рабочая программа и тематическое планирование для уроков литературного чтения .
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по УМК "Школа 2100" составлена с учетом ФГОС из расчета 2 часа в неделю для школ С-Пб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_s_korrekciey.docx | 36.01 КБ |
tablichno.docx | 88.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, согласно учебному плану на 2012-13 уч. год и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100»:
1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. В океане света : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.
2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.
3. Бунеева, Е. В. Уроки литературного чтения в 4 классе : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010.
При корректировке программы был удалён полностью раздел 2 «У истоков русской детской литературы». Тексты данного раздела будут использованы на уроках ОРКСЭ и на уроках окружающего мира (О.Т. Поглазова) в разделе «Путешествие в прошлое России». Частично сокращены часы для изучения разделов «Путешествие в ХΙХ век», «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
– овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
– воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходство и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
– формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни1.
Структура курса
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 4 классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 классе дети читают стихи С. Я. Маршака для малышей, во 2 классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 классе – пьесу, в 4 классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.
В 4 классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно‑художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4 класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников2.
Описание места учебного предмета
в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 3 класс по четыре часа в неделю (136 ч в год) и в 4 классе по 2 часа в неделю (68 ч в год), в том числе для проведения:
• проверочных работ – 4 ч;
• уроков внеклассного чтения – 7 ч;
• сочинений – 3 ч;
• уроков-практикумов – 3 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня. С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание учебного предмета
Важно, чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п., что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Приоритетной целью изучения предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению. От сформированности этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. В связи с чем особая роль в формировании общих (надпредметных) умений и навыков, способов деятельности, умений воспринимать на слух и понимать художественные произведения, осознанного чтения текстов разных жанров, выбора вида чтения в соответствии с учебной целью; участии в диалоге при обсуждении текста, его пересказ; создании письменных ответов по прочитанному и т. д. отводится урокам литературного чтения.
Это определило цель обучения – помочь младшему школьнику осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа; понять, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе.
На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
– приобретение и систематизация знаний о литературе, книгах, писателях;
– овладение способами правильного чтения, приемами понимания и анализа текстов;
– освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенции личностного саморазвития.
Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет с геометрической прогрессией, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Компетентностный подход определяет следующие особенности содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностная направленность обязательного минимума требует усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомление детей с текстами разных жанров – школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.
Использование как традиционных, так и инновационных методов обучения, способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные факты, понимать смысл текста, замысел автора. Например, применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его сверстниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником. Что привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.
Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.
Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела «Виды речевой деятельности», содержание которого направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие.
Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором3.
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения4
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4 классе обучаются дети 9–10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках литературного чтения они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
2. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград : Учитель, 2008.
3. Кабанова, М. Н. Большая энциклопедия начальной школы : в 2 кн. / М. Н. Кабанова [и др.]. – М. : Олма Медиа Групп, 2009.
4. Круглова, Т. А. Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания / Т. А. Круглова. – М. : Экзамен, 2011.
5. Кузнецова, М. И. Литературное чтение. 4 класс : зачетные работы / М. И. Кузнецова. – М. : Экзамен, 2011.
6. Литературное чтение. 2–4 классы : внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2009.
7. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки – исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
8. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011.
9. Литературное чтение. 4 класс : тестовые задания на основе единого текста / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011
10. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.
11. Развитие речи учащихся 2–4 классов : конструирование и анализ предложений / авт.-сост. Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.
12. Русова, Н. Ю. Русский язык и литература в начальной школе / Н. Ю. Русова. – М. : Энас, 2006.
13. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.
14. Чтение. 1–4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011.
15. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 3–4 классы / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2010.
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.skool2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Репродукции картин русских художников.
2. Таблицы «Портреты писателей».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Веселая Азбука Кирилла и Мефодия. – М. : Кирилл и Мефодий, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М. : Кирилл и Мефодий, 2010. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
3. Звуки Природы. – М. : RMG, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Литературное чтение. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Н. В. Лободина, Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Аудиоцентр.
4. Мультимедийный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Предварительный просмотр:
Таблично-графическая схема рабочей программы по литературному чтению
(примерное перспективно-тематическое планирование)
№ | Педагогическая система | Планируемые образовательные результаты | Вид Дидактическая | Педагогические средства | Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации совзаимодействия | Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся | Календарные сроки | ||||||||
тема и тип | внеурочная занятость | само- | объем освоения и уровень | универсальные учебные действия | компоненты культурно-компетентностного | ||||||||||
Раздел 1. Любимые книги. Трудоемкость (количество часов): общее – 8, аудиторных – 8 , самостоятельных работ – __ , внеаудиторных – __ . Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений об особенностях фантастической повести; ученическая: | |||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником | Разно-уровневые | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Работа – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоя- – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний; – понимать, что нужна дополнительная информация Коммуника-тивные: – учитывать – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая. Проблемное изложение | Прохождение материала быстрым | Учебная. Индивидуальная | Учебник, иллюстрации ТСО, | ||||||
2 | Знакомство с героями путешествий. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера» | Посещение школьной библиотеки | Творческая работа | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной | Познавательная. Парная | Детские твор- | ||||||||
3-5 | Фантастическая | Заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая. Проблемное изложение | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная | Выставка детских рисунков |
6 | Ю. Мориц «Баллада | Творческая работа | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной | Познавательная Групповая. Индивидуальная | Иллюстрации, ТСО, | |||||||||||||
7 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1. | тест | Учебная индивидуальная | ||||||||||||||||
8 | Вн.чтение. Книги о ребятах-сверстниках. Р/Р Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. | Иллюстрации, ТСО, | |||||||||||||||||
Раздел 2. Путешествие в ХIХ век. Наименование образовательного модуля программы: Басни и литературные сказки. Трудоемкость (количество часов): общее – 7, аудиторных – 7 , самостоятельных работ – __ , внеаудиторных – __ . Цели: педагогическая: создание условий для развития умений определять жанр басни, сравнивать авторскую и народную сказку, | |||||||||||||||||||
9
| Москва XIX века. | Рисунки к басне | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Работа – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентиро- Коммуника-тивные: контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево- предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая. Поисковая | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная | Презен- http://www-windows-1251.edu.yar. | ||||||||||
10 | Характерные особенности жанра басни. И. А. Крылов «Квартет» (применение знаний и умений) | Работа в читальном зале библиотеки | Работа в парах, взаимопроверка | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Учебная. Парная | Стенд «Басни | ||||||||||||
11 | Басни И. А. Крылова (обобщение и систематизация знаний) | Стендовый доклад | Разноровневые | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Организация совместной учебной | Учебная. Индивидуальная | Стенд «Басни | ||||||||||||
12 | А. Погорельский «Черная курица» (комбинированный) | Разно-уровневые | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Коллективная | ||||||||||||||
13 | А. Погорельский «Черная | Составление словаря эпохи начала XIX | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Организация совместной учебной | Познавательная Парная | Выставка книг, иллю- | |||||||||||||
14 | А. Погорельский «Черная | Работа в читальном | Составление плана сказки по образцу | Личностно-развивающая | Практикум | Учебная. Индивидуальная | Выставка книг, |
15-17 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Школьная библиотека | Творческие домашние задания | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Работа с текстом стихотворения: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения задач Коммуникативные: контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Прохождение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная | Выставка книг |
Наименование образовательного модуля программы: Народные сказки в обработке авторов. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – __ , самостоятельных работ – __ , внеаудиторных – __ . Цели: педагогическая: создание условий для выявления особенностей народных сказок в обработке авторов, для развития умений | |||||||||||
18 | В. Даль «Война В. Даля). «Кузовок» | Библиотечный урок | Чтение сказок | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ Работа с текстом стихотворения: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний). Познавательные: строить речевое высказывание в устной контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный Приобретенная компетентность: предметная | Поисковая | Прохождение материала быстрым темпом | Учебная. Индивидуальная | Ученические исследовательские проекты |
19 | Разв. речи. Сочинение – обработка народной сказки | Разно-уровневые | Личностно-развивающая | Прохождение материала быстрым темпом | Учебная. Групповая. Индивидуальная | Ученические исследовательские проекты |
20 | Внеклассное «Книги | Работа в читальном зале библиотеки | Выполнение творческих заданий | Поисковая | Практикум | Учебная. Индивидуальная | Выставка творческих работ | ||||
Наименование образовательного модуля программы: Мир природы на страницах детских книг. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – , самостоятельных работ – , внеаудиторных – . Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия внутреннего мира автора, для развития умений читать правильно, выразительно, характеризовать героев стихотворения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться способам выразительного чтения, находить средства художественной выразительности в поэтическом произведении, определять жанр произведения. | |||||||||||
21 | Мир природы приходит на страницы книг. | Работа в парах, взаимопроверка | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский (эвристический); – творческий. Способ Создание – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: строить речевое высказывание в устной Коммуникативные: контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Познавательная. Парная | Материалы www.festival.1septem-ber.ru | ||
22– | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, | Разно-уровневые Заполнение листов самоконтроля | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Организация совместной учебной | Учебная. Индивидуальная. Групповая | Портреты писателей, иллюстрации |
24 | Н. А. Некрасов | Разно-уровневые | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Работа с текстом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятив- учитывать Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репро- уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Коллективная | Портрет Н. А. Не- | ||
25-26 | Н. А. Некрасов | Заучивание наизусть отрывка | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной | Учебная. Парная. Индивидуальная | Выставка работ учащихся | |||||
Наименование образовательного модуля программы: Изображение родной земли на страницах детских книг. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – , самостоятельных работ – , внеаудиторных – . Цели: педагогическая: создание условий для формирования умений работать с текстом, определять литературные жанры произведений; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть способом логичного изложения своих мыслей; научится распознавать литературные жанры, читать наизусть прозаические отрывки. | |||||||||||
27 | Школа | Разно-уровневые | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Составление плана: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: – добывать новые знания; – извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Познавательная. Парная | Портрет Л. Н. Толстого | ||
47–
| Л. Н. Толстой «Как ходят деревья» (комбинированный) | Творческие задания. Заучивание отрывка наизусть | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Прохождение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная. Индивидуальная | Выставка книг, портрет Л. Н. Толстого | |||||
29 | «Учусь читать художественную прозу» (применение знаний и умений) | Учебное исследование | Работа в парах, взаимопроверка | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной | Учебная. Парная | Тетрадь по литературному чтению |
30-31 | А. И. Куприн «Слон» Проверочная работа | Творческие задания. Заполнение листа самоконтроля | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Работа с текстом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: использовать полнения учебных заданий Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно преобразовательный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная. Групповая | Карточки, выставка рисунков, ТСО | ||||
32 | Внеклассное чтение А.И. Куприн (обобщение и контроль знаний) | Работа в парах, взаимо-про- | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Ознакомительное чтение: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: использовать Коммуника-тивные: учитывать разные мнения | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Учебная. Парная. Индивидуальная | Выставка книг и творческих работ учащихся | ||||
33 | Внеклассное чтение. Мир детства | Тест, заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Проблемное изложение материала | Учебная. Индивидуальная | Портрет А. П. Чехова, выставка книг, карточки с заданиями | |||||||
Раздел 3. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. Наименование образовательного модуля программы: Детская литература 1920-х гг. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – , самостоятельных работ – , внеаудиторных – . Цели: педагогическая: создание условий для мировосприятия, познакомить с новым жанром-повестью, написанной в форме дневника; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть способом раскрытия новых граней характера героя; научится находить в текстах точки зрения автора, определять повесть как новый литературный жанр, составляющие сюжета. | |||||||||||||
34
| Загадка | Работа в парах, взаимопроверка | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Работа с текстом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: – высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуника-тивные: контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Прохождение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная | Словари, иллюстрации по теме | ||||
35-36 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (применение знаний | Разно-уровневые задания. Составить | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Работа с текстом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятив-ные: различать спо- Познавательные: ориентиро- бов решения Коммуника-тивные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельност- ный уровень; – креативно-преобразова- тельный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Организация совместной учебной | Учебная. Групповая | Иллюстрации, детские рисунки | ||||
38-39 | Б. Житков «Николай Исаич | Работа в читальном зале библиотеки | Творческие задания. Разно-уровневые | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способдействия. Работа с текстом: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: использовать Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Учебная. Индивидуальная | Портреты | |||
40 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Работа в парах, взаимопроверка | Личностно-развивающая | Организация сов местной учебной | Учебная. Парная | ||||||||
41 | Ю. Владимирова | Работа в парах, взаимопроверка | Личностно-развивающая | Организация сов местной учебной | Учебная. Парная | ||||||||
Наименование образовательного модуля программы: Богатство и многообразие жанров детской литературы. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – , самостоятельных работ – , внеаудиторных – . Цели: педагогическая: создание условий для формирования навыка осмысленного чтения, умения определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыками выразительного чтения; научится заинтересованно и осмысленно читать, выделять смысловые части, тему и главную мысль произведения. | |||||||||||||
42 | Вокруг Маршака | Исследование | Работа в парах, взаимопроверка | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ действия. Составление плана: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: – перерабатывать полученную информацию; – наблюдать Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Парная | Портрет С. Мар- | |||
43 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы (применение знаний и умений) | Библиотечный урок | Тест, заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Познавательная. Парная | Периоди-ческие издания для детей | ||||||
44-46 | Е. Шварц «Два брата» (комбинированные) | Разноуровневые | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной | Учебная. Групповая | ||||||||
47 | Превращение Пиноккио в Буратино. Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрыок «Пишу на ту же тему по-своему» | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной | Учебная. Групповая | |||||||||
48-49 | А. Толстой: «Фофка», «Кот – (применение знаний | Творческие задания | Личностно-развивающая | Прохождение материала быстрым темпом | Учебная. Парная | Портрет | |||||||
50 | М. Пришвин «Изобретатель» | Работа в парах, взаимопроверка | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: учитывать разные мнения | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельност- ный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала | Учебная. Парная | |||||
51 | С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | Заполнение листа самоконтроля | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Учебная. Парная. Индивидуальная | Словари, детская энциклопедия | |||||||
Наименование образовательного модуля программы: Детская литература 1930–1950-х гг. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – , самостоятельных работ – , внеаудиторных – . Цели: педагогическая: создание условий для формирования умений характеризовать внутренний мир героя, различать литературные жанры; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладевать способом сравнения; научится | |||||||||||||
52-54 | Ю. Олеша «Три Толстяка»: «Живая кукла наследника Тутти», Три толстяка и другие герои сказки, глава «Кукла с хорошим аппетитом» | Творческие задания. Работа в парах, взаимопроверка. Разноуровневые задания | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Составление плана: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: использовать Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно- преобразовательный – личностно диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая. Решение Личностно ориентированная педагогическая ситуация | Проблемное изложение материала Прохождение материала быстрым темпом | Познавательная. Индивидуальная. Учебная. Парная | |||||
55 | «Учусь | Работа в читальном зале библиотеки | Поисковая. Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Парная. Групповая | Словари, справочники, энциклопедии | |||||||
56-58 | А. Гайдар «Тимур (применение знаний | Работа в парах, взаимопроверка . Разноуров | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Смысловое – репродуктивно-несамостоя- тельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: различать способ и результат действия. Познавательные: ориентиро- Коммуникативные: контролировать действия партнера | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая | Проблемное изложение материала Организация совместной учебной | Учебная. Парная | Иллюстрации по теме | ||||
59 | Смешные книжки. Н. Носов «Федина | Карточки, лист самоконтроля | Личностно-развивающая | Практикум | Познавательная. Групповая. Индивидуальная | Выставка творческих работ учащихся | |||||||
60 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, | Посещение школьной | Работа в парах, взаимопроверка | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Работа – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: – добывать новые знания; – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные: учитывать разные мнения | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Личностно-развивающая. Проблемная | Прохождение материала быстрым темпом | Познавательная. Парная. Групповая | Выставка книг, рисунков учащихся, портреты писателей | |||
61 | Внеклассное чтение. Весёлые произведения В.Голявкина и И.Пивоваровой | Разно-уровневые задания | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Практикум | Познавательная. Парная. Групповая | ||||||||
Наименование образовательного модуля программы: Детская литература 1960–1990-х гг. Трудоемкость (количество часов): общее – , аудиторных – , самостоятельных работ – , внеаудиторных – . Цели: педагогическая: создание условий для выявления особенностей поэтических произведений, для развития умений анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять авторов стихов, авторское отношение, анализировать поэтические произведения, заучивать наизусть и читать стихи выразительно, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; получит возможность овладеть базовыми компетенциями и элементами данного модуля. | |||||||||||||
62
| «Книжкины именины» во Дворце | Чтение стихов, разно- уровневые | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Работа с текстом стихотворения: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия (знаний). Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные: – контролировать действия партнера; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Поисковая | Прохождение мате- риала быстрым темпом | Учебная. Индивидуальная. Парная | Ученические исследовательские проекты | ||||
63 | Стихи И. Токмаковой | Разно-уровневые задания | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной | Учебная. Групповая. Индивидуальная | Ученические исследовательские проекты | |||||||
64
| Стихи Э. Успенского, Саши Черного и В. Долиной | Учебное исследование | Творческие домашние | Личностно-развивающая | Изучение учебного материала быстрым темпом | Учебная. Индивидуальная | Выставка творческих работ | ||||||
65 | Миниатюры Г.Цыферова. Создание собственных миниатюр | Самообразование | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Организация совместной учебной | Познавательная. Парная. Индивидуальная | Выставка рисунков | |||||||
66 | «Учусь читать лирический текст» Н.Матвеева «Лето» (применение знаний | Самообразование | Личностно-развивающая. Решение учебных задач | Практикум | Учебная. Парная | Методическая литература | |||||||
67 | Обобщение по всему курсу. Итоговая проверочная | Заполнение листов самоконтроля | Поисковая | Прохождение материала быстрым темпом | Парная. Индивидуальная | ||||||||
68 | Эпилог. Письмо авторов учебника | Разно-уровневые | Знание: – репродуктивный; – продуктивный; – исследовательский – творческий. Способ Работа с текстом стихотворения: – репродуктивно-несамостоятельный; – репродуктивно-самостоятельный; – продуктивно-самостоятельный; – творчески- – нейтральный; – ситуационно-заинтересованный; – устойчивой актуальности. Личностный смысл: – предметно- – личностно-групповой; – жизненно-практический | Регулятивные: учитывать Познавательные: – перерабатывать полученную информацию; – наблюдать Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Культурно-компетентностный опыт: – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразова- тельный – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: предметная | Решение учебных задач | Организация совместной учебной | Личностно-развивающая (групповая) | ТСО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний
рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...
рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний
рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...
рабочая программа и тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса
Рабочая программа и тематическое планирование для 4 класса по литературному чтению составлено с учетом ФГОС по УМК "2100" из расчета 2 часа в неделю для школ Санкт-Петербурга....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс
Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....