Календарно тематическое планирование по чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Степанова Лариса Владимировна

Календарно тематическое планирование по чтению, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_chtenie.rar98.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение»

для 1—4 классов общеобразовательных учреждений

Авторы: Л.А. Виноградская, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова, М.В. Бойкина

УМК «Школа России»

ОАО «Издательство «Просвещение»

Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Лите-ратурное чтение» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «Литературное чтение» в начальной школе.

При изучении курса «Литературное чтение» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

1) основа российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

Ведущая идея курса литературного чтения с 1 по 4 классы — это воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремление осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.

С этой целью в учебники 1—4 классов введены соответствующие разделы («Родина», «Люблю природу русскую»), а также отдельные произведения. Система вопросов и заданий дает возможность осмыслить понятия «родина», «герой», «подвиг». В учебниках большое количество пословиц и поговорок, стихотворений и рассказов о Родине: 2 класс: стр. 26; 2класс: часть 1, стр. 16; 3 класс: часть 2, стр. 58; 4 класс: часть 2, стр. 72; 3 класс: часть 1, стр. 6; 4 класс: часть 2, стр. 128; 4 класс: часть 2, стр. 133; 4 класс: часть 2, стр. 138 и т.д.

Серьезное внимание уделено в учебниках знакомству с национальными ценностями российского общества: 3 класс: часть 1, стр. 20—21; 3 класс: часть 1, стр. 22—23; 3 класс: часть 1, стр. 6; 3 класс: часть 1, стр. 7; 4 класс: часть 1, стр. 25; 4 класс: часть 1, стр. 4—5; 3 класс: часть 1, стр. 8—9.

2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В учебниках 1—4 классов есть специальные разделы «О братьях наших меньших», «Природа и мы». Произведения, которые в них включены, направлены на формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, доброты, любви: «Никого не обижай» (1 класс: часть 2, стр. 70); «Важный совет» (1 класс: часть 2, стр. 71); «Ребята и утята» (2 класс: часть 1, стр. 132); «Храбрый утенок» (2 класс: часть 1, стр. 139); «Приемыш» (4 класс: часть 2, стр. 76).

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Учащиеся знакомятся с произведениями зарубежной литературы; узнают о традициях, обычаях, условиях жизни разных народов. Например: «Рифмы матушки гусыни» (1 класс: 1 часть, стр. 47); «Бульдог по имени Дог» (2 класс: часть 2, стр. 172); «Перчатки» (2 класс: часть 2, стр. 174); «Храбрецы» (2 класс: часть 2, стр. 175); «Сюзон и мотылек»; «Гадкий утенок» (3 класс: часть 2, стр. 200).

Читая произведения зарубежной литературы, учащиеся осознают, что русская национальная культура является частью общемировой культуры.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Развитию способности к адаптации ребенка способствуют учебные задания, доступные для выполнения младшими школьниками и направленные на формирование практических умений работать с текстом, например:

«Вспомни свой самый хороший день. Расскажи о нем. Сделай рисунок» (1 класс: часть 2, стр. 47); «Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке» (2 класс: часть 2, стр. 62); «Расскажи о путешествии в городок Динь—Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать чувства, настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке» (4 класс: часть 1, стр. 170) и т.д.

Одним из факторов адаптации является и умение работать с информацией.

Учебники формируют умение искать и находить информацию, перерабатывать полученную информацию и создавать собственные тексты.

Практически в каждом разделе учебника есть задания типа «Найди в библиотеке материалы о писателе», «Найди в словаре слово», «Найди в библиотеке книгу».

5) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Языковым материалом для осмысления этических понятий и нравственных норм являются пословицы и поговорки, которые заставляют учащихся задуматься над осмыслением этических понятий и нравственных норм, отраженных в них.

В первом классе это пословицы о труде и трудолюбии, о друзьях и дружбе, о терпении и понимании.

Во втором классе продолжает раскрываться смысл пословиц и поговорок, но уже на другом языковом материале. Это пословицы о родине, о пословицах.

В четвертом классе знакомство и осмысление мудрости народной средствами пословиц продолжается. Учащимся даже предлагается самостоятельно придумать рассказ, заканчивающийся выбранной пословицей; сочинить сказку или рассказ по пословице (письменное сочинение в 3—4 классе).

В учебники включены мудрые высказывания известных людей прошлого и настоящего, которые предлагаются для анализа на уроке, для совместного размышления над ними с родителями и друзьями (2 класс: 2 часть, стр. 11; 1 класс: часть 1, стр. 22).

Кроме того, сами тексты (авторские и народные произведения) дают представления о нравственных нормах, социальной справедливости, воспитывают у детей чувство доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе (1 класс: часть 2, стр. 60; 2 класс: часть 1, стр. 116; 3 класс: часть 1, стр. 182; 4 класс: часть 1, стр. 125).

Наиболее часто в учебниках встречаются вопросы типа: «Правильно ли поступил герой?», «Чтобы ты сделал на месте героя?», «Чтобы ты посоветовал?», которые способствуют развитию умения оценивать поступки героев и свои собственные.

6) эстетические потребности, ценности и чувства.

Достижению этой цели служит художественное оформление учебников, текстовый и иллюстративный материал. Поэтические и прозаические тексты художественных произведений формируют потребность учащихся всматриваться и вслушиваться в предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном, эмоционально — образно воспринимать слово в художественном тексте.

В содержание учебников включены репродукции картин известных русских художников (3 класс: часть 1 — к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…»; 3 класс: часть 2 — репродукции с картин И. Шишкина, А. Куинджи; 4 класс: часть 2 — плакаты, посвященные Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и т.д.).

7) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Представленный в учебниках текстовый и иллюстративный материал направлен на воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания и взаимопомощи.

В учебники по литературному чтению также включены целые разделы, которые помогают осмыслить важные духовные ценности своего и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство — и принять их. Например: «Я и мои друзья» (1 и 2 класс); «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (3 класс); «Делу —  время, потехе — час» (4 класс) и др.

Система заданий и вопросов учебника позволит учащимся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Например, система заданий к тексту «Елка» (4 класс: часть 2, стр. 59—64):

  1. Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали; добрыми, отзывчивыми, смелыми? Объясните. Приведите примеры из текста.
  2. Что ты думаешь о поведении Лёльки и Миньки? А как писатель относится к героям?
  3. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Зачем Зощенко его написал?

Кроме того, языковым материалом для анализа этических и нравственных ценностей могут служить пословицы, поговорки, высказывания известных людей прошлого и настоящего.

8) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учебники помогают овладеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в паре, освоить правила работы в группе.

В учебниках много вопросов, которые начинаются со слов: «Обсуди с другом (или друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только, если работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.

Для парной и групповой работы предлагаются, как правило, вопросы нравственного характера: «Какие качества людей ценит народ? Обсудите с друзьями (2 класс: часть 1, стр. 27:); «Подумайте над смыслом пословиц. Составьте беседу на тему «Жизнь дана на добрые дела» (2 класс: часть 2, с. 76) и др.

Система вопросов и заданий учебника позволит научиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно учащиеся будут составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Например: «Обсудите с другом: рассказчик и писатель — это одно и то же. Обоснуйте свое мнение» (3 класс: часть 2, стр. 70—72); «Дополни свой рассказ о творчестве М. Пришвина некоторыми сведениями о его жизни из энциклопедического словаря. Расскажи о творчестве М. Пришвина в классе» (4 класс: часть 2, стр. 112).

9) установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной во всех учебниках.

Все вопросы и задания, представленные после прочтения (прослушивания) текста, прежде всего, ориентируют ребенка на получение эмоциональной информации о тексте, о возможности высказать свое впечатление от текста.

При изучении курса «Литературное чтение» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Шмуцтитулы каждого раздела учебника (1—4 класс) определяют тему раздела, формулируют его цели и задачи, ориентируют на осмысление содержания учебного материала. Например:

Учебник 3 класса, часть 1, раздел «Устное народное творчество»:

Мы познакомимся с народными песнями, потешками, небылицами, волшебными сказками, узнаем, что такое докучная сказка.

Мы научимся

  1. различать виды устного народного творчества;
  2. определять особенности волшебных сказок;
  3. делить текст на смысловые части, пересказывать по плану;
  4. сравнивать героев сказок, их внешность, поступки;
  5. читать сказку в лицах.

Мы будем учиться:

  1. сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним;
  2. сравнивать произведения искусства слова, прикладное искусство, искусство живописи;
  3. придумывать свои сказочные истории.

Кроме того, в учебнике представлена система условных обозначений, которая помогает ориентироваться в учебнике.

Все разделы учебника завершает система вопросов и заданий «Наши достижения», представленная как обобщение по всем прочитанным (прослушанным) произведениям. Например: 1 класс: часть 1, стр. 26—28; 3 класс: часть 2, стр. 42—44; 4 класс: часть 2, стр. 142.

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Во всех учебниках (1—4 класс) в начале изучения темы ставится учебная задача.

«Я и мои друзья» (2 класс: часть 2, стр. 72): «А ты сам хороший друг? Умеешь ли ты прощать обиды, выручать из беды, помогать свои друзьям? Знаешь ли ты, что такое дружба?»

Учащиеся в процессе изучения под руководством учителя включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, анализируют тексты, находят в них необходимую информацию, делают выводы, сравнивают со своими мыслями).

Одним из приемов решения практических творческих задач является подбор, замена, анализ исходного слова на соответствие авторскому, а также теме, главной мысли, характеристике героев.

«Черемуха» (3 класс: часть 2, стр. 56): «Какая картина возникает в твоем воображении, когда ты читаешь строчки «И ветки золотистые, что кудри завила»? Придумай свои сравнения».

Проблемы творческого и поискового характера наиболее емко решаются в рубрике «Наши проекты». В содержании учебника каждого класса содержится по два-три различных проекта (на выбор), в создании которого участвуют учащиеся.

«Создаем музей «Город букв» (1 класс); «Сочиняем вместе волшебную сказку «О чем может рассказать школьная библиотека» (2 класс); «Делаем альбом «Наш класс — дружная семья» (2 класс); «Мой любимый детский журнал», «Составляем экскурсию по музею волшебных предметов» (3 класс); «Подготовка сообщения о важном историческом событии» (4 класс).

Для создания проекта по теме учащиеся находят необходимую информацию в справочниках, энциклопедиях, Интернете и используют её для практической работы. Все ссылки на возможные источники информации представлены в содержании проекта.

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В учебниках курса литературного чтения в методическом аппарате каждой темы имеет место система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня сложности, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

1 класс, часть 1: стр. 26—28, 62, 78.

1 класс, часть 2: стр. 28, 54, 78.

2 класс, часть 1: стр. 56—64, 82, 122—124, 154—156, 186, 212

2 класс, часть 2: стр. 68—70, 106, 124, 168, 212—213.

3 класс, часть 1: стр. 12—13, 51—61, 164—167, 178—181.

3 класс, часть 2: стр. 42—45, 56—57, 109—111, 122—123, 176—178, 188—189, 215.

 4 класс, часть 1: стр. 35—39, 138—139, 154—156, 217.

 4 класс, часть 2: стр. 35—36, 65—66, 74—75, 111—113.

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью формируется средствами учебника по курсу «Литературное чтение».

Цели и задачи, представленные в каждом разделе на шмуцтитуле учебника, помогают ученику организовать свою деятельность по изучению и осмыслению содержащегося материала. Проверку этих результатов помогают осуществить вопросы и задания раздела «Наши достижения. Проверь себя».

В разделе «Наши достижения. Проверь себя» содержатся вопросы:

  1. Найди виды устного народного творчества. Объясни свой выбор: песня, прибаутка, повесть, поговорка, литературная сказка, пестушка, считалка, рассказ, басня, стихи.
  2. Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают победу над злом?
  3. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть присказка, зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные тобой сказки. Есть ли сходство?

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Деятельность учителя и ученика на уроке предполагает активное использование речевых средств.

Учебник формирует умение анализа различных видов текста, создавать различные собственные тексты (умение интерпретировать текст): «Живая азбука» (1 класс: часть 1, стр. 11): «Оживи» буквы В, Ж, Х, М; «Будем знакомы» (2 класс: часть 2, стр. 158): Расскажи, как ребята разыграли сценку знакомства. Разыграй эту сценку со своими друзьями; «Он живой и светится» (3 класс: часть 2, стр. 108): Расскажи, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка; «Как я ловил человечков» (4 класс: часть 2, стр. 46): Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряженным? Почему?

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

Учебник обеспечивает формирование навыков всех компонентов чтения: правильности, сознательности, беглости, выразительности.

Система заданий учебников с 1 по 4 класс предполагает постепенное освоение навыка чтения и переход на осмысленное чтение вслух и про себя всеми учащимися.

В 1—2 классе в содержание учебника включены тексты и задания к ним для отработки навыка чтения. Например:

«Разноцветные страницы»

  1. 1 класс: часть 1, стр. 23—24, 60—61, 76—77,
  2. 1 класс: часть 2, стр. 26—27, 52—53, 76—77;
  3. 2 класс: часть 1, стр. 54—55, 80—81, 120—121, 152—151, 210—211;
  4. 2 класс: часть 2, стр. 66—67, 104—105, 122—123, 166—167, 210—211.

Для формирования осмысленного чтения в содержание учебника включен раздел «Из старинных книг».

  1. 1 класс: часть 1, стр. 25—26, 62—63, 78—79,
  2. 1 класс: часть 2, стр. 28—29, 54—55, 78—79.

Произведения К. Ушинского, Л. Толстого, представленные в этом разделе, дети читают и обсуждают вместе с родителями или с одноклассниками.

В 1 и 2 классе для формирования навыка осмысленного чтения включен раздел «Как хорошо уметь читать».

  1. 1 класс: часть 1, стр. 18—21, 54—56, 72—73;
  2. 1 класс: часть 2, стр. 18—21, 54—56, 72—73
  3. 2 класс: часть 1, стр. 48—54, 78—79, 112—117, 142—141, 182—183, 198—209;
  4. 2 класс: часть 2, стр. 60—65, 96—103, 159—165, 200—209.

Учебник формирует умение анализа различных видов текста, создания различных собственных текстов (умение интерпретировать текст): «Живая азбука» (1 класс: часть 1, стр. 11): «Оживи» буквы В, Ж, Х, М; «Будем знакомы» (2 класс: часть 2, стр. 158): Расскажи, как ребята разыграли сценку знакомства. Разыграй эту сценку со своими друзьями; «Он живой и светится» (3 класс: часть 2, стр. 108): Расскажи, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка; «Как я ловил человечков» (4 класс: часть 2, стр. 46): Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряженным? Почему?

В учебнике представлены предложения и тексты, относящиеся к разным жанрам:

  1. малые и большие жанры устного народного творчества:
  1. скороговорки (2 класс: часть 2, стр. 66 — 67);
  2. «Русские народные песни»; «Потешки и прибаутки», «Считалки и небылицы», «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси — лебеди» (русские народные сказки) — (2 класс, часть 1);
  1. авторские произведения:
  1. литературные сказки: «Гадкий утенок» (3 класс: часть 2, стр. 200); «Случай с Евсейкой» (3 класс: часть 2, стр. 4);
  2. рассказы: «Малька провинилась» (3 класс: часть 2, стр. 68); «Федина задача» (3 класс: часть 2, стр. 164);
  3. стихотворения: «Унылая пора! Очей очарование» (4 класс: часть 1, стр. 70); «Листопад» (4 класс: часть 1, стр. 70);
  4. былины: «Ильины три поездочки» (4 класс: часть 1, стр. 12);
  5. басни: «Ворона и Лисица» (3 клас: часть 1); «Мартышка и очки» (3 класс: часть 1);
  6. очерки: «Моя Родина» (3 класс: часть 2, стр. 58).

Вопросы и задания формируют у школьников умение осознанно строить речевое высказывание разного типа (описание, рассуждение, повествование) и стиля (художественный, научно-познавательный, учебный), разного жанра (малые и большие жанры фольклора, рассказ, стихотворение, басня, былина).

В учебник включены учебные задания, доступные для выполнения младшими школьниками и направленные на формирование практических умений работы с текстом:

  1. Вспомни свой самый хороший день. Расскажи о нем. Сделай рисунок (1 класс: часть 2, стр. 47);
  2. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например, о собаке или кошке (2 класс: часть 2, стр. 62);
  3. Расскажи о путешествии в городок Динь — Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать чувства, настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке (4 класс: часть 1, стр. 170).

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

В учебниках (1—4 классы) содержатся вопросы и задания, способствующие активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления. Например, задания, в которых предлагается установить соответствия, сравнить героев, произведения живописи. Необходимым заданием на уроке являются задания, связанные с классификацией (группировкой) по разным существенным основаниям. Например, «Распредели книги, представленные на выставке по разным основаниям. Какие основания ты выбрал?».

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

Урок литературного чтения невозможно представить без умения высказывать свою точку зрения на различные положения текста: учащиеся активно участвуют в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Им предлагаются вопросы открытого типа, начинающиеся со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение и выслушать мнение одноклассников. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета. Также в учебниках достаточно часто предлагается обсудить вопрос в группе или паре; высказать свою точку зрения и т.д.

На основе аналогии или текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и выражают свое отношение к ее героям.

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Достижению этих целей способствует работа в паре и группе, специально организованная на уроке для выполнения совместных заданий, осуществление проектов.

Кроме того, система вопросов и заданий учебника позволит учащимся научиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно друг с другом они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Например: «Еще раз про Мальку» (3 класс: часть 2, стр. 70—72): Обсудите с другом: рассказчик и писатель — это одно и то же. Обоснуйте свое мнение; «Выскочка» (4 класс: часть 2, стр. 112): Дополни свой рассказ о творчестве М. Пришвина некоторыми сведениями о его жизни из энциклопедического словаря. Расскажи о творчестве М. Пришвина в классе. 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Базовыми предметными понятиями данного курса являются понятия «ценность», «книга», «художественная литература», «культура», «человек», «общество»; «живопись,» «искусство». Базовые межпредметные понятия — «взаимодействие», «развитие», «история», «жизнь», «творчество», «причина», «следствие», «результат», «время», «пространство», «модель».

Освоение этих понятий происходит в процессе овладения учащимися знаниями, универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Начиная с 1 класса, учащиеся в учебниках знакомятся с лучшими произведениями русской и зарубежной классической литературы, а также с жанрами устного народного творчества.

Раздел «Устное народное творчество» (2 класс, часть 1): «Русские народные песни»; «Потешки и прибаутки», «Считалки и небылицы», «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Сказки»: «Сказка по лесу идет» (Ю. Мориц); «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси — лебеди» (русские народные сказки).

В произведениях устного народного творчества закладываются основы понимания действительности в современном мире, осмысление основных ценностей, принятых в нашем обществе.

Раздел «Зарубежная литература» (4 класс, часть 2): «Путешествие Гулливера» (Д. Свифт); «Русалочка» (Г.—Х. Андерсен); «Приключения Тома Сойера» (Марк Твен); «Святая ночь», «В Назарете» (Сельма Лагерлеф).

На основе чтения данных произведений учащиеся учатся ориентироваться в мире ценностей, принятых в зарубежном обществе. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что система ценностей общая. Для всех людей в мире важна любовь, дружба, все мечтают о счастье, о мире, о спокойствии.

Литература многонациональна и общенародна, и это доказывают представленные в учебниках тексты и система заданий и вопросов.

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

Чтение — является основой для успешного обучения по другим учебным предметам. Главная задача чтения в 1—2 классе — научить осмысленно читать целыми словами, работать с текстом (видеть необходимую информацию в тексте); с книгой (находить нужную книгу в домашней библиотеке). Построение курса литературного чтения в 1 классе предполагает систему работы по формированию техники чтения. Для этого в учебник введены темы «Разноцветные страницы» (1 и 2 класс). Также в учебниках 1 и 2 класса представлен материал «Из старинных книг», над содержанием которого дети размышляют самостоятельно, обсуждают с друзьями и родителями.

Все тексты учебников, а также система вопросов и заданий учебника направлены на формирование умения у учащихся самостоятельно выбирать для себя интересную или необходимую книгу, пользоваться словарями и справочниками, осознавать себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Этому способствуют:

  1. тексты художественной и научно-познавательной литературы в содержании учебников с 1 по 4 класс;
  1. представленная в учебниках выставка художественных книг (1—2 класс);
  2. список рекомендованной для чтения литературы (3—4 класс);
  3. система условных обозначений в учебниках с 1 по 4 класс (найди слово в толковом словарике; посмотри обозначение слова в рубрике «Проверь себя», найди слово в энциклопедии);
  4. подготовка сообщений об известных русских писателях (И.А. Крылов, Л.Н. Тол-стой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов) — 3—4 класс.

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Основная задача курса литературного чтения заключается в формировании умения анализировать художественное произведение. В процессе работы над произведением на основе представленной системы вопросов и заданий дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафору, эпитет), определяющие отношение автора к герою. Для этой работы учащиеся используют различные виды чтения: выборочное, изучающее, просмотровое и т.д.

«Вежливый ослик» (1 класс: часть 2, стр. 40): Каким изображен ослик: добрым, злым, обманщиком, шутником, недоброжелательным?

«Лебедь, рак и щука» (2 класс: часть 1, стр. 104): Назови героев басни. Опиши, как они старались сдвинуть воз. Что главного они не сделали: не спели вместе, не договорились, как будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более посильного?

В содержание учебника включена парная и групповая работа, которая позволяет всем учащимся (и сильным, и слабым) включиться в учебный процесс. В каждом классе (с 1 по 4) содержатся различные варианты проектной деятельности, в которой участвуют все дети класса.

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Система заданий учебников с 1 по 4 класс предполагает постепенное освоение навыка чтения и переход на осмысленное чтение вслух и про себя всеми учащимися класса.

В 1 и 2 классе в содержание учебника включены тексты и задания к ним для отработки навыка чтения: «Разноцветные страницы»

  1. 1 класс: часть 1, стр. 23—24, 60—61, 76—77,
  2. 1 класс: часть 2, стр. 26—27, 52—53, 76—77;
  3. 2 класс: часть 1, стр. 54—55, 80—81, 120—121, 152—151, 210—211;
  4. 2 класс: часть 2, стр. 66—67, 104—105, 122—123, 166—167, 210—211.

Для формирования осмысленного чтения в содержание учебника включен раздел «Из старинных книг»

  1. 1 класс: часть 1, стр. 25—26, 62—63, 78—79,
  2. 1 класс: часть 2, стр. 28—29, 54—55, 78—79.

Произведения К. Ушинского, Л. Толстого, представленные в этом разделе, дети читают и обсуждают вместе с родителями и с одноклассниками.

В 1 и 2 классе для формирования навыка осмысленного чтения включен раздел «Как хорошо уметь читать»

  1. 1 класс: часть 1, стр. 18—21, 54—56, 72—73;
  2. 1 класс: часть 2, стр. 18—21, 54—56, 72—73
  3. 2 класс: часть 1, стр. 48—54, 78—79, 112—117, 142—141, 182—183, 198—209;
  4. 2 класс: часть 2, стр. 60—65, 96—103, 159—165, 200—209.

Учебник формирует умение анализировать различные виды текстов, создавать собственные тексты (умение интерпретировать текст): «Живая азбука» (1 класс: часть 1, стр. 11): «Оживи» буквы В, Ж, Х, М; «Будем знакомы» (2 класс: часть 2, стр. 158): Расскажи, как ребята разыграли сценку знакомства. Разыграй эту сценку со своими друзьями; «Он живой и светится» (3 класс: часть 2, стр. 108): Расскажи, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка; «Как я ловил человечков» (4 класс: часть 2, стр. 46): Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряженным? Почему?

Учебник дает возможность для освоения учениками на практическом уровне системы понятий теории литературы (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой текста, автор, средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, метафора, эпитет и т.д.).

«Игра» (2 класс: часть 1, стр. 164): Прочитай стихотворение в быстром темпе, подчеркивая его ритм. Подумай, почему отдельные слова повторяются несколько раз; «Черемуха» (3 класс: часть 2, стр.56): Какая картина возникает в твоем воображении, когда ты читаешь строчки «И ветки золотистые, что кудри завила»? Понравились ли тебе сравнения?; Сделай иллюстрации к стихотворению. Найди выразительные слова (эпитеты), которые помогут тебе в этом.

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Формирование умения самостоятельно находить необходимые и интересные книги — ведущая линия курса литературного чтения.

В учебниках (с 1 по 4 класс) включены тематические разделы, посвященные работе с книгой, как на уроках, так и во внеурочное время.

Это выставки книг на страницах учебника: 1 класс, часть 1: «Живая азбука» (Б. Заходер), «Про все на свете» (С. Маршак), «Буквы — акробатки» (В. Берестов) — стр. 4; «Сказки народов мира», «Теремок» (С. Маршак), «Русские народные сказки» — стр. 30; «Лето» (К. Ушинский), «Мороз» (Е. Благинина), «Осенью» (В. Плещеев) — стр. 64; 1 класс, часть 2: «Обида» (Э. Мошковская), «Чудо-дерево» (К. Чуковский), «Буква «Р» (А. Барто), «Затейники» (Н. Носов) — стр. 4; «Бумажный змей» (Е. Пермяк); «Я и Вовка» (В. Лунин), «Кораблик» (В. Сутеев); «Лис и мышонок» (В. Бианки), «Глоток молока» (М. Пришвин), «Детский сад» (С. Маршак);

Учебники «Литературное чтение» для 1—4 классов обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, освоение литературоведческих понятий, воспитывают творческую личность.

В учебниках нашли отражение традиционные и инновационные подходы. Например, обучение на основе системно-деятельностного и культурно-творческого подхода. При создании данной линии учебников авторы учитывали потребности современного российского общества (реализация основный целей образования, запрос общества и родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников, а также их интересы при выборе книги для самостоятельного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по чтению, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по учебнику Л.Ф. Климановой...

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

Календарно тематическое планировани литературное чтение

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение в 3 классе.

КТП по литературному чтению в 3 классе. Школа России....

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс

календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "школа России" для 3 класса...

Календарно-тематическое планирование по чтению для 3 класса школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование по "Чтению и развитию речи" для 3 класса коррекционной школы VIII вида по "Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида"...