Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Тематическое планирование составлено по учебнику З.И.Романовской (система Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование Литературное чтение 4 класс (по Занкову)doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс( З.И. Романовская «Живое слово» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Г. Скребицкий, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. С. Т. Аксаков,. Н. Мамин-Сибиряк, С. Маршак, А. Гайдар, Ю.Нагибин, Л.Дьяконов, К. Бальмонт, С.Есенин, Н. Рубцов, И. Крылов и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Художник ОСЕНЬ», «Художник ЗИМА», «Художник ВЕСНА», «Художник ЛЕТО»
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 102 часа. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта занковской программы З.И. Романовской «Литературное чтение» (Живое слово) в 2 частях.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная дисцип лина | Класс | Программа, кем рекомендована и когда | Тип программы (государст - венная, авторская) | Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов | Базовый учебник | Дидактическое обеспечение |
Литературное чтение | 4 класс | Программа Автор: З.И. Романовская Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. | Государст- венная. | 3часа в неделю 102 часа в год. | «Живое слово» З.И. Романовская ( в 2 частях) 2009г | Набор таблиц по развитию речи. Презентации к урокам |
Примерное учебно-тематическое планирование
1 раздел «Художник ОСЕНЬ»
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля |
М.Бородицкая «Первое сентября», К. Ушинский «Осень» (отрывок) | 1 | Фронтальный опрос | |
А.Алексин «Первый день», О.Высотская «Весёлая грамматика» | 1 | Выразительное чтение | |
О.Высотская «Весёлая грамматика» | 1 | Выразительное чтение | |
С.Васильев «Люблю тебя, моя Россия...», Н.Забила «Наша Родина», Пословицы. | 1 | Чтение наизусть | |
Ю.Сотник «Гадюка» | 1 | Выразительное чтение Фронтальный опрос | |
Контрольное чтение | 1 | ||
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» | 1 | Фронтальный опрос | |
К.Паустовский «Кишата», «Вода из реки Лимпопо» | 2 | Наизусть Выразительное чтение | |
Н.Рубцов «Летят журавли высоко», С.Аксаков «Осень», А.Твардовский «Осень» | 1 | Пересказ, текущий | |
К Паустовский «Подарок», В Семёнов «Грустит берёза под горой» | 1 | Выразительное чтение, опрос | |
Садко (Былинный сказ. Пересказ А.Нечаева) | 1 | Чтение наизусть | |
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Фронтальный опрос | |
И.Крылов «Свинья под дубом» (басня) | 1 | текущий | |
Д.Родари «Сколько всего детей на свете?», С.Маршак «Урок родного языка» | 1 | Выразительное чтение, текущий | |
И.Туричин «Настоящие друзья», Пословицы | 1 | Наизусть фронтальный опрос | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
Г. Скребицкий «Тропинка дружбы» | 1 | Пересказ, фронтальный опрос | |
А. Гайдар «Чук и Гек» (в сокращении) | 2 | Фронтальный опрос, техника чтения |
2 раздел «Художник ЗИМА»
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля |
Первый снег (по Г,Скребицкому, А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» | 1 | Пересказ. Фронтальный опрос | |
И. Бунин «Первый снег», С.Аксаков «Снег» | 1 | Наизусть, текущий | |
В.Степанов «Новогодняя ночь», Е.Благинина «Ёлка», А.Блок «Ёлка» | 2 | Выразительное чтение | |
Любитель холодных ванн (по В.Бианки), Н.Рубцов «Январское» | 1 | Текущий | |
А.Прокофьев «Мороз-Красный нос(шутка) | 1 | Фронтальный опрос | |
М.Пришвин «Деревья в лесу», Лес зимой (по В.Бианки) | 1 | Фронтальный опрос | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
С.Есенин «Пороша», В.Тушнова «В сумерках вернулся я из школы» | 1 | Фронтальный опрос | |
Ю.Бондарев «Поздним вечером» | 2 | Текущий | |
С.Маршак «Вьюга», Птицы говорят «спасибо» (по Л.Воронковой) | 1 | Фронтальный опрос | |
К. Бальмонт «Снежинка», Н.Некрасов «Железная дорога»(отрывок) | 2 | Фронтальный опрос | |
Г.Скребицкий «Лесной прадедушка». | 1 | Текущий | |
А.Барто «Не одна», пословицы | 1 | Фронтальный, письменный | |
Г.Снегирёв «белёк», М.Гумилёвская «В краю оленеводов» | 2 | Чтение по цепочке | |
И.Крылов «Волк на псарне»(басня).Пословицы | 1 | Фронтальный опрос, | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
Хороший совет (эфиопская сказка) | 1 | Текущий | |
Ю.Казаков «Жадный Чик и кот Васька» | 1 | Фронтальный опрос | |
И.Хабаров «Заснеженные русские пространства…» | 1 | Текущий Выразит. чтение | |
Ю.Нагибин «Зимний дуб» | 2 | Фронтальный опрос | |
Л.Дьяконов «Февральская сказка» | 1 | Фронтальный опрос. Техника чтения |
3 раздел «Художник ВЕСНА»
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля |
Г,Скребицкий «Четыре художника. Весна.(отрывок) | 1 | Фронтальный опрос | |
Г.Скребицкий «С добрым утром», А.Майков «Весна» | 1 | Текущий | |
М.Пришвин «Календарь природы. Весна.» | 2 | Фронтальный | |
И.Бунин «Северная берёза» | 1 | Текущий | |
В.Инбер «Оттепель», А.Толстой «Весна» | 1 | Выразит. чтение, | |
И.Бунин «Бушует полая вода…», М.Пришвин «Как распускаются разные деревья» | 1 | Фронтальный опрос наблюдения | |
А.Куприн «Скворцы», Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» | 2 | Фронтальный | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
Г.Скребицкий «Любитель песни» | 1 | Фронтальный | |
А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Загадки. | 1 | Текущий | |
И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», С.Маршак «Ландыш» | 2 | Фронтальный индивидуальный | |
Г.Скребицкий «Лебеди» | 1 | Текущий | |
И.Крылов «Осёл и соловей» (Басня). Пословицы. | 1 | Фронтальный | |
Хитрый шакал (эфиопская сказка) | 1 | Фронтальный | |
А.Чехов «Белолобый» | 1 | Текущий | |
М.Пришвин «Лесной доктор», Г.Скребицкий «Зелёный шум» | 1 | Фронтальный опрос | |
А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Вечер» | 2 | Индивидуальный | |
Птица Кахка (таджикская сказка) | 1 | Фронтальный опрос | |
Ю.Яковлев «Какого цвета земля?» | 1 | Работа в парах | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
М.Лермонтов «Бородино» | 1 | Индивидуальный опрос | |
Ю.Гагарин «Космонавты рассказывают о себе» (отрывок) | 1 | Фронтальный опрос | |
А.Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | Фронтальный опрос | |
Б.Лавренёв «Большое сердце» | 2 | Текущий | |
И.Никитин «Русь» | 1 | Фронтальный, техника чтения |
4 раздел «Художник ЛЕТО»
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля |
К.Ушинский «Лето» (отрывок), Н.Греков «Летом» | 1 | Индивидуальный | |
Н.Сладков «Деревья», С.Есенин «С добрым утром!» | 1 | Фронтальный опрос | |
К.Паустовский «Какие бывают дожди?», А.Пушкин «Туча» | 2 | Текущий | |
Д.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник» | 1 | Фронтальный опрос | |
И.Бунин «На просёлке» | 1 | Фронтальный опрос | |
М.Горький «Бабушка», А.Прокофьев «Берёзка» | 2 | Текущий | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
А.Платонов «Июльская гроза»(отрывок), М.Джалиль «Дуб» | 2 | Фронтальный опрос | |
Г.Скребицкий «В зелёной чаще», А.Рыжиков «Четвероногий грибник» | 2 | Фронтальный опрос | |
Л.Толстой «Прыжок» (быль) | 1 | Фронтальный опрос | |
И.Крылов «Кукушка и Петух» (басня), Храбрый Осёл (казахская сказка) | 1 | Фронтальный опрос | |
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 3 | Текущий | |
Контрольное чтение | 1 | Техника чтения | |
Марк Твен «Приключения тома Сойера» | 2 | Фронтальный опрос, техника чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4
Наименование учебного предмета Литературное чтение Класс 3 Срок реализации программы, учебный год 201...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...