Конспект урока по чтению Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.sapgir_lyudoed_i_princessa_ili_vsyo_naoborot.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 19.04.2012
Урок
Тема: Введение в раздел «День смеха». Стихи Сапгира.
Цель: познакомить с произведением Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». 1) Формировать навыки техники чтения, приёмов понимания и анализа юмористического стихотворного текста; 2) развивать речевую и коммуникативную культуру; 3) воспитывать культуру смеха.
Оборудование: ИД, ИМ, КВ, словарь литературоведческих терминов, словарь к уроку.
Ход урока.
Этап урока | Содержание | Сопров-е | Время |
| Доброе утро, дорогие ребята! | Слайд 1 | 30 с |
| Что за «ли»? Что за «мон»? В звуках нету смысла. Но едва шепнут: ЛИ МОН – сразу станет кисло. Но я очень надеюсь, что нам сегодня не будет кисло, а будет весело, потому что мы совершим путешествие в юмористическую страну «День смеха», так называется новый раздел учебника. С 162 | Слайд 2 | 1 мин |
| А для того, чтобы наше путешествие было интересным и удобным, мы должны с вами вспомнить некоторые понятия, а по-другому литературоведческие термины. Игра «Соотнеси понятия». Слева вы видите понятия, справа их толкование, и должны соотнести. Если толкование соответствует понятию, то они высветятся одним цветом. | Игра «Соотнеси понятия». Слайд 3 | 3 мин |
| В стране «День смеха» нас встречает Генрих Вениаминович Сапгир. Знаком ли он вам? | Слайд 4 | 30 с |
| Однажды он услышал, как маленький мальчик декламировал: Не могу уже сидеть! Не могу уже лежать! Надо будет поглядеть, Не смогу ли я висеть… Тут Сапгир и подумал: А напишу-ка я стихи О том, Как я пишу стихи о том, Как я пишу стихи о том, Как я пишу стихи… Стихи получились ДЛИННЫЕ, Длиннее Шеи Жирафа. Их можно читать Со стула, Но лучше всего – Со шкафа. А если говорить серьёзно (а только так и надо говорить), Сапгир был одним из тех, кто вернул в стихи для малышей поэзию. А ведь вы, дети, народ очень суровый. Если вас начинают пичкать нравоучениями, если вы услышите в стихах (и не только) хоть одну фальшивую ноту, вам тут же станет скучно. Но фальшивых нот не бывает, когда взрослые играют с детьми на равных, если они играют не понарошку, а взаправду. Во что можно играть? Можно в прятки, можно в салочки или в казаков-разбойников. А ещё играть можно так, чтобы слова заплясали, загудели, запели… | 2 мин | |
| ДВАЖДЫ ДВА | Слайд 5 | 2 мин |
Этап усвоения новых знаний | А начиналось все так. В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!» – О чем? – спросил Сапгир. – О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель. – А если апрель, то можно я напишу про котов? – Хорошо, – сказал дядя Юра. И получились такие стихи: Мяу! Наконец тепло. Весна. В апреле кошкам не до сна. Не понимаю, как в апреле Ребята могут спать в постели. Гуляли бы себе по крышам Под месяцем большим и рыжим. И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появилось на белый свет стихотворение «Людоед и Принцесса, или Всё наоборот». С 167 | Слайд 6 Слайд 7 | 1 мин 30 с |
(Чтение стихотворения учителем) | Слайд 8 | 2 мин | |
Работа с текстом произведения |
- Оно построено на противопоставлении. 3) Какие слова повторяются чаще всего? (прекрасная, ужасная) Это ключевые слова стихотворения. 4) Скажите, пожалуйста, как называются такие слова. (антонимы) (Слова, имеющие противоположное значение.) 5) Кто главные герои стихотворения? (принцесса и людоед) 6) Каким вы представляете себе портрет прекрасной принцессы – принцессы в 1 части? 7) А каким вы представляете себе портрет ужасной принцессы – принцессы во 2 части? - Слова «прекрасная» и «ужасная» в литературе называются эпитеты. Эпитет – яркое образное прилагательное, употребленное в переносном значении. | 2 мин | |
8)Давайте сейчас прочитаем стихотворение и посмотрим, только ли к принцессе относятся слова «прекрасная» и «ужасная». Возьмите в руки простой карандаш и отметьте к каким ещё существительным относятся эти эпитеты. (чтение учителем стихотворения) 9)Назовите существительные, которые вы отметили. (погода, полянка, землянка, аппетит, вид, легенда). 10) И аппетит у людоеда тоже был разным. Посмотрите, каким он был в 1 части, а каким – во 2. (ужасный – прекрасный) 11) А каким вы представляете людоеда, если даже для поэта «дело ясное»?(…) 12) Почему людоеду стало худо в 1 части? (вид прекрасный, потому что аппетит ужасный) 13) А во второй? (наоборот аппетит прекрасный, потому что вид ужасный) | |||
| Прекрасный – ужасный. А давайте ребята проверим, как вы сможете соотнести существительные с эпитетами. Первый вариант – работает только с первой частью стихотворения, а второй вариант – со второй. На выполнение задания даю вам две с половиной – три минуты. | Слайд 9 Тест «Соотнеси существительное и эпитет» | 3 мин |
| 1-подняться, потянуться 2-согнуться, разогнуться 3-в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре – ноги шире 5-руками помахать 6-на месть сесть опять. | 1 мин | |
Ребята, а хотели бы вы проверить насколько картины, нарисованные вашим воображением совпадают с мнением профессионального режиссера. | 20 с | ||
Просмотр мультфильма | 5 мин 10 с | ||
| Подготовьте выразительное чтение: 1 вариант – первая часть стихотворения, 2 вариант – вторая часть и ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему стихотворение так называется?» | 1 мин | |
| Ребята, мне очень понравился наш урок. Мы замечательно поработали, активным участникам мы поставим пятерки. Я убеждена, что хорошие оценки за тест вам поставит Лидия Анатольевна. Я говорю вам спасибо. А сейчас поднимите одну руку, кому было смешно и интересно. Молодцы, спасибо. Кто продолжит свое путешествие вперед, к знаниям – две руки. Благодарю. А кто хочет сказать: « Спасибо, потрудились на славу», - хлопайте в ладоши. | Слайд 10 Аудиозапись «Усатый нянь» | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Г. Сапгир "Про Медведя"
Файл содержит технологическую карту урока и презентацию (УМК "Школа России")....
Г. Сапгир "Людоед и принцесса или все наоборот"
Задания к уроку литературного чтения по теме Г. Сапгир "Людоед и принцесса или все наоборот", 1 класс, программа "Школа 21 века": слова - антонимы, фразеологизмы - антонимы....
Конспект урока литературного чтения на тему "М. Пляцковский "Цап-Царапыч"Г. Сапгир "Кошка"
Конспект урока литературного чтения...
Презентация по литературному чтению на тему: Г. Сапгир "Людоед и принцесса"
Презентация составлена в соответствии с УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс
Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...
Конспект урока "Литературное чтение" 3 класс "Сны" Генрих Сапгир
Конспект урока "Литературное чтение" 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока литературного чтения Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» ( УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые резуль...
Комментарии
Голосую за вашу работу.Буду
Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!
Удачи!
Удачи!
Спасибо, вам тоже!!!
Спасибо, вам тоже!!!
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020