урок чтения "Серебряное копытце" П.П. Бажов 2 класс
методическая разработка (чтение, 2 класс) на тему

Урок-знакомство с творчеством П.П. Бажова, со сказкой "Серебряное копытце".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bazhov_serebryanoe_kopytce_ur_1.ppt236.5 КБ
Microsoft Office document icon bazhov_serebryanoe_kopytce_ur_1.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Павел Петрович Бажов

"Серебряное копытце".

Цели: познакомить с новым  произведением; развивать речь, внимание, воображение; воспитывать любовь к ближнему, доброту.

I. Проверка домашнего задания.

-Какой прием использует автор в сказке, изображая Рукодельницу и Ленивицу? (Контраст.)

II.Тренировка в технике чтения. Задание 1 на стр. 8 в тетради.

III.        Рассказ учителя о Павле Петровиче Бажове.

  1. Прочитайте фамилию автора. Знаком ли он вам? Павел Петрович Бажов родился 120 лет назад на Урале. Учился он в духовном училище в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии. Бажов работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками. Очень он любил этот край, хоро шо знал, как живут мастеровые, любил слушать уральские сказы. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.
  2.   А кто знает, что такое самоцветы?
  3. Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.
  4. Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в этом крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.
  5. Кто из вас может назвать произведения Бажова? (Дети называют "Малахитовую шкатулку", "Синюшкин колодец" и др.)

- Сегодня мы будем читать произведение, которое называется "Сереб ряное копытце".

IV.        Работа со сказом П. Бажова " Серебряное копытце ".

1.        До чтения откройте стр. 50. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Есть ли что-то сказочное на иллюстрации? А в названии?

-        Как вы думаете, главный герой изображен на рисунке?

-Кто им может быть? Сам автор Павел Бажов определил жанр своего произведения - сказ. Что же это такое?

Сказы - это произведения устного народного творчества или авторс кие о событиях прошлого, настоящего, в которых как будто участвовал сам рассказчик и пересказал это читателям.

Сказы Бажова читаются плавно, напевно, с ударением на "о": так го ворили на Урале - "окали".

Вот как получилось у меня.

2.        Чтение всего сказа учителем.

(Не надо останавливаться, давая объяснение словам. Дети должны по чувствовать красоту языка и задушевность сказа.)

Вопросы после чтения:

  1. Почему Серебряное копытце появился и подарил Даренке само цветы?
  2. Что оставил людям в память о себе Серебряное копытце? (Хризолиты.)

3.        Чтение по частям с комментированием. (Отдельные фрагменты дети сначала читают про себя, затем вслух.)

1-я часть.

В ходе чтения поясняем слова: завод, барская рукоделъня,  сирота.

После чтения на стр. 50-51:

-        Почему Кокованя решил взять к себе в дети сиротку?

-        Почему девчонка "на шестом году" никому была не нужна? (Ма ленькая, не умела ничего делать, не могла работать на барина.)

После чтения 2-го абзаца на стр. 51:

-        Какую картину вы представили себе после чтения этого отрывка? (Словесное рисование.)

Чтение до слов "Ты хоть кто? - спрашивает девчонка" (стр. 51).

-        Как понимаете слова: "Это у вас Григорева-то подаренка"? (Подарил жизнь девочке Григорий, отец.)

  1. Что мы о ней узнали? (Зовут Даренка. Добрая девочка, любит кошку.)

Чтение 1 -й части до конца.

  1. Чем занимается Кокованя летом? зимой?
  2. Чем заинтересовал старик девочку?
  3. Почему девочка пошла жить к Коковане?

-        Как он отнесся к кошке?

Очень интересна речь Коковани. Сколько в ней слов, присущих ураль цам, устаревших слов, образных сравнений. Найдите их. (Знавал, породителям пойдет, подаренушка, звонкая кошка, вместо балалайки т.д.)

Чтение 2-й части.

Вопросы после чтения:

  1. Как жили Кокованя, Даренка, Муренка вместе?
  2. Что значит мастер сказки сказывать?
  3. Что узнали мы о Серебряном копытце? Чтение 3-й части.

После чтения 1 -го предложения:

-        Какую картину вы представили?

Талант автора в том и состоит, что он всего несколькими словами на рисовал яркую, образную картину зимы.

Чтение до конца самостоятельно (про себя).

Вопросы:

-        Почему Кокованя взял девочку с собой в лес?

-        Объясните значение слов и выражений: лукаво (хитро), дивуются (удивляются), из ума выжился (с ума сошел), балаган (легкая временная постройка для жилья).

V. Итог: Какие новые слова для себя узнали? Какого вам жалко в этом произведении? Почему? Как бы вы поступили?

VI. Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение 2-й части. Подготовиться к чтению по ролям.
  2. Составить рассказ о Серебряном копытце. (Выборочный пересказ.) Задание выполняется в тетради (задание 2 на стр. 8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "П.П. БАЖОВ. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

В данном материале представлена разработка урока и презентация к нему....

Урок литературного чтения в 4 классе тема:П.П. Бажов "Серебряное копытце:

Презентация и конспект к уроку литературного чтения в 4 классе Тема: П.П. Бажов серебряное копытце"...

Урок литературного чтения в 4 классе П. Бажов "Серебряное копытце"

Конспект урока с презентацией. Лиитературное чтение 4 класс учебник Климановой...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождаетс...

П.П.Бажов «Серебряное копытце» (урок литературного чтения в 4 классе)

Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»                       Цели.Обучающие:познаком...

Сценарий урока литературного чтения в 4 классе П.Бажов "Серебряное копытце"

Сценарии урока с использованием технологии ТРКМ....