Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК №Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.doc | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______/Колоскова Н.Л./ Протокол № _____ от «__» _______2012 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с.Таремское ___________/Филиппова Н.А./ «__» _______2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское __________/ Рукосуев Ю.А./ Приказ № _____ от «__» _______2012 г. |
Рабочая программа
по литературному чтению.
3 «А» класс
УМК «Школа России»
Составитель:
Колоскова Н.Л.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературное чтение — один из основных предметов в сис теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результатив ность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 «А» класса МБОУ «СОШ с. Таремское.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2007)
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирова ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни ках и энциклопедиях.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художествен ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Специфика программы
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слы шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный про цесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомитель ное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с ис пользованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логи ческого и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе раз ных видов текстов определяет специфические умения: учас твовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобрази тельно-выразительные средства языка для создания собственно го устного высказывания); воплощать свои жизненные впечат ления в словесном образе, выстраивать композицию собствен ного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает прак тическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; созда ние собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
- Устное народное творчество
- Страницы русской классики
- Литературные сказки
- Любимые детские писатели
- Зарубежная литература
Виды и формы организации учебного процесса.
Виды: урок, экскурсия.
Формы:
- фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);
- микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);
- индивидуальная форма.
Проверка и оценка освоения программы
Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Обучающиеся должны знать названия и авторов изученных произведений.
Обучающиеся должны уметь:
- читать правильно, сознательно, достаточно бегло, целыми словами; темп чтения -70-75 слов в минуту;
- пересказывать народные сказки;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц;
- самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
- устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых в нём событий;
- подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
- готовить подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
- составлять план прочитанного и делать краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению:
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
- во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
- полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
- темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
- составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
- во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее в 3 классе - 1/2 страницы.
Техника чтения
Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.
Критерии оценки по технике чтения в III классе
отметки класс | «5» | «4» | «3» | «2» | ||||
I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | |
III | не менее 60 слов | не менее 75 слов | не менее 55 слов | не менее 70 слов | не менее 50 слов | не менее 65 слов | не менее 35 слов | не менее 50 слов |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | По теме |
3 | Тест № 1 | Самое великое чудо на свете |
12 | Проверочная работа № 1 | Устное народное творчество |
20 | Тест № 2 | Поэтическая тетрадь 1 |
37 | Тест № 3 | Великие русские писатели |
42 | Тест № 4 | Поэтическая тетрадь 2 |
48 | Контрольная работа № 1 | За 1 полугодие |
57 | Проверочная работа № 2 | Были-небылицы |
61 | Тест № 5 | Поэтическая тетрадь 3 |
75 | Тест № 6 | Люби живое |
80 | Проверочная работа № 3 | Поэтическая тетрадь 4 |
90 | Проверочная работа № 4 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
95 | Тест № 7 | По страницам детских журналов |
101 | Контрольная работа № 2 | За 2 полугодие |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 27 часов | Тестов – 2; п. р. – 1; проверка техники чтения - 2 |
2 четверть | 21 час | Тестов -2; к. р. - 1; проверка техники чтения |
3 четверть | 30 часов | Тестов - 2; п. р. – 1; проверка техники чтения |
4 четверть | 24 часа | Тест – 1; п. р. – 2; к. р. – 1; проверка техники чтения |
Итого: | 102 часа (3 часа в неделю) | Тестов – 7; п. р. - 4; к. р. – 2; проверка техники чтения - 5 |
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 12 |
2 | Поэтическая тетрадь 1 | 8 |
3 | Великие русские писатели | 17 |
4 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
5 | Литературные сказки | 6 |
6 | Были-небылицы | 9 |
7 | Поэтическая тетрадь 3 | 4 |
8 | Люби живое | 14 |
9 | Поэтическая тетрадь 4 | 5 |
10 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 10 |
11 | По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» | 5 |
12 | Зарубежная литература | 7 |
Итого: | 102 часа |
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Программа | Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть. |
Учебник | Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011. |
Методическая литература | Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009. (Учебный год) Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011. (В помощь школьному учителю) |
Материалы для проведения проверочных работ | Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2010. (Контрольно-измерительные материалы) |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009. (Учебный год)
Днепров Э.Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Начальная школа. М.: Дрофа, 2004, .
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть.
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2010. (Контрольно-измерительные материалы)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011.
(В помощь школьному учителю)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
№ п/п | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | Корректи- ровка |
1 четверть -27 часов | |||||
Самое великое чудо на свете (12 часов) | |||||
1 | Рукописные книги древней Руси | Уметь: делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно читать | Фронтальный опрос | ||
2 | Первопечатник Иван Фёдоров | Выразительное чтение | |||
3 | Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете» | Тест | |||
4 | Устное народное творчество. Русские народные песни. | Знать: особенности русской народной сказки; термины «русские народные песни», «докучные сказки». Уметь: определять главную мысль сказки; делить текст на части; озаглавливать части; характеризовать героев | Выразительное чтение | ||
5 | Докучные сказки | Составление докучной сказки | |||
6 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка | Выразительное чтение | |||
7 | Краткий пересказ | ||||
8 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. | Выразительное чтение | |||
9 | Пересказ | ||||
10 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | Разделить текст на части | |||
11 | Пересказ | ||||
12 | Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» | Знать: материал по данной теме. | Проверочная работа | ||
Поэтическая тетрадь 1 (8 часов) | |||||
13 | Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | Знать: средства художественной выразительности. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение | Наизусть | ||
14 | Ф. И. Тютчев «Листья» | Выразительное чтение | |||
15 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь …» | Наизусть | |||
16 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | Отрывок наизусть | |||
17 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | Отрывок наизусть | |||
18 | И. З. Суриков «Детство» | Отрывок наизусть | |||
19 | И. З. Суриков «Зима» | Выразительное чтение | |||
20 | Путешествие в литературную страну. Тест № 2 по теме «Поэтическая тетрадь 1» | Знать: материал по данной теме. | Тест | ||
Великие русские писатели (17 часов) | |||||
21 | А. С. Пушкин. Стихи. | Уметь: самостоятельно заучивать наизусть стихотворение. | Наизусть | ||
22 | |||||
23 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | Уметь: сравнивать народные и авторские сказки | Выразительное чтение | ||
24 | |||||
25 | Отрывок наизусть | ||||
26 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | Знать: особенности построения басен. Уметь: сравнивать басни и сказки о животных; выразительно читать басни | Наизусть | ||
27 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | Выразительное чтение | |||
2 четверть – 21 час | |||||
28 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | Уметь: самостоятельно заучивать наизусть | Наизусть | ||
29 | М.Лермонтов. Стихи | Уметь: находить средства художественной выразительности; выразительно читать | Выразительное чтение | ||
30 | М. Ю. Лермонтов «Утёс» | ||||
31 | М.Ю. Лермонтов «Осень» | Наизусть | |||
32 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | Уметь: составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа | Пересказ | ||
33 | Л. Н. Толстой «Акула» | Подробный пересказ | |||
34 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | Пересказ от имени мальчика | |||
35 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | Пересказ | |||
36 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | Выразительное чтение | |||
37 | Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 3 по теме «Великие русские писатели» | Знать: материал по данной теме. | Тест | ||
Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) | |||||
38 | Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | Уметь: находить средства художественной выразительности; выразительно читать; выбирать в тексте слова и выражения для ответа на вопрос | Наизусть | ||
39 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Отрывок наизусть | |||
40 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | Выразительное чтение | |||
41 | И.А.Бунин. Стихи | Наизусть | |||
42 | Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 4 по теме «Поэтическая тетрадь 2» | Знать: материал по данной теме. | Тест | ||
Литературные сказки (6 часов) | |||||
43 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | Знать: особенности авторских сказок Уметь: характеризовать героев, выделять в тексте слова автора, действующих лиц; делить текст на части, составлять план пересказа | Выразительное чтение | ||
44 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Пересказ от имени зайца | |||
45 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | Выразительное чтение | |||
46 | Чтение по ролям | ||||
47 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | Пересказ | |||
48 | Урок-КВН. Обобщение материала за 1 полугодие. Контрольная работа № 1 за 1 полугодие. | Знать: материал по данной теме. | Контрольная работа | ||
3 четверть – 30 часов | |||||
Были-небылицы (9 часов) | |||||
49 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Уметь: давать оценку прочитанному; соотносить заглавие, главную мысль произведения; составлять первоначальные представления о произведении | Выразительное чтение | ||
50 | Пересказ с продолжением | ||||
51 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | Выразительное чтение | |||
52 | |||||
53 | Пересказ | ||||
54 | А. Куприн «Слон» | Уметь: давать оценку прочитанному; соотносить заглавие, главную мысль произведения; составлять первоначальные представления о произведении | Разделить текст на части | ||
55 | |||||
56 | Пересказ по плану | ||||
57 | Урок-путешествие по «Былям – небылицам». Проверочная работа № 2 по теме «Были-небылицы» | Знать: материал по данной теме. | Проверочная работа | ||
Поэтическая тетрадь 3 (4 часа) | |||||
58 | Саша чёрный. Стихи | Уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть | Наизусть | ||
59 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | Наизусть | |||
60 | С. А. Есенин «Черёмуха» | Выразительное чтение | |||
61 | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 5 по теме «Поэтическая тетрадь 3» | Знать: материал по данной теме. | Тест | ||
Люби живое (14 часов) | |||||
62 | М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | Знать: этапы написания сочинения | Мини-сочинение | ||
63 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | Уметь: устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых в нём событий; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением | Выразительное чтение | ||
64 | Краткий пересказ | ||||
65 | В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» | Пересказ от имени Мальки | |||
66 | |||||
67 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | Выразительное чтение | |||
68 | |||||
69 | Б. Житков «Про обезьянку» | Выразительное чтение | |||
70 | |||||
71 | |||||
72 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» | Пересказ | |||
73 | В. П. Астафьев «Капалуха» | Пересказ от имени глухарки | |||
74 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | Выборочное чтение | |||
75 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 6 по теме «Люби живое» | Знать: материал по данной теме. | Тест | ||
Поэтическая тетрадь 4 (5 часов) | |||||
76 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | Уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. | Наизусть | ||
77 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре» | Выразительное чтение | |||
78 | С. В. Михалков «Если» | Наизусть | |||
4 четверть – 24 часа | |||||
79 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | Уметь: выразительно читать | Выразительное чтение | ||
80 | «Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Проверочная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 4» | Знать: материал по данной теме. | Проверочная работа | ||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 часов) | |||||
81 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Знать: этапы написания сочинений Уметь: определять тему и главную мысль; давать характеристику героям; делить текст на смысловые части; находить в тексте слова автора, персонажей | Выразительное чтение | ||
82 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | ||||
83 | |||||
84 | А. П. Платонов «Ещё мама» | ||||
85 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | Краткий пересказ | |||
86 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | ||||
87 | Н. Н. Носов «Федина задача» | Чтение по ролям | |||
88 | Н. Н. Носов «Телефон» | ||||
89 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | Выразительное чтение | |||
90 | Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 4 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Знать: материал по данной теме. | Проверочная работа | ||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» (5 часов) | |||||
91 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | Уметь: выразительно читать; анализировать прочитанное; давать характеристику действующим лицам | Чтение по ролям | ||
92 | Г. Б. Остер «Вредные советы» | Сочинить вредный совет | |||
93 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | Выразительное чтение | |||
94 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | ||||
95 | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 7 по теме «Пол страницам детских журналов» | Знать: материал по данной теме. | Тест | ||
Зарубежная литература (7 часов) | |||||
96 | Мифы Древней Греции | Знать: литературные приёмы в мифах | Выразительное чтение | ||
97 | |||||
98 | |||||
99 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | Уметь: высказывать свои суждения о прочитанном | Выразительное чтение | ||
100 | |||||
101 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Контрольная работа № 2 за 2 полугодие | Контрольная работа | |||
102 | Брейн ринг | Знать: материал за курс 3 класса |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | По теме |
3 | Тест № 1 | Самое великое чудо на свете |
12 | Проверочная работа № 1 | Устное народное творчество |
20 | Тест № 2 | Поэтическая тетрадь 1 |
37 | Тест № 3 | Великие русские писатели |
42 | Тест № 4 | Поэтическая тетрадь 2 |
48 | Контрольная работа № 1 | За 1 полугодие |
57 | Проверочная работа № 2 | Были-небылицы |
61 | Тест № 5 | Поэтическая тетрадь 3 |
75 | Тест № 6 | Люби живое |
80 | Проверочная работа № 3 | Поэтическая тетрадь 4 |
90 | Проверочная работа № 4 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
95 | Тест № 7 | По страницам детских журналов |
101 | Контрольная работа № 2 | За 2 полугодие |
Тест №1. «Самое великое чудо на свете»
1. Закончи загадку: «Языка не имеет, а у кого побывает, тот …»
А) самый умный;
Б) много знает;
В) расширяет свой кругозор.
2. Что не относится к рукописной книге.
А) переплёты отделаны золотом и драгоценными камнями;
Б) расписная начальная буква каждого абзаца;
В) книга большая и тяжелая;
Г) книга напечатана в типографии.
3. Древние рукописные книги писали на
А) бумаге;
Б) пергаменте;
В) бересте;
Г) глиняных табличках.
4. Что такое летопись?
А) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;
Б) сказки о Древней Руси;
В) былины;
Г) рассказы о жизни святых.
5. Рукописные книги писали
А) ученые;
Б) знатные и богатые люди;
В) учеными монахами;
Г) любой, кто умел писать.
6. Когда научились печатать книги?
А) в начале XV века;
Б) в середине XV века;
В) в конце XV века;
Г) в XX веке.
7. При каком царе напечатали первую книгу?
А) при Иване Калите;
Б) при Иване Красном;
В) при Иване Грозном;
Г) при Юрии Долгоруком.
8. Друкарь – это …
А) глупый человек;
Б) книгопечатник;
В) переписчик книг;
Г) мастеровой.
9. Как звали первопечатника?
А) Иван Калита;
Б) Иван Красный;
В) Иван Грозный;
Г) Иван Фёдоров.
10. Почему книга «самое великое чудо на свете»?
А) дорого стоит;
Б) редкость;
В) красочная;
Г) книга рассказывает нам о необычных случаях жизни, приключениях, исторических событиях, странах…
Проверочная работа № 1 «Устное народное творчество»
1. Что не относится к устному народному творчеству?
А) потешка;
Б) поговорка;
В) пестушка;
Г) роман.
2. Определи зачин.
А) «жили-были…»
Б) «стали они жить-поживать…»
В) «я там был…»
Г) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
3. Определи концовку сказки.
А) «за тридевять земель…»
Б) «я там был мёд-пиво пил…»
В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»
Г) «жили-были»
4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка».
А) волшебная;
Б) о животных;
В) бытовая.
5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?
А) шапка-невидимка;
Б) игрушка-погремушка;
В) сапоги-скороходы;
Г) скатерть-самобранка.
6. Что такое пословица?
А) это рифмованное предложение;
Б) повествовательное предложение;
В) маленькое народное произведение;
Г) словосочетание.
7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»
А) будет ладиться работа;
Б) гуляй смело;
В) сам себя губит.
8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»
А) песенки-заклички;
Б) докучные сказки;
В) потешки;
Г) скороговорки.
9. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?
А) В. Васнецов;
Б) И. Билибин;
В) И. Айвазовский
Тест №2. «Поэтическая тетрадь №1»
1. Кто автор строк:
«Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
2. Кто автор строк:
«Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
3. Кто автор строк:
«Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
4. Кто автор строк:
«Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям».
А) Ф.И. Тютчев
Б) А. А. Фет
В) И. С. Никитин
Г) И. З. Суриков
5. Укажи, чьё имя Иван Захарович.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
6. Укажи, чьё имя Афанасий Афанасьевич.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
7. Укажи, чьё имя Фёдор Иванович.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
8. Укажи, чьё имя Иван Саввич.
А) Тютчев
Б) Фет
В) Никитин
Г) Суриков
9. Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных?
А) ритм
Б) рифма
В) сравнение
Г) эпитет
Тест № 3. «Великие русские писатели»
1. Укажи, чьё имя Александр Сергеевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
2. Укажи, чьё имя Лев Николаевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
3. Укажи, чьё имя Иван Андреевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
4. Укажи, чьё имя Михаил Юрьевич.
А) Пушкин
Б) Лермонтов
В) Крылов
Г) Толстой
5. Какой поэт родился, когда «… по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. … и вошёл в жизнь празднично».
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) Ф. И. Тютчев
6. О каком писателе говорится: «… был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, учил французский и итальянский языки».
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) А. А. Фет
7. Кто из поэтов, «когда был маленький, часто говорил в рифму»?
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) И. З. Суриков
8. В каких жанрах говорится о недостатках людей не прямо, а иносказательно?
А) стихотворение
Б) былина
В) басня
Г) сказка
9. Кто из писателей создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счёту, письму и чтению?
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) Л. Н. Толстой
10. Кто из писателей «прожил совсем немного лет – двадцать семь»?
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) И. А. Крылов
Г) Л. Н. Толстой
Тест №4. «Поэтическая тетрадь 2»
1. О каком писателе говорили современники: «Это был человек мягкий. Добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому»?
А) Н. А. Некрасове
Б) К. Д. Бальмонте
В) И. А. Бунине
Г) М. Ю. Лермонтове
2. Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку?
А) «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»
Б) «Не ветер бушует над бором»
В) «Дедушка Мазай и зайцы»
3. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Есть в полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов…»
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
4. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Там, где не достала, - лютик золотой,
Жёлтый одуванчик, - будет и седой…»
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
5. Кому из поэтов принадлежат строчки:
«…Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?...»
А) Н. А. Некрасов
Б) К. Д. Бальмонт
В) И. А. Бунин
Г) М. Ю. Лермонтов
Проверочная работа № 2. «Были-небылицы»
1. Определи к какому виду относятся сказки из этого раздела.
А) народные сказки
Б) авторские сказки
2. С кем из морских жителей вёл беседу Евсейка?
А) с огромной рыбой в сизо-серебряной чешуе;
Б) с морской звездой;
В) с морской черепахой;
Г) с раком отшельником.
3. Найдите морское животное, которого нет в сказке «Случай с Евсейкой»
А) краб
Б) голотурия
В) креветки
Г) кит
4. Найди среди названий птиц, то слово, которое не встречалось в рассказе «Растрёпанный воробей»:
А) ворона
Б) сорока
В) воробей
5. Сколько лет было Наде в рассказе А. И. Куприна «Слон»?
А) 5 ; Б) 6; В) 7; Г) 8.
6. На каком этаже жила девочка Надя?
А) 1-ом ; Б) 2-ом; В) 3-ем; Г) 4-ом.
7. Какой формы был торт, который купили для слона?
А) круглый
Б) овальный
В) квадратный
Г) прямоугольный
8. Укажи автора произведения.
«… Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. …»
А) М. Горький
Б) К. Паустовский
В) А. Куприн
Г) В. Гаршин
9. Укажи автора произведения.
« - От маленькой радости смеются, - ответила мама, - а от большой – плачут. А теперь спи!»
А) М. Горький
Б) К. Паустовский
В) А. Куприн
Г) В. Гаршин
10. Укажи автора произведения.
«Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб;…»
А) М. Горький
Б) К. Паустовский
В) А. Куприн
Г) В. Гаршин
Тест №5. «Поэтическая тетрадь 3»
1. Как ты думаешь, что общего в стихотворениях С. Черного, А. Блока, С. Есенина? Выбери правильный ответ.
А) много интересной информации;
Б) поэты любят Родину, природу;
В) стихи красиво написаны.
2. Кто автор стихотворения:
«Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты – большой»?
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
3. Кто автор стихотворения:
«Слоник, слоник, настоящий слон живой, –
Отчего ты всё качаешь головой?»
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
4. Кто автор стихотворения:
«Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…»?
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
5. Кто автор стихотворения:
« Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила»?
А) С. Черный
Б) А. Блок
В) С. Есенин
Г) К. Бальмонт
Тест №6. «Люби живое»
1. Что объединяет произведения этого раздела?
А) реальные события;
Б) вымышленные события
2. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Ребята пускали по реке кораблики»?
А) «Листопадничек»
Б) «Капалуха»
В) «Мышонок Пик»
Г) «Наша Жучка»
3. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка»?
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
4. Как называется рассказ, который начинается со слов: «Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка»?
А) «Листопадничек»
Б) «Капалуха»
В) «Мышонок Пик»
Г) «Ещё про Мальку»
5. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЯШКА, КАШТАН, ЮХИМЕНКО.
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
6. По опорным словам отгадайте название рассказа: ЗАЙЧИК, БОБР, ВЫДРА.
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
7. По опорным словам отгадайте название рассказа: МЫШЬ, РЕБЯТА, ЩУКА, ЧАЙКИ.
А) «Листопадничек»
Б) «Капалуха»
В) «Мышонок Пик»
Г) «Ещё про Мальку»
8. По опорным словам отгадайте название рассказа: СОБАКА, ХОЗЯЙКА, ЩЕНКИ.
А) «Листопадничек»
Б) «Малька провинилась»
В) «Про обезьянку»
Г) «Наша Жучка»
9. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
А) из мухоморов
Б) из бледных поганок
В) из сыроежек
Г) из опят
10. Любимое лакомство Яшки из рассказа Б. Житкова «Про обезьянку»
А) конфеты
Б) мармелад
В) бананы
Г) сахар
Проверочная работа № 3. «Поэтическая тетрадь 4»
1. Кто автор строк:
«В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ»?
А) С. Я. Маршак
Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина
Г) С. В. Михалков
2. Кто автор строк:
«Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет»?
А) С. Я. Маршак
Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина
Г) С. В. Михалков
3. Кто автор строк:
«Мы сидим и смотрим в окна.
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут,
Даже лаять не хотят»?
А) С. Я. Маршак
Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина
Г) С. В. Михалков
4. Кто автор строк:
«Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал»?
А) С. Я. Маршак
Б) А. Л. Барто
В) Е. А. Благинина
Г) С. В. Михалков
5. В каком стихотворении есть такие строки:
«И звучат печально гаммы
В нашей комнате без мамы»?
А) «Гроза днём»
Б) «Если»
В) «Разлука»
Г) «Кукушка»
6. В каком стихотворении есть такие строки:
«По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит»?
А) «Гроза днём»
Б) «Если»
В) «Разлука»
Г) «Кукушка»
7. В каком стихотворении есть такие строки:
«Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»?
А) «Гроза днём»
Б) «Если»
В) «Разлука»
Г) «Кукушка»
Проверочная работа № 4. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
1. Отгадай, из какого произведения эти предметы: КИСТИ, КРАСКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ДОЩЕЧКИ.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»
В) А. П. Платонов «Ещё мама»
Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»
2. Отгадай, из какого произведения эти предметы: СТАКАН С ЛОЖКОЙ.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»
В) А. П. Платонов «Ещё мама»
Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»
3. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ЦВЕТОК.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) А. П. Платонов «Цветок на земле»
В) А. П. Платонов «Ещё мама»
Г) М. М. Зощенко «Золотые слова»
4. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ХЛЕБ, ФОНАРЬ, УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»
В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Г) Н. Н. Носов «Федина задача»
5. Отгадай, из какого произведения эти предметы: УЧЕБНИК МАТЕМАТИКИ, РАДИО.
А) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»
В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Г) Н. Н. Носов «Федина задача»
6. Отгадай, из какого произведения эти предметы: ИГРУШЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН.
А) Н. Н. Носов «Телефон»
Б) М. М. Зощенко «Золотые слова»
В) М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Г) Н. Н. Носов «Федина задача»
7. Какого героя нет в рассказах Н. Н. Носова?
А) Федя
Б) Мишка
В) Гриша
8. О чём не упоминалось в задаче из рассказа Н. Н. Носова «Федина задача»?
А) рожь
Б) пшеница
В) мука
9. Кто не родственник в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники»
А) Стёпка
Б) Лёля
В) Минька
10. Какое слово не синоним остальных слов?
А) тараторить
Б) болтать
В) путать
Тест №7. «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»
1. Какой журнал не детский?
А) «Мурзилка»
Б) «Крестьянка»
В) «Весёлые картинки»
Г) «Трамвай»
2. В каком году был основан журнал «Мурзилка»
А) в 1922
Б) в 1923
В) в 1924
Г) в 1925
3. В каком году был издан журнал «Весёлые картинки»
А) в 1946
Б) в 1956
В) в 1966
Г) в 1976
4. Чем журнал отличается от книги?
А) есть картинки
Б) есть обложка
В) есть тексты с продолжением
5. Кто из писателей в юмористической форме рассказывал в своих произведениях, как не надо поступать?
А) Г. Остер
Б) Р. Сеф
В) Ю. Ермолаев
Г) Н. Носов
6. Его пьесы поставлены более чем в 30-ти театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги»
А) Г. Остер
Б) Р. Сеф
В) Ю. Ермолаев
Г) Н. Носов
7. Как расшифровывается название детского журнала «Чиж»?
А) читаем интересный журнал;
Б) чересчур интересный журнал;
В) чрезвычайно интересный журнал.
8. Какого животного символизирует Мурзилка?
А) щенка
Б) котёнка
В) медвежонка
Г) волчонка
9. Какой журнал не относится к журналам 20-30-х годов XX века
А) «Русалочка»
Б) «Мурзилка»
В) «Чиж»
Г) «Ёж»
10. Кому запрещает слушать, читать «Вредные советы» Г. Остер?
А) взрослым
Б) послушным детям
В) непослушным детям
Г) никому не запрещает
Контрольная работа №1
Вариант 1.
1. Отметь фамилию баснописца.
- Л.Н. Толстой
- С.А. Есенин
- И.С. Никитин
- И.А. Крылов
- С.Д. Дрожжин
2. Что такое мораль басни?
- установка
- правило
- нравоучение
- закон
- развитие
3. Отметь слова, которыми можно дополнить предло жение.
И.А. Крылов писал басни, а А.С. Пушкин — ...
- стихи
- сказки
- басни
- былины
- загадки
4. Дополни предложение, отметив ответ. Басню «Лиса и виноград» написал русский баснописец И.А. Крылов, а басню «Лисица и виноград» — древнегрече ский баснописец ...
□ Л.Н. Толстой
□ А.Е. Измайлов
□ С.А. Есенин
□ Эзоп
□ А.С. Пушкин
5. Отметь лишнее слово. Объясни свой выбор.
□ пословица
□ загадка
□ стихотворение
□ былина
□ потешка
6. Отметь слово, чтобы дополнить предложение.
Эзоп и И.А. Крылов — это ...
□ сказочники
□ баснописцы
□ поэты
□ летописцы
7. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Былина, сказ, пословица, потешка,
8. Какой автор писал рассказы о природе? Отметь ответ.
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- Л.Н. Толстой
- С.А. Есенин
9. Что поможет тебе выбрать нужную книгу? Отметь ответ.
- обложка
- цвет обложки
- оглавление (содержание)
- аннотация
- переплёт
10. Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Заголовок, фамилия автора, титульный лист, аннотация, __ __
Вариант 2.
1. Отметь фамилию автора сказок.
- Эзоп
- И.З. Суриков
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- В.Ю. Драгунский
2. Что такое абзац? Отметь ответ.
- рассказ
- произведение
- часть текста
- пословица
- текст
3. Допиши предложение.
Пушкина зовут Александр Сергеевич, а Тургенева —
4. Отметь лишнее слово. Объясни выбор.
- Илья Муромец
- Алёша Попович
- Добрыня Никитич
- Лесной Дед
- Соловей-разбойник
5. Кто написал рассказ «Перепёлка»? Отметь ответ.
- Н.Н. Носов
- А.С. Пушкин
- И.С. Тургенев
- Е.И. Чарушин
- И.А. Крылов
6. Закончи предложение, отметив ответ.
Иван Сергеевич Тургенев писал рассказы, а Иван Анд реевич Крылов —...
- сказки
- былины
- небылицы
- басни
- загадки
7. Что поможет тебе выбрать нужное произведение в книге-сборнике? Отметь ответ.
- аннотация
- титульный лист
- обложка
- предисловие
- оглавление (содержание)
8.Допиши одно слово в ряд слов. Объясни выбор.
Шутка, скороговорка, потешка, небылица,
9.Отметь фамилию поэта и сказочника.
- И.С. Тургенев
- И.А. Крылов
- А.С. Пушкин
- С.А. Есенин
- А.Е. Измайлов
10. Героем каких произведений стал Илья Муромец? Отметь ответ.
- сказок
- рассказов
- басен
былин
Тексты для проверки техники чтения
Яблоко
Смотреть на это яблоко,
Над головой висящее,
Мученье настоящее!
Оно на тонкой ветке
Качается слегка,
И листиков касаются
Румяные бока.
Неслышно тень прозрачная
По яблоку скользит...
Оно такое сочное
И сладкое на вид.
И солнце протянуло
Свои лучи к нему,
А мне не дотянуться
До ветки самому. (47 слов)
И. Змай
1. Опиши, какое яблоко видит ребёнок.
2. Какие чувства он испытывает?
Подорожник
Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?
Подорожник.
Трава такая незаметная. И незаметная, и терпели вая, и живучая.
Растёт где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля рас трескалась.
Наступишь на него — вытерпит.
Проедет по нему тележное колесо — вытерпит.
Грузовик по листьям прокатит — всё равно вы терпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.
Сам себя лечит подорожник.
А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.
— Подорожник, вылечи!
— Давай вылечу.
Сорвал я листок подорожника. Приложил к боль ному месту.
И всё зажило.
(84 слова)
Э. Шим
1. Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?
2. Чем подорожник полезен людям?
С утра до вечера
Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.
Наклонится стебелёк у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.
— Трудно тебе, шмель?
— Ещё бы!
— А почему на другие цветы не садишься?
— На других цветах пчёлы работают, мухи да бу кашки мелкие. Все кому не лень.
— А на клевере?
— На клевере им сладкого соку не достать. Толь ко я могу. У меня хоботок длинный.
— Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвёл. Семян не давал. Без семян клевера не посеешь. Без клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока си деть...
— Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до ве чера! (117 слов) Э. Шим
1. Какой цветок для сбора мёда облюбовал шмель? По чему?
2. Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе
помогли бы в этом? Прочти их.
Ёж
Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапо га — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к бе регу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
(100 слов)
М. Пришвин
1. Расскажи о встрече писателя с ёжиком.
2. Что ты узнал о еже?
3. С какой целью ёжика взяли жить в дом?
Петух и наседка
Во дворе наседка водит за собой цыплят.
Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.
Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.
Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.
Приблизился было к цыплятам петух, главный кури ный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.
Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!
А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не ус пел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!
Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-ля гушачьи: «Куа-а-ак!...»
И стремглав под забор. (110 слов)
Э. Шим
1. Когда обычную курицу называют наседкой?
2. Какой она становится по внешнему виду, по характеру?
3. Расскажи, как она расправилась с петухом?
I ПОЛУГОДИЕ
Отличные пшеничные
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(54слова)
Перевод со шведского И. Токмаковой
1. Как ты понимаешь заголовок стихотворения: «Отличные пшеничные»?
2. Вспомни, кто сможет полакомиться вкусным пирогом?
Слон сильный и умный
Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, тас кает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому уда ётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами ги гантская змея питон и набросится на маленького сло нёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, за визжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада. (104 слова)
Г. Снегирёв
1. Какую работу может выполнять домашний слон?
2. Как слоны оберегают своих детей?
Отважный пингвиненок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Ос тальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подо шёл к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвиненок. Он первый иску пался в холодном зелёном море. (97 слов)
Г. Снегирёв
1. Каким был пингвиненок?
2. За что пингвиненка назвали отважным?
II ПОЛУГОДИЕ
Ландыш
Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
— Конечно, я, ландыш!
— Какие же у тебя цветки?
— Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
— А что же сейчас висит у тебя на стебле, на мес те беленьких колокольчиков?
— Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
— Отчего же?
— А они ядовитые!
— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
— Чтобы ты, сладкоежка, не съел! (80 слов) (Э. Шим)
1. Опиши ландыш, когда он цветёт.
2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?
Сколько живёт пчела
Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые ша почки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цве ток и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
— Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
— Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротли во. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзи ночки, старается...
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
— Правда ведь, пчела?
— Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...
— Нет, ты живи! Долго живи!
— Не дано мне долгой-то жизни...
— И сколько же тебе жизни отпущено?
— Чуть побольше месяца. Всего-навсего!
(116 слов)
(Э. Шим)
1. Как трудится пчёлка целый день?
2. Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?
3. Что интересного ты узнал о пчеле?
Весна
Мы в школе слушали музыку. Учительница постави ла пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, вол шебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком про хладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ве терок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка от крытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
(135 слов)
А. Аксёнова
1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?
* * *
Мы долго ехали поездом через болотистые поросшие лиственницами и соснами.
Особенно запомнился мне один вечер. Мы собирались ложиться спать, когда отец, выглянув из позвал нас к себе. Я так и замер от изумления. Всюду в лесу сияли, мерцали, вертелись какие-то летающие огоньки, похожие на падающие звёзды. Казалось мы попали в сказочную страну.
Когда поезд промчался дальше и чудесное зрелище исчезло, отец объяснил нам, что это были не падающие звёзды, а светлячки. (74 слова)
Э. Сетон-Томпсон
1. Что за огоньки мелькали за окном поезда?
2. Какое название ты подобрал бы к этому рассказу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...