Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Мещерякова Марина Геннадьевна

Урок литературного чтения в 4 класссе с применением технологии системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению  

Михаила Пришвина «Выскочка»., с применением  технологии

Развития Критического мышления и Системно-деятельностного подхода.

Цели: создать условия для:

1. осмысления идеи произведения;

2. овладения навыками смыслового, выразительного чтения;

3. развития сопереживания, умения оценивать поступки;

4. развития коммуникативных навыков, умения аргументировать свою точку зрения;

4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование:

1. Учебник на каждой парте у учащихся;

2. Заготовки с пословицамии ключевыми словами для творческого задания (для каждого ученика).

3. Чистые листы для работы с текстом (для выписывания слов и составления «синквейна»).

4. Крупная иллюстрация на доске и картинки «героев» произведения, которые по мере чтения  рассказа прикрепляются к иллюстрации.

5. Толковый словарь С.И. Ожегова.

          ХОД УРОКА

На доске

 М.М.Пришвин

( название закрыто)

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

-На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями М.М.Пришвина

- К какому литературному жанру относится произведения.

 М.М.Пришвин  писал не только повести, путевые очерки, новеллы, миниатюры, романы ,но  и рассказы. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным и необычным  рассказом этого писателя.

  1. Стадия вызова. (АОЗ, затруднение, целеполагание)

На данном этапе существует несколько приемов, я выбрала работу с ключевыми словами

В  рассказе встретятся слова:

Собака  Вьюшка

Косточка

Сороки

Вторая косточка

Выскочка

хвост в зубах

сорока без хвоста

Сейчас предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах

Предлагаю из данных слов придумать сюжет, дать название своему произведению, презентовать свой ответ, определить жанр, дать название своему произведению. (Жанры могут получиться разные: у кого сказка, у кого рассказ,очерк)

-Учитель фиксирует ответы на доске. (Названия.)

А теперь давайте послушаем  рассказ  М.М.Пришвина

III. Стадия осмысления. (Построение нового знания)

 (перед чтением: на столах картинки с изображением персонажей рассказа, порошу вас поместить их на плакат по мере появления этих героев)

Чтение учителем.

Постепенно появляется картина на доске:

Беседа после прочтения  рассказа.

- Понравился рассказ?

- Какие моменты вызвали улыбку?

- Назовите героев  рассказа.

Посмотрите, какие названия вы подобрали ему. А автор назвал  его

« Выскочка»  (Открывается название на доске).

- Кто же из вас был близок к названию?

Открыли учебник  на странице 92.

Чтение про себя учащимися с подчеркиванием непонятных слов.

Словарная работа. Объяснение значения подчеркнутых слов с использованием толкового словаря.

Словарь Ожегова:

Совместный поиск.

Работа с текстом.

Судя по названию произведения, интересует ли нас Вьюшка?

А кто интересует?

Работа в малых группах:

Отметьте в тексте описание сороки

Зачитайте.

- Какие слова автора указывает на то, что сорока отличается от других сорок?( По технологии Системно-деятельностногоподхода,учитель показывает эталон) Слайд.

(В семье не без урода, поскакала дуром . А я-как мне самой хочется ).

-Каким вам представляется сорока в этот момент? (индивидуальна работа)

СЛАЙД (бесстрашная, ловкая, хитрая)

Зачитывают, учитель записывает слова на доске в столбик.

- А как ведут себя СОРОКИ, увидев Вьюшку? Зачитайте и отметьте в тексте границы действия собаки Вьюшки.

- А какими в этом отрывке представлены сороки? (смелые, храбрые, решительные, хитрые, умные).

- О чем они дружно договариваются?

( очень быстро оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую) СЛАЙД

- А какие действия в это время предпринимала Вьюшка?

- От чего Выскочка осталась без хвоста?  

- Найдите и зачитайте, какой стала сорока без хвоста?

 -Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

Работа в парах:

1.Для описания действий героев автор использовал много глаголов. Прочитайте текст еще раз и подчеркните глаголы, которые относятся к Выскочке.

Работают самостоятельно.

Зачитайте глаголы  (учитель записывает на доску во второй столбик)

 Подскакала

 улучила

 вырвалась

изловчилась

2. Охарактеризуйте образ сороки:

( зачитываем обороты и прилагательные, характеризующие сороку)

 Сорока

 с пыльцой в голове

с заскоком

 радужный длинныйхвос

V. Рефлексия.

 Используя слова, составить « синквейн».

1.сорока

2. подскакала, вырвалась

3. ловкая, хитрая, проворная

4.  Сорока осталась без хвоста.

5. Выскочка.

Дети зачитывают свои «синквейны» по желанию.

-В чем необычность  рассказа? (элементы сказочности)

-Какие чувства у вас вызвал образ сороки? Почему?

-Как автор относится к своим персонажам? Докажите.

VII. Подведение итога урока. Поигрем (игра называется «Продолжи фразу», я называю начало, а вы ее закончите.Договорились?)

:

«Мне понравилось …»

«Мне было трудно…..»

«Мне было интересно…»

«Благодарю!»

Дифференцированное домашнее задание:

1. выразительное чтение,

2. составление «синквейна» о Вьюшке,

3. выразительное чтение, выполнение рисунка, каким вам представился  сорока (собака, сороки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...