Методика обучения чтению по Светловской Н.Н
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Доклад о методике обучения чтению Светловской Н.Н. , не желающих учиться читать детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_chteniyu_po_svetlovskoy_n.n.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методика обучения чтению по Светловской Н.Н.»
учитель нач.кл. Столчнева М.Д.
В своей работе Светловская Н.Н. делает акцент на то, «почему дети хотят учиться читать и почему не хотят». Сложный комплекс чувств, который мы привыкли выражать глаголом хочу, только тогда не связан с деятельностно-чувственным комплексом могу, когда мое «хочу» выполняю не я, а кто-то другой. Если же субъектом и «хочу» и «могу» являюсь я сам, то «хочу» и «могу» неразрывны. Любой человек (тем более ребенок) всегда хочет делать то, что он делать может (умеет!), а следовательно, то, что сулит и приносит ему не обиду и слезы, а удовлетворение или радость затраченных усилий.
Больше всего ребенок хочет стать взрослым, а значит, потенциально он готов научиться всему, что для этого необходимо. Однако чтобы его «хочу» из возможного стало реальным, те, кто помогают ему в этом, должны запомнить: желаемый переход из возможного в реальность произойдет только тогда, когда:
- у ребенка будет мотив действовать;
- умению действовать его будет обучать умелый учитель;
- то, чему ребенок учится, зримо для него – получается, и он может сразу применить то, чему научился, в жизни – на радость себе и окружающим.
Соблюдение этих условий обязательно. Сначала ребенок хочет «узнать буквы» и научиться читать знакомые слова, но, к сожалению, это желание к умению читать-раскодировать буквы, слоги и слова быстро охладевает. Ребенок уже может прочитать вывески «Молоко», «Хлеб», а для дальнейших усилий и совершенствования умения читать у него нет мотива. Читать предложения и тексты в букваре – трудно и вообще непонятно, зачем. Действительно, зачем шести- или семилетнему ребенку тратить силы, чтобы узнать, допустим, следующее:
Тут Ната и Анна. У Анны ноты.
Или: Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу.
После этого у детей наблюдается первый спад интереса к читательской деятельности. Второй спад наступает, когда дети уже читают художественную литературу и те литературные произведения, которые учитель читает с детьми, если и вызывает у них интерес, то сиюминутный, неглубокий, нестойкий. Да и не может одно, пусть с чьей-то точки зрения самое лучшее, литературное произведение в равной степени увлечь всех детей.
Таким образом, обучаясь читать, дети в современной школе:
- так и не узнают, что вокруг них – море доступных и интересных им книг, о которых они, читаю христоматию, и не догадываются;
- обучаясь читать, дети в современной школе привыкают говорить с учителем, а не с книгой. С книгой их «говорить» просто никто не учит.
Современная школа, будто обучая детей, отлучает их от чтения книг, т.к. в процессе обучения нарушает оба позитивно-действующих, т.е. работающих на формирование читателя, объективных закона: Закон знания книг и Закон деятельностного формирования читательской культуры. Нарушая законы, помогающие формировать интерес к чтению и умение читать книги, учитель – хочет он того или нет – сам провоцирует у своих учеников нежелание читать.
Светловская Н.Н. разработала методические рекомендации для учителя:
- Умение читать – это мощнейший открывшийся каждому из нас прорыв к себе, к пробуждению данных Богом талантов и возможностей.
- Для каждого по-настоящему творческим является только чтение-общение, т.е. самостоятельный и личностно-ориентированный, заинтересованный разговор читателя с собеседником (автором читаемой им книги).
- Не следует тормозить у детей реализацию умения читать книгу, самостоятельно говорить с ней. Необходимо, чтобы они учились думать над книгой, предугадывая события, о которых говорится в тексте (теория формирования читательской самостоятельности).
- Обучать ребенка чтению может только профессионал.
Светловская Н.Н. разработала технологию индивидуальных занятий, формирующих у младших школьников положительное отношение к обучению чтению и самостоятельному чтению книг и условия ее реализации, дидактический материал, для занятий, ход обучения чтению и образцы занятий.
Технология индивидуальных занятий предусматривает соблюдение трех условий в процессе занятий обучения чтению.
1.В процессе занятий надо побуждать ребенка к творческим усилиям и постепенно формировать у него чувство успеха.
2. Необходимо учитывать не только психологические особенности ребенка, но и личностные предпочтения, реакцию на определенные вопросы и задания.
3. Пособия должны быть такими, чтобы, с одной стороны, уже своим видом вызывать у ребенка желание с ними работать, с другой – чтобы постепенно формировать у ребенка умение и желание читать книги, не требуя от него в процессе занятий немотивированных и непомерных усилий.
Дидактический материал для занятий представляет собой пособия трех типов:
- Книжка-конструктор, т.е. система, включающая отдельные части, составляющие сущность книги (карточки с иллюстрациями, последовательно воспроизводящими сюжет; карточки с отдельными словами, с/с, буквами, из которых при желании ребенок сам может составить текст. В основе, которых лежат детские «волшебные книжки», такие как «Как мышка испугала кота», «Упрямые козлики»
- Книжка-картинка с черно-белыми иллюстрациями, из которой изъят текст. Текст прилагается в виде повторяющихся фрагментов. В их основу положены книжки-малышки из серии «Для маленьких» (С.Я.Маршак «Кто колечко найдет?»)
- Книжка-малышка с оформленной обложкой и текстом, но без иллюстраций. Сказки В.Сутеева – «Три котенка», «Мышонок и карандаш», М. Глазкова «Прыг-скок».
Приведу пример одного из занятий (Занятие 26).
Учебный материал: книжка-малышка без иллюстраций, которые вынесены на карточки: В.Сутеев «Три котенка».
- Вступительная беседа.
─ Послушай загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это…
(Ребенок с интересом слушает загадку и отгадывает ее).
─А когда кот был маленьким, как его называли?
─Котик, котенок…
─Ты любишь это животное?
─Да, я люблю кошек и котиков.
─Сейчас я прочитаю тебе сказку о котятах.
- Чтение сказки В.Сутеева «Три котенка» взрослым.
- Воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном.
─Тебе понравилась сказка?
─Да.
─Что именно тебе запомнилось?
─Мне запомнилось, как котята испачкались в муке и стали белыми. А потом побежали за лягушкой и стали черными.
- Рассматривание детской книги, где помещено произведение, с целью отыскивания его по внешним приметам.
─Перед тобой книжка, давай ее рассмотрим и определим, есть ли в ней «наша» сказка. Сначала посморим на обложку и расскажем, что на ней изображено.
─Вижу трех котят. Они разные по цвету: черный, серый, белый. Написаны слова: три котенка. И еще мышка сидит.
─Что еще видишь?
─Слово. (Показывает.)
─Можешь прочитать?
─Да. (Читает: Сутеев.)
─Тебе знакомо оно?
─Да, это фамилия автора.
─А откуда ты знаешь?
─Оно вот здесь наверху. Тут всегда фамилия.
─А заглавие где, покажи…(Ребенок показывает).
─Прочитай заглавие книги.
─Три котенка.
─Полистай книжку, сравни с другими. Что в ней необычно? (Ребенок рассматривает книжку и говорит, что в ней нет картинок.)
─А как же мы узнаем, ч то в ней наша сказка?
─Надо прочитать книжку.
5. Самостоятельное чтение книжки (с небольшой помощью).
─Скажи, пожалуйста, какое произведение написано в этой книжке? О чем оно?
─ Здесь сказка о котятах.
─Интересно тебе было читать эту книжку?
─Нет.
─Почему?
─Потому что нет картинок.
─А тебе хочется их рассмотреть?
─Да.
(Учитель предлагает ребенку картинки для рассматривания).
─Давай рассмотрим каждую картинку и будем рассказывать, что на них изображено.
6. Сопоставление иллюстраций с текстом произведения.
─Теперь надо каждую картинку соединить с текстом. Сделаем?
─Да.
─Прочитай начало сказки.
─Три котенка – черный, серый и белый…
─Найди картинку и соединяем.
(Ребенок выполняет задание.)
─Правильно. Читай дальше.
─…увидели мышь.
─Находим картинку и соединяем.
(Ребенок выполняет задание.)
─Что у нас получилось? Читаем начало сказки.
─Три котенка – черный, серый и белый увидели мышь…
(Аналогично продолжается и завершается работа над составлением книжки.)
7. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическая методика обучения чтению
Поэтапная занимательная методика для быстрого обучения чтению детей, страдающих дислексией....
«Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
«Пути повышения эффективности содержанияи методики обучения чтению»....
Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...
Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...
Освоение методики обучения чтению
презентация по обучению чтению...
Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Есть немало методик, которые помогают научить ребёнка читать. Суть многих из них сводится к тому, что обучение проходит в процессе игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания. Рассмотрим подр...
Методика обучения чтению в 1 классе
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые м...