Выступление на кафедре НШ по теме "Нестандартные уроки. Урок - игра"
презентация к уроку

Презентация выступления на кафедре НШ по теме "Нестандартные уроки. Урок - игра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_nestandartnye_uroki._morozova_l.v.pptx433.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проведение урока с использованием нетрадиционных форм. Урок-игра. Учитель начальных классов МОУ Лицей г. Истры Морозова Любовь Владимировна

Слайд 2

Актуальность В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: * в практике начального общего образования не выделены средства активного контроля и, тем более, не разработаны технические стороны их использования; * потеря интереса к учению; * отсутствие умения общаться друг с другом; * отсутствие навыков самостоятельной работы.

Слайд 3

Проблема Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им всё интересно. Но проходит время и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться. Что должен сделать учитель, чтобы интерес к учению не падал, а наоборот возрастал? Каким образом активизировать учащихся на уроке?

Слайд 4

Пути решения проблемы Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.

Слайд 5

Степень изученности В теории обучения пока ещё нет целостного описания нетрадиционного урока; не определена сущность этого дидактического феномена; не выявлены его отличитель – ные черты; отсутствует устойчивая дефиниция ( краткое и точное определение какого- либо понятия, с помощью выделения его основных, существенных свойств или черт); нет типологии, охватывающей их многообразие. В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетради - ционных форм урока. Первый подход опирается на то, что основной формой учебного процесса остаётся традиционный урок, но в него обязательно вносятся элементы современных техноло - гий развития познавательных способностей учащихся. Второй подход трактует нестандартные формы уроков как инновационные, появи - вшиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе.

Слайд 6

(по И.П. Подласову ) Нетрадиционный (нестандартный ) урок – это «импровизированное учебное занятие, име - ющее нестандартную (неустановленную) структуру».

Слайд 7

Для учащихся нетрадиционный урок - это переход в иное психологическое состояние; другой стиль общения, положительные эмо - ции , ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); возможность развивать свои творческие спо - собности и личностные качества; умение оценить роль знаний и увидеть их применение на практике; возможность ощутить взаимосвязь разных наук; самостоятельность и совсем другое отноше-ние к своему труду.

Слайд 8

Для учителя нетрадиционный урок - это с одной стороны , возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные осо – бенности , решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны , возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Слайд 9

Творческие принципы нетрадиционного урока Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятель – ность на уроке; различные формы групповой работы на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. Поддержка альтернативности, множественности мнений. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоцио – нального удовлетворения. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и наклонностям. Использование оценки в качестве формирующего (а не только ре – зультирующего ) инструмента.

Слайд 10

Методически высокоэффективными, реализующими не-традиционные формы обучения, развития и воспитания младших школьников являются: урок творчества, урок – конкурс, урок – экскурсия, урок – фантазия, урок – игра, другие формы.

Слайд 11

Урок - игра Это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 12

Игра даёт возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений: учатся проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности , толерантности, чувству товарищества и партнёрства; учатся вести диалог, идти на компромисс; формируют уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству.

Слайд 13

Функции, которые выполняет игровая деятельность занимательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативная (освоение диалектики общения); функция самореализации; терапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическая (выявление отклонений о т нормативного поведения, самопознание в процессе игры); коррекционная (внесение позитивных изменений в структуры личностных показателей); функция межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); функция социализации (включение в систему общественных отношений).

Слайд 14

Технология проведения урока -игры Этап подготовки урока -игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее осуществляется ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этические правила поведения.

Слайд 15

Этап проведения - процесс игры . С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации учебной игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Этап анализа, обсуждения, оценки результатов игры - выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Слайд 16

Уильям Артур Уорд «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.»

Слайд 17

Литература Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе. – В.:Учитель , 2008 . Рудченко Л. И. Окружающий мир. 1-4 классы: нестандартные уроки. – В.: Учитель, 2008 . Сычева Г.И. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе: математика. – Феникс, 2014. Сычева Г.И. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе: русский язык. – Феникс, 2014. Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников//ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009. Широбокова Т. С. Нетрадиционные формы проведения уроков // ж. «Справочник классного руководителя», № 9, 2012 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

Урок....Урок? Урок!

Место и роль урока в традиционной системе образования и в современной системе в соответствии с требованиями ФГОС....

Выступление на кафедре начальных классов МОУ "Саловская СОШ "

Изучение педагогических технологий, позволяющие формировать у школьников ключевые компетенции. ...

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации».

Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»....

Выступление на ШМО начальной школы по теме: "Интеллектуальные игры для школьников"

С  помощью интеллектуальных игр можно сделать  обучение школьников не только полезным, но еще и интересным....