Материал к устному экзамену по литературному чтению 4 класс.
материал (чтение, 4 класс) по теме

Кияева Юлия Николаевна

Материал к устному экзамену по литераткрному чтению 4 класс, программа "Школа России" включает:

1. Билеты.

2. Краткие биографии писателей.

3. Литературоведческие определения.

4. Стихи для заучивания наизусть.

5. Задание: соедини части пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bilety.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon biografii_pisateley.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon opredeleniya.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon stihi_dlya_zauchivaniya.doc56 КБ
Microsoft Office document icon soedini_chasti_poslovic.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Билет № 1.

  1. Расскажите наизусть стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».

  1. Расскажите о жизни и творчестве П. П. Бажова. Какие поступки героини сказа «Серебряное копытце» говорят о её характере?

  1. Дайте определение понятия «гипербола». Найдите гиперболу в тексте:

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?

(Загадка)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 2.

  1. Расскажите наизусть стихотворение М. И.  Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…»

  1. Расскажите о жизни и творчестве С. Т. Аксакова. Какие поступки героини сказки «Аленький цветочек» говорят о её характере?

  1. Дайте определение понятия «олицетворение». Найдите пример олицетворения в тексте: 

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью. (М.В. Исаковский)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 3.

  1. Расскажите наизусть стихотворение В. Я. Брюсова «Опять сон».

  1. Расскажите о жизни и творчестве В. Ф. Одоевского. Расскажите о встрече главного героя сказки «Городок в табакерке» с царевной Пружинкой.

  1. Дайте определение понятия «эпитет». Найдите эпитеты в тексте:

В берёзовой рубахе,
в душистых сапогах
идёт полями пахарь
с букетиком в руках.
Несёт своей любимой
свой васильковый смех…
И вдруг – проходит мимо
её, меня и всех…
Идёт, уходит пахарь.
Дай Бог ему – всего…
И пролетают птахи
сквозь тень и плоть его. (Н. М. Рубцов
)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 4.

  1. Расскажите наизусть стихотворение Б. Л. Пастернака «Золотая осень».

  1. Расскажите о жизни и творчестве Б. С. Житкова. Что предпринимал герой рассказа «Как я ловил человечков» для достижения своей цели?

  1. Дайте определение понятия «метафора». Найдите метафору в тексте:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге. (C. Есенин)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 5.

  1. Расскажите наизусть стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь».

  1. Расскажите о жизни и творчестве М. М. Зощенко. О чём рассказал читателям автор в рассказе «Ёлка»?

  1. Дайте определение понятия «антитеза». Найдите антитезу в строках:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья. (А. С. Пушкин)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 6.

  1. Расскажите наизусть стихотворение И. А. Бунина «Листопад».

  1. Расскажите о жизни и творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка. Перескажите кратко рассказ «Приёмыш».

  1. Дайте определение понятия «лексический повтор». Найдите лексический повтор в тексте. Для чего их использует автор?

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!.." (Ф. Тютчев)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 7.

  1. Расскажите наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

  1. Расскажите о жизни и творчестве А. И. Куприна. В каких поступках видно отношение друг к другу героев рассказа «Барбос и Жулька»?

  1. Дайте определение понятия «звукопись». Найдите пример звукописи в строках:

Полночной порою в болотной глуши
            Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

            О чем они шепчут? О чем говорят?
            Зачем огоньки между ними горят?

            Мелькают, мигают,- и снова их нет.
            И снова забрезжил блуждающий свет…

(К. Бальмонт «Камыши»)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 8.

  1. Расскажите наизусть стихотворение Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

  1. Расскажите о жизни и творчестве М. М. Пришвина. Перескажите кратко рассказ «Выскочка».

  1. Дайте определение понятия «сравнение». Найдите сравнение в тексте:

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя гнездо!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор...

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор! (А. Майков)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 9.

  1. Расскажите наизусть стихотворение С. Дрожжина «Родине».

  1. Расскажите о жизни и творчестве Е. И. Чарушина. В чём комичность ситуации, описанной в рассказе «Кабан»?

  1. Дайте определение понятия «ритм». Докажите, что в данном поэтическом тексте есть ритм:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

(А. Пушкин)

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.

Билет № 10.

  1. Расскажите наизусть стихотворение Б. Слуцкого «Лошади в океане».

  1. Расскажите о жизни и творчестве В. Ю. Драгунского. О чём рассказ «Что любит Мишка»?

  1. Дайте определение понятия «рифма». Докажите, что в данных строках есть рифма.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

  1. Чтение текста.

  1. Соедините части пословиц.



Предварительный просмотр:

Сергей  Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859)

Родился 1 октября* 1791 года (в конце 18 века) в старинной дворянской семье в г. Уфе. Детство про вёл в родовом имении Ново-Аксаково. Серёжа был одарённым мальчиком: в 5 лет уже хоро шо читал. После окончания казанской гимназии поступил в Казанский университет, начал писать стихи.

В 24 года женился и уехал в Ново-Аксаково. В семье Сергея Тимофеевича было десять де тей. Традиционными в доме бы ли праздники с представлениями, хороводами, русскими песнями и угощениями, в которых взрослые  принимали  участие  вместе  с детьми.

Через 10 лет семья переехала в Москву, жили они в подмосковном имении Абрам цево. Дом Аксаковых стал культурным центром, где встречались писатели и актёры, журналис ты  и  историки.

Автобиографическая книга «Детские годы Баг рова-внука» написана на основе воспо минаний и семейных преданий. Сказка «Алень кий цветочек», отрывок из названной повести, является и сегодня одним из любимых произ ведений школьников. По мотивам сказки созданы художественный и мультиплика ционный  фильмы.

Владимир  Фёдорович Одоевский (1803 – 1869)

Родился 11 августа 1803 года (в начале 19 века) в г. Москве. После смерти отца воспитывался в доме дяди.

Учился  в  Московском  благородном   пансионе.   Служил   по мощником   директора   Публичной   библиотеки. В 42 года В.   Одоевский   стал   директором Румянцевского  музея.   Кроме литератур ы он  уделял   внимание   науке, занимался  педагогиче ской,  благотворительной деятельностью.  Стараниями В. Одоевского были  открыты две боль ницы,   детские   приюты,   общество   посещения бедных.

Среди произведений, написанных специально для детей, были: первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе «Городок в табакерке» , «Сказки и рассказы дедушки Иринёя». Кроме сказок он написал рассказы «Серебря ный рубль», «Шарманщик»; пьесы для театра марионеток «Царь-девица», «Воскресенье»; очерки, стихи.

По воспоминаниям друзей, В. Одоевский был человеком неистощимым на вы думки и веселье, та ких людей на Руси называют «детским празд ником».

Дмитрий   Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 – 1912)

Мамин (настоящая фамилия) родился 6 нояб ря 1852 года (в середине 19 века) в заводском посёлке Пермской губернии в семье завод ского священника и учительницы местной шко лы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского уни верситета. Однако получить законченное образо вание так  и  не смог.

   Для   детей   и   о детях  было  написано  более  130   произведений различных   жанров:   рассказы   «Емеля-охотник», «Приёмыш»  и др, сказки   «Серая   Шейка», «Упрямый   козёл»,   «Зелёная   война» и др.

Цикл «Алёнушкины сказки» Ма мин-Сибиряк написал для больной дочери пос ле смерти жены, это была самая любимая его книга.

Павел  Петрович Бажов (1879 – 1950)

Родился 27 января 1879 года (в конце 19 века) около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье. Детские годы прошли  в  среде  уральских  мастеров.

Начальное образование получил в ека теринбургском духовном училище, окончил пермскую духовную семи нарию.

Трудовую биографию начал учителем началь ных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбуре. Около 15 лет редактиро вал местную газету, занимался журналистикой, писал рассказы, очерки, заметки в журналы. Рассказы уральских мастеров записывал в толстые тетради.

Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет. Он писал сказки, которые сам называл сказами. Свои произведения Бажов объединил в сборник ска зов старого Урала  — «Малахитовая  шкатулка».

Творчество писателя адресовано взрослым читателям. Но есть произведения, вошедшие в круг детского чтения, такие как «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин коло дец», «Серебряное копытце».

По мотивам сказов создан кинофильм «Камен ный цветок» и поставлен балет.

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938)

Родился   7   сентября  1870 года (в конце 19 века) в г.   Наровчат   Пензенской губернии.   Отец  умер,   когда   Александру   исполнился год,  и  семья  осталась  без  средств  к существо ванию.   Мать   переехала   в   Москву   и   определила сына  в сиротский  пансион.  В 19 лет Куприн окончил  Александровское военное   училище.   Несколько   лет   служил   в пехотном   полку.   В   23 года оставил   военную службу,   много  странствовал   по  России,   рабо тал   грузчиком,   актёром,   организатором   цир ка,   управляющим   имением,   шахтёром,   летал на   воздушном   шаре,   спускался   на   морское дно    в    водолазном    костюме.    Переехав    в Киев,  стал   заниматься лите ратурным  творчеством

В круг детского чтения вошли такие известные повести и рассказы, как «Чудесный доктор» , «Слон», «Ю-Ю», «Пиратка», «Скворцы», по сюжету рассказа «Белый пудель» снят художественный фильм.

Борис  Степанович Житков (1882 – 1938)

Родился 11 сентября 1882 года (в конце 19 века) в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в одесской гимна зии  и  был  одноклассником   Корнея Чуковского.

По   образованию  химик   и   биолог,   инженер-кораблестроитель  и  штурман дальнего  плавания. Работал   юнгой,   штурманом,   капитаном   научно-исследовательского  судна,   служил морским  офицером.   Преподавал  физику  и  чер чение,   был директором  технического  училища.

Человек энциклопедических  знаний, Б. С. Житков  свободно  владел   основными  евро пейскими  языками,   много  путешествовал,  объездил почти  весь свет.

Большой  жизненный опыт и умение инте ресно и точно выразить свои мысли на бумаге привели  

Б. С. Житкова  в детскую литературу.

Его рассказы вошли в сборники «Злое море» и «Морские истории» , также он написал научно-художественные книги «Свет без огня», «Про эту книгу», «Пароход», «Рассказы о животных» , книжку-самоделку «Одень меня». Повесть-энцик лопедия для малышей «Что я видел» была опубликована уже после смерти писателя. Всего Б. С. Житковым создано около 200 про изведений.

Михаил   Михайлович Пришвин (1873 – 1954)

Родился 4 февраля 1873 года (в конце 19 века) в имении Хрущёво Орлов ской губернии в семье купца. Учился в гимна зии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил университет в Европе и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешество вал, изучая фольклор  народов  Севера.

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник», когда писателю было 33 года. Однако лишь когда ему было 52 года вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке». Затем появились другие произведения: «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», сказка-быль «Кладовая Солнца», повесть-сказка  «Корабельная чаща».

В цикл «Золотой луг», изданный специально для детей, были включены рассказы, «Разговор птиц и зверей», «Этажи леса», «Лесной доктор» и др.

Михаил   Михайлович Зощенко (1894 – 1958)

Родился 9 августа 1894 года (в конце 19 века)в г. Петербурге в семье художника. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербург ского университета. Начавшаяся мировая война прервала обучение. В 1915 г., окончив ускорен ные военные курсы, ушёл на фронт. В 1918 г. вступил добровольцем в ряды Красной Ар мии, участвовал во многих боях. Был ранен, имел  четыре боевых  ордена.

В апреле 1919 г. Вернулся домой по бо лезни сердца и служил следователем.

Детские рассказы создавал в период с 42 лет. Рассказы «Лёля и Минька», «Интересно придумала», «Золотые слова», «Ёлка», «Показательный ребё нок»,  «Бедный Федя»,  «Самое главное» и др.

Книги М. Зощенко неоднократно переиздава лись, переводились на разные языки народов мира. Писатель был награждён орденом Трудо вого  Красного Знамени  и  медалями.

Евгений   Иванович Чарушин (1901 – 1965)

Родился 11 ноября 1901 года (в начале 20 века) в г. Вятке в семье архитектора. Родители сумели привить ему любовь к родной природе. Больше всего на свете любил рисовать. Он окончил живо писный факультет Академии худо жеств.Когда ему было 27 лет увидели свет его книжки-кар тинки «Вольные птицы», «Разные звери». «Художник во мне родился всё-таки раньше, чем писатель»,- говорил Чарушин.

Первые рассказы -  «Птенцы», «Цыплячий город», «Зверята», «Волчишко». Это были «маленькие рассказ о маленьких животных для маленьких детей». Потом стали появляться сборники рассказов «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Боль шие и маленькие» и др. Сочетание таланта писателя и таланта художника-иллюстратора сделали книги Чаруши на своеобразными  и  неповторимыми.

Е. И. Чарушин иллюстрировал книги Д. Н. Ма мина-Сибиряка, В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского,  М. М. Пришвина  и др.

Виктор  Юзефович Драгунский (1913 – 1972)

Родился в 1913 году (в начале 20 века) в Нью-Йорке, где его родители полу чали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Трудовую дея тельность начал в 16 лет, работал шорником*, лодочником, потом актёром в театре и в цир ке. В 27 лет стал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая тексты для  клоунов.

В детской литературе известен как автор рассказов под общим названи ем «Денискины рассказы». Известно, что в своих рассказах он описывал своего сына Дениску. Первые рассказы  были опубликованы в журнале «Мурзилка». В 48 лет вышла первая кни га из серии «Он живой  и светится»,  в которую были   включены   16   рассказов.   Однако  на  этом приключения Дениски, его друга Мишки и других ребят не заканчиваются - в разные годы издаются рассказы «Расскажите мне про Сингапур», «Главные реки», «Тайное  становится  явным»,   «Человек с голубым лицом», всего около 100  рассказов.

Виктор  Драгунский   внёс  огромный   вклад  в развитие юмористической литературы для детей.



Предварительный просмотр:

Гипербола – художественное преувеличение. Например: «море слёз», «быстрый как молния».

Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Например»колокола поют», «дороги загляделись в озёра».

Эпитет - определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Например: «сонные луга», «позднее солнце».

Метафора – скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении; перенесение на одно явление  признаков, присущих другому явлению. Например: «паутинок лёгких пряжа», «крылья огненного змея».

Антитеза - сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: «Война и мир», «Радостный краткий покой -  Ветер и грусть октября».

Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание. Например: «утро рай, и полдень рай, и все закаты».

Звукопись - использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Например:  «Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье».

Сравнение - сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Например: «Лес, точно терем расписной», «Осень. Сказочный чертог».

Ритм – чередование в стихотворной строке ударных и безударных слогов. Например:

Мне опять приснились дебри,   /_/_/_/_

Глушь пустынь, заката тишь.    /_/_/_/

Желтый лев крадется к зебре   /_/_/_/_

Через травы и камыш.               /_/_/_/

Рифма – созвучие в окончании стихотворных строк. 

В зимний вечер по задворкам            а
Разухабистой гурьб
ой                         б
По сугробам, по приг
оркам                 а
Мы идем, бредем дом
ой.                      б



Предварительный просмотр:

Стихотворения наизусть:

  1. Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки».
  2. Марина Ивановна Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»
  3. Валерий Яковлевич Брюсов «Опять сон».
  4. Борис Пастернак «Золотая осень».
  5. Николай Рубцов «Сентябрь».
  6. Иван Бунин «Листопад».
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов «Дары Терека» .
  8. Дмитрий Кедрин «Бабье лето».
  9. Спиридон Дрожжин «Родине».
  10. Борис Слуцкий «Лошади в океане».

  1. С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.

  1. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...

  1.  В. Я. Брюсов «Опять сон».

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Желтый лев крадется к зебре

Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо

В небо ветви вознесли.

Слышу шаг гиппопотама,

Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,

Весь я - зренье, весь я - слух.

Но виденья старых басен

Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея

Не затмят ли вдруг закат?

Не взлетит ли, искры сея,

Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли

Племя карликов ко мне?

Обращая ветки в угли,

Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.

Зебра мчится вдалеке.

Лев, взрывая листьев ворох,

Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.

Хруст слышнее. Страшно. Ведь

Кто же знает: это ль духи

Иль пещеры царь - медведь!

  1. Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.


Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.


  1.  Н. М. Рубцов «Сентябрь».

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября...

  1. И. А. Бунин «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…

  1.  М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» .

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

   "Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить я готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов им, на славу,

Стадо целое пригнал".

  1. Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

9. Спиридон Дрожжин «Родине».

Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Во всей в тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

1904

  1. . Борис Слуцкий «Лошади в океане».

                    И.Эренбургу

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" - по-русски - значит "Слава",-
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли




Предварительный просмотр:

Задание: соедини стрелками части пословиц.

               На родной сторонке                                            разобьешь - не сложишь.      

               На чужой стороне                                                и во сне снится.

                Нет в мире краше                                                Родина милей вдвойне.

                Родная землица                                                   сыт не будешь.

                Всякая работа                                                      и камешек знаком.

                 Глядя на чужую работу,                                     не откладывай на завтра.

                С книгой поведешься —                                     и камешек знаком.

               Дружбу помни,                                                    и камешек знаком.

                Дружба - как стекло:                                          а зло забывай.

                Что можно сделать сегодня,                              Родины нашей.

Задание: соедини стрелками части пословиц.

                     Всякая птица                                                а руки делают.

                Где кто родится,                                             свое гнездо любит.

                С книгой поведешься —                                а зло забывай.

                Дружбу помни,                                              там и пригодится.

                 Дружба - как стекло:                                    свое гнездо любит.

                Что можно сделать сегодня,                         ума наберешься.

                  Глаза боятся,                                                 разобьешь - не сложишь.

                Нет в мире краше                                           и во сне снится.

                Родная землица                                               не откладывай на завтра.

                Всякая работа                                                 Родины нашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для устного счёта (файлики) в 1 классе

Данный материал можно использовать для устного счёта - 1 класс...

тест 1 по теме " Устное народное творчество" литературное чтение 2 класс

тест по литературному чтению для учащихся 2 класса...

Переводной экзамен по литературному чтению 3 класс программа "Начальная школа 21 века"

Данный материал  предназначен для проверки знаний по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" в конце учебного года....

Устный зкзамен по литературному чтению в 3 классе.

Билеты с вопросами по литературному чтению в 3 классе для проведения промежуточной аттестации учащихся....

обобщающий урок Устное народное творчество Литературное чтение 2 кл УМК Школа России

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий; развитие воображения и фантазии ребенка; воспитание ...

Урок "Устное народное творчество". Литературное чтение 1 класс.

Материал к уроку "Устное народное творчество". Проводится в 1 классе по УМК "Школа России".Заранее необходимо подготовить карточки с устаревшими словами и жанрами фольклора, которы...