствия и несоответствия. Определяют жанр литературного произведения | М/П Регулятивные: Учаться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с выставкой книг. Развитие логического мышления (классификация и сравнение) Приобщать детей к основам отечественной культуры | Самоконтроль по презентации | Слайд 3 Слайд 4 | ||
Совместное открытие знаний | Познакомимся с некоторыми биографическими моментами жизни Аксакова Сергея Тимофеевича. Сообщение №1 Немного произведений оставил после себя этот писатель, но одно из них можно по праву назвать «жемчужиной» русской литературы – это сказка «Аленький цветочек». Интересна история написания этого произведения. Если вы откроете начало сказки и прочитаете вступление, вы обратите внимание, что эту сказку Аксаков посвятил своей внучке Оленьке. А история здесь такова. Сообщение №2 А откуда появился сюжет этой замечательной сказки? Сам писатель в своих воспоминаниях рассказывает вот такую историю. Сообщение №3 -А сейчас мы откроем двери в эту удивительную сказку. -К какому виду сказок мы определим сказку «Аленький цветочек»? -Какие признаки волшебной сказки в ней встречаются? -На самом деле их гораздо больше. Русский учёный В.Пропп изучая волшебные сказки, выделил 30 таких признаков. Все вместе они составляют примерную схему событий волшебной сказки. Вот 10 наиболее часто встречающихся признаков:
-Разумеется, не в каждой сказке события развиваются только именно по этим признакам. Возможно добавление новых и исключение некоторых из названных событий, нарушение последовательности. -Какими из этих признаков можете дополнить свои ответы? Работа над содержанием сказки. - Назовите главных героев сказки. 1. Кем был отец трёх дочерей? Куда отправился купец? Сколько времени дал он на раздумье дочерям? 2. Какие подарки просили привезти дочери купца? (отрывок зачитывается по ролям: автор, купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь) 3. Как купец оказался в дремучем лесу? 5. Какой был дворец? 6. Чему удивился купец? 4. Как купец нашёл аленький цветочек? Что с ним случилось после того как он сорвал цветочек? 7. Прочитайте описание лесного чудища. Физминутка Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные. 8. С каким условием отпустил чудище купца домой? 9. Как купец оказался дома? 10. Как дочери встретили отца? 11. Почему младшая дочь согласилась помочь отцу? Как это её характеризует? 12. Что стало с девушкой, когда она увидела зверя лесного в первый раз? 13. Как жилось девушке во дворце? 14. Что стало с лесным зверем? 15. Какое заклятье наложила колдунья на принца? 16. Чем закончилась сказка? | Выступления учащихся, подготовивших дома сообщения Определяют вид сказки, называют признаки волшебной сказки Выборочное чтение (учащимся заранее давался список вопросов, по которым они должны были найти отрывки в тексте сказки, сделав метки по номерам вопросов). Изображают мимикой, жестами лесное чудище. Чтение по ролям | Познавательные: Общеучебные:, умение пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями, умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать ее, строить речевое высказывания в устной форме. Личностные: развитие памяти Предметные: Знание видов сказок, их отличительные признаки. Предметные Учатся ориентироваться в содержании книги, овладевают приёмами работы с книгой, совершенствуют навык осознанного, выразительного беглого чтения Личностные Развивать воображение, творческие способности Предметные: уметь находить в тексте слова персонажей, определять нужную интонацию, правильно передавать её при чтении. | - Понравились ли сообщения ваших одноклассников? -Что запомнилось больше всего? - Как вы оцените для себя услышанный материал? (см.Рефлексия) Оцените, как вы подготовились к выборочному чтению +было легко -было трудно. Почему испытывали трудности | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | ||
Закрепление изученного материала | - А теперь немного поразмышляем. - Ещё раз вспомните, кто главные герои сказки? - А почему она называется «Аленький цветочек»? - Является ли он главным героем? - Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему? - Как вы думаете, символом чего является аленький цветочек? - Чему учит эта сказка? Вывод: Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. | Давая характеристику главным героям, высказывают свои мысли, приводят аргументы для их подтверждения; делают вывод по главной мысли произведения. Отвечают на вопросы, слушают выступления товарищей, дополняют ответы по ходу беседы, используя текст. | Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: формировать готовности выражать и отстаивать свою позицию, совершенствовать эмоциональную сферу. Предметные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; | Самоконтроль по презентации (зачитать вывод вслух) | Слайд 9 | ||
Итог урока | На столах в каждой группе алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (Готовые цветы прикрепляются на доске, по 1 ученику от группы зачитывают свои записи, доказывают, почему они сделали такой выбор) Сказка «Аленький цветочек» живет вот уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек. | Участвуют в коллективном обсуждении, и оформлении записей на цветках. | Коммуникативные: Умение работать в группе, формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми М/П: умение оформлять свою мысль в устной и речи. | «Поляна цветов» Кто хочет кого-нибудь похвалить? | |||
Рефлексия, самооценка деятельности учащимися | Оцените свою работу на уроке. Цветовым сигналом показывается Зелёный – побольше таких дел, поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно, Красный – дело не понравилось, скучно. | Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | М/П: Учиться давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Личностные: Формирование привычки к рефлексии. | Самооценка ученика по принятым формам | Слайд 10 | ||
Домашнее задание | Подготовить рисунки к понравившемуся эпизоду 1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?" 2 уровень: В сказке Аксакова встречаются незнакомые слова и выражения. Объясните их значение, обратившись к словарю (см. приложение) | Готовят выставку рисунков по сказке. Составляют тесты сочинений. Находят объяснение словам в сносках или по словарям. | Личностные: Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. Предметные: Развивать умение создавать собственные небольшие тексты. М/П: Работать со справочной литературой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...
Аксаков С. Т. "Аленький цветочек"
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Аксаков С. Т. "Аленький цветочек" с презентацией....
разработка урока литературного чтения по теме: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Представлен план- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» 2 класс
Познакомить учащихся с произведением Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», у совершенствовать навыки чтения и пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся; Развиват...
Конспект урока. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек». Литературное чтение. 4 класс.
Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»Цель:1. Продолжить работу над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; учить работать с книгой; умениям ха...
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Разработка урока Аксаков "Аленький цветочек"...
Аксаков С.Т. Аленький цветочек
Презентация к уроку Аксаков С.Т. Аленький цветочек...