Рабочая пргограмма по литературному чтению для 4 класса по программе " Начальная школа 21в."
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме
В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, цели обучения, формы организации учебного процесса, формы и средства контроля, основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса,дополнительная литература, оборудование и приборы, материально-техническое обеспечение предмета
В поурочное календарно - тематическоепланирование по литературному чтению входят разделы:
тема урока, тип урока, основные содержательные линии, используемые пособия на уроке, дата(планируемая, коррекция, фактическая)
На последних страницах- нормы оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit2.doc | 380.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
«Лицей №32» г. Белгорода
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов . Протокол № 7 от «24» июня 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ- лицей № 32 г. Белгорода ________ . «____»___________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ - лицей № 32 г.Белгорода _________ Приказ № ____ от «___»___________2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
4 класс
« Начальная школа 21 века»
Разработана учителем начальных классов МОУ-лицей №32
Юрий Л.А.
Белгород 2011
Пояснительная записка
Автор примерной программы Л.А.Ефросинина
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
-восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
-понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
-воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
-воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основные линии программы:
-Развитие навыка чтения
-Развитие восприятия произведения;
-Развитие литературоведческих понятий;
-Развитие речевых умений;
Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
-Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
-Система работы над навыками чтения.
-Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
-Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
-Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
-В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
-Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
-В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
Знать :
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
Называть, приводить примеры:
--сказок народных и литературных;
--стихов и рассказов из круга детского чтения;
-различать, сравнивать:
--произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
--жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
--сказки народные и литературные;
--словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
Называть , приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
Уметь :
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему .
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
-работать со справочной литературой.
Средства обучения:
Учебник
Литературное чтение. (в 2-х частях) 4 класс;
Автор Л.А.Ефросинина Хрестоматия
2. Рабочие тетради
Литературное чтение №1, №2.
Автор Л.А.Ефросинина
3. Книги для учителя
Литературное чтение. Оценка знаний 3 - 4 класс
По программе -102 ч, 3 раза в неделю
(Поурочное календарно-тематическое планирование - приложение №1)
Формы организации учебного процесса
В основе методики преподавания предмета «Литературного чтения» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются в основном
« Проверь себя по произведениям..», тесты по сформированности учебной и читательской деятельности.
Для определения содержания проверочных работ используются следующие сборники:
1.Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2011.-416 с.
3. Бойкина М.В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 4 класса.-СПб: СМИО Пресс,2011.-72с.
4.Мишакина Т.Л., Гладкова С.А., Митрофанова Г.И. Тренажер по литературному чтению- М.: Из. « Ювента»,2011.-48с.
5. Круглова Т.А. Литературное чтение.- М.: из. « Экзамен», 2010.-60с.
Дополнительная литература
Справочные пособия (словари и справочники):
- Ушакова О.Д. Великие писатели.- СПб.: Из.Дом «Литера»,2008.-96с.
- Шклярова Т.В. Толково- этимологический словарь- М.: Вако,2009-80 с.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения-М.: « Вако»,2009.-96с.
- - Ушакова О.Д. Мудрые мысли мудрых людей.- СПб.: Из.Дом «Литера»,2007.-96с
Оборудование и приборы
1.Аудиозаписи (сказки, стихотворения А.С. Пушкина,
- сказки Перро;
- сборник русских народных сказок;
- французские сказки.
2.Начальная школа. Наука без скуки
3. Начальная школа. Кирилл и Мефодий
4.Мультимедийные презентации по сказкам А.С.Пушкина
5.Энциклопедия Кирилла и Мефодия
6.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Материально-техническое обеспечение предмета
литературное чтение
№ п/п | Печатные пособия | Количество |
Портреты зарубежных и русских детских писателей. (в цифровой форме) | Д | |
Репродукции картин в цифровой форме. | Д | |
Чуракова Н. А. Литературное чтение. 4 класс: в двух частях. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2007. | К | |
.Аудиозаписи (сказки, стихотворения А.С. Пушкина, | Д | |
- сказки Перро; | Д | |
- сборник русских народных сказок; | Д | |
- французские сказки. | Д | |
Начальная школа. Наука без скуки | Д | |
Начальная школа. Кирилл и Мефодий | Д | |
Мультимедийные презентации по сказкам А.С.Пушкина | Д | |
.Энциклопедия Кирилла и Мефодия | Д | |
.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | Д |
Литературное чтение 4 класс по программе УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 век».
№ | Тема | Тип урока | Основное содержание | Используемые пособия | Дата | ||
план | корр. | факт | |||||
1 четверть, 23 часа | |||||||
1. | Произведения фольклора. Героическая песня, легенда, библейское предание. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки. | Комбиниро ванный | Закрепление понятий: "загадка", "пословица", "поговорка", "дразнилки". Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа "Жанры фольклора" ( заполнить схему) | Дополнительная литература презентация «Произведения фольклора.» | |||
2. | Былины. Волх Всеславович. Вольга Святославович. | Чтение и анализ нового произведения | Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов. Раскрыть особенности образов героев фольклорных произведений | Дополнительная литература презентация «Произведения фольклора.» | |||
3. | Былины. Святогор. Литературный диктант. | Слушание и работа с детскими книгами | Презентация «Произведения фольклора.» | ||||
4. | Народные песни. Песня – слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Библейское предание. «Блудный сын». | Интегрированный изо и худ.труд | Повторение нар. песен (колыбельных, хороводных, песенок-закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер народных песен. Чтение предания. работа с текстом. Понятие «Библейское предание». Особенности жанра - главная мысль. Сходство с бытовой сказкой. Знакомство с Библией. Выполнение заданий в тетради. | Дополнительная Литература, портрет А.В.Суворова презентация | |||
5. | Легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин | Репродукция Презентация «Произведения фольклора.» | |||
6. | Шотландская легенда. «Рыцарь – эльф» Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения вслух. | Слушание и работа с детскими книгами | Обсуждение самостоятельно прочитанной легенды "Рыцарь- Эльф". Выполнение заданий в рубрике «Проверь себя» в тетради. Повторение изученного; выполнение заданий в рубрике «Проверь себя» в учебнике. | Презентация «Произведения фольклора.» | |||
Мифы народов мира | |||||||
7. | Древнегреческие мифы. «Арион», «Дедал и Икар». | Чтение и анализ нового произведения | Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Дополнительная литература | |||
8. | Древнеиндийские мифы. «Творение», «Создание ночи». Славянский миф. «Ярило-солнце». | Чтение и анализ нового произведения | Работать с текстом, выделять нужные эпизоды | Дополнительная литература | |||
9. | Древнекитайский миф. «Подвиги стрелка ». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение | ||||
10. | Обобщение по разделу. Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения молча. | Урок-отчет | Работать самостоятельно в рабочих тетрадях | Аудиозапись с мифами | |||
Книги Древней Руси. | |||||||
11. | Отрывки из «Повести временных лет»: О князе Владимире; Деятельность Ярослава. | Чтение и анализ нового произведения | Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли ( служение Родине, ее процветанию) | Дополнительная литература | |||
12. | Отрывок из «Повести временных лет»: «Поучение Владимира Мономаха». «Проверьте себя». | Комбинированный урок | Понимать основное содержание текстов, самостоятельно работать с периодикой | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» | |||
13. | Отрывки из «Повести временных лет»: «О Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого». | Чтение и анализ нового | "Поучение"- жанр древнерусской литературы. Особенность повествования (тон, темп). Выборочное чтение поучений. Сравнение "Поучений Владимира Мономаха" и "Наставлений Ярослава Мудрого". Выполнение заданий в учебнике и тетради | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» | |||
14. | Проверка чтения наизусть басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». И.Хемницер «Друзья», И.Крылов «Крестьянин в беде». | Комбинированный урок | Закрепление понятий "басня", "мораль", "вступление", "рассказ". Сравнение басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен | Биография И.Крылова, сборник басен | |||
15. | А. Измайлов «Кукушка», И.Крылов «Осёл и соловей». Текущая проверка выразительности чтения. | Чтение и анализ нового произведения | Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А.Крылова "Осел и соловей", работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» сборник басен | |||
16. | И.Крылов «Мартышка и очки», И.Дмитриев «Муха». | Слушание и работа с детскими книгами | Дать понятия: олицетворение, сравнение. Понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | сборник басен | |||
Василий Андреевич Жуковский | |||||||
17. | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Итоговая проверка навыка чтения вслух. | Чтение и анализ нового произведения | Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения). Разобрать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Учить слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев | Портрет В.А.Жуковского Сборник произ ведений | |||
18. | В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны…», «Вечер», «Загадки». | Чтение и анализ нового произведения | Сборник произ ведений | ||||
19. | В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | Чтение и анализ нового произведения | Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Сравнение сказки В.Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» | |||
20. | В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее..» | Слушание и анализ нового произведения | Слушание сказкиВ.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее…", беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение "Сказки о царе Берендее…" В.Жуковского со "Сказкой о царе Салтане…" А.С.Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль) | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» | |||
21. | Обобщающий урок по разделу «Проверьте себя». | Обобщающий урок-игра | Обобщение по разделу. Конкурс чтецов «Наш В.А.Жуковский». Выполнение заданий в тетради | Презентация «Урок- игра» | |||
22. | Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Комбинированный урок | Чтение и анализ произведений | ||||
Александр Сергеевич Пушкин | |||||||
23. | Коррекция знаний А.С.Пушкин. отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин». | Чтение и анализ нового произведения | Дать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Учить определять тему произведения, выразительно читать | Портрет А.С. Пушкина презентация | |||
2 четверть, 27часа | |||||||
1. | Коррекция знаний Проверка чтения наизусть отрывка из романа А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Осень» | Комбинированный урок | Понимать содержание текста, определять главную мысль произведения. Определять: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. | Сборник произведений презентация «А.С.Пушкин» | |||
2. | Проверка чтения наизусть стихотворения А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Литературный диктант. | Комбинированный урок | Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Сборник произведений, презентация «А.С.Пушкин» | |||
3. | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И.Даля. Урок «Проверьте себя». | Комбинированный урок | Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра "По страницам сказок А.С.Пушкина". Творческая работа "Любимые герои сказок А.С.Пушкина". Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкина. Знакомство со словарем В.И.Даля, повторение произведений В.И.Даля ( 3 кл.). Произведения А.С.Пушкина в детских журналах | Сборник произведений, презентация презентация «А.С.Пушкин» | |||
Михаил Юрьевич Лермонтов | |||||||
4. | М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины». Итоговая проверка навыка чтения вслух. | Чтение и анализ нового произведения | Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них | Портрет , сборник произведений, презентация «М.Ю.Лермонтов» | |||
5. | Проверка чтения наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус», «Горные вершины». М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Казачья колыбельная песня». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений | Сборник произведений, презентация «М.Ю.Лермонтов» | |||
6 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». | Чтение и анализ нового произведения | Знать понятие авторская сказка. Выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику | Сборник произведений, презентация «М.Ю.Лермонтов» | |||
7. | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Урок «Проверьте себя». Итоговая проверка навыка чтения молча. | Комбинированный | Работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи | Сборник произведений, презентация «М.Ю.Лермонтов» | |||
Петр Павлович Ершов | |||||||
8. | Коррекция знаний П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». | Чтение и анализ нового произведения | Особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | Портрет, сборник произведений, презентация «Конёк-Горбунок». | |||
9. | Проверка чтения наизусть отрывка П.П.Ершов. Анализ произведения «Конёк-Горбунок», «Кто он?». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П.Ершова "Конек-Горбунок", выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков ( по выбору) | Сборник произведений, презентация «Конёк-Горбунок». | |||
Всеволод Михайлович Гаршин | |||||||
10. | В.М.Гаршин «Сказание о гордом Аггее». | Чтение и анализ нового произведения | Дать понятие легенда. Учить выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды | Портрет, Презентация «В.М.Гаршин» | |||
11. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | Чтение и анализ нового произведения | Понятие об авторской ( литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок ( А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова) | Презентация «В.М.Гаршин» | |||
12. | В.М.Гаршин «Принцесса Аталия», «Пленница». | Слушание и анализ нового произведения | Анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану | Презентация «В.М.Гаршин» | |||
13. | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Урок «Проверьте себя». Итоговый тест. | Обобщающий урок-отзыв | Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение | Презентация «В.М.Гаршин» | |||
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский | |||||||
14. | Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы) | Чтение и анализ нового произведения | Характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Портрет, сборник произведений, презентация «Н.Г.Гарин-Михайловский» | |||
К.М.Станюкевич | |||||||
15. | К.М.Станюкевич «Максимка». Литературный диктант. | Слушание и анализ нового произведения | Обсуждать рассказ , понимать основное содержание текста | Портрет, сборник произведений, презентация «К.М.Станюкевич» | |||
Д.Н.Мамин-Сибиряк | |||||||
16. | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел». Итоговая проверка начитанности и читательских умений. | Слушание и анализ нового произведения | Обсуждать рассказ , понимать основное содержание текста | Портрет, сборник произведений, презентация «Д.Н.Мамин-Сибиряк» | |||
Произведения зарубежных писателей | |||||||
17. | Коррекция знаний Виктор Гюго «Козетта». | Чтение и анализ нового произведения | Познакомить с некоторыми произведениями зарубежных авторов. Слушать , работать с текстом каждой главы | Портрет, сборник произведений, презентация «Виктор Гюго» | |||
18. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Чтение и анализ нового произведения | Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Портрет, сборник произведений, презентация «Приключения Тома Сойера» | |||
19. | Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна» | Слушание и анализ нового произведения
| Сборник произведений, презентация «Приключения Гекельберри Финна» | ||||
20. | Х.К.Андерсен. Сказка «Самое невероятное», «Дети года». Итоговая проверка выразительности чтения | Комбинированный урок
| Расширять читательский круг произведениями | Портрет, сборник произведений, презентация «Х.К.Андерсен.» | |||
21. | Х.К.Андерсен «Девочка со спичками», К.Г.Паустовский «Великий сказочник» | Комбинированный урок | Работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Сборник произведений, презентация «Х.К.Андерсен.» | |||
22. | Урок «Проверьте себя». Библиотечный урок | Урок-отчет | Работа по разделу « Проверь себя», посещение школьной библиотеки. | ||||
23. | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Комбинированный урок | Проверить сформированность учебной и читательской деятельности. | Тесты | |||
24 | Повторение изученных произведений. Воспоминания Л.Н.Толстого. | Интегрированный урок с окружающим миром ( 4 четверть) | Называть произведения Л. Н. Толстого | Портрет, сборник произведений, презентация «Л.Н.Толстого.» | |||
25 | Коррекция знаний Доп.чт. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Хр. | Чтение и анализ нового произведения, интегрированный с русс.яз. | Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении | Сборник произведений, презентация «Л.Н.Толстого.» | |||
Лев Николаевич Толстой | |||||||
26 | Л.Н.Толстой «Акула». Слушание и работа с детскими книгами. Литературный диктант. | Слушание и анализ нового произведения | Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характер поведения героев | Сборник произведений, презентация «Л.Н.Толстого.» | |||
Книги о животных Э.Сетон-Томпсон | |||||||
27 | Знакомство с произведением Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк. | Слушание и работа с детскими книгами | Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление. Аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э.Сетона-Томпсона "Виннипегский волк". Самостоятельное чтение очерка В.М.Пескова "В гостях у Сетона – Томпсона". Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животных | Портрет,сборник произведений, презентация «Э.Сетон-Томпсон» | |||
3четверть,29часа | |||||||
1. | Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк. | Слушание и работа с детскими книгами | Сборник произведений, презентация «Э.Сетон-Томпсон» | ||||
2 | В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». «Проверь себя». | Слушание и работа с детскими книгами | Выполнить творческую работу отзыв о прочитанном произведении о животном | Сборник произведений, презентация по произведениям Э.Сетон-Томпсон | |||
3 | Текущая проверка навыка чтения вслух. | Комбинированный урок | Проверить навык чтения вслух. | Тексты | |||
Александр Александрович Блок | |||||||
4 | А.А.Блок. Стихи о Родине. «Россия», Рождество». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Портрет, сборник произведений, презентация «А.А.Блок» | |||
5. | Проверка чтения наизусть. Стихи о Родине. «Россия», Рождество» А.А.Блок «На поле Куликовом». Текущая проверка навыка чтения молча. | Чтение и анализ нового произведения | Комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | Сборник произведений, презентация «А.А.Блок», тексты | |||
Алексей Максимович Горький | |||||||
6. | Коррекция знаний Доп.чт. А.М.Горький «В людях» (Хр.) | Чтение и анализ нового произведения | Определять позицию автора (рассказчик, рассказчик-герой) | Портрет, сборник произведений, презентация «А.М.Горький» | |||
7. | А.М.Горький «Пепе» (сказка об Италии) | Чтение и анализ нового произведения | Понимать основное содержание текста. Особенности итальянской сказки | Сборник произведений, презентация «А.М.Горький» | |||
Константин Дмитриевич Бальмонт | |||||||
8. | К.Д.Бальмонт «Россия», «Снежинка». | Чтение и анализ нового произведения | Определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть. | Портрет, сборник произведений, презентация «К.Д.Бальмонт» | |||
9. | К.Д.Бальмонт «У чудищ», «Русский язык». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Выразительно читать стихи, определять позицию автора. Понимать основное содержание текста | Сборник произведений, презентация «К.Д.Бальмонт» | |||
Викентий Викентьевич Вересаев | |||||||
10. | Доп.чт. В.В.Вересаев «Легенда». Восточная сказка «Звезда».(Хр). | Чтение и анализ нового произведения | Понимать основное содержание текста, сравнивать легенды. Выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Портрет, сборник произведений, презентация «В.В.Вересаев» | |||
11. | Слушание работа с детскими книгами. А.И.Куприн «Четверо нищих» | Слушание и работа с детской книгой | Понимать основное содержание текста | Сборник произведений, презентация | |||
Иван Алексеевич Бунин | |||||||
12. | И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Шире, грудь, распахнись, для принятия…» | Чтение и анализ нового произведения | Определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Портрет, сборник произведений, презентация «И.А.Бунин» | |||
13. | Проверка чтения наизусть И.А.Бунин «Детство», «Листопад». Текущая проверка выразительности чтения | Чтение и анализ нового произведения | Выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Тексты, Аудиозапись произведений И.А.Бунина | |||
Николай Алексеевич Некрасов | |||||||
14. | Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин» | Слушание и работа с детскими книгами | Повторение стихов русских поэтов. Слушание стихотворений Н.А.Некрасова "Генерал Топтыгин", "Саша". Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли. Самостоятельное чтение очерка К.И.Чуковского "Н.А.Некрасов" | Главная мысль Чтение наизусть Портрет,сборник произведений, презентация «Н.А.Некрасов» | |||
15. | Н.А.Некрасов «Саша». К.И.Чуковский Николай Алексеевич Некрасов | Слушание и работа с детскими книгами | |||||
16. | Урок «Проверьте себя». Литературный диктант. | Урок-отчет | Самостоятельная работа по рабочей тетрадке. | Самостоятельная работа Презентация «Н.А.Некрасов» | |||
Самуил Яковлевич Маршак | |||||||
17 | С.Я.Маршак. «Загадки. Зелёная застава», «Двенадцать месяцев». | Чтение и анализ нового произведения | Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям ( картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка Самостоятельное составление словаря | Портрет, сборник произведений, презентация «С.Я.Маршак» | |||
18 | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», «Словарь». | Чтение и анализ нового произведения | Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» | |||
19 | С.Я.Маршак «Сказка про козла». С.Я.Маршак-переводчик Р.Бёрнс «В горах моё сердце. | Слушание и работа с детскими книгами | Инсценировать отдельные картины | Энциклопедия « Кирилл и Мефодий» | |||
20 | С.Я.Маршак «Ледяной остров». | Слушание и работа с детскими книгами | Уметь узнавать произведения С. Я. Маршака по эпизодам | Презентация «С.Я.Маршак» | |||
21 | Текущая проверка начитанности и читательских умений | Комбинированный урок | Проверить начитанности и читательские умения | Тексты | |||
Андрей Платонович Платонов | |||||||
22. | Коррекция знаний Доп. чт. А.А.Платонов «Неизвестный цветок». (Хр.) | Чтение и анализ нового произведения | Выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку | Портрет, сборник произведений, презентация «А.А.Платонов» | |||
23 | А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья» | Слушание и работа с детскими книгами | Учить рассматривать книги, слушать сказки | Презентация «А.А.Платонов» | |||
24. | Работа с детскими книгами. Урок «Проверьте себя». | Обобщающий урок | Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов | Детские книги | |||
25. | Текущий тест. Библиотечный урок | Комбинированный урок | Выявить пробелы в знаниях детей | Тесты | |||
26. | Диагностические тесты и задания на сформированность учебной и читательской деятельности. | Диагностика | Выявить сформированность учебной и читательской деятельности. | Тесты по диагностике | |||
Николай Алексеевич Заболоцский | |||||||
27. | Коррекция знаний Доп.чт. Н.А.Заболотский «Весна в лесу». (Хр.) | Чтение и анализ нового произведения | Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Портрет, сборник произведений, презентация «Н.А.Заболотский» | |||
28. | Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке», «Детство». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Выразительно читать стихи. Сравнить стихотворения Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | Аудиозапись с голосами природы | |||
Произведения о детях войны. Константин Михайлович Симонов | |||||||
29. | К.М.Симонов «Сын артиллериста» | Слушание и анализ нового произведения | Рассказать о любимом литературном герое (ребенке) Оформление книжки «Герои любимых книг» | Портрет,сборник произведений, презентация «К.М.Симонов» | |||
4 четверть, 23ч | |||||||
Николай Михайлович Рубцов | |||||||
1 | Н.М.Рубцов «Берёзы» | Чтение и анализ нового произведения | Анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | Портрет, сборник произведений, презентация «Н.М.Рубцов» | |||
2 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». | Чтение и анализ нового произведения | Определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения. Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь» | Презентация «Н.М.Рубцов», Аудиозапись звуков природы | |||
3 | Доп. чт. Н.М.Рубцов «Ласточка».(Хр.) | Чтение и анализ нового произведения | Определять главную мысль стихотворения, выразительно читать Сравнение стихотворения Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка» (3 кл) | Презентация «Н.М.Рубцов», Аудиозапись звуков природы | |||
4 | Урок «Проверь себя». | Урок-отчет | Проверочная работа | 10.04 | |||
5 | Итоговый контроль навыка чтения вслух. | Комбинированный урок | Итоговый контроль навыка чтения вслух. | Тесты | |||
Юмористические произведения | |||||||
6 | Н.Н.Носов «Федина задача». Литературный диктант. | Чтение и анализ нового произведения | Дать понятия юмор, ирония. Учить «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Аудиозаписи с произведениями Н.Н.Носова, фильмы | |||
7 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». | Слушание и работа с детскими книгами | Знакомить с детскими газетами и журналами. Учить работать с дополнительной литературой | Презентация «В.Ю.Драгунский», фильм | |||
Сергей Владимирович Михалков | |||||||
8 | С.В.Михалков «Школа». Доп.чт. «Любитель книг». Хр. | Чтение и анализ нового произведения | Учить выразительно читать стихотворения | Портрет, сборник произведений, презентация «С.В.Михалков» | |||
9 | С.В.Михалков «Хижина дяди Тома». | Чтение и анализ нового произведения | Выразительно читать стихотворения Знакомство с книгой | Сборник произведений | |||
10. | Доп. Чт. С.В.Михалков «Чужая беда», «Зеркало». (Хр.), Итоговый контроль навыка чтения молча. | Комбинированный | Понимать: басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Читать басни, находить и комментировать части текста | Презентация «С.В.Михалков» , тексты | |||
11 | С.В.Михалков «Штиль», «Как старик корову продавал». | Слушание и работа с детскими книгами | Слушать , работать с книгами для дополнительного чтения Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» | Презентация «С.В.Михалков», тексты | |||
Произведения современных писателей | |||||||
12 | И.С.Соколов-Микитов «Родина. Доп.чт. М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна» (Хр.) | Чтение и анализ нового произведения | Определять тему произведения и авторскую позицию Понятия очерк, герой очерка, тема очерка | Презентация «И.С.Соколов-Микитов» , муз.записи о Родине | |||
13 | Н.С.Шер «Картины – сказки» Доп.чт. Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь» (Хр.) Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди. | Чтение и анализ нового произведения | Понимать основное содержание текста Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) Творческая работа. Очерк «Мой любимый писатель» | Презентация «Современные писатели» | |||
14. | Урок «Проверьте себя». Литературный диктант. | Урок- игра | Проверить знания авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание | ||||
Приключения. Путешествия. Фантастика. | |||||||
15. | Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов. В. Рыбаков. О книге Дж.Свифта. | Чтение и анализ нового произведения | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Портрет, сборник произведений, презентация «Дж.Свифт» | |||
16. | Н.П.Вагнер «Берёза» | Чтение и анализ нового произведения | Понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | Портрет, сборник произведений, презентация «Н.П.Вагнер» | |||
17 | Н.П.Вагнер «Фея Фантаста». | Чтение и анализ нового произведения | Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Презентация «Н.П.Вагнер» | |||
18 | Н.П.Вагнер «Сказка». | Слушание и работа с детскими книгами | Знать книги | Презентация «Н.П.Вагнер» | |||
19 | Н.П.Вагнер «Руф и Руфина». Литературный диктант. | Слушание и работа с детскими книгами | Презентация «Н.П.Вагнер» | ||||
20. | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Комбинированный урок | Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | Тексты | 19.05 | ||
21. | Коррекция знаний | Комбинированный урок | Коррекция сформированности учебной и читательской деятельности | ||||
22 | Урок «Проверьте себя» | Урок- фантазия | Проверочная работа | ||||
23 | Библиотечный урок |
Критерии оценивания
Литературные диктанты:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - если в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания:
выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах: 0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно;
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):
Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов в минуту молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 70 слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.
Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Выразительность чтения:
Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты.
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"
Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс», М.: Вентана-Граф, 2008...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по программе "Начальная школа 21 века".
Программа составлена на 102 часа в год ( 3 часа в неделю)....
Олимпиадные задания по "Литературному чтению" 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Олимпиадные задания....
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. По программе "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе "начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с ФГОС, содержит календарно-тематическое планирование с УУД...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа с тематическим планированием по литературному чтению для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"....
Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Система учебников разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и пе...