Проектная работа "Интересная литература"
материал по чтению (2 класс) по теме
Проетная работа для учителя, отвечает требованиям оформления данных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_interesnaya_literatura.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Дым-Тамакская ООШ» Ютазинского МР РТ,
«Алабакульская НОШ» Ютазинского МР РТ
Проектная работа
«Интересная литература»
Выполнила: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Миргалимова Рамзия Масалимовна
д.Алабакуль - 2012г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника.
1.1. Творчество как педагогическая проблема.
1.2. Значение творческих способностей для развития младшего школьника
1.3. Формирование, развитие и поддержание интереса к литературе у младших школьников.
Глава 2. Изучение опыта работы по данной проблеме.
2.1. Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Глава 3.Практическая работа.
3.1. Создание «классного» и «семейного» читательских клубов.
3.2. Определение критериев оценки.
3.3. Определение уровня сформированности читательского интереса.
Заключение.
Использованная литература.
Приложение №1. Внеклассное мероприятие в начальной школе "В гостях у сказки"
Приложение № 2. Выступление на заседании ШМО на тему: «Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения».
Приложение №3. Стартовая диагностика по выявлению уровня начитанности, читательского интереса и литературного кругозора (для 2 класса).
Приложение №4. Тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
Приложение № 5. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса.
Приложение № 6. Виды творческих заданий на уроках литературы в начальных классах, способствующие развитию детского творчества.
Введение.
Актуальность данного исследования, для теории и практики работы начальной школы, во-первых, заключается в том, что в последние годы остро обозначилась потребность в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Во-вторых, для многих педагогов и родителей очевидно - дети перестают читать, так как появилось множество других источников знаний, возможно, творческие работы помогут развить интерес к литературному чтению. В-третьих, предполагается, что само творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе развивающего обучения. В современном обществе люди начали мыслить шире, для творческого развития видны большие перспективы (появляется множество материала для творчества, электронные технологии и т.д.) актуальными и престижными являются специальности связанные с творчеством, например, дизайнера, программиста, модельера и т.д. В настоящие время ширится круг инновационных или альтернативных программ развития ребёнка. Тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала остаётся актуальным и концептуальным.
Во все времена высоко ценилось искусство. Создавая новое, творческие люди создают и часть культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство. Например, города с выдающейся архитектурой привлекают к себе внимание туристов, а туризм является ресурсом для пополнения бюджета у многих европейских стран. Таким образом, творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие. Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. "Погружение в творчество" должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Но как этого добиться? Какие проблемы могут встать на пути к цели? В чём особенности творческого воспитания? Данное исследование направленно на решение этих вопросов.
Проблема исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между требованиями общества и существующей на практике пассивностью большей части школьников в отношении к данному вопросу.
Объект: развитие творческих способностей младшего школьника на уроке литературы.
Предмет: эффективные приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Цель: повышение мотивации обучения на уроках литературы через развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи:
* Изучить литературу по данной проблеме;
* Классифицировать приёмы развития творческих способностей младших школьников;
* Изучить реальное состояние проблемы;
* Разработка и апробация комплекса творческих заданий;
* Анализ и обобщение исследования.
Проект предназначен для учителей начальных классов, родителей, для учителей русского языка и литературы среднего звена. Ученики работают в свободно организованных группах, а также с родителями. Группы учеников подвижные, по 2-4 человека.
Основные виды деятельности для реализации данного проекта:
- творческие работы;
- конкурсы, викторины;
- презентации;
- интеллектуальные марафоны;
- праздники;
- заочные путешествия;
- речевые игры;
- чтение по ролям;
- драматизация;
- решение речевых логических задач;
- создание книжек – малюток с иллюстрациями к художественному произведению;
- настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр;
- кружковая работа
Глава 1. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника.
1.1. Творчество как педагогическая проблема.
Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.
Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей.
Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказываются от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность. Как же научить ребенка мыслить творчески? Прислушаемся к советам известного педагога В. А. Сухомлинского: « Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он сказал».
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Как много способных и талантливых детей. Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самим собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.
«Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить».
В. А. Сухомлинский.
1.2. Значение творческих способностей для развития младшего школьника
Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.
Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету - он активнее работает после таких занятий.
Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.
Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) - выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь - с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни.
Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия - источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.
По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими.
В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры.
Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы психики.
Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. "К творчеству призван всякий человек", - утверждает Н.А. Бердяев. "Творчество, - считает В. Энгельгард, - самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья". В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего".
В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. В трудах ученых "Павловской школы" (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.В. Савич, А.А. Ухтомский и др.) творческая деятельность определялась с рефлексологической точки зрения. Творческую ситуацию они трактовали как раздражитель, понимая творческую деятельность как реакцию на такой раздражитель. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю - проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения - доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность.
Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.
1.3. Формирование, развитие и поддержание интереса к литературе у младших школьников.
Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё, пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к литературе, нет и потребности в нём".
Положительное отношение к литературе, по его мнению, начинается с той минуты, когда:
— ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,
—когда он откроет личный смысл в читаемом,
— когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного
творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.
Как это сделать? Как привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?
Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит внеурочной деятельности.
Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников обнаруживается недостаточность разработки методики, обеспечивающей высокий эмоционально-эстетический уровень процесса чтения.
Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.
Специфика литературы заключается в словесной образности, осмысление действительности в художественных произведениях происходит на основе мышления образами, а не понятиями. Поскольку слово — это общедоступный бытовой материал общения, требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова* перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы.
Как же действовать учителю?
В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.
Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.
На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего, герои действия.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще. Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?
1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":
"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". В. Г. Белинский.
Исследование "Незабываемые книги детства", проведённое кафедрой детской литературы Санкт-Петербургской Академией культуры в 1999 г. среди старшеклассников, показало, что не забылись именно те книги, которые задели "за живое", эмоционально потрясли. Характерно, что среди названных произведений, почти полностью отсутствуют включённые в школьную программу. И это не случайно. Известный психолог В.В. Давыдов в 1996 году констатировал, что современная педагогика оказалась беспомощной перед задачей формирования чувств — основы воспитания ребёнка. И хотя нынешняя школа ставит задачу эмоционального развития детей, решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения. Но литературный, образовательный стандарт строится на сугубо рациональной основе. В нём игнорируется субъективная сторона чтения.
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"
3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.
5. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.
В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитывают в тексте автора, не находят оставленные им "вехи", не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы - ничего этого ребёнок сам не замечает, а значит, пропускает мимо авторские "вехи", без осмысления которых не может быть понимания.
Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку литературы.
На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. Наличие такой особенности восприятия младших школьников как эмоционального отклика на произведение является основой возникновения интересного процесса — процесса сотворчества писателя и читателя.
"Самые полезные книги, те, половину которых создает сам читатель; он разомнет мысли, зародыш которых ему предлагают; он исправляет то, что ему кажется ошибочным, он подкрепляет своими знаниями то, что, по его мнению, слабо" (Франсуа Вольтер, французский писатель, философ-просветитель XVIII века).
Задача учителя — оставить за ребёнком право на уникальность его восприятия, не подавлять её, а исходить из неё и опираться на неё» Ведь по наличию этих качеств мы и можем судить, какова личность ребёнка, каков его творческий заряд. Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).
Роль учителя на уроках литературы имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников.
Проект «Интересная литература»
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительной способности.
"Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга" ( В.А. Сухомлинский).
Потребности:
*Повышение стойкого интереса к литературе.
*Развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность:
*Отсутствие интереса к литературе из-за многообразия технических средств обучения.
*Потребность в творческих людях.
Цель: повышение мотивации обучения на уроках литературы через развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи:*Изучить литературу по данной проблеме;
*Классифицировать приёмы развития творческих способностей младших школьников;
* Изучить реальное состояние проблемы;
* Разработка и апробация комплекса творческих заданий;
* Анализ и обобщение исследования.
Планируемый результат:
* Повышение интереса к литературе.
* Формирование умения самостоятельно организовывать поиск информации.
Исходное состояние: *Тематическая расстановка книг.
* Создание читательских клубов.
Управленческие действия
Изучение опыта работы коллег по данной проблеме
Привлечение учителей начальной школы для отбора и использования творческих заданий на уроках и внеурочное время
Определение критериев оценки эксперимента
Разработка проекта
Этапы осуществления проекта:
I – Подготовительный (ноябрь-декабрь 2011г).
* Изучение опыта работы коллег по данной проблеме.
* Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)
* Разработка проекта и представление его на м/о начальных классов..
II - Внедренческий (январь 2012г).
* Использование творческих заданий на всех уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий.
* Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт
* Выступление на заседании школьного методического объединения на тему «Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения».
III - Организационно - обобщающий (февраль –май 2012г.).
*Определение критериев оценки эксперимента.
*Анализ проделанной работы по проекту.
*Выявление наиболее эффективных методов и приемов работы.
*Обобщение опыта работы над проектом.
Глава 2. Изучение опыта работы по данной проблеме.
2.1. Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Д.Б. Эльконин в своём исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере в данной деятельности младший школьник следует логике реальной жизни и на сколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами её воплощения - это создаёт необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения.
Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Сейчас театр всё чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр - как средство психического развития, диагностики особенностей сенсорики и индивидуальной одарённости; театр как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и способ накопления поведенческого опыта. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия.
Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Повышается авторитет учителя и среди коллег. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.
Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учиться общаться. Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции.
Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.
Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.
Широко используется графическое иллюстрирование. Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.
Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное. Возможно изображение чувств, образов, возникающих у читателя, можно показать в красках отношение к тому или иному герою и т.д.
Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков. Не требует специальной подготовки со стороны учителя.
Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом и т.д.
Чтение по ролям осуществимо полноценно в том случае, когда дети владеют читательскими навыками. Оно предполагает не только чтение реплик, но и передачу эмоций героя, его характера и отдельных характеристик, от того, как представляется ученику данный герой.
Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.
Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. По мнению А.В. Запорожца в ходе развития творческого потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов: эмоции развиваясь, интеллектуализируются, становятся "умными", обобщёнными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективными характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования. Создание эмоциональной атмосферы задача учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания, анализ критики данного произведения.
Можно сделать вывод о том, что творческие работы приемлемы на уроках чтения и должны способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. А также несут оздоровительную, воспитывающую функции. Вовлекают детей в читательскую самостоятельность и развивают угасающий в современном мире интерес к книге.
Глава 3.Практическая работа.
План действий по реализации проекта.
Наименование этапа | Действия внедрения проекта | Сроки | Кто проводит | Отметка о реализации |
1 этап Подготовительный | 1.Изучение опыта работы по проблеме. 2. Совместное планирование деятельности по реализации проекта 3. Разработка проекта и представление его на м/о начальных классов. | сентябрь –октябрь 2011г. ноябрь 2011г. Декабрь 2011г. | Каждый самостоятельно, из различных источников Учителя нач.классов Учителя нач.классов | + + + |
2 этап Внедренческий | * Использование творческих заданий на всех уроках (коллективно и индивидуально), а также во внеурочное время. * Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. * Выступление на заседании школьного методического объединения на тему «Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения». | Январь – март 2012г | Учителя нач.классов | + |
3 этап Обобщаю щий | 1.Определение критериев оценки эксперимента. 2.Анализ ожиданий 3.Анализ проделанной работы по проекту. 4.Выявление наиболее эффективных методов и приемов работы. 5.Обобщение опыта работы над проектом. | Январь 2012г. Апрель-май 2012г. Май 2012г | Учителя нач.классов | + + + + + |
3.1. Создание «классного» и «семейного» читательских клубов.
Путем вовлечения родителей и учеников была создана библиотека в классе, на каждого ученика был открыт формуляр. По ранее составленному графику каждый обучающийся испытал себя в роли библиотекаря. Дети обменивались не только книгами, но и своими впечатлениями о прочитанном.
Чтобы ребёнок полюбил чтение и литературу в целом, очень важно создать читательский клуб. Здесь могут быть два подхода.
Первый подход – это классный читательский клуб, в состав которого вошли ученики и учитель. На заседаниях (собраниях) клуба рассматривается литература, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно - популярная литература, периодические издания и др. Данный подход дает огромную помощь в подготовке ребят к занятиям и внеклассным мероприятиям интеллектуального характера.
Второй подход- это семейный читательский клуб, в состав вошли ученики и их родители. На заседаниях (собраниях) данного клуба семьи делятся впечатлениями прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники), готовятся «семейные» презентации книги или биографии автора данной книги (произведения), издаются книжки-малышки с иллюстрациями к произведению, рекламные плакаты прочитанного произведения.
В начале учебного года проводится собрание ребят вместе с родителями, на котором обсуждается план работы семейного читательского клуба. Такие заседания планируются один раз в месяц.
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К.Чуковский,С.Маршак,А.Барто, Н.Носов и др . Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно –популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно – познавательной литературы – книгам М.Пришвина, Е.Чарушина, Г.Снегирёва, В.Бианки и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия».
В классной библиотеке старшие могут показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.
Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте.
Очень важно, чтобы у ребёнка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, а следовательно и к литературе.
3.2.Определение критериев оценки.
Индивидуальный анализ формуляров отдельных читателей проводят раз в четверть. Просматривая записи в формуляре, устанавливают, сколько всего книг, по каким отделам знаний, видам литературы, какие именно книги, в какой последовательности читатель брал за анализируемый период, сколько в среднем книг он брал в течение месяца или года. Это позволяет судить о направленности содержания чтения, его системе, характере. Но записи выданных книг не могут служить единственным основанием для серьёзного суждения о читателе. Как сказано, сведения в формуляре ограничены. Их нужно анализировать одновременно с записями наблюдений и с другими материалами о читателе (отзывы о книгах, высказывания, учтённые во время массовых мероприятий и т.д.). В результате сопоставления содержания чтения с его мотивами делают выводы о круге читательских интересов, их содержании, развитии и устойчивости, намечается план дальнейшего руководства чтением. Его фиксируют на карточке, которую вкладывают в формуляр. Также на карточке указываются произведения, прочитанные семьей дома, предложенные семьей для чтения в классе или обсуждения, инсценирование отрывка (произведения).
Исходя из целей и задач проекта, учитывая этапы работы, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:
Наличие устойчивого интереса к чтению книг (кратность посещения библиотек, обзор читательских формуляров);
Показатели техники чтения (выразительность, чтение фразами, индивидуальный темп);
Чувство восприятия художественного произведения (по итогам проведённых бесед, интеллектуальных игр, викторин, конкурсов).
Читательский кругозор.
На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников.
Высокий уровень – сформирован устойчивый интерес к чтению книг; самостоятельная подготовка к выразительному чтению; восприятие произведения на уровне “идеи”; широкий читательский кругозор.
Выше среднего – устойчивый познавательный интерес к чтению книг; восприятие произведения на уровне «героя” или на уровне “идеи”; читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов.
Средний – интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив; чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое; восприятие произведения на уровне “героя”; читательский кругозор недостаточно широк.
Низкий – нет интереса к чтению книг, читает по необходимости; слабо осознаёт прочитанное; констатирующий уровень восприятия; ограниченный читательский кругозор.
3.3. Определение уровня сформированности читательского интереса.
В начале проектной деятельности необходимо провести стартовую диагностику по выявлению уровня начитанности, читательского интереса и литературного кругозора. (см Приложение № 3).
Диагностическая карта.
№ | Критерии оценки | январь | май |
1 | Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор | 57% | 78% |
2 | Уровень читательского восприятия | 41% | 59% |
3 | Уровень развития речи и литературно-творческие способности | 62% | 70% |
В тесте предлагаются 8 вопросов. По критериям, указанным выше, определяется уровень сформированности читательского интереса.
После проведенных нами мероприятий, проводится итоговая диагностика по выявлению уровня сформированности читательской компетенции. Для исследования необходимо подобрать такие вопросы и задания, которые бы не соотносились только с одним каким-то конкретным произведением.
Диагностическая карта для выявления уровня сформированности читательской компетенции.
№ | Критерии оценки | Примерные вопросы или задания для диагностики |
1 | Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор | Назовите имя и фамилию автора. Факты его биографии. Какие еще произведения написал? |
2 | Уровень читательского восприятия | Назовите и объясните свои чувства, возникшие при чтении. Тема произведения? Главная мысль? |
3 | Способность к актуализации социально-нравственной проблематике произведения | Какие человеческие качества раскрыты в произведении? Что достойно восхищения? |
4. | Уровень развития речи и литературно-творческие способности | Объясните чувства, возникшие при чтении. Нарисуйте иллюстрацию. Придумайте концовку. |
Приведенные данные предполагают следующее:
- Уровень начитанности возрастёт: ребята станут обращать внимание не только на имя автора, но и интересоваться его биографией, творчеством, другими писателями полюбившегося жанра; могут определить проблематику произведения, сопоставить произведения с подобной проблематикой.
- Уровень читательского восприятия незначительно изменится – только половина учащихся сможет определить общее настроение текста, авторские эмоции, прокомментировать позицию автора.
- Уровень развития речи и литературно-творческих способностей станет достаточно высоким. Ученики с удовольствием будут выполнять творческие задания – сочинения-миниатюры проблемного характера, будут пробовать себя в небольших сценариях.
В общем, предполагается положительная динамика во всех сферах литературного развития.
Планируемый результат:
- Повышение интереса к чтению, литературе.
- Формирование умений: - самостоятельно организовывать поиск информации;
- осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
- Научаться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
- Формирование собственного мнения и позиции.
- Приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Заключение.
Формирование осознанного чтения является основным требованием программы начального образования.
Как важно умение не только быстро и правильно, но и осознанно читать! Без беглого и осознанного чтения невозможно успешное обучение в среднем звене. Следовательно, невозможно грамотное письмо учащихся и развитие коммуникативных свойств личности.
Сталкиваясь с проблемой нежелания читать у детей, я стараюсь искать новые формы работы с книгой, изучать опыт коллег использовать творческие задания на уроках литературы.
Часто младшие школьники выбирают книги не по силам, их привлекает красочная иллюстрация, интересное оформление. А когда ребенок сталкивается с непосильными трудностями, мелкий шрифт, непонятные слова, трудное для понимания содержание, у него пропадает желание брать книгу вновь. Если это происходит не раз, то возникает стойкое нежелание читать. Дети начинают считать, что все книги сложные и неинтересные. Чтобы избежать этого, важно, чтобы младший школьник справился с чтением сам, получил удовлетворение от проделанной работы и удовольствие от прочитанного.
Мои выпускники знают, что общение с книгой должно реализовываться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора.
Считаю, что использование на уроках творческих заданий позволяет развивать у учеников креативность мышления и не утрачивать интерес к обучению.
Использованная литература.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 144с.
2. Дусавидский А.К. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
3. Лиханова Е.Н. Игра в театр. // Начальная школа плюс До и После. - М., 2003. - № 6. - С.75.
4. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.
Н.Новгород,2006.
5. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников. //
Начальная школа. - М., 2008. - №5. - С.47.
10. http://otherreferats.allbest.ru
.
Приложение №1.
Внеклассное мероприятие в начальной школе "В гостях у сказки"
Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.
Оформление: название мероприятия; картинки с фрагментами сказок; музыкальное оформление («В мире много сказок).
Ход мероприятия
Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг. (Михалков С.В.)
- Ребята, сегодня у нас маленький праздник: мы в гостях у сказки. Мы собрались для того, чтобы вы вспомнили свои любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашей игры захочет прочитать новые сказки.
- Для того, чтобы узнать, кто из вас больше и внимательнее читает сказки, у нас есть три команды, которые будут соревноваться между собой; есть болельщики, среди которых тоже будут проводиться конкурсы и есть жюри, которое будет строго оценивать команды. За плохую дисциплину жюри может снимать 3 очка со счета команды.
1. Итак, первый этап нашей игры – это представление команд.
2. Второй этап – разминка.
Командам поочередно будут задаваться вопросы, на которые они должны быстро давать ответ. Вопросы слушайте внимательно.
За каждый правильный ответ – 1 очко.
Кто пел: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок)
В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)
Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева)
Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка)
Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)
В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)
Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух)
Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)
В чем смерть Кощея Бессмертного? (Игла-яйцо-утка-заяц-сундук-дуб)
Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли)
Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)
Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный)
3. Портрет героя.
- Молодцы! В следующем конкурсе участники должны угадать сказочного героя и нарисовать его портрет.
А) Однажды утром Малыш проснулся и с горечью вспомнил, что у него все-таки нет собаки. Папа и мама ушли в магазин, а единственный друг, с которым он так весело проводил время, шалил, пугал на крыше воров, перевоспитывал злую Фрекен Бок, улетел, и вот уже неделю не появляется. Его вспоминают в каждом доме, такого веселого, никогда не унывающего. (Карлсон)
Б) Этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села. Он очень любит мышей.(Кот в сапогах)
В) На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле чудес в Стране дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…(Буратино)
В это время болельщики помогают своим командам.
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)
2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня. («Гуси-лебеди»)
3) Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. («По щучьему велению»)
4) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом… («Лиса и журавль»)
5) А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
6) Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко… («Петушок Золотой гребешок»)
7) Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!.. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
8) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! («Снегурочка»)
9) Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок»)
10) На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… («Колобок»)
11) Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
12) Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это? («Репка»)
4. Игра «Чудесный мешочек»
1. Туфелька («Золушка»)
2. Ключик («золотой ключик, или приключения Буратино»)
3. Мыло («Мойдодыр»)
4. Горошина («Принцесса на горошине»)
5. Градусник («Айболит»)
6. Яйцо («Курочка Ряба»)
5. Разгадайте имена сказочных героев.
ймокачюоДв (Дюймовочка) кялкопШа (Шапокляк) никечП (Печкин)
срКанаяокчаШпа (Красная Шапочка) инкаМторсток (кот Матроскин) дедФядоря(дядя Федор)
В это время болельщики отгадывают загадки.
1) Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…(Айболит)
2) Весел он как балалайка,
А зовут его… (Незнайка)
3) В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска.
Вредной быть люблю страсть как
И зовусь я… (Шапокляк)
4) Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Скорей подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
5) У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
6) Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
7) Вместе с Карлсоном прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш)
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
8) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
9) Он – кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит. (Матроскин)
10) Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда!
«Подайте мне плетку!», – гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас)
11) В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучен сосед-Пятачок.
Читал он вопилки приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни-Пух)
6.Конкурс «Угадай сказку по нескольким строчкам и назови автора»
«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?» («Красная Шапочка», Ш. Перро)
«Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка», Ш. Перро)
«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
(«Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен)
«Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…» («Царевна-лягушка»)
«Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
(«По щучьему велению»)
«Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
(«Снегурочка»)
Итог
- Наше путешествие подходит к концу, члены жюри подводят итог.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея;
Не станет Горыныча Змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Награждение
Приложение № 2.
Выступление на заседании ШМО на тему: «Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения».
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова. Методический аппарат учебника "Литературное чтение" представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу речевого развития младших школьников, автор стремится привлечь школьника в соавторы и сотворцы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущую возрасту творческую свободу.
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: "От маленького писателя к большому читателю".
Интересна с этой точки зрения система Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Она подразумевает непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в позиции "автор", то в позиции "читатель".
В программе Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко "Азбука словесного искусства" также заложено обязательное написание сочинений-подражаний с установкой на определённый сюжет. Программа "Литературное чтение" В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой содержит блок "Обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности". В программе О.В. Джежелей "Литература и чтение" творческая деятельность детей предполагается, прежде всего, на уроке творчества с опорой на учебный материал.
Обычно рекомендуется такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения. Примеры творческих заданий на сочинение: "придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться, о чём разговаривать", или: "придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова".
Важно вместе с детьми выявить и обсудить те критерии, по которым будет определяться успешность выполненного задания, его художественная ценность. В.А. Левин считает необходимым формировать у ребёнка ориентацию на читательское восприятие окружающих. Критерием самооценки литературного творчества становится реакция слушателей: интересно ли им? Есть ли в нём что-нибудь новое для слушателей? Результатом может стать альманах детских произведений, куда будут помещаться тексты, признанные удачными при коллективном обсуждении в классе.
На уроке по чтению при изучении фольклорного материала можно использовать пальчиковый театр - такая работа способствует развитию выразительности речи. Совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом.
Можно понаблюдать за небом, облаками, окружающей природой, воздухом и составить рассказ "Наш школьный двор осенью". На практике наблюдается тот факт, что детям очень трудно даётся навык чтения, умение высказывать, выражать свои чувства.
Творческая деятельность ученика - центральное звено в обучении. Включение детей в творческую деятельность - основной путь их развития. Развивающее обучение характеризуется именно тем, что учащиеся постоянно включаются в творческую деятельность, и это является его критерием.
Творческая деятельность характеризуется тем, что это деятельность в нестандартных условиях, когда учащиеся не располагают ориентировочной основой, ее необходимо предварительно найти, а затем использовать для достижения целей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством творческих заданий решаются следующие задачи:
- формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);
- формировать умение озаглавливать текст;
- формировать умение составлять план (картинный, схематичный, цитатный).
Творческие работы на уроке:
- графическое иллюстрирование;
- словесное рисование;
- творческий пересказ;
- чтение по ролям;
- драматизация.
Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений.
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить ребёнка к образам, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- изменить грамматическое время глаголов;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Виды театральной педагогики: пантомима - помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения; живая картина - даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя.
Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания, возможно, применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.
Приложение № 3.
Стартовая диагностика по выявлению уровня начитанности, читательского интереса и литературного кругозора (для 2 класса).
_______________________________________________________________
1. Спиши, соединяя части одного выражения.
Жить, как курица лапой.
Плестись, как осёл.
Писать, как кошка с собакой.
Болтливый, как бык.
Здоровый, как сорока.
2. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий).
Сказка: ____________________________________________________
__________________________________________________________
Рассказ: ___________________________________________________
__________________________________________________________
Стихотворение: _____________________________________________
__________________________________________________________
3. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.
К. И. Чуковский «Крокодил Гена и его друзья».
С. В. Михалков «Федорино горе».
Э. Н. Успенский «Снежная королева».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Х. К. Андерсен «Дядя Стёпа».
4. Найди рифмы к словам:
Море _____________________ Печка___________________ Козлята__________________Сани_________________.
5. Ответь на вопросы:
а) Назови средство передвижения Бабы-Яги?
___________________________________________________
б) Чем может стать карета после полуночи?
___________________________________________________
6. Пробуем сочинять стихи. Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.
Ледоход: лёд ________________________.
Вышел на берег народ,
_____________, как река ______________.
Лёд в кусочки _______________________.
Слова для справок: разбивает, идёт, играет, смотрит.
7. «Собери» стихотворение, записав строки по порядку.
Коза
Ей навстречу попался народ. _____________________________________
И коза опустила глаза. __________________________________________
Побежала коза в огород _________________________________________
Побежала опять в огород. _______________________________________
– Как не стыдно тебе, егоза? ______________________________________
А когда разошёлся народ, ________________________________________
8. Закончи пословицу:
Семь раз отмерь – _____________________________________________.
С миру по нитке – _____________________________________________.
Волков бояться – ______________________________________________.
Ученье – свет, а _______________________________________________.
Один в поле __________________________________________________.
Для стартовой диагностики можно выбрать анкету открытого типа, с прямыми вопросами о фактах сознания (направленными на выявление мнений, пожеланий, суждений).
Анкета содержит следующие вопросы:
1. Какой твой самый любимый предмет в школе?
2. Ты любишь читать?
3. Ты любишь рисовать?
4. Ты любишь сочинять?
5. Тебе нравиться участвовать в постановках?
6. Какое задание, которое даёт учитель на уроке чтения тебе нравиться больше всего?
7. Ты бы хотел выполнять его чаще?
Приложение № 4.
Тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования. Подбирались альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготавливались цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т.д.).
Обработка данных. Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Коэффициент оригинальности находился по следующей формуле:
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей.
Таким образом, выясняется уровень оригинальности всего класса в целом, а не каждого учащегося.
Приложение № 5. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса.
1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с
книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка.
5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных
идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.
8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).
10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
11. В доме должна быть детская библиотечка.
12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги
о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.
14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у
них появится ощущение законченности и удовлетворения.
(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)
Приложение № 6.
Виды творческих заданий на уроках литературы в начальных классах, способствующие развитию детского творчества.
В букварный период можно использовать задание "лесенки". Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них "лесенку", стараясь, чтобы "лесенка" состояла из как можно большего количества "ступенек".
Например: кот мак
коты мост
кошка мама
котята мороз
Котауси и т.д. молоко
Любят первоклассники составлять слова из букв, которые как капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ.
После изучения всех букв ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на определённую тему на каждую букву алфавита. Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. К каждой букве ученики вместе с родителями составляют презентацию, книжку-малышку на одну или несколько букв букву, в зависимости от количества учеников в классе.
Стихотворение Я+, которое пишется от лица какого либо героя, после прочтения книги, просмотра фильма, от лица предметов окружающей среды мы используем с ребятами в 3 – 4 классах. Например:
Я- герой повести «Приключения Карика и Вали» Меня зовут Карик.
Я- герой повести «Приключения Карика и Вали» Как страшно и интересно было сделаться маленьким.
Я- герой повести «Приключения Карика и Вали» Сколько приключений произошло с нами!
Я- герой повести «Приключения Карика и Вали» Когда я вырасту, я стану профессором химии, как мой сосед.
Также сочиняем стихотворения с глубоким смыслом (по метафоре), состоящие из 6 характеристик, расположенных в следующей последовательности: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.:
Например: Весна - это белые яблони в цвету.
Весна - это вкус первой зелени.
Весна - это запах талой земли.
Весна - это веснянка из детских сказок.
Весна - это трель жаворонка в небе.
Весна — это тишина и гром.
«Эльфхен» (11-словие), стихотворение, состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках:
строка - цвет (прилагательное);
строка - о чем пишу (прилагательное + существительное);
строка - раскрытие темы в трех словах;
строка - о себе (4слова);
строка- результат, вывод.
Например: Белоствольная
Русская береза
Ты воспета поэтами
Я любуюсь тобой весной.
Красота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике, литературе и ИВТ с применением проектной задачи.
Тип задачи: Предметная проектная одновозрастная.Цели и педагогические задачи (педагогический замысел); Выявление понимания учащимися нахождения площади фигур, умение создавать с помощью ИВТ и ср...
Проектная работа.Технология многоролевых игр на уроках татарского языка и литературы
Проектная работа.Технология многоролевых игр на уроках татарского языка и литературы...
Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
Совместная проектная деятельность на уроках литературы и иностранного языка в начальной школе
описание совместного проекта на уроках в начальной школе...
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...
"Сказки Югры". Проектная деятельность для обучающихся первого класса с применением артпедагогических технологий (литература, изодеятельность)
Произведения народного творчества дают богатейший материал для развития личности ребенка с проблемами. Формирование художественной культуры у школьников с ОВЗ через знакомство с литературой имеет особ...