Рабочая программа по чтению. 2 класс. УМК "Гармония".
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 2 класса. УМК "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl_rabochaya_pr_po_cht.doc | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Карповская СОШ
Рассмотрена на заседании МО Протокол №___ от «____» _______2011г.
руководитель МО _______________(ФИО)__________
| Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________2011___г. Директор ______________(ФИО) ____________________________ | |
Согласована «___» __________________2011 г. Заместитель директора__________ (ФИО)________________________ |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных школ по литературному чтению 2 класс.
УМК «Гармония» по предмету «Литературное чтение» (О.В.Кубасова); учебник - «Любимые страницы» -автор- О.В.Кубасова в 2частях, рабочая тетрадь – в 2частях; издательство «Ассоциация 21век».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению (автор – О.В.Кубасова), на основании методического письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998г.(№156./14-15),Закона РФ «Об образовании». Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели обучения
В результате обучения литературному чтению реализуются следующие цели:
- Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, способности кполноценному восприятию текста.
- Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности.
- Усвоение различных способов творческой интерпритации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составление диафильм.
- Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу.
- Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.
- Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации, превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предусматривает круг чтения во 2 классе, который соответствует обязательному минимуму содержания образования государственного стандарта начального общего образования: произведения устного народного творчества, произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для понимания младшими школьниками. В подборе и расположении литературных произведений реализован принцип доступности, постепенного усложнения учебных материалов.
В учебнике для 2 класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип литературного материала: не по учебной цели, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что позволяет усилить мировоззренческую направленность уроков чтения
Обучение литературному чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
В данной программе перечислены виды речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения:
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Способ чтения: плавное слоговое чтение. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Идейно-тематический принцип группировки произведений позволяет рассматривать различные точки зрения на духовно-нравственные проблемы, выраженные в разножанровых текстах. При таком подходе к компоновке произведений беседы перерастают в дискуссии, а сочинения на основе прочитанного – в попытки рассуждения о себе и других.
Количество учебных часов
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение литературного чтения во 2 классе отводится не менее 140 часов из расчета 4 ч в неделю.
Количество учебных часов
В данной рабочей программе: 4 часа в неделю.
Согласно календарному распределению учебных четвертей и каникулярного времени учебный год составляет 34 учебные недели и 4 дня. Согласно расписанию уроков на 2011-2012 учебный год количество часов по учебным четвертям следующее: Iч-34; IIч-28; IIIч-36; IV-30; всего за год – 134 часа. В том числе: контроль техники чтения- 4ч;
Уроки литературного чтения приходятся на дни государственных праздников: 23.02, 08.03, 01.05, 09.05.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, работы с текстами, контроля техники чтения. Итоговая аттестация не предусмотрена.
Уровень обучения – базовый.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
1. Учимся читать: читая - думаем 2. Учимся читать: читаем правильно | 27 | 23 |
10 | 10 | |
3. Учимся читать: читаем быстро | 10 | 8 |
4. Учимся читать: читаем выразительно | 20 | 20 |
5. Учимся работать с текстом: автор и его герои | 23 | 23 |
6. Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… | 10 | 10 |
7. Учимся работать с текстом: план и пересказ | 22 | 19 |
8. В мире книг | 18 | 21 |
140 | 134 |
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Учебник: Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 2 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
2. Кубасова О.В. Рабочая тетрадь. 2 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику и тетради Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009
4. Поурочные планы. Бугримова Т.А. Волгоград «Учитель АСТ».
Учебно-методический комплект ученика:
1. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
2. Кубасова О. В. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Учимся читать: читая - думаем. (23часа)
М. Бородицкая «Первое сентября», В. Берестов «Читалочка», К. Ушинский «Наше отечество», В. Орлов «Родное» Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине» П. Воронько «Лучше нет родного края» О. Дриз «Загадка», Б. Заходер «Два и три» Р. Сеф «Считалка» М. Юдалевич «Три плюс пять», В. Левин «Чудеса в авоське» С. Иванов «Какой сегодня веселый снег» «Зимой Ваня сделал кормушку», А. Шибаев «Кто слово найдет?», Берестов В. «Если хочешь петь», «Гололедица», Б. Заходер «Как волк песни пел», С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка», В. Зотов «За двумя зайцами», Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива», Л. Толстой «Косточка», С. Прокофьева «Когда можно плакать?», В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук», С. Козлов «В сладком морковном лесу» В. Осеева «Сторож» В. Осеева «Кто наказал его?», А. Барто «Рыцари» В. Осеева «Плохо», Д. Хармс «Удивительная кошка», Русская народная сказка «Лиса и журавль», Индийская сказка «Ссора птиц», В. Берестов «Посадили игрушку на полку» Э. Мошковская «Всего труднее дело», Русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец», Б. Заходер «Петя мечтает», Русская народная сказка «Два мороза».
Учимся читать: читем правильно. (10 часов)
В. Бардадым «Мы читаем», В. Гусев «Вот так кот», И. Бурсов «Кот и крот», Д. Биссет «Орел и овечка», В. Драгунский «Заколдованная буква», В. Драгунский «Когда я был маленький», В. Драгунский «Не пиф, не паф!», Н. Носов «Находчивость», Д. Родари «Машинка для приготовления уроков», Б. Заходер «Муравей» (из Яна Бжехвы).
Учимся читать: читем быстро. (8 часов)
Скороговорки И. Мазнин «Шла лисица», Е. Благинина «У Вари на бульваре», М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат», Р. Сеф «Бесконечные стихи»,Э. Мошковская «Болельщик», Ю. Ермолаев «Угодили», В. Осеева «Просто старушка», В Голявкин «Как я под партой сидел», В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учиться», Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
Учимся читать: читем выразительно. (20 часов)
А. Прокофьев «Как на горке, на горе» А. Фет «Чудная картина», С. Воронин «Храбрый клоун», С. Маршак «Жадина» О. Григорьев «Яма» Э. Успенский «Все в порядке», В. Осеева «Три товарища» Н. Матвеева «Девочка и пластилин», Ю. Ермолаев «Два пирожных», Э. Мошковская «Обида», Э. Мошковская «Трудный путь», Е. Благинина «Посидим в тишине», И. Дик «Красные яблочки», А. Барто «Перед сном», С. Козлов «Заяц и медвежонок», И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паука», К. Ушинский «Гусь и журавль» «Кто дерет нос кверху», Н. Юсупов «Серый волк», Д. Родари «Рыбы»,Б. Заходер «Кискино горе», Э. Мошковская «Говорящая кошка», А. Фройденберг «Великан и мышь», Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски», К. Ушинский «Спор деревьев».
Учимся работать с текстом: автор и его герои 23 часов)
В. Голявкин «Про веселую книжку», С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах», Л. Пантелеев «Карусели», Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился», В. Голявкин «В шкафу», А. Гайдар «Совесть», Б. Юнгер «Белая роза», Г. Цыферов «Град»,
Г. Горбовский «Розовой слон», Ф. Кривин «Родная коробка», В. Чаплина «Мушка», Л. Пантелеев «Две лягушки», Е. Пермяк «Волшебные краски», С. Михалков «Аисты и лягушки», С. Козлов «Правда, мы будем всегда?», С. Козлов «Вольный весенний ветер», Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца», русская народная сказка «Заяц-хваста».
Учимся работать с текстом: слова,слова, слова… (10 часов)
Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка»,
Б. Шергин «Рифмы», В. Даль «Кузовок» (игра), А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Лягушки», В. Берестов «Курица», Б. Заходер «Дырки в сыре», А. Шибаев «Переполох» «Прислушайся к слову», Р. Сеф «Кактус», «На свете все на все похоже», К. Цыферов «Что такое звезды?», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», А. Толстой «Колокольчики мои», С. Есенин «Черемуха», М. Исаковский «Ветер», В. Рахманов «Одуванчики».
Учимся работать с текстом: план и пересказ. (19 часов)
Н. Сладков «Медведь и Солнце», В. Осеева «Добрая хозяюшка», Б. Житков «Храбрый утенок», Н. Носов «На горке», В. Осеева «Хорошее», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», В. Гаршин «Лягушка – путешественница», С. Михалков «Бараны»,
К. Ушинский «Два козлика», С. Козлов «Черный омут», М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял», Е. Карганова «Как цыпленок голос искал», немецкая сказка «Русалочка».
В мире книг (21 час)
К. Ушинский «Два плуга», Л. Толстой «Филипок», В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», М. Пришвин «Еж»,
Б. Заходер «Птичья школа», Н. Носов «Затейники», Н. Носов «Живая шляпа», Е. Пермяк «Торопливый ножик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Носов «Фантазеры», Б. Емельянов «Зеленая букашина».
Цель курса: Формировать навык осознанного правильного беглого чтения целыми словами, с соблюдением логических ударений, пауз, нужной интонации, со скоростью 50-60 слов в минуту, показывая своё отношение к произведению. Ставить вопросы к прочитанному; и отвечать на вопросы к прочитанному 1 раз тексту.
Формировать мотивационную сторону читательской деятельности (устойчивое желание читать доступную возрасту литературу)
Учить работе с текстом: продолжать знакомить со строением текста. Учить делению текста, состоящего из нескольких частей, выделяя подтемы; озаглавливать как сам текст, так и подтемы (составлять план текста).
Учить понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано.
Практиковать работу с толковым словарем, выяснять значение непонятных слов из других источников.
Учить использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы, мелодика).
Требования к уровню подготовки обучающихся во 2 классе:
Осмысленность чтения
Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
- уметь прогнозировать содержание читаемого;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Правильность чтения:
плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Скорость чтения:
К концу учебного года — 50-60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».
Выразительность чтения:
Обучающиеся должны уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
-соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ
Школьники должны уметь:
-выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;
-определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
-выявлять авторское отношение к персонажам;
-определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;
-характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
- выделять эпизод из текста;
- озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
- восстанавливать деформированный картинный план;
- подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
- составлять картинный план;
- пересказывать с опорой на картинный план;
- последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
- составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
- заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
- правильно называть книгу (автор, заглавие);
- составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
- ориентироваться в книге;
- работать с содержанием (оглавлением);
- ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся должны:
-расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
-осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
- воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
- получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Развитие творческих способностей
Обучающиеся должны уметь:
- говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
- читать по ролям;
- инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
- графически иллюстрировать прочитанное;
- составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
- готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
В результате изучения курса литературного чтения за 2 класс обучающиеся должны:
знать \ понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературному чтению
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
/. Темп чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||
Полугодия | |||||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | ||||
вслух | вслух | вслух | вслух | про себя | вслух | про себя | вслух | про себя | вслух | про себя | вслух |
25-30 | 40-50 | 50-60 | 70-80 | 50-60 | 85-90 | 65-70 | 100-110 | 70-80 | 115-120 | 80-95 |
//. Способ чтения, достижения осмысления текста
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
- Сформиро Сформиро- | Сформиро- | - Сформиро Сформиро- | - Сформиро ~ Сформиро- |
ванносгь сло сло- | ванность уме уме- | ванность чи- | ванность"чи- |
гового способа | ния читать це- | тать целыми | татьсловосоче- |
чтения; | целыми слова словами | словами; | таниями исин синисин- |
ми и словосо словосочета- | тагмами; | ||
четаниями; | |||
- осознание | - осознание | -осмысление | - осмысление |
общего смыс смыссмысл смысла смысла | Общего смыс ссссмсмыссмыслассмысла | прочитанного | текста; |
ла читаемого читаемого тек- | и содержания содержания | текста; | |
текста; | прочитанного | ||
текста; | |||
- понимание | - умение ис ис- | - выразитель- | - выразитель- |
отдельных слов | Пользоватьпау пау- | ность; | Ность чтения | |
слов и предпредложений | узы,интонаци интонациинтонац интонации, | по книге инаи ииинаи- | |
предложений | передающие | зусть; | |
характерные | |||
особенности | |||
героев | |||
-использова- | - самостоя- | ||
ние пауз,логи логи- | тельны выбор | ||
ческих ударе- | элементарных | ||
ний | средств выра- | ||
зительностив | |||
зависимости от | |||
характера про про- | |||
изведения |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки | Недочеты |
- Искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов) | |
- Неправильная постановка ударений (более 2) | - Не более двух неправильных ударений |
- Чтение текста без смысловых пауз; нарушение темпа и четкости произношения, слов | - Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов |
Непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения | -Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное |
- Неправильные ответы на вопросы по содержанию | |
- Неумение выделять основную мысль текста | -Неточность при формулировке основной мысли произведения |
- Нарушение при пересказе последовательности событий произведения | |
- Нетвердое знание наизусть подготовленного текста | |
- Монотонность, отсутствие средств выразительности | - Нецелесообразность использования, средств выразительности, а также недостаточная выразительн при передаче характера пер сонажа |
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в методическом Письме Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса, осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Предлагаются и письменные работы (небольшие по объе му):
- ответы на вопросы:
- описание героев или события;
- самостоятельная работа с книгой, оглавлением.
Целесообразно использовать тестовые задания типа: - закончи предложение;
- найди правильный ответ;
- найди ошибку и т.д.
Итоговый контроль проводится только индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет слов (учитываются и союзы, и предлоги). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I четверть (34 ч) | |||
Учимся читать: читая – думаем 23 ч. | |||
1 | М. Бородицкая «Первое сентября», В. Берестов «Читалочка» | 1 | 01.09.11 |
2 | К. Ушинский «Наше отечество» | 1 | 02.09.11 |
3 | В. Орлов «Родное» Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине» П. Воронько «Лучше нет родного края» О. Дриз «Загадка» | 1 | 06.09.11 |
4 | Б. Заходер «Два и три» Р. Сеф «Считалка» М. Юдалевич «Три плюс пять» | 1 | 07.09.11 |
5 | В. Левин «Чудеса в авоське» С. Иванов «Какой сегодня веселый снег» «Зимой Ваня сделал кормушку» | 1 | 08.09.11 |
6 | А. Шибаев «Кто слово найдет?» | 1 | 09.09.11 |
7 | Берестов В. «Если хочешь петь», «Гололедица» | 1 | 13.09.11 |
8 | Б. Заходер «Как волк песни пел» | 1 | 14.09.11 |
9 | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» | 1 | 15.09.11 |
10 | В. Зотов «За двумя зайцами» | 1 | 16.09.11 |
11 | Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива» | 1 | 20.09.11 |
12 | Л. Толстой «Косточка», С. Прокофьева «Когда можно плакать?» | 1 | 21.09.11 |
13 | В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук» | 1 | 22.09.11 |
14 | С. Козлов «В сладком морковном лесу» В. Осеева «Сторож» В. Осеева «Кто наказал его?» | 1 | 23.09.11 |
15 | А. Барто «Рыцари» В. Осеева «Плохо» Д. Хармс «Удивительная кошка» | 1 | 27.09.11 |
16 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | 28.09.11 |
17 | Индийская сказка «Ссора птиц» | 1 | 29.09.11 |
18 | В. Берестов «Посадили игрушку на полку» Э. Мошковская «Всего труднее дело» | 1 | 30.09.11 |
19 | Русская народная сказка «Самое дорогое» | 1 | 04.10.11 |
20 | С. Баруздин «Кузнец» | 1 | 05.10.11 |
21 | Б. Заходер «Петя мечтает» | 1 | 06.10.11 |
22-23 | Русская народная сказка «Два мороза» | 2 | 07,11.10.11 |
Учимся читать: читаем правильно – 10 ч. | |||
24 | В. Бардадым «Мы читаем», В. Гусев «Вот так кот», И. Бурсов «Кот и крот» | 1 | 12.10.11 |
25 | Д. Биссет «Орел и овечка» | 1 | 13.10.11 |
26-27 | В. Драгунский «Заколдованная буква» | 2 | 14,18.10.11 |
28 | В. Драгунский «Когда я был маленький» | 1 | 19.10.11 |
29-30 | В. Драгунский «Не пиф, не паф!» | 2 | 20,21.10.11 |
31 | Н. Носов «Находчивость» | 1 | 25.10.11 |
32 | Д. Родари «Машинка для приготовления уроков» | 1 | 26.10.11 |
33 | Б. Заходер «Муравей» (из Яна Бжехвы) | 1 | 27.10.11 |
34 | Проверка техники чтения | 1 | 28.10.11 |
II четверть (28 ч) | |||
Учимся читать: читаем быстро – 8 ч. | |||
35 | Скороговорки И. Мазнин «Шла лисица» | 1 | 08.11.11 |
36 | Е. Благинина «У Вари на бульваре», М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат» | 1 | 09.11.11 |
37 | Р. Сеф «Бесконечные стихи» Э. Мошковская «Болельщик» | 1 | 10.11.11 |
38 | Ю. Ермолаев «Угодили» | 1 | 11.11.11 |
39 | В. Осеева «Просто старушка» | 1 | 15.11.11 |
40 | В. Голявкин «Как я под партой сидел» | 1 | 16.11.11 |
41 | В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учиться» | 1 | 17.11.11 |
42 | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик» | 1 | 18.11.11 |
Учимся читать: читаем выразительно – 20 ч. | |||
43 | А. Прокофьев «Как на горке, на горе» А. Фет «Чудная картина» | 1 | 22.11.11 |
44-45 | С. Воронин «Храбрый клоун» | 2 | 23,24.11.11 |
46 | С. Маршак «Жадина» О. Григорьев «Яма» Э. Успенский «Все в порядке» | 1 | 25.11.11 |
47 | В. Осеева «Три товарища» Н. Матвеева «Девочка и пластилин» | 1 | 29.11.11 |
48 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 1 | 30.11.11 |
49 | Э. Мошковская «Обида» | 1 | 01.12.11 |
50 | Э. Мошковская «Трудный путь» Е. Благинина «Посидим в тишине» | 1 | 02.12.11 |
51-52 | И. Дик «Красные яблочки» | 2 | 06,07.12.11 |
53 | А. Барто «Перед сном» С. Козлов «Заяц и медвежонок» | 1 | 08.12.11 |
54 | И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паука» | 1 | 09.12.11 |
55 | К. Ушинский «Гусь и журавль» «Кто дерет нос кверху» | 1 | 13.12.11 |
56 | Н. Юсупов «Серый волк» | 1 | 14.12.11 |
57 | Д. Родари «Рыбы» Б. Заходер «Кискино горе» | 1 | 15.12.11 |
58 | Э. Мошковская «Говорящая кошка» А. Фройденберг «Великан и мышь» | 1 | 16.12.11 |
59-60 | Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски» | 2 | 20,21.12.11 |
61 | К. Ушинский «Спор деревьев» | 1 | 22.12.11 |
62 | Обобщающий урок. Проверка техники чтения. | 1 | 23.12.11 |
III четверть (36 ч) | |||
Учимся работать с текстом: автор и его герои - 23 ч. | |||
63 | В. Голявкин «Про веселую книжку» | 1 | 12.01.12 |
64 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах» | 1 | 13.01.12 |
65-66 | Л. Пантелеев «Карусели» | 2 | 17,18.01.12 |
67 | Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» | 1 | 19.01.12 |
68-69 | В. Голявкин «В шкафу» | 2 | 20,24.01.12 |
70 | А. Гайдар «Совесть» | 1 | 25.01.12 |
71 | Б. Юнгер «Белая роза» | 1 | 26.01.12 |
72 | Г. Цыферов «Град» | 1 | 27.01.12 |
73 | Г. Горбовский «Розовой слон» | 1 | 31.01.12 |
74 | Ф. Кривин «Родная коробка» | 1 | 01.02.12 |
75-76 | В. Чаплина «Мушка» | 2 | 02,03.02.12 |
77 | Л. Пантелеев «Две лягушки» | 1 | 07.02.12 |
78-79 | Е. Пермяк «Волшебные краски» | 2 | 08,09.02.12 |
80 | С. Михалков «Аисты и лягушки» | 1 | 10.02.12 |
81 | С. Козлов «Правда, мы будем всегда?» | 1 | 14.02.12 |
82 | С. Козлов «Вольный весенний ветер» | 1 | 15.02.12 |
83 | Л. Толстой «Зайцы» Н. Рубцов «Про зайца» | 1 | 16.02.12 |
84 | Русская народная сказка «Заяц-хваста» | 1 | 17.02.12 |
85 | Обобщающий урок. | 1 | 21.02.12 |
Учимся работать с текстом: слова, слова, слова… - 10ч. | |||
86 | Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку» «Шотландская песенка» | 1 | 22.02.12 |
87 | Б. Шергин «Рифмы» | 1 | 24.02.12 |
88 | В. Даль «Кузовок» (игра) А. Барто «Игра в слова» И. Токмакова «Лягушки» В. Берестов «Курица» | 1 | 28.02.12 |
89 | Б. Заходер «Дырки в сыре» | 1 | 29.02.12 |
90 | А. Шибаев «Переполох» «Прислушайся к слову» | 1 | 01.03.12 |
91 | Р. Сеф «Кактус» «На свете все на все похоже» | 1 | 02.03.12 |
92 | К. Цыферов «Что такое звезды?» А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает» | 1 | 06.03.12 |
93 | А. Толстой «Колокольчики мои» С. Есенин «Черемуха» | 1 | 07.03.12 |
94 | М. Исаковский «Ветер» В. Рахманов «Одуванчики» | 1 | 09.03.12 |
95 | Обобщающий урок. Проверка техники чтения. | 1 | 13.03.12 |
Учимся работать с текстом: план и пересказ – 19 ч. | |||
96 | Н. Сладков «Медведь и Солнце» | 1 | 14.03.12 |
97 | В. Осеева «Добрая хозяюшка» | 1 | 15.03.12 |
98 | Б. Житков «Храбрый утенок» | 1 | 16.03.12 |
IV четверть (30ч) | |||
99-100 | Н. Носов «На горке» | 2 | 27,28.03.12 |
101 | В. Осеева «Хорошее» | 1 | 29.03.12 |
102 | Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать» | 1 | 30.03.12 |
103-104 | В. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 2 | 03,04.04.12 |
105- 106 | С. Михалков «Бараны» К. Ушинский «Два козлика» | 2 | 05,06.04.12 |
107-108 | С. Козлов «Черный омут» | 2 | 10,11.04.12 |
109-110 | М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял» | 2 | 12,13.04.12 |
111- 112 | Е. Карганова «Как цыпленок голос искал» Немецкая сказка «Русалочка» | 2 | 17,18.04.12 |
113- 114 | Обобщающий урок | 2 | 19,20.04.12 |
В мире книг – 21 ч. | |||
115 | К. Ушинский «Два плуга» | 1 | 24.04.12 |
116 | Л. Толстой «Филипок» | 1 | 25.04.12 |
117 | В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга» | 1 | 26.04.12 |
118-119 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | 2 | 27,02.05.12 |
120-121 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | 2 | 03,04.05.12 |
122 | Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке» | 1 | 08.05.12 |
123-124 | М. Пришвин «Еж» | 2 | 10,11.05.12 |
125 | Б. Заходер «Птичья школа» | 1 | 15.05.12 |
126 | Н. Носов «Затейники» | 1 | 16.05.12 |
127 | Н. Носов «Живая шляпа» | 2 | 17,18.05.12 |
128-130 | Е. Пермяк «Торопливый ножик» Е. Пермяк «Самое страшное» | 3 | 22-24.05.12 |
131-132 | Н. Носов «Фантазеры» | 2 | 25,29.05.12 |
133 | Б. Емельянов «Зеленая букашина» | 1 | 30.05.12 |
134 | Обобщающий урок. Проверка техники чтения. | 1 | 31.05.12 |
Виды учебной работы | Всего часов | По учебным четвертям | |||
I | II | III | IV | ||
Проверка техники чтения | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Список литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- КубасоваО.В. Любимые страницы: учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010.О.В. Кубасова.
- КубасоваО.В. Литературное чтение.Рабочая тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 2 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009-2010.
- О.В. Кубасова. Любимые страницы. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
- «Учебно-методический комплект «Гармония» для четырёхлетней начальной школы - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...