рабочая программа по чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению 4 классс УМК "Начальная школа 21 век" пояснительная записка, содержание тем, планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.rar21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем.

      Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла; воссоздавать  в своём воображении прочитанное и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем. Важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

      Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того. Чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов», а для того, чтобы помочь разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.    

      Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыком чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный  курс построен с учётом следующих концептуальных положений:

  1. изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  2. в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  3. содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

             Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой,  развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения., на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

           Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно- эстетического воспитания…

          Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей.
  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Перечень учебно – методического обеспечения

УМК «Начальная школа XXI века».

 

Учебники:

Литературное чтение, 4 класс (1 – 2 части). Авторы:

Ефросинина, Л. А., 2008 год

Рабочие тетради:

Литературное чтение, 4 класс №1, №2.

Автор: Ефросинина, Л. А., 2008 год;

Литература, необходимая для освоения курса.

 Для ученика (обучающегося).

*Обязательная:

Учебники.

-        Литературное чтение  4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Под редакцией.
 Ефросинина, Л. А.,  - М.:Вентана-Граф,2008.-
(Начальная школа 21 века)

Рабочие тетради.

Литературное чтение, 4 класс №1, №2.

Автор: Ефросинина, Л. А., 2008 год; Для учителя (преподавателя).

  1. Концепция модернизации Российского образования.
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
    общего образования.
  3. Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной
    школы в условиях введения федерального компонента государственного
    стандарта общего образования».
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
    содержательным наполнением учебных предметов Федерального
    компонента государственного стандарта общего образования.
  5. Оценка знаний «Литературное чтение» автор Ефросинина, Л. А., в 2-х частях М.: Вентана-Граф,2007
  6.  - Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа 21века»/Руководитель проекта проф. Н.Ф.ВиноградоваМ.:Вентана-
    Граф,2008.
  7. «Литературное чтение»  методическое пособие автор Ефросинина, Л. А., М.: Вентана-Граф,2009
  8. Беседы с учителем: Методика обучения:3класс /Под ред. Л.Е.Журовой.-
    М.: Вентана-Граф,2006.

Учебно-тематическое планирование

по литературному чтению

Класс  4

Учитель  Калужина О.В.

Количество часов

Всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Планирование составлено на основе  УМК  «Начальная школа XXI века»       под редакцией  Н.Ф. Виноградовой

Учебник  Литературное чтение4 класс Л.А. Ефросинина изд. «Вентана -Граф»  2008

Критерии оценивания.

Литературные диктанты:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - если в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания:

выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:     0 баллов – задание не выполнено;

                 1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

                 2 балла – задание выполнено верно;

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание):

   Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух   и больше 110 слов в минуту молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав необходимые части прочитанного текста.

   Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 70  слов в минуту и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.

   Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

  Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Выразительность чтения:

   Отметка «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

  Отметка «4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

  Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

  отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:

   Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾  всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено  менее ½  всех заданий.

 

 

Литература.

Для учителя:

- Журова Л.Е. Беседы с учителем: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие. – М.: Вентан- Граф, 2006.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тексты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Для ученика:

- Ефросинина Л.А., Оморокова М.Н. Литературное чтение: учебник в 2 частях. М.: Вентан-Граф, 2008.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебная хрестоматия. –М.: Вентана-Граф, 2008.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: рабочие тетради в 2 частях. М.: Вентана-Граф, 2008.

Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

 названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

 читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

 определять тему и главную мысль произведения;

 пересказывать текст (объем не более 1,5 с);

 делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

 составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

 читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 создавать небольшой устный текст на заданную тему;

 приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

 различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

 приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

 различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для самостоятельного чтения книг;

 высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

 самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

 работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Проверка навыка чтения вслух.

сентябрь

Берёза и три сокола.

Русская народная сказка

В обработке А. Н. Афанасьева

Отслужил солдат свой законный срок, получил отставку и пошёл на родину. Идёт путём-дорогою, а навстречу ему нечистый (чёрт).

-Стой, служивый! Куда идёшь?

-Домой иду.

-что тебе дома! Ведь у тебя ни рода, ни племени. Наймись лучше ко мне в работники; я тебе большое жалование положу.

-А в чём служба?

- Служба самая лёгкая; мне надобно ехать за синие моря к дочери на свадьбу, а есть у меня три сокола; покарауль их до моего приезду.

Солдат согласился. «Без денег, - думает, - плохое житьё; хоть у чёрта, всё что-нибудь да заработаю!»

Нечистый привёл его в свои палаты, а сам уехал за синие моря.

Вот солдат ходил, ходил по разным комнатам; сделалось ему скучно, и вздумал он пойти а сад; вышел, смотрит – стоит берёза. И говорит ему берёза человеческим голосом:

- Служивый! Сходи вот в такую-то деревню, скажи тамошнему священнику, чтобы дал тебе то самое, что ему нынче во сне привиделось.

Солдат пошёл, куда ему сказано; священник тотчас достал книгу:

- Вот тебе – возьми!

Солдат взял; приходит назад.

- Спасибо, добрый человек! – говорит берёза. Теперь становись и читай!

Начал он читать эту книгу; одну ночь читал – вышла из берёзы красная девица, красоты неописанной, по самые груди; другую читал – вышла по пояс; третью ночь читал – совсем вышла. Поцеловала его и говорит:

- Я царская дочь; похитил меня нечистый и сделал берёзою. А три сокола – мои родные братья; хотели они меня выручить, да сами попались!

Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о сырую землю и обратились добрыми молодцами. Тут все они собрались и поехали к отцу, к матери и солдата с собой взяли.

Царь и царица обрадовались, щедро наградили солдата, выдали за него замуж царевну и отвели жить при себе.

(283 слова)

1. Как называется это произведение? Дай полное название.

2. За что царь и царица щедро наградили солдата? Прочитай.

3. Каким ты представляешь себе солдата? Расскажи.

4. Кого называют нечистым?

1 четверть

 Бурундук.

И. С. Соколов-Микитов

В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.

Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы: кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку – и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.

У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.

Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.

(240 слов)

1. Как автор описывает бурундуков. Прочитай.

2. Какое чувство вызывала у автора встреча с бурундуками? Подтверди ответ словами текста.

3. Какие факты из жизни бурундуков сообщил автор? Что тебя удивило, заинтересовало? Расскажи.

2 четверть

Кто на свете самый могучий?

Японская сказка.

Жил в одной деревне каменщик. День-деньской он долбил камень – каттин-каттин! Прискучило ему такое ремесло, уж, кажется, хуже не бывает. Как-то раз он размечтался: «Ах, если б я стал самым могучим на свете! Весело бы я зажил тогда!» Но как узнать, кто на свете самый могучий?

Пошёл он к святилищу божества, чтимого в той деревне, и спросил: кто всего сильнее на свете?

- Да уж, конечно, солнце! – ответил бог.

- Преврати же меня в солнце, молю тебя! – попросил каменщик – и в тот же миг стал он солнцем.

Сияя весёлой улыбкой, озарило солнце весь мир. Но вдруг набежала чёрная туча и затмила солнечный лик! Что ж, выходит, туча сильнее солнца?

В горькой обиде воззвал каменщик к богу:

- О боже, преврати меня в чёрную тучу! Я хочу быть самым могучим на свете.

Бог внял мольбе и превратил каменщика в чёрную тучу. «Вот теперь-то и вправду сильнее меня нет!» - и туча горделиво поплыла по небу. Вдруг, откуда ни возьмись, налетел сильный ветер и погнал тучу вдаль. так, стало быть, ветер сильнее тучи? Заплакала туча, ливнем полились слёзы:

- О боже, не хочу я быть тучей, преврати меня в буйный ветер! Он на свете самый могучий.

В тот же миг исполнил бог и эту просьбу.

Возликовал ветер и понёсся по небу: «Кто устоит против меня? Я всех сильнее!» И вдруг с налёту ударился о высокий камень на вершине горы. Но камень даже не дрогнул. разъярился ветер и приналёг изо всех сил. Но камень остался невозмутимо-равнодушным, как ни в чём не бывало.

Значит, камень сильнее ветра?!

- А если так, о боже, не хочу я быть ветром, преврати меня в большой камень! Он самый могучий на свете.

- Хорошо-хорошо, - отозвался бог и в тот же миг исполнил просьбу.

Лежит камень на высокой горе и чванится, поглядывая на деревеньки в долине:

- Наконец-то я самый могучий на свете!

Но тут пришёл какой-то каменщик и стал бить молотом по макушке камня – коцун-коцун!

Камень сначала сладко подрёмывал, но удары так и сыпались, всё сильнее и сильнее. Ой, больно, больно! Да к тому же камень стал понемногу тощать и укорачиваться. Вот тебе и самый могучий на свете! Каменщик-то сильнее!

- О боже, преврати меня снова в каменщика! Не буду больше гнушаться своим ремеслом.

- Охотно, охотно! – согласился бог, лукаво посмеиваясь, и в тот же мгновение исполнил просьбу.

Каменщик вернулся в деревню и снова принялся с утра до вечера стучать молотком. Но теперь работа шла весело: ведь каменщик знал, что он – самый могучий на свете!

(360 слов)

1. Кто же на свете самый могучий? Прочитай.

2. Назови произведение.

3. Как начинается сказка? Прочитай.

4. Какая это сказка – о животных, бытовая или волшебная? Докажи своё мнение.

3 четверть

Голубые лягушки.

В. В. Бианки.

Прошёл месяц, снег совсем почти растаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и – бульк-бульк-бульк! – попрыгали в воду.

Канава была широкая. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?!»

Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они начали вылезать из воды. Вылезли и запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. А эти только громко урчали, хрипели:

- Тур-лур-лурр!

Мальчик взглянул на них – и ахнул от удивления: лягушки были голубые! До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти – в канаве – только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета.

мальчик подумал: «Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!»

Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

- Смотрите, голубые лягушки!

Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек – раскрыл рот от удивления и густо покраснел: все три лягушки были не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета - серо-буро-коричневые.

Но отец мальчика сказал:

- Нечего смеяться над мальчишкой: он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поёт, - они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета.

Не всякий из вас это видел.

(309 слов)

1. Чему удивился мальчик? Прочитай.

2. Когда лягушки-турлушки становятся голубыми? Прочитай.

3. Каким был мальчик? Как автор относится к мальчику? Подтверди ответы словами текста.

4 четверть

Песенки подо льдом.

Н. И. Сладков

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. слипаются ноздри, и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их – как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же , в самом деле, поют, где уж им, деревянным. подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

На зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица…

Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела опять.

Тогда я что несть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

- Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

- А ведь я знаю тебя! – сказал я. Ты оляпка – водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!

А нам чего бы не послушать.

(304 слова)

1. Назови правильно произведение.

2. Чьи песни слушал зимой автор? Расскажи.

3. Оляпка – кто это?

4. Как автор называет оляпку? Найди ответ в тексте. Прочитай.

5. Какие новые факты сообщил автор? Расскажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...