Урок "Устное народное творчество". Литературное чтение 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Фокина Марина Геннадьевна

Материал к уроку "Устное народное творчество". Проводится в 1 классе по УМК "Школа России".

Заранее необходимо подготовить карточки с устаревшими словами и жанрами фольклора, которые в ходе урока прикрепляют на доске, и распечатать на каждого ученика лист рефлексии. Также к уроку необходимо раздать детям для заучивания фольклорные тексты. В ходе урока проводится работа со слайдами и текстом русской народной сказки "Петух и собака" из учебника. Ход урока отражён в технологической карте урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Фокина Марина Геннадьевна

Предмет: Литературное чтение, 1 класс

Тема: Устное народное творчество. Знакомство с жанрами устного народного творчества.

Тип: урок изучения нового.

Цель урока: познакомить учащихся с разными жанрами устного народного творчества.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Познакомиться с разнообразием жанров фольклора.
  • Научиться определять жанры фольклора.
  • Формирование умения анализировать текст произведений фольклора.

Метапредметные:

  • Формулировать и определять учебную задачу урока.
  • Учиться сравнивать и анализировать.
  • Учиться искать в тексте необходимую информацию.
  • Оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:

  • Расширение кругозора.
  • Повышение мотивации к учебному процессу.
  • Развитие речи.
  • Обучение сотрудничеству, умению слушать других.

 

Ресурсы урока: Учебник Литературное чтение 1класс, презентация из нескольких слайдов, карточки с устаревшими словами, карточки с названиями жанров фольклора, листы для рефлексии.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация познавательной деятельности. Актуализация необходимых знаний.

  • Учитель демонстрирует на слайде картинку и задаёт вопросы:

- Кто изображён на рисунке?

- Что делает каждый?

- Где происходит действие?

- Какое время года?

- Как можно назвать такую семью?

- Современная обстановка или из прошлого?

  • Рассказывает о быте людей в прошлом, записывает на доске устаревшие слова: светец, пяльцы, лапти, веретено, прялка).

- Чтобы не было скучно во время однообразной, долгой работы, что рассказывали или пели люди?  

  • На доске в виде солнышка прикрепляет карточки с названиями жанров, «устное народное творчество», «фольклор».
  • Подводит учеников к определению темы и задач урока.

  • Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы.

  • Дети называют известные жанры, объединяя их в понятие «устное народное творчество, фольклор.

  • Определяют тему и задачи урока.

Организация познавательной деятельности.

  • Предлагает определить жанры услышанных произведений фольклора.

  • Показывает слайды с произведениями фольклора.
  • Знакомит детей с новым жанром, частушкой.
  • Проводит физкультминутку. Используя народную песенку.
  • Организует чтение сказки «Петух и собака» в учебнике.
  • Задаёт вопросы по тексту:

- Кто главный герой сказки? Как догадались?

- Где жили собака и петух в начале сказки?

- Что мы узнаём о собаке и петухе из 2-го предложения? Почему эта характеристика животных важна в сказке?

- Какая беда случилась с петухом?

- Почему собака тоже ушла из дома?

- Где решили ночевать животные?

- Какую песенку пел петушок утром?

- Кто ещё пел песенку в сказке? Зачем?

- Как ещё уговаривала лиса петуха?

- Почему у лисы ничего не получилось?

- Почему собака заступились за петуха?

- Чему учит эта сказка?

  • В произведениях какого жанра тоже всегда есть народная мудрость?
  • Предлагает прочитать пословицы в учебнике и соотнести с героями сказки.

  • Заранее подготовленные учащиеся выходят по очереди к доске и поют, рассказывают считалку, загадку, колыбельную песню, скороговорку, небылицу. Остальные дети определяют жанр, доказывая свой выбор.
  • Читают. Определяют жанры.
  • Заранее подготовленные учащиеся поют частушки.
  • Поют, выполняют движения.
  • Читают, отвечают на вопросы, находят нужные отрывки в тексте.

  • Отвечают на вопрос.
  • Выполняют задание.

Подведение итогов, рефлексия.

  • Организует проведение самостоятельной работы на раздаточных листах.
  • Организует подведение итогов урока, рефлексию.
  • Читают, соотносят произведение фольклора с названием жанра.

  • Определяют, решены ли задачи урока, в какой мере. Раскрашивают картинки в соответствии со своим выбором.



Предварительный просмотр:

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/sarafan/sarafan6.gif                     http://ok-t.ru/helpiksorg/baza2/400890514410.files/image150.gif

Соедините левый и правый столбики:

           ***

Красная девушка                                                           колыбельная песня

По небу ходит.

***

Баба сеяла горох-                                                                   загадка

Прыг- скок! Прыг- скок!

Обвалился потолок-

Прыг- скок! Прыг- скок!                                                       пословица

                                

***

Баю, баю, баю, бай!                                                потешка                        

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Нашу Дашу не буди!        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я качаю день и ночь, Отойди, бессонье , прочь…

Слайд 3

Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая …

Слайд 4

По кочкам, по кочкам …

Слайд 5

Дождик, дождик, пуще – Дай хлеба гуще!

Слайд 6

Радуга-дуга, не давай дождя, Давай солнышка – ко- ло -кол- ныш -ка!

Слайд 7

Заиграй-ка балалайка, Балалайка – три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны.



Предварительный просмотр:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь- гладко,

Откусишь- сладко.

Баю-баю-баинька,

Прибежал заинька.

Поскакал он под липку,

Нашёл себе скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать-

Станет Ваня засыпать.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

 

Из-за тучи, из-за гор

Едет дядюшка Егор.

Он на тощей на телеге,

На скрипучей лошади,

Топорищем подпоясан,

Нараспашку сапоги,

На босу ногу кафтан,

А на голове карман.

  • Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

  • Это что же за грибочки

Облепили все пенёчки?

– Повезло же вам, ребята,

Это – дружные опята!

  • Вот как Петя хорошо

Поливает грядку!

Там теперь все лягушата

  Делают зарядку.

  • Как по саду-огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать!



Предварительный просмотр:

светец

пяльцы

лапти

веретено

прялка

частушка

потешка

небылица

загадка

пословица

закличка

считалка

песня

сказка

песенка

скороговорка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество."Литературное чтение 4 класс. УМК "Школа России".

Презентация содержит биографические данные из жизни Л. Н. Толстого....

Презентация Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.Литературное чтение 4 класс УМК Школа России.

Презентация содержит биографические данные о жизни и творчестве великого писателя Л. Н. Толстого....

Урок литератрурного чтения Сказки народные и литературные 2 класс

На данном уроке сопоставляются сказка В.И. Даля "Девочка-снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

тест 1 по теме " Устное народное творчество" литературное чтение 2 класс

тест по литературному чтению для учащихся 2 класса...

Презентация по литературному чтению «Устное народное творчество» (1-2 класс)

Презентация для любого УМК. Дети в начальной школе очень любят загадки. Предлагаю свой материал – 20 загадок с ответами-иллюстрациями на 10 слайдах– для урока литературного чтения по теме ...

Проверочная работа по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" для 3 класса.

Проверочная работа по литературному чтению составлена на тему раздела "Устное народное творчество" для учащихся 3 класса по программе "Школа России" с использованием учебного матер...

обобщающий урок Устное народное творчество Литературное чтение 2 кл УМК Школа России

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий; развитие воображения и фантазии ребенка; воспитание ...