Нестандартные уроки. Урок - КВН.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – КВН.
Предмет: литературное чтение Класс: 2
Структура урока:
- Орг. момент – 1 минута.
- Актуализация опорных знаний — 2 минуты.
- Введение в тему урока – 2 минуты.
- Литературные конкурсы – 15 минут.
- Физминутка — 1 минута.
- Чтение текста сказки Х.К. Андерсена «Штопальная игла» - 15 минут.
- Закрепление пройденного – 5 минут.
- Итог урока – 1 минута.
- Домашнее задание — 1 минута.
- Прослушивание клипа — 2 минуты.
Тема урока: «Книги Ханса Кристиана Андерсена. Х.К. Андерсен «Штопальная игла»
Цель: познакомить обучающихся с книгами Ханса Кристиана Андерсена.
Задачи:
- образовательные:
-закрепить минимум понятий о сказке, как о литературном жанре;
-активизировать навык работы с текстом, познавательную деятельность;
-познакомить со сказкой Х. К. Андерсена «Штопальная игла»;
* развивающие:
- развивать смекалку, воображение, мышление, умение работать в команде ;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
* воспитывающие:
-воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
-побуждать к участию в инсценировках.
Оборудование: музыкальный видео-клип «В мире много сказок»;
иллюстрации к сказкам; «сказочные свитки» с заданиями для команд;
таблички: команда «Снежные королевы»» и команда «Сказочные принцы», сигнальные фишки (за правильные ответы), выставка книг «Сказка оживает».
Ход урока
- Организационный момент.
1-ый ученик:
КВН стал почтенной особой,
Но не снижен к нему интерес -
Позволяет вместе с учёбой,
Разнообразить учебный процесс.
Сегодня вспомним сказки великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. В этом классе «скрестят» оружие команды «Снежные королевы» и «Сказочные принцы». И, как гласит устав КВН, этим оружием будут знания, находчивость, вежливость и воспитанность. Никто не знает, чем закончится это сражение, но, как мне кажется, вы полны надежды, что победа достанется сильнейшему из сильнейших.
За каждый правильный ответ команда получает сигнальную фишку.
2. Актуализация опорных знаний
Задание 1. Разминка.
Любая встреча команд начинается с разминки или гимнастики для ума. А поскольку наша встреча проходит на литературном поле боя, то и разминаться команды будут не с примерами, задачами и головоломками. Нет, всё гораздо проще и интересней!
Любите ли вы сказки?
Кто писал и пишет сказки? Какие два вида сказок вы знаете? ( народные и авторские литературные)
Какие сказки появились раньше? (народные)
Как дошли до наших дней народные сказки? (передавались «из уст в уста», из поколения в поколение).
Может ли автор использовать сюжет народной сказки?(да, может)
Чем сказка отличается от других литературных произведений?
1. Имеет зачин: «жили-были», в «некотором царстве...»
2. Часто встречаются устаревшие слова «око», «перст», «уста».
3. Есть поговорки и пословицы.
4. Есть волшебные цифры: 3 медведя.
5. Разговаривают звери, растения, предметы.
6. Почти во всех сказках побеждает добро.
7. Может случаться волшебство.
Чему учат сказки? (поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно)
3. Введение в тему урока, постановка учебной задачи
Сейчас мы поговорим об авторской литературной зарубежной сказке ...
Знаете ли вы, что Х. К. Андерсена называли «Королем человеческих душ».
Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека.
Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.
Кажется, что его сказки очень похожи на жизненные истории. Не зря сам писатель часто говорил: «Нет сказки удивительнее, чем та, которую придумывает сама жизнь».
Х.К. Андерсен создал 150 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.
Сегодня вспомним некоторые из них, познакомимся со сказкой «Штопальная игла». Участники команд смогут стать на некоторое время актёрами театра, блеснуть своим талантом!
4. Литературные конкурсы
Задание 2. Конкурс эрудитов
Я буду называть начало сказок, а команды — их полное название. Например, я говорю «Снежная», команды - «Снежная королева» Всем понятно?
1. Гадкий... утёнок
2. Новое... платье короля.
- 3. Принцесса... на горошине.
4. Стойкий... оловянный солдатик.
5. Дикие.. лебеди.
Задание 3. Конкурс капитанов
Приглашаю к барьеру капитанов команд! Поединок сильнейших!
Надо сказать, задание будет не из лёгких, и капитанам придётся проявить недюжинную смекалку, чтобы победить.
Вы получаете сказочные свитки, на которых напечатаны перевёрнутые названия произведений. Ваша задача — угадать сказку Андерсена.
1. Огненный придворный («Снежная королева»)
2. Ручные утята («Дикие лебеди»)
3. Старые брюки служанки («Новое платье короля»)
- 4. Гулливер («Дюймовочка»)
5. Алёнушка («Русалочка»)
Задание 4. Конкурс книголюбов
2-ой ученик:
Хорошая книга — мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу!
Представьте себе такую ситуацию: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество сказок Х. К. Андерсена. Им не составит особого труда ответить на интересные вопросы по этим произведениям.
Вы можете спросить: «А при чём здесь мы?»
А при том, что наш следующий конкурс — это конкурс книголюбов! И сейчас команды-соперницы попробуют блеснуть своими познаниями
1. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки «Снежная королева»)
2. Как появилась на свет Дюймовочка? (Из ячменного зёрнышка)
3. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В прекрасного лебедя)
- 4. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти Русалочку? (Они отдали Ведьме свои волосы)
5. В какой сказке героиня шила рубашки из крапивы? («Дикие лебеди»)
Задание 5. Конкурс на смекалку
Поиграем в ассоциации.
Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?
1. Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.
2. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.
3. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.
- 4. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.
Задание 6. Конкурс на сообразительность
На сказочных свитках зашифрованы герои сказки. Назовите их.
1 команда
Сказка «Дюймовочка»
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф
2 команда
Сказка «Гадкий утёнок»
КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.
5. Физминутка
Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Репка, Снежная королева)
Может быть кто-то назовет еще сказки Х.К. Андерсена, которые вы читали? (Выставка книг «Сказка оживает»)
6. Чтение текста сказки Х. К. Андерсена «Штопальная игла»
Задание 7. Литературная гостиная
3-ий ученик
Давайте знакомую книгу откроем
И снова пройдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, опять подружиться.
Добро пожаловать в литературную гостиную. Сейчас мы познакомимся с ещё одной сказкой Х.К. Андерсена «Штопальная игла». Участники команд будут соревноваться в выразительном чтении.
7. Закрепление пройденного
Понравилась сказка?
Какой была штопальная игла?
Как к ней относится сказочник?
Задание 8. В гостях у Мельпомены
Следующий конкурс называется «В гостях у Мельпомены». Кто знает, что означает это слово?
Древнегреческая богиня — покровительница театра. Итак, конкурс посвящён театру. Необходимо блеснуть талантом, быстро и убедительно инсценировать отрывок из прочитанного произведения, предложенного мной.
4-ый ученик
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.
8. Итог урока
Мы с вами, ребята, совершили небольшое путешествие в мир зарубежной сказки, в мир книг. Встретили много сказочных героев. Повторили названия сказок, познакомились с новой.
В сказках Х.К. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке:
• Уважение к мужеству;
• доброта и сочувствие всем, кому плохо;
• любовь к людям;
• презрение к чванливым и бессердечным.
Результаты КВН показали, что вы хорошо знаете сказки.
А кому из вас еще захотелось почитать сказки Ханса Кристиана Андерсена?
Какое впечатление у вас оставил этот урок - КВН?
Читайте, запоминайте, рассказывайте, рисуйте, показывайте и даже сами сочиняйте сказку. Идите в библиотеку, берите книги и других зарубежных писателей. Познакомьтесь с интересным миром её величества Сказки. Книга всегда будет вам верным другом и помощником.
9. Домашнее задание
Ханс Кристиан Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Попробуйте дома придумать свою историю о каком-нибудь предмете, например, о портфеле: как он живёт и дружит со школьными учебниками и тетрадками.
10. Прослушивание музыкального видео-клипа «В мире много сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок....Урок? Урок!
Место и роль урока в традиционной системе образования и в современной системе в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока (нестандартный интегрированный урок)
Нестандартный интегрированный урок по теме: "Славные символы России" 4 класс...
Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка».Урок по технологии «Спасение символа года»
Цели:Развитие у детей интереса к лепке Формирование умения лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части, соблюдая пропорции. Развитие умения использовать в работе стеку...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...
Выступление на кафедре НШ по теме "Нестандартные уроки. Урок - игра"
Презентация выступления на кафедре НШ по теме "Нестандартные уроки. Урок - игра"....
«Волшебное путешествие по страницам сказок». (Конспект урока нестандартной формы «урок – сказка»)
Актуальность урока: Для многих учителей не секрет, что на сказках легко строить воспитательную работу с классом по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки...
Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка».
Урок-сказка по математике в 1 классеУМК «Школа России»ТЕМА: НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?...