Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Кириллова Юлия Николаевна

Тематическое планирование составлено по учебнику З.И.Романовской (система Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс( З.И. Романовская «Живое слово» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

        Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.    

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет,  Г. Скребицкий, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. С. Т. Аксаков,. Н. Мамин-Сибиряк, С. Маршак, А. Гайдар, Ю.Нагибин, Л.Дьяконов, К. Бальмонт, С.Есенин, Н. Рубцов, И. Крылов и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Художник ОСЕНЬ», «Художник ЗИМА», «Художник ВЕСНА», «Художник ЛЕТО»

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  102 часа. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта занковской программы З.И. Романовской «Литературное чтение» (Живое слово) в 2 частях.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  

  

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Учебная дисцип

лина

Класс

Программа, кем рекомендована и когда

Тип программы (государст -

венная, авторская)

Кол-во часов в неделю,

общее кол-во часов

Базовый учебник

Дидактическое обеспечение

Литературное чтение

4

класс

Программа

Автор: З.И. Романовская

Рекомендовано Министерством

образования

и науки РФ.

Государст-

венная.

3часа в

неделю

102 часа в год.

«Живое слово»

З.И. Романовская

( в 2 частях)

2009г

Набор таблиц

по развитию

речи.

Презентации к урокам

Примерное учебно-тематическое планирование

1 раздел «Художник ОСЕНЬ»

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля

М.Бородицкая «Первое сентября»,

К. Ушинский «Осень» (отрывок)

1

Фронтальный опрос

А.Алексин «Первый день»,

О.Высотская «Весёлая грамматика»

1

Выразительное чтение

О.Высотская «Весёлая грамматика»

1

Выразительное чтение

С.Васильев «Люблю тебя, моя Россия...»,

Н.Забила «Наша Родина», Пословицы.

1

Чтение наизусть

Ю.Сотник «Гадюка»

1

Выразительное чтение

Фронтальный опрос

Контрольное чтение

1

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

1

Фронтальный опрос

К.Паустовский «Кишата», «Вода из реки Лимпопо»

2

Наизусть

Выразительное чтение

Н.Рубцов «Летят журавли высоко», С.Аксаков «Осень»,

 А.Твардовский «Осень»

1

Пересказ, текущий

К Паустовский «Подарок»,

В Семёнов «Грустит берёза под горой»

1

Выразительное чтение, опрос

Садко (Былинный сказ. Пересказ А.Нечаева)

1

Чтение наизусть

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Фронтальный опрос

И.Крылов «Свинья под дубом» (басня)

1

текущий

Д.Родари «Сколько всего детей на свете?»,

С.Маршак «Урок родного языка»

1

Выразительное чтение, текущий

И.Туричин «Настоящие друзья», Пословицы

1

Наизусть фронтальный опрос

Контрольное чтение

1

Техника чтения

Г. Скребицкий «Тропинка дружбы»

1

Пересказ, фронтальный опрос

А. Гайдар «Чук и Гек» (в сокращении)

2

Фронтальный опрос, техника чтения

2 раздел «Художник ЗИМА»

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля

Первый снег (по Г,Скребицкому,

 А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

Пересказ. Фронтальный опрос

И. Бунин «Первый снег», С.Аксаков «Снег»

1

Наизусть, текущий

В.Степанов «Новогодняя ночь», Е.Благинина «Ёлка»,

А.Блок «Ёлка»

2

Выразительное чтение

Любитель холодных ванн (по В.Бианки),

Н.Рубцов «Январское»

1

Текущий

А.Прокофьев «Мороз-Красный нос(шутка)

1

Фронтальный опрос

М.Пришвин «Деревья в лесу»,

Лес зимой (по В.Бианки)

1

Фронтальный опрос

Контрольное чтение

1

Техника чтения

С.Есенин «Пороша»,

В.Тушнова «В сумерках вернулся я из школы»

1

Фронтальный опрос

Ю.Бондарев «Поздним вечером»

2

Текущий

С.Маршак «Вьюга»,

Птицы говорят «спасибо» (по Л.Воронковой)

1

Фронтальный опрос

К. Бальмонт «Снежинка»,

Н.Некрасов «Железная дорога»(отрывок)

2

Фронтальный опрос

Г.Скребицкий «Лесной прадедушка».

1

Текущий

А.Барто «Не одна», пословицы

1

Фронтальный, письменный

Г.Снегирёв «белёк», М.Гумилёвская «В краю оленеводов»

2

Чтение по цепочке

И.Крылов «Волк на псарне»(басня).Пословицы

1

Фронтальный опрос,

Контрольное чтение

1

Техника чтения

Хороший совет (эфиопская сказка)

1

Текущий

Ю.Казаков «Жадный Чик и кот Васька»

1

Фронтальный опрос

И.Хабаров «Заснеженные русские пространства…»

1

Текущий

Выразит. чтение

Ю.Нагибин «Зимний дуб»

2

Фронтальный опрос

Л.Дьяконов «Февральская сказка»

1

Фронтальный опрос. Техника чтения

3 раздел «Художник ВЕСНА»

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля

Г,Скребицкий «Четыре художника. Весна.(отрывок)

1

Фронтальный опрос

Г.Скребицкий «С добрым утром», А.Майков «Весна»

1

Текущий

М.Пришвин «Календарь природы. Весна.»

2

Фронтальный

И.Бунин «Северная берёза»

1

Текущий

В.Инбер «Оттепель», А.Толстой «Весна»

1

Выразит. чтение,

И.Бунин «Бушует полая вода…», М.Пришвин «Как распускаются разные деревья»

1

Фронтальный опрос

наблюдения

А.Куприн «Скворцы»,

Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

2

Фронтальный

Контрольное чтение

1

Техника чтения

Г.Скребицкий «Любитель песни»

1

Фронтальный

А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Загадки.

1

Текущий

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», С.Маршак «Ландыш»

2

Фронтальный

индивидуальный

Г.Скребицкий «Лебеди»

1

Текущий

И.Крылов «Осёл и соловей» (Басня). Пословицы.

1

Фронтальный

Хитрый шакал (эфиопская сказка)

1

Фронтальный

А.Чехов «Белолобый»

1

Текущий

М.Пришвин «Лесной доктор»,

Г.Скребицкий «Зелёный шум»

1

Фронтальный опрос

А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер»

2

Индивидуальный

Птица Кахка (таджикская сказка)

1

Фронтальный опрос

Ю.Яковлев «Какого цвета земля?»

1

Работа в парах

Контрольное чтение

1

Техника чтения

М.Лермонтов «Бородино»

1

Индивидуальный опрос

Ю.Гагарин «Космонавты рассказывают о себе» (отрывок)

1

Фронтальный опрос

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

1

Фронтальный опрос

Б.Лавренёв «Большое сердце»

2

Текущий

И.Никитин «Русь»

1

Фронтальный, техника чтения

4 раздел «Художник ЛЕТО»

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Виды и формы контроля

К.Ушинский «Лето» (отрывок), Н.Греков «Летом»

1

Индивидуальный

Н.Сладков «Деревья», С.Есенин «С добрым утром!»

1

Фронтальный опрос

К.Паустовский «Какие бывают дожди?», А.Пушкин «Туча»

2

Текущий

Д.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

1

Фронтальный опрос

И.Бунин «На просёлке»

1

Фронтальный опрос

М.Горький «Бабушка», А.Прокофьев «Берёзка»

2

Текущий

Контрольное чтение

1

Техника чтения

А.Платонов «Июльская гроза»(отрывок), М.Джалиль «Дуб»

2

Фронтальный опрос

Г.Скребицкий «В зелёной чаще»,

А.Рыжиков «Четвероногий грибник»

2

Фронтальный опрос

 Л.Толстой «Прыжок» (быль)

1

Фронтальный опрос

И.Крылов «Кукушка и Петух» (басня),

Храбрый Осёл (казахская сказка)

1

Фронтальный опрос

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

3

Текущий

Контрольное чтение

1

Техника чтения

Марк Твен «Приключения тома Сойера»

2

Фронтальный опрос, техника чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...