урок литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
модифицированный конспект урока во 2 классе по УМК "Перспектива" по русской народной сказке "Лиса и журавль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения во 2-м классе по УМК "Перспектива"
на тему: «Русская народная сказка "Лиса и журавль"»
учитель - Муратаева К.Д.
Целевые установки урока (планируемые результаты)
• Продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа. Стимулировать интерес к чтению сказок разных народов
Планируемые личностные умения:
Проявлять:
— позитивное отношение к чтению народных сказок;
— желание создать (написать) народную сказку.
-умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Планируемые предметные результаты:
-овладевать навыком смыслового чтения;
• Работать с содержанием текста сказки:
-описывать характер героя;
— подбирать пословицы по смыслу сказки;
— выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;
— Оперировать в речи понятиями: быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.
• Читать и инсценировать сказку по ролям.
-уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
-отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
-уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Планируемые метапредметные результаты :
Познавательные умения:
-искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.
— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
-планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
— осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные умения:
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности:
– умения ответить на поставленный вопрос;
– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
– словесное иллюстрирование прочитанного;
– составление краткого отзыва о прочитанном;
Оборудование: учебник
План урока:
1. Подготовительная работа.
Отгадайте загадки:
А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)
Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)
Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ?
Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?
Могут ли они встретиться вместе в природе?
Учитель: В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.
Как называется жанр? (сказка)
Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. («Кот, Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк» «Хитрая Лиса»).
Опишите характер лисички в разных народных сказках.
(Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.)
С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях?
В какой сказке встретились эти герои? «Лиса и Журавль»,
Работа над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня.
2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.
3.1 Проблемно-диалогическая работа с текстом
- Чем понравилась вам сказка?
-Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение.
-Что показалось забавным?
- Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?
- Чем нравится вам конец сказки? ( провокация -«ловушка»)
-Как можно помирить героев? (творческое дополнение сказки другими событиями, героями и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов)
3.2. Словарная работа.
- Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам:
“вздумала”, “дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”, “несолоно хлебавши”?
Определить значение этих слов, используя толковый словарь учебника.
- Как сказать иначе :
“взяла лису досада”
“Как аукнулось, так и откликнулось”
“С тех пор и дружба врозь”
- Какие слова сказки мы слышали как пословицы?
3.3.Работа с текстом.
А) Найди в тексте близкие по значению слова:
-“познакомились”
- “положила в тарелку каши”
-“стала ходить вокруг кувшина с окрошкой”
- “пошла домой голодная”
Б) Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других сказках.
В) Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы.
Г) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”. -В чем он оказался неправ ?
Д) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля.
-Как она могла не допустить ссоры с журавлем ?
Е) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.
-Что оно значит?
-Какие другие слова близки по смыслу?
-Есть ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”?
Ж) Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми? -Когда, в какой ситуации так можно нам сказать?
З) Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.
- Установите соответствия. Свой ответ аргументируйте.
Лиса | Хитрый |
Журавль | Умный |
Коварный | |
Злой | |
Весёлый |
И) Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои.
Как к ним относится автор?
Как вы относитесь к поступкам героев?
4. Работа по иллюстративному материалу.
-Можно ли утверждать, что художнику - иллюстратору удалось передать характер
лисы? Обоснуйте своё мнение.
-Какой момент сказки изображен на этой иллюстрации?
-Как художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение?
-Как сказано об этом в тексте?
-Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки
5. Физминутка.
-Представьте себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой, мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители» аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось)
-Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы дома.
-Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы в гостях.
-Изобразите лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму у доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств)
6. Групповая работа
Встаньте, повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека
А) Распределение и чтение сказки по ролям в группах (парах).
- Сделайте разметку текста и определите реплики лисы.
- Подумайте, с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)
- Прочитайте реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.
- Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или она все время должна быть в движении?
- Сделайте разметку текста и определите реплики журавля.
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
- Есть ли похожие интонации в речи журавля и лисы? Одинаковые ли будут жесты у журавля и лисы?
- Прочитайте реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.
- Обсудите в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он всё время должен быть в движении?
- Кто ещё будет участвовать в спектакле?
- Как должен читать свои слова автор?
- Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?
Б) по желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски.
В) Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему?
Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”.
7. Итог урока. Рефлексия.
-Составьте предложения по теме урока , используя предложенные термины (на доске записаны: вымысел, гордость, гордыня, композиция, обычай, персонаж, традиция)
-Определите главную мысль сказки (чему она учит).
-Какой мудрый совет дает нам сказка?
-Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека?
-Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки:( пословицы записаны на доске и читаются хором)
- Дружба заботой да подмогой крепка.
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
- Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке?
-Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему?
-Чье групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему?
-Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем
8. Домашнее задание по выбору ( возможна групповая работа):
1.Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки.
2.Творческая тетрадь, с. 31. Составьте и запишите описание « Образ лисы в сказках разных народов».
3. Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко пересказать прочитанное.
4.Сочините свою «народную» сказку с этими персонажами (лиса, журавль) от имени любого народа, проживающего на территории Удмуртии ( используя народные названия одежды, предметов быта и т.д.)
5. Запишите названия сказок народов, проживающих на территории Удмуртии, в которых персонажем является лиса. Составьте кроссворд ( филворд, сканворд) по теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...