Методика обучения чтению по Светловской Н.Н
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Доклад о методике обучения чтению Светловской Н.Н. , не желающих учиться читать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_chteniyu_po_svetlovskoy_n.n.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика обучения чтению по Светловской Н.Н.»

учитель нач.кл. Столчнева М.Д.

В своей работе Светловская Н.Н. делает акцент на то, «почему дети хотят учиться читать и почему не хотят». Сложный комплекс чувств, который мы привыкли выражать глаголом хочу, только  тогда не связан с деятельностно-чувственным комплексом могу, когда мое «хочу» выполняю не я, а кто-то другой. Если же субъектом и «хочу» и «могу» являюсь  я сам, то «хочу» и «могу» неразрывны. Любой человек (тем более ребенок) всегда хочет делать то, что он делать может (умеет!), а следовательно, то, что сулит и приносит ему не обиду и слезы, а удовлетворение или радость затраченных усилий.

Больше всего ребенок хочет стать взрослым, а значит, потенциально он готов научиться всему, что для этого необходимо.  Однако чтобы его «хочу» из возможного стало реальным, те, кто помогают ему в этом, должны запомнить: желаемый переход из возможного в реальность произойдет только тогда, когда:

  1. у ребенка будет мотив действовать;
  2. умению действовать его будет обучать умелый учитель;
  3. то, чему ребенок учится, зримо для него – получается, и он может сразу применить то, чему научился, в жизни – на радость себе и окружающим.

Соблюдение этих условий обязательно. Сначала ребенок хочет «узнать буквы» и научиться читать знакомые слова, но, к сожалению, это желание к умению читать-раскодировать буквы, слоги и слова быстро охладевает. Ребенок уже может прочитать вывески «Молоко», «Хлеб», а для дальнейших усилий и совершенствования умения читать у него нет мотива. Читать предложения и тексты в букваре – трудно и вообще непонятно, зачем. Действительно, зачем шести- или семилетнему ребенку тратить силы, чтобы узнать, допустим, следующее:

Тут Ната и Анна. У Анны ноты.

Или: Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу.

После этого у детей наблюдается первый спад интереса к читательской деятельности. Второй спад наступает, когда дети уже читают художественную литературу и те литературные произведения, которые учитель читает с детьми, если и вызывает у них интерес, то сиюминутный, неглубокий, нестойкий. Да и не может одно, пусть с чьей-то точки зрения самое лучшее, литературное произведение в равной степени увлечь всех детей.

Таким образом, обучаясь читать, дети в современной школе:

  1. так и не узнают, что вокруг них – море доступных и интересных им книг, о которых они, читаю христоматию, и не догадываются;
  2. обучаясь читать, дети в современной школе привыкают говорить с учителем, а не с книгой. С книгой  их «говорить» просто никто не учит.

Современная школа, будто обучая детей, отлучает их от чтения книг, т.к. в процессе обучения нарушает оба позитивно-действующих, т.е. работающих на формирование читателя, объективных закона: Закон знания книг и Закон деятельностного формирования читательской культуры. Нарушая законы, помогающие формировать интерес к чтению и умение читать книги, учитель – хочет он того или нет – сам провоцирует у своих учеников нежелание читать.

Светловская Н.Н. разработала методические рекомендации для учителя:

  1. Умение читать – это мощнейший открывшийся каждому из нас прорыв к себе, к пробуждению данных Богом талантов и возможностей.
  2. Для каждого по-настоящему творческим является только чтение-общение, т.е. самостоятельный и личностно-ориентированный, заинтересованный разговор читателя с собеседником (автором читаемой им книги).
  3. Не следует тормозить у детей реализацию умения читать книгу, самостоятельно говорить с ней. Необходимо, чтобы они учились думать над книгой, предугадывая события, о которых говорится в тексте (теория формирования читательской самостоятельности).
  4. Обучать ребенка чтению может только профессионал.

Светловская Н.Н. разработала технологию индивидуальных занятий, формирующих у младших школьников положительное отношение к обучению чтению и самостоятельному чтению книг и условия ее реализации, дидактический материал, для занятий, ход обучения чтению и образцы занятий.

Технология индивидуальных занятий предусматривает соблюдение трех условий в процессе занятий обучения чтению.

1.В процессе занятий надо побуждать ребенка к творческим усилиям и постепенно формировать у него чувство успеха.

 2. Необходимо учитывать не только психологические особенности ребенка, но и личностные предпочтения, реакцию на определенные вопросы и задания.

3. Пособия должны быть такими, чтобы, с одной стороны, уже своим видом вызывать у ребенка желание с ними работать, с другой – чтобы постепенно формировать у ребенка умение и желание читать книги, не требуя от него в процессе занятий немотивированных и непомерных усилий.

Дидактический материал для занятий представляет собой пособия трех типов:

  1. Книжка-конструктор, т.е. система, включающая отдельные части, составляющие сущность книги (карточки с иллюстрациями, последовательно воспроизводящими сюжет; карточки с отдельными словами, с/с, буквами, из которых при желании ребенок сам может составить текст. В основе, которых лежат детские «волшебные книжки», такие как «Как мышка испугала кота», «Упрямые козлики»
  2. Книжка-картинка с черно-белыми иллюстрациями, из которой изъят текст. Текст прилагается в виде повторяющихся фрагментов. В их основу положены книжки-малышки из серии «Для маленьких» (С.Я.Маршак «Кто колечко найдет?»)
  3. Книжка-малышка с оформленной обложкой и текстом, но без иллюстраций. Сказки В.Сутеева – «Три котенка», «Мышонок и карандаш», М. Глазкова «Прыг-скок».

Приведу пример одного из занятий (Занятие 26).

Учебный материал: книжка-малышка без иллюстраций, которые вынесены на карточки: В.Сутеев «Три котенка».

  1. Вступительная беседа.

─ Послушай загадку:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится…

Угадали? Это…

(Ребенок с интересом слушает загадку и отгадывает ее).

─А когда кот был маленьким, как его называли?

─Котик, котенок…

─Ты любишь это животное?

─Да, я люблю кошек и котиков.

      ─Сейчас я прочитаю тебе сказку о котятах.

  1. Чтение сказки В.Сутеева «Три котенка» взрослым.
  2. Воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном.

─Тебе понравилась сказка?

─Да.

─Что именно тебе запомнилось?

─Мне запомнилось, как котята испачкались в муке и стали белыми. А потом побежали за лягушкой и стали черными.

  1. Рассматривание детской книги, где помещено произведение, с целью отыскивания его по внешним приметам.

─Перед тобой книжка, давай ее рассмотрим и определим, есть ли в ней «наша» сказка. Сначала посморим на обложку и расскажем, что на ней изображено.

─Вижу трех котят. Они разные по цвету: черный, серый, белый. Написаны слова: три котенка. И еще мышка сидит.

─Что еще видишь?

─Слово. (Показывает.)

─Можешь прочитать?

─Да. (Читает: Сутеев.)

─Тебе знакомо оно?

─Да, это фамилия автора.

─А откуда ты знаешь?

─Оно вот здесь наверху. Тут всегда фамилия.

─А заглавие где, покажи…(Ребенок показывает).

─Прочитай заглавие книги.

─Три котенка.

─Полистай книжку, сравни с другими. Что в ней необычно? (Ребенок рассматривает книжку и говорит, что в ней нет картинок.)

─А как же мы узнаем, ч то в ней наша сказка?

─Надо прочитать книжку.

5. Самостоятельное чтение книжки (с небольшой помощью).

─Скажи, пожалуйста, какое произведение написано в этой книжке? О чем оно?

─ Здесь сказка о котятах.

─Интересно тебе было читать эту книжку?

─Нет.

─Почему?

─Потому что нет картинок.

─А тебе хочется их рассмотреть?

─Да.

(Учитель предлагает ребенку картинки для рассматривания).

─Давай рассмотрим каждую картинку и будем рассказывать, что на них изображено.

6. Сопоставление иллюстраций с текстом произведения.

─Теперь надо каждую картинку соединить с текстом. Сделаем?

─Да.

─Прочитай начало сказки.

─Три котенка – черный, серый и белый…

─Найди картинку и соединяем.

(Ребенок выполняет задание.)

─Правильно. Читай дальше.

─…увидели мышь.

─Находим картинку и соединяем.

(Ребенок выполняет задание.)

─Что у нас получилось? Читаем начало сказки.

─Три котенка – черный, серый и белый увидели мышь…

(Аналогично продолжается и завершается работа над составлением книжки.)

7. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая методика обучения чтению

Поэтапная занимательная методика для быстрого обучения чтению детей, страдающих дислексией....

«Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

«Пути повышения эффективности содержанияи методики обучения чтению»....

Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...

Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...

Освоение методики обучения чтению

презентация по обучению чтению...

Как научить ребенка читать: методики обучения чтению

Есть немало методик, которые помогают научить ребёнка читать. Суть многих из них сводится к тому, что обучение проходит в процессе игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания. Рассмотрим подр...

Методика обучения чтению в 1 классе

Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые м...