«Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».
статья по чтению по теме

Тесленко Татьяна Николаевна

 

«Пути повышения эффективности содержания

и методики обучения чтению».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_povysheniyaeffektivnosti.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:











Доклад

Тема: «Пути повышения эффективности содержания

и методики обучения чтению».

                                                 

(Из опыта работы)











Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению.

Общеизвестно и не вызывает споров, что в начальной школе формируются базовые навыки и умения для дальнейшего обучения. Усваиваются элементарные позитивные знания. Иными словами, формируются конструктивные основы, которые впитают содержание обучения в среднем и старшем звене школы, та кристаллическая решетка, которая позволит в дальнейшем наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности.

         Взгляды на содержание и формы обучения меняются, меняются, корректируются в зависимости от состояния общества, от его требований к типу формируемой личности. Сегодня как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития.

         В связи с этим особенно актуальны вопросы формирования художественного восприятия, а также усвоения позитивных знаний.

         Задача формирования художественного восприятия определена в действующей ныне программе, заложена в поурочных рекомендациях к хрестоматиям и в методическом аппарате к текстам.

         В настоящее время для учителя созданы специальные методические пособия по чтению и анализу произведений различных авторов с серьезным литературоведческим и психологическим обоснованием.

         Не надо бояться адресовать учителю работы с литературоведческим и лингвистическим анализом художественных произведений, изучаемых в начальной школе. Он сам разберется, какое литературное содержание следует вынести на урок, через какой методический прием раскрыть его. Не стоит жестко определять за него, какой именно материал необходим ему для урока. Учитель должен иметь право на самостоятельность в выработке нужного ему литературного материала.

         Говоря об овладении содержанием изучающего предмета, необходимо остановиться и на проблеме учета и контроля знаний, умений и навыков.

         В настоящее время контролируется и учитывается только то, что поддается прямому подсчету, - скорость прочитанных слов в минуту. Нет удобных рабочих критериев  оценки ряда речевых умений, уровней художественного восприятия и даже объема позитивных и собственно литературных знаний. Учащийся средней школы должен знать биографические сведения, содержание определенных программой произведений, уметь составить устную и письменную литературно-критическую статью по произведению, владеть кругом литературных понятий. Круг знаний и умений младшего школьника более широк и более размыт.

         Нельзя научить вообще, читать бегло, правильно и выразительно, нельзя научить вообще пересказу, нельзя научить вообще,различать литературные жанры. Можно и нужно учить чтению научного текста и соотносить скорость его чтения со степенью его содержательной и языковой трудности. Можно научить чтению художественного произведения, но при этом, научив детей читать произведения и А.Пушкина.

         Можно учить пересказу сказки, басни, статьи, и всегда это будет специфический пересказ. Отношение к чтению как к переводу графической формы слова в звуковую и погоня за скоростью этого перевода – одна из бед начальной школы.

         В поисках эффективных форм обучения, может быть, стоит прислушаться к забытому ныне Цезарю Балталону с его методикой воспитательного чтения. С погружением в текст повести, большого рассказа, с анализом, требующим перечитывания и установления композиционных связей, с устным и письменным сочинением, следующем за работой над произведением. Во всяком случае,в 9 – 10 лет школьник вполне способен к чтению повестей. Включение их в программу на последнем году обучения а начальной школе позволит выйти за рамки надоевшего детям комбинированного урока, и активно ввести новые формы обучения, а следовательно и познания. Повысится удельный вес самостоятельной работы; появится возможность ее вариантов, целесообразным станет домашнее задание (прочитать главы, которые не было возможности прочитать на уроке).

         Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие оттенков значений изучаемых на уроках грамматики форм, наполнение их образным смыслом на уроках чтения. Интеграция может осуществляться на уроках обучающего сочинения, которые пока редко практикуются, а также при работе над интонацией, звукописью.

         Подытоживая сказанное, можно отметить, что поставленная проблема предполагает становление нового этапа в обучении детей чтению, этапа, который бы дал возможность осмыслить уже имеющееся, продуманное и прочувствованное, и, главное, чтобы ученые имели возможность работать на школу, на ребенка, на учителя.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

Пути повышения эффективности обучения орфографии при изучении темы "Безударные гласные"

Успешное обучение правописанию безударных гласных, проверяемыхударением, возможно тогда, когда четко определены теоретические основыэтой работы. Для этого необходимо рассмотреть основные трудности виз...

Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...

Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процес-са

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса...

Пути повышения эффективности обучения младших школьников

На уроках математики при использовании дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неус...