П.П.Бажов «Серебряное копытце» (урок литературного чтения в 4 классе)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»
Цели.
Обучающие:
- познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
- обучать умению характеризовать поступки героев;
Развивающие:
- развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
- продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
- развитие грамотной устной речи;
- совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;
Воспитательные:
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;
- воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.doc | 54.5 КБ |
serebryanoe_kopyttse.pptx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»
П.П.Бажов
«Серебряное копытце»
(урок литературного чтения в 4 классе)
Подготовила и провела: учитель начальных классов Савченко Л.А.
с.Ленинское - 2016
Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»
Цели.
Обучающие:
- познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
- обучать умению характеризовать поступки героев;
Развивающие:
- развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
- продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
- развитие грамотной устной речи;
- совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;
Воспитательные:
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование.
- учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),
- толковый словарь Ожегова,
- портрет П. П. Бажова,
- мультфильм «Серебряное копытце»
- презентация к уроку, экран, проектор.
Ход урока
1. Сообщение темы урока, актуализация знаний
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок.
- Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.
- Ценный камень уральских гор.
- Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?
- Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
- Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?
- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.
2. Вводная беседа (слайд 2)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А без бороды — что за колдун? Как вспоминает друг Бажова Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов — редактор Уралгиза — бороду носил, а вот пиджак — нет: «Галстук, понимаете, при нём надо, а его под бородой всё равно не видно… Ну его».
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. (слайд 3)В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов.
Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. (слайд 4)В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. (слайд 5) Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
- Какие сказы Бажова вы читали?
- “Огневушка – Поскакушка”
- “Малахитовая шкатулка”
- “Хозяйка медной горы”
- “Серебряное копытце”
- “Каменный цветок”
- “Горный мастер”
- “Хрупкая веточка”
- “Голубая змейка”
- “Синюшкин колодец”
- “Иванко Крылатко” и т. д.
- Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник.
-Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.
3.Словарно-лексическая работа (слайд 6)
- Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.
- барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
- взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
- голбчик – приступка для выхода на печь.
- пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
- похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
- несподручно– неудобно, неловко.
- пособник – помощник в делах.
- покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
- статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
4. Первичное восприятие текста
Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
5.Физкультминутка
6. Работа над содержанием
*- Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?
*- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
*- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
*- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
(Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
*- Можно сказать, что они были счастливы?
(Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)
*- (слайд 7) Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа и обоснуйте свой выбор
- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
- герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.
*-У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.
*- Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
*- На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.
7. Итог урока (слайд 8)
- Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.
Викторина
1. Кому был посвящен наш урок?
2. Почему Бажова называют волшебником?
3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?
4. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?
- Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
- Богатство – не синоним счастья.
- Желаешь себе добра – делай добро другим.
8. Домашнее задание (слайд 9)
Перечитать сказку; подготовить пересказ понравившегося отрывка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказ - повествование, ведущееся от лица рассказчика. Это произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в котором повествование ведется от лица рассказчика.
Сказка Сказ - Есть традиционный зачин - Зачина нет - Нет образа рассказчика - Есть образ рассказчика - Волшебные герои или добрые, или злые - Нет деления на добрых и злых. - Чтобы произошло волшебство, надо герою произнести заклинание - Волшебная сила присуща героям изначально - Не имеют реальной основы - Есть реальная основа
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950 г.г.)
Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка . Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им. Слова для справок: Кокованя , сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело.
Так и стали жить вместе, дед Кокованя , сиротка Дарёнка, да кошка Мурёнка. Жили- поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала,похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.
«Серебряное копытце»
Кокованя и Даренка (Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)
Кокованя летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный. Дарёнка махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку.
Богатство не синоним счастья. Желаешь себе добра – делай добро другим. Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни. Каких только чудес не бывает на свете.
Тест по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце» Сколько лет было Даренке? 8 6 7 Какого цвета была кошка девочки Муренка? Серая Белая Бурая Из скольких веточек были рога козлика? 5 2 6 На какой ноге у козлика серебряное копытце? Левая передняя Правая передняя Обе передние ноги Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя? 5 3 2 Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке? Зеленые Фиолетовые Голубые
Проверь себя и оцени: Ответы: 6 лет Бурая 5 веточек Правая передняя 2 мешка Зеленые Оценки: «5» - без ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки
«Малахитовая шкатулка»
«Каменный цветок»
«Голубая змейка»
Мне было очень интересно на уроке, всё понятно. Я рад. Мне не всё было понятно, но урок понравился. Мне хорошо. Мне было сложно на уроке. Многое не понял.
МОЛОДЦЫ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....
Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов
Презентация к уроку литературное чтение 4 класс на тему "Серебряное копытце" П. П. Бажов...
Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"
На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает у учащихся любовь к родному кра...
Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс П.Бажов "Серебряное копытце"
Урок составлен в соответствие с ФГОС....
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Серебряное копытце"
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Серебряное копытце"...