Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Акцентное вычитывание текста.
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить младших школьников бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой, а также расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_liter_chten_4_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературное чтение.
Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Акцентное вычитывание текста.
Цели:
- Учить бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой;
- Развивать умение работать в группе;
- Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать другим.
Задачи:
- Расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
- Учить детей использовать в своих рассказах презентации, пользоваться средствами ИКТ;
- Учить определять тип рассказчика, его настроение в произведении;
- Содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников;
- Развивать речь, память, мышление;
- Развивать фантазию, творческое воображение детей;
- Воспитывать культуру поведения детей на уроке;
- Воспитывать читательский интерес.
Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, книги Г.Х.Андерсена, рисунки детей, мультфильм «Гадкий утенок», карточки отношений, ноутбук, проектор, магниты, доска, карточки с вопросами.
этапы | содержание | примечание |
I. Орг. момент II. Объявление темы урока III. Презентация о творчестве писателя IV. Выставка книг V. Проверка домашнего чтения VI.акцентное вычитывание 1 части текста Составление диафильма VII. физкульт минутка VIII. Просмотр отрывка из мультфильма IX. Итог. X. Рефлексия XI. Домашнее задание. | - Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. - Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Сегодня наш урок будет посвящен великому датскому писателю Гансу Христиану Андерсену. Я уверена, что вы все знакомы с ним и его сказками с раннего детства. - А подробнее вам сегодня расскажет о творчестве писателя первая группа ребят, которая подготовила презентацию о писателе. - Действительно, Г.Х.Андерсен начал сочинять свои стихи еще в детстве. Он любил рассказывать увлекательные истории. За свою жизнь он написал много разных сказок. - Ребята из второй группы подготовили к сегодняшнему уроку выставку его книг. - Сегодня мы поработаем с вами со сказкой «Гадкий утенок». - Вы дома читали эту сказку. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали. - Каждая группа получит по карточке с вопросами, на которые нужно будет ответить затем проведем взаимопроверку, используя карточки отношений +,-,? 1. Кто является рассказчиком в произведении? (РП с плавающей точкой зрения) 2. Почему мама-утка не мешала разглядывать детям зеленые листья лопуха? (Зеленый цвет был полезен для глаз). 3. Как отнеслись к гадкому утенку на птичьем дворе? («клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры»). 4. Петух считал себя важной особой? (Потому что он родился со шпорами). - А теперь проверим, как вы ответили на вопросы. Сначала отвечает первая группа на первый вопрос. А остальные, чтобы подтвердить, правильный ответ или нет, используйте карточки отношений. - Ребята, вспомните, что означает РП с п.т.з.? Как это понять? Что такое п.т.з.? - Хорошо, молодцы! Начинаем работать над акцентным вычитыванием сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» в переводе с датского А.Ганзен. - Вы подготовили к уроку рисунки, как вы думаете для чего? (составлять диафильм). - В течении урока мы с вами будем составлять диафильм по сказке. - Многие из вас, наверное, уже знают эту сказку с детства. Но вы уже не раз убеждались, что возвращаясь в известному тексту, читатель открывает в нем для себя что-то новое. - Сегодня мы будем работать с первой частью этой сказки. У Андерсена нет деления на части, но в учебнике текст поделен на части, чтобы вам было удобнее читать. - Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик- повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»). - Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма? - Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму. - Какое настроение у РП?(он восхищается. В природе все прекрасно.) - Почему вы так считаете? Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (читатель ожидает веселую интересную историю). - Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо. - Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.) -Что было дальше? (вылупились птенцы). - Каким был следующий день? (в природе опять все хорошо.) - Найдите это в тексте. - Все утята , в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других». - Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик? (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.) - О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит? (Рассказчику смешно.) -Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.) - А вот обрадовались ли появлению утят на дворе, об этом мы поговорим позже, а сейчас немного отдохнем. - Молодцы! Продолжаем работать. - Как отнеслись обитатели птичьего двора к появлению утят? («еще целая орава». Особенно им не понравился огромный птенец). - Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали). - Что же чувствовал сам утенок? (Он не знал, что делать). - Это чувствует сам утенок. Но кто это говорит? Он сам? Чьими устами сказаны эти слова? (Эти слова сказаны РП, а думает так утенок. Это п.т.з. Она «переплывает» от рассказчика к утенку). - Вспомните, какое сердце, по словам утки, было у утенка? (Доброе). - За что его обижали обитатели? (Он был не похож на них). - Всегда ли так поступают птицы? (По-разному: могут заклевать, а могут и помочь). - А люди? (Люди тоже бывают разные). Как рассказчик-повествователь относится к утенку? (Ему жалко утенка: «бедный» утенок, «бедняжка».) - что произошло с утенком дальше? (Он уходит со двора). - Молодцы! Сейчас мы с вами читали художественный текст. Кто этот текст написал? (писатель). - Еще мы с вами составили свой диафильм. - А еще я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Гадкий утенок». - Как называют человека, который создает фильмы и мультфильмы? (Режиссер). - А для чего нам нужно еще и мультфильм посмотреть? (сравнить видение автора, режиссера и наше). - А теперь давайте сравним художественный текст и работу режиссера. Искажается ли смысл произведения? - Почему эти фрагменты получились разные? (У всех свое видение). - Для чего мы с вами составляли диафильм? Ребята, подумайте, а где мы можем применить наш диафильм? (н-р, отправить на конкурс «Портфолио»). Но диафильм у нас с вами еще не до делан. Чего еще не хватает? (названия и строчек к кадрам). -у меня есть текст к кадрам диафильма. Сейчас я каждой группе дам по три строчки, а вы определите, к какому кадру они подходят. - Теперь эту работу можно смело отправить на участие в Фестивале «Портфолио». - Как вы думаете чему может научить эта сказка? - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.
- Домашнее задание: читать 2 часть сказки. | Приветствие гостей Выступление учеников с презентацией Показ выставки книг Ребята в группах отвечают на вопросы и проверяют правильность ответов с помощью карточек отношений Ребята отвечают на вопросы Вывешивание рисунка для составления диафильма Дети отвечают на вопросы учителя Вывешивают рисунки к диафильму Вывешивают рисунок к диафильму Вывешивают рисунок к диафильму Рисунок с изображением испанской утки Физкульт минутка по презентации для глаз Вывешивают рисунок к диафильму Вывешивают рисунок к диафильму Показ мультфильма по телевизору. Учитель задает вопросы, дети отвечают и подводят итог урока. Ребята в группах распределяют текст к кадрам диафильма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок"
Презентация к уроку чтения...
Тест по литературному чтению, 3 класс. Г.Х.Андерсен, "Гадкий утенок".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Г.-Х. АНДЕРСЕН «ГАДКИЙ УТЕНОК»
Создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков...
Г.К. Андерсен "Гадкий утенок" - тест по содержанию
Тест направлен на оценку понимания прочитанного...
Из опыта работы по теме «Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»
Приступив к знакомству со сказкой «Гадкий утенок» из раздела «Зарубежная литература» по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого столкнулась с тем, что многие дети уже знаю...
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (конспект урока литературного чтения для 3 класса)
С использованием ТРКМ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен. "Гадкий утенок"" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе изучения произведения Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок...