практическая методика обучения чтению
статья (логопедия) по теме
Поэтапная занимательная методика для быстрого обучения чтению детей, страдающих дислексией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_konechnoe.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая методика по овладению навыками чтения учащихся ,страдающих дислексией.
Цель проекта: обеспечить соответствие методов обучения современным требованиям и сложившейся ситуации.
Задача проекта: использование разработанной методики для совершенствования навыков чтения.
Целевая группа проекта – логопеды и учителя, работающие по обучению чтению детей, страдающих дислексией.
I Вступление
II Освоение механизма чтения
-работа с буквами
-работа со слогами
III Совершенствование техники чтения
- слов, с различием в одной-двух буквах
- столбиков слов с одинаковыми гласными
- столбиков слов с одной концовкой
- форм одного и того же слова
- однокоренных слов
-составление слов из частей слова
IV Заключение
Литература.
Приложения.
Современная ситуация, сложившаяся в системе образования, в которой весьма быстро происходят разнообразные изменения, связанные в том числе с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его дальнейшую гуманизацию и индивидуализацию в подходах к эффективному решению проблем каждого конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, активному поиску новых форм и современных технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в своем развитии, обучении, поведении и общении.
Я в своем выступлении хотела бы коснуться одной из методик по овладению навыком чтения для детей, страдающих дислексией
Для обозначения нарушений чтения в логопедической литературе как правило используют следующие термины: алексия – для обозначения практически полного отсутствия чтения; дислексия, дислексия развитя или эволюционная дислексия – чтобы обозначить частичное расстройство процесса овладения чтением. Сюда не входят случаи когда происходит распад акта чтения в результате различных поражений коры головного мозга ребенка (афазиях).
Встречаются разные определения понятия «дислексия». К примеру, Хватцев М.Е. определяет её как частичное расстройство процесса чтения, которое затрудняет овладение этим навыком и ведет к многочисленным ошибкам при чтении, таким как пропуск букв и слогов, перестановка, замена , попуск предлогов, союзов , пропуск строчек, замещение слов.
Часто встречается и такое определение : специфическая дислексия развития-это нарушение, приводящее к трудностям по овладению чтением, даже при нормальном обучении, нормальный интеллекте и хорошие социальные условия.
При всей их достаточной полноте, тем не менее эти определения не дают четкого разграничения между дислексией и другими нарушениями при чтении. Например ошибками, столь часто встречающимися у детей вначале их обучения или нарушениями у трудных в поведении, запущенных . Поэтому в определении дилексии надо обязательно указывать на главные характеристики возникающих при чтении ошибок. Это позволит отличать такие ошибки от других , не дислексических нарушений чтения.
Ведущий специалист в этой области Лалаева Р. И. считает, что «дислексия –это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процесс овладения чтением.»
В своей работе логопеды используют различные методики работы с детьми, страдающими дислексией. Не касаясь вопроса сравнения используемых методик, хотелось бы рассказать еще об одной, созданой на основе методик Р. И. Лалаевой и И. Л. Калининой, показавшую свою высокую эффективность. Данное сообщение должно значительно облегчить решение задач, стоящих перед логопедами и учителями.
Освоение механизма чтения
Знакомство с буквами.
Упражнения, для успешного формирования навыков чтения
Нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Не следует в период обучения чтению, говорить о названиях букв алфавита. Дать понятие о гласных и согласных звуках. Обратить внимание ученика на то, что гласные а, о, у, ы, э очень похожи на музыкальные тоны. Буквы можно изготовить из подручных материалов: проволоки, пластилина, палочек, спичек, крупы, мозаики, веревочек, вырезать из цветной бумаги. Очень эффективен следующий прием. Взять страницу из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем изучаемую букву.
После того, как ученик запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры:
Какой буквы не стало?
Карточки с буквами лучше изготовить самим с помощью ярких фломастеров или же приобрести в магазине разрезную азбуку. Учитель выкладывает на столе карточки с 3-4 буквами. Предлагает ученику назвать буквы и запомнить последовательность их расположения. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.
Угадай, какая буква?
Варианты игры:
Попросить ребенка зажмурить глаза и на его ладони обратной стороной ручки или карандаша учитель пишет букву. Ученик отгадывает.
Обучаемый наощупь определяет буквы, лежащие лежат перед ним на столе ( или в мешочке). Удобны пластмассовые буквы.
На толстом картоне спицей выдавить буквы. Ребенок наощупь определят их.
Ученик рисует букву в воздухе. Учитель отгадывает , потом они меняются местами.
Работа со слогами
Ребенок освоил буквы и хочет научиться читать. В процессе чтения 2 стороны: техническая и смысловая. Не стоит требовать одновременно овладевать техникой чтения и понимать прочитанное. Здесь важна постепенность при совершенствовании навыков плавного чтения. Очень хорошо отрабатывать эти навыки на слоговых таблицах. Желательно заранее изготовить цветные слоговые таблицы со знаками-подсказками. Дуга обозначает согласную с последующей гласной, а точка –это согласная или согласная с мягким знаком. Необходимо объяснить ученику, зачем нужны эти таблички. Объясняется, что такое "слог". Для наглядности необходимо написать слово печатными буквами, например, "курица". Прочитать его вместе, потом разрезать на три части и прочитать по слогам вразбивку.
Ребенок должен понять, что один слог ничего ещё не обозначает; они должны стоять вместе и в определенном порядке. Вот тогда и получаются слова, имеющие смысл. Ребенок должен осознать, что чтобы научиться читать слова, нужно тренироваться в чтении слогов.
Упражнение 1
Ребенку дают 2 карточки. На одной из них например, слог СА, на другой буква Д. Учитель читает их, обращая внимания на знаки-подсказки: дугу и точку. Теперь должен прочитать ребенок. Далее. Кладём "тайную табличку", в которой только знаки-подсказки . Ученик должен "расшифровать" знаки, изображенные на ней. Ученику, проводя указкой по дуге, одновременно необходимо произнести "СА". А указывая на точку - "Д". Так меняя карточки, даём понятие о плавном чтении слогов: дуга - "НА", а точка "К", дуга "СЕ", а точка "Л" и т.д.
Упражнение 2
Чтение слогов по таблицам.
При знакомстве с очередной таблицей сначала ее читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентируя остановки руки на точках . Продолжительность - по 5-10 минут, не менее 2 раз в день.
Таблицы читаются как по строкам, так и по столбцам. Такое чтение совершенствует не только технику чтения, но и развивает артикуляционный аппарат, его подвижность. Одновременно следует работать только с одной таблицей.
Упражнение 3
Какой слог лишний?
Перед ребенком карточки со слогами РА, ЛА, НУ, СА. Лишним является НУ, т.к. все остальные с гласной А. Варианты предъявляемого материала:
МЫ, ДУ, КЫ, ВЫ
ПО, ТО, СО, КУ
ДЯ, ЛЯ, ВЕ, МЯ
МА, СА, АК, ТА
Все слоги предварительно читаются взрослым, а затем учениками.
Упражнение 4
Какой слог пропал?
Обучающий выкладывает на парту 5-6 карточек со слогами и читает их. Предлагает ребенку прочитать и запомнить их последовательность. Ученик закрывает глаза, убирается одна карточка. Требуется угадать пропавший слог.
Варианты игры:
1.Поменять слоги местами. Надо воспроизвести начальный вариант.
2. Добавляем еще одну карточку. Надо назвать ее.
Подскажи конец словечка
На парте 4-5 карточек со слогами. Например: КА, ГА, ВА, НА, СА. Учитель произносит слово, без последнего слога. Ребенок должен найти и прочитать конец слова (ВОРО-НА, СОБА-КА, ТЕЛЕ-ГА, КОРО-ВА, КОЛБА-СА). Словарный материал может быть следующим:
- ГА, БЕРЛОГА, ТЕЛЕГА, БЕЛУГА, ДОРОГА
- ДА, ПОСУДА, ПРИРОДА, СВОБОДА, ПРОСТУДА
- РА , ДЕТВОРА, ВЧЕРА, СЕСТРА, КВАРТИРА
- СА, КОЛБАСА, ПОЛОСА, КОСА, РОСА
- ВА, БИТВА, КЛЮКВА, КОРОВА, ТРАВА, ГОЛОВА
- ЛИ , ГРАБИТЕЛИ, ГРАБЛИ, ТУФЛИ, РОДИТЕЛИ
Упражнение 1
Чтение слов, с отличием в одной-двух буквах
Такие столбики легко прочитываются детьми, ведь новыми для них в прочитываемом слове будут только одна-две буквы. Далее интересуемся у ребенка, какое из прочитанных сочетаний не является словом. Спрашиваем - чем слова отличаются друг от друга.
Хорошо бы нарисовать каждый столбик печатными буквами на отдельном листе крупными буквами.
ЛАК | ПАР | СОК |
|
|
|
РАК | БАР | ТОК |
|
|
|
БАК | ВАР | ДОК |
|
|
|
МАК | МАР | РОК |
|
|
|
ВАК | ДАР | ВОК |
Упражнение 2
Чтение столбцов с одинаковыми гласными
Перед чтением столбца ребенка просят:
-Запомнить гласные в словах
- Запомнить как можно больше слов;
После чтения желательно выложить по памяти эти слова из бумажных букв.
МАМА | САДЫ | МИНА | РАКИ | ДЫНИ | ЛУНА |
ПАПА | РАДЫ | ЛИПА | ЛАКИ | БЫЛИ | ДУМА |
БАБА | РАМЫ | КИСА | МАКИ | ВЫЛИ | ЛУПА |
ВАТА | ЛАПЫ | ЛИСА | БАКИ | МЫЛИ | РУКА |
ЛАПА | ДАРЫ | ПИЛА | ШАГИ | РЫЛИ | ГУБА |
ПАРА | ФАРЫ | КИПА | ШАЛИ | НЫЛИ | ДУГА |
РАМА | ВАЗЫ | СИЛА | ЖАЛИ | БЫКИ | МУКА |
ПАНАМЫ ВОРОНЫ
ПАЛАТЫ ПОРОДЫ
САЛАТЫ БОРОДЫ
ХАЛАТЫ ДОЗОРЫ
НАГАНЫ ДОХОДЫ
ЗАВАЛЫ ПОХОДЫ
БАЗАРЫ ВОЛОСЫ
Нельзя добиться быстрого чтения без умения прогнозировать в процессе чтения. Очень важно путем тренировок добиться узнавании звукобуквенного образа слова. Ребенок при этом должен ориентироваться на отдельные элементы слова.
Для этого можно порекомендовать такие вот упражнения. (Надо учитывать, что слова в этих упражнениях надо произносить согласно орфографических норм, четко произносить каждый звук, причем не по слогам, а вместе. После прочтения все слова обязательно сопоставляются. Надо также выяснить их звукобуквенный состав, выяснит их различие и сходство , понять значение слов.
Упражнение 3
Чтение столбцов слов с одинаковой концовкой
- МКА | - НКА | - АЛКА | - ОДКА |
| |||
ДЫМКА | СПИНКА | ПАЛКА | ЛОДКА |
НЕМКА | СНЕЖИНКА | ФИАЛКА | ЯГОДКА |
ЛОМКА | ДУБИНКА | ЗАКАЛКА | ПОГОДКА |
СУМКА | КРУПИНКА | ГАДАЛКА | БОРОДКА |
СОЛОМКА | ТРОСТИНКА | ГАЛКА | НАХОДКА |
КРОМКА | ИЗЮМИНКА | СВАЛКА | ПОХОДКА |
- ИЧКА | - ОЧКА | - АЧКА | - ЕЧКА |
СПИЧКА | ДОЧКА | ДАЧКА | РЕЧКА |
ПТИЧКА | БОЧКА | ПАЧКА | ГРЕЧКА |
ЛИСИЧКА | ЛОДОЧКА | ТАЧКА | ОВЕЧКА |
СИНИЧКА | бочка | КАЧКА | ПЕЧКА |
ВОДИЧКА | ЛАВОЧКА | ПРАЧКА | АПТЕЧКА |
Упражнение 4
Чтение разных форм одного и того же слова
Как образец оформления словарного материала для чтения учитель изготавливает карточки такого типа:
У МОСТА О МОСТЕ НАД МОСТОМ
ДО МОСТА В МОСТЕ ПОД МОСТОМ
ОТ МОСТА НА МОСТУ ПЕРЕД МОСТОМ
ИЗ МОСТА К МОСТУ ЗА МОСТОМ
ИЗ-ЗА МОСТА ПО МОСТУ
ИЗ-ПОД МОСТА С МОСТОМ
Затем с некоторыми формами слов необходимо составить предложения. Примеры слов для упражнения : зонт, тайга, война, земля, топор, скала, волна, толпа, карандаш, молоток, багаж, вода, логово , потолок, январь, весна, зима, декабрь, кольцо, денёк, тряпка, копейка, сухарь, колесо, костёр, ключ, букварь и т.д.
Упражнение 5
Чтение однокоренных слов
Каждое слово из каждой группы однокоренных слов следует написать на карточке. Каждую группу однокоренных слов желательно поместить в отдельный конверт. Опорное слово группы выделить цветом.
Учитель выкладывает на парте группы однокоренных слов. Ученик читает их, затем слова перемешивает, оставляя лишь опорные. Теперь просим школьника восстановить группы слов, как бы найти «родственников» к словам .
Далее ребенок должен разложить слова группы в столбик по возрастанию числа букв в словах, например:
ПИЛА
ПИЛКА
ПИЛЬЩИК
ЗАПИЛИТЬ
ОТПИЛИТЬ
ВЫПИЛИВАНИЕ
Такое чтение столбцов слов, с увеличивающимся количеством букв - отличное упражнение.
Примерное содержание конвертов
ПОЛ
Половица, половина, половинка
ДОМ
Домик, домище, домовой, домовитый
ЛИСА
Лисица, лисичка, лисонька, лисий, лисята
ЛЕС
Лесок, лесище, лесочек, лесник, лесной, лесничий
Упражнение 6
Составление слов из их составных частей
Наверняка для ребенка будет интересно составлять слова их частичек - приставок, суффиксов, корней, окончаний. Разрезаем определенное количество слов на части, смешиваем их, а ребенок восстанавливает слова.
Можно рекомендовать для закрепления дополнительные упражнения. Например:
1.Запомни несколько слов и составь их из букв разрезной азбуки.
2. Прочитай и составь слова как можно быстрее.
3. "Найди пропавшие частички". Учитель неправильно составляет слова, ученик исправляет ошибки.
4. Составь предложения с несколькими словами.
Результаты реализации проекта.
Данная методика применялась мною в течении 5лет в МОУ СОШ №5 г. Ивантеевки. Данная система была опробована на 48 учащихся первого класса. Все занимающиеся по данной методике в короткий срок ( 1 -3 месяца) освоили навык чтения и догнали своих сверстников.
Надеюсь, что воспользовавшись материалом данной работы, вы сможете помочь детям преодолеть первые ступеньки на пути к овладению и совершенствованию навыков чтения.
Литература: И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1997
И. Л. Калинина. Учим детей читать и писать. М. 1997 А.Н. Корнев. Нарушения чтения и письма у детей. С-Пт. 1997 г.
Л.Т. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. Т.Ц. Учитель, 2000 г.
Р.И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. С-Пт, 1998 г.
Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С-Пт, 2001 г.
Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. Учителю о детях с нарушениями речи. М. 1976г. А. В. Ястребова. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М. 2202222004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения чтению по Светловской Н.Н
Доклад о методике обучения чтению Светловской Н.Н. , не желающих учиться читать детей....
«Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
«Пути повышения эффективности содержанияи методики обучения чтению»....
Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...
Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...
Освоение методики обучения чтению
презентация по обучению чтению...
Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Есть немало методик, которые помогают научить ребёнка читать. Суть многих из них сводится к тому, что обучение проходит в процессе игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания. Рассмотрим подр...
Методика обучения чтению в 1 классе
Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые м...