урок - исследование Тема: Птицы и птичьи гнезда.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Птицы и птичьи гнезда.
Цель урока: познакомить с особенностями построения птичьих гнезд.
Задачи урока:
Образовательная - учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнезд.
Развивающая - развивать умения обобщать полученные в ходе наблюдений сведений.
Воспитательная -Воспитывать бережное отноше ние к живой природе, доброе отношение к птицам. Формировать культуру восприятия и сочувствия у детей; Учить понимать чужую боль; Формировать аккуратность, наблюдательность.
Проектная: выяснить какие гнёзда быват у птиц. Составить памятку о правилах поведения в лесу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки со значением птиц, гнезда птиц, оформление доски: вверху слова Сент-Экзюпери, по центру нарисована наша планета, на планету по ходу урока прикрепляются карточки с изображением и названием птиц.
Методы обучения: словесно-наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная .
Подготовительная работа: Учениками заранее выполнены макеты гнёзд.
Планируемый результат Дети учатся:
-изучать мир живой природы весной;
-бережно относиться к хрупкому миру живой природы, по нимать необходимость её охраны;
-использовать научно-познавательный текст и иллюстрации для сбора информации;
- представлять найденную информацию разными способами.
Умения, характеризующие достижение этого результата: • владеть информацией о различных образцах гнёзд;
* находить факты в научно-познавательном рассказе.
Ход урока
Орг. момент.
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит к нам пришла…(Весна)
Весна это солнце, тепло, хорошее настроение. С такими чувствами и начнем наш урок.
Введение в тему
Определить тему нашего урока поможет отгадка на загадку
"Без рук, без топорёнка построена избенка". Что такое? (птичье гнездо)
тема нашего сегодняшнего разговора -птичьи гнёзда .
И назовем мы сегодня себя любителями-орнитологами. А кто такие орнитологи?
Орнитолог - специалист по изучению птиц.
3. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.
На земном шаре существует примерно - 9000 видов птиц , это около 100 млрд.
4.Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, какова роль птиц в природе?
Значение птиц в природе | Значение птиц в жизни человека |
1.Ограничивает рост растений. 2.Опыление цветковых растений. 3.Распространение семян. 4.Цепи питания. 5.Санитары. | 1.Промысловые и домашние птицы. мясо, жир, яйца, ("ласточкины гнезда" - Юго-Восточная Азия стрижи-саланганы.) 2.Пух (морская утка - гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников). 3.Удобрения (гуано). 4.Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки). 5.Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. 6.Украшения. 7.Подарили людям идею полёта. 8.Разнообразные музыкальные трели (иволга - флейта, многоголосье - симфонический оркестр и т.д.). 9.Голоса птиц целебны. 10.Несут весть о весне, дарят радость |
-Какова роль птиц в природе и в жизни человека?
Вывод: в природе и в жизни человека роль птиц велика.
Мотивация
Одной из ярких примет весны - возвращение птиц из дальних краёв. Они с весёлым шумом принимаются за по стройку своих жилищ - гнёзд. Ведь пора выводить потомство! Посмотрите, на доске у нас разные птицы и их гнёзда. А как вы думаете, какая птичка в каком гнезде живёт?
Давайте поместим птичку в нужное гнёздышко.
Дать возможность детям высказать свои предположения. Возникает спор: как это сделать правильно?
Учитель. Нам не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как и где птицы строят свои гнёзда.
Формулируется цель исследования: найти факты об особеннocтяx птичьих гнёзд.
2. Исследование в малых группах
Каждая группа получает научный текст о том, как птицы строят гнёзда , план – ответа
Задание: прочитать текст , предоставить план в виде «Помощника ответа»
- Мы прочитали рассказ о птице _
- Птица строит своё гнездо из _
- Гнездо этой птицы имеет форму _
- Гнездо располагается _
- Мы сделали закточение _____________________________
1группа
ДРОЗДЫ в деле строительства великие искусники. Гнезда вьют объемистые, прочные, плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной. Люди у дрозда научились штукатурить избы.
Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов - излюбленные места гнездования дроздов, особенно самого крупного из них - ря бинника. Его тяжеловесное гнездо, слепленное из глины отделан ное травинками внутри и снаружи, не подвесишь на тонких ветках, как «гамачок» иволги. Добраться до него довольно просто, поэтому и разорить его не составило бы труда какому-нибудь ловкому зверьку, например белке. Но не тут-то было! Рябинники строят гнёзда непо далёку друг от друга, образуя небольшие «посёлки», и бывают очень агрессивны, завидев непрошеного гостя. За порядком следит не пара, а десятки пар бдительных глаз. Нарушитель будет изгнан буквально с треском. Такой яростной атаки могут не вы держать не только белочки (которые, несмотря на свою симпатичную внешность, не прочь бывают отведать птичьих яиц или птенцов), но и более матёрые разбойники: вороны, сойки и сороки.
текст подготовлен по материалам книги: Штейнбах М Как птицы строят гнёзда. Серия «Природа Poccии». - М, 1997.
2группа
ЛАСТОЧКА - КАСАТОЧКА гнездо лепит: С большой любовью и заботой делают ласточки шарообразные гнезда для высиживания яиц, которое длится 12- 17 дней. Материалом для гнезда служат кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом. Оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. При постройке гнезда одна ласточка занимается строительством, а другая подносит материал. Носиком глину приминает, носиком её на речке колупает, носиком носит. Если же обе ласточки отлучатся от недостроенного гнезда, его могут занять воришки - воробьи и ласточкам придётся строить новое гнездо. Гнездо получается аккуратное, тёплое, прочное недоступное для врагов. Гнёзда ласточка может делать под крышей деревенских домов, делает глубокую дырочку в земле где крутой берег реки
3 группа
Ремез
у самой реки, на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы, любит устраивать свой дом-«рукавичку» самый лучший в Европе строитель гнёзд - ремез. Строит этот шедевр птичьей архи тeктypы самец, а самочка помогает ему отдельrвать гнездо, выстилая его пухом и законопачивая щели. Гнёзда получаются такими тёплыми и прочными, что в некоторых странах, бывало, дети собирали и но сили их вместо домашних туфель. Хотя гнёзда обычно висят невысо ко, вода и тонкие ветки не позволяют добраться до них ни назем ным, ни крылатым врагам. Все в жизни мелких птиц направлено на то, чтобы спрятать гнездо. Когда выводятся птенцы, самочка уносит в клюве скорлупки подальше от гнезда. Птенцы сидят в гнезде тихо
текст подготовлен по материалам книги: Штейнбах М. Как птицы строят гнёзда. Серия «Природа Poccии». - М., 1997.
4 группа
1) ГРАЧИ
Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна. Гнездятся грачи колониями, устраивая гнезда в форме чашки на деревьях. В грачиных городах бывают сотни и даже тысячи гнезд, многие из которых почти вплотную примыкают одно к другому. Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти и служат птицам не один год. Весной грачи прежде всего торопятся занять уже готовые постройки, тщательно их ремонтируют, обновляют подстилку. Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно.
2) Жаворонок
Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют.Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить .
5 группа
Лебеди
Лебединое гнездо располагается обычно на тростниковых завалах, иногда на мелководье. Выбрав место для гнезда, оба партнёра начи нают сваливать в кучу собранные неподалёку сухие стебли тростника, камыша и других растений, не пытаясь укладывать их в каком-либо определённом порядке или переплетать. Получается довольно гро моздкая постройка в виде большой рыхлой кучи с лотком на верши не, выстланным более мягким и нежным материалом - сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количест вом пуха, который самка выщипывает у себя с груди и брюха в период откладки яиц в мае - июне. В полной кладке 6-8 больших голубоватых яиц. Насиживает одна самка, но супруг всегда нахо дится поблизости и ревностно охраняет гнездовой участок.
Гнездо, окружённое со всех сторон водой, лучше всего защищено от всевозможных врагов. Особенно если, подобно маленькому плоти ку, оно способно быть на плаву.
2 Зяблик - Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещёхолодно, зябко. За это и получила своё название. Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразуже радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Один Орнитолог - специалист по изучению птиц подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел 824 раза. Гнездо зяблик строит на дереве, размещая свою постройкуобычно в развилке ствола. Стенки у него толстые и прочные, Гнездо глубокое и очень аккуратное. Оно ещё облицовано кусочками коры, лишайниками, что делает его почти невидимым.
3. Обмен информацией, организация фактов
Дать возможность каждой группе представить собранныеые в ходе исследования материалы. Ребята по очереди выходят к доске, рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах. Садят птичку в гнездо.
Сводная таб лица птичьих гнёзд :
Название птицы | Форма гнезда | Материал | Местонахождение |
Ласточка – Касаточка | Шаро образные | кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом | Под крышей домов, Берег водоёма |
Ремез | Дом- Рукавичка | Пух, законопачивая щели землей и слюной | на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы |
Грач | Чаше образное | Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти | Деревья |
Жаворонок | Ямка | Луг ,травянистая опушка стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом | на земле |
Лебедь | в виде большой рыхлой кучи- плотик | сухие стебли тростника, камыша, сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количест вом пуха | На воде |
Дрозд | Чаше образное | плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое - цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной | Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов |
Зяблик | Круглое | глубокое , облицовано кусочками коры, лишайниками | на дереве, размещая свою постройкуобычно в развилке ствола |
Прuмечанuе. Заполнять таблицу лучше всего с последних строк - с тех птиц, гнёзда которых расположены на земле, а затем располагать названия других птиц по мере возрастания высоты гнездования.
4. Связывание информации, формулирование вывода.
у ч и те ль. Посмотрите внимательно на таблицу с фактами. Ка кое заключение мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?
Дети под руководством учителя формулируют обобщение уро ка: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных мате риалов, формой и местонахождением.
5. Постановка проблемы домашнего задания (Доклад ребенка)
- К сожалению, птицам грозит беда - они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Есть такие ребята, которые шутя, из любопытства или стреляя разоряют птичьи гнезда.
Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.
1) Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
СИПО - Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.
2) Красная Книга - список животных и растений, нуждающихся в охране.
Чёрная Книга - список исчезнувших видов животных и растений.
6. Мини-опрос- тест Самостоятельная работа
1.У кого из птиц гнездо похоже на рукавицу и плетется из пуха ивы или тополя?
А) ремез Б) ласточка
2.Какая птица строит свои гнёзда в развилках крупных толстых ветвей и даже стволов, научила людей штукатурить свои дома?
А) дрозд Б) ласточка
3. Эта птица лепит гнёзда под крышей домов, делает в почве , где крутой берег реки?
А) Ласточка Б)дрозд
4.Делают гнездо в виде рыхлой кучи, которое плавает по водоему?
А) Лебедь Б) галка
Проверка на слайде. Самоанализ теста.
7. Задания группам
Напишите обращение к жителям Земли по охране птиц.
8. Подведение итогов урока.
Уважаемые Люди! Обращаемся к вам с просьбой!
Просим вас не вырубайте леса, будьте осторожны в лесу с огнём! Ведь вы не одни, рядом наши птицы! Не трогайте гнёзда и яйца руками, птица бросит гнездо! Не кричите в лесу, ведь вы в гостях у природы! Не рвите цветов, не рвите мухоморов, то , что не нужно людям- пригодится животным! Мы сбережом природу, а она нас!
8. Подведение итогов
На этапе подведения итогов целесообразно вернуться к на чалу занятия, к загадке, которая прозвучала на этапе мотива ции.
Учитель. Итак, как бы вы теперь разместили птичек в гнёз дышки?
Дети исправляют допущенные в начале урока неточности.
9. Домашнее задание: составить по желанию кроссворд про птиц.
Сделать с родителями скворечник для птиц.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа
Методическая разработка
Предмет: Мир вокруг нас
РМО учителей р.п. Чунский
Класс- 2б
Урок – исследование с мультимедийным приложением
Тема: «Птицы и птичьи гнезда»
Кашлач Татьяна Юрьевна
Иркутская обл., п. Чунский., Мира 53 конт. Тел., 2-16-74., 11.04.2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шавалеева Г.Ш. УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Класс: 2 Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2. Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257) Тип урока: изучение нового материала. Тип знания: ...
урок- исследование Тема : Дикие и домашние животные
Плешаков 2 класс...
урок- исследование Тема : Дикие и домашние животные
Плешаков 2 класс...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)
формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...
Урок – исследование. Тема : Разноспрягаемые глаголы.
Урок – исследование. Тема: Разноспрягаемые глаголы.Цель: Познакомить учащихся с разноспрягаемым...
Технологическая карта урока технологии. Тема: "Птица счастья". Изделие "Птица счастья"
Технологическая карта урока технологии. Тема: "Птица счастья". Изделие "Птица счастья"...