Сценирование урока обучения грамоте "Прощай, Азбука!"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Урок разработан для 1 класса (авторы учебника "Азбука"  Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец)  в разделе "Послебукварный период".

Цель урока : создание условий для формирования у обучающихся деятельностных способностей к конструированию  и систематизации изучаемого предметного содержания путём разрешения учебной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценирование  урока

  Обучение грамоте

1 класс

                                                                                                                     Выполнили:

                                                                                                                                               учителя начальных классов

                                                                                                                                     МАОУ  Гимназия №2

                                                                                                                  г. Балаково

                                                                                                                                 Саратовской области

                                                                                                                                               Сидойкина Ольга Евгеньевна

                                                                                                                                                      Лушникова Юлия Александровна

2012

Обучение грамоте

1 класс

Автор учебника «Азбука» Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец

Урок № 92  в разделе «Послебукварный период»

Тема: «Прощай, Азбука!»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся деятельностных способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания путем разрешения учебной проблемы.

Задачи урока:

-    вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока;

-    развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введении новых знаний; орфографическую зоркость, письменную и устную речь;

-    формировать творческие способности через разнообразные виды деятельности;

-    воспитывать аккуратность, доброе отношение к природе;

-    коммуникативные отношения:

ученик - учитель ученик - ученик выражать мысли вслух, работать в группах,

 в парах.

 Методы, применяемые на уроке: деятельностный (основной метод),

словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, модельный, проблемно-поисковый, исследовательский, проектный.

Формы работы:

-   групповая, индивидуальная, работа в  парах, фронтальная.

Приемы: рассуждение, разъяснение.

Урок   рассчитан    на   класс    с   высоким    уровнем    обученности, повышенной мотивацией и быстрым темпом работы.

Оборудование: 

Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через

групповую форму работы.

Технологическая карта урока обучения грамоте

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.  

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Готовит обучающихся  к построению нового способа действия.

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи.

Активизирует знания обучающихся.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; логические: формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные - моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Первичное закрепление во внешней речи обучающихся

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Усвоение нового способа действий. Решение заданий с проговариванием алгоритма вслух..

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение по эталону.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение  и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Организует репродуктивно-поисковую, частично – поисковую, творческую деятельность школьников.

Включение открытия в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

Личностные: позиция обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям русским языком литературным чтением, этические чувства, осмысление. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, адекватное восприятие оценки своей работы учителем, товарищами, выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: пользование знаками, таблицами,  схемами, приведенными в учебной литературе, нахождение в материалах учебника ответ на заданный вопрос. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, договариваться приходить к общему решению, учитывать другое мнение и позицию, осуществлять действия взаимоконтроля.

8. Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

Самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений  в деятельности.

Коммуникативные: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: осмысление.

Ход урока:

Слайд 1 «Азбука – ступенька к мудрости» 

I. Самоопределение к деятельности 

Учитель

Вы в школе полгода уже отучились.

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились.

И первые книжки свои прочитали.

 А верным помощником в этом вам стала

 Первая главная книжка

 И первые буквы она показала

 Девчонкам своим и мальчишкам.

 Буквы потом сложились в слова,

 Слова в предложенья и фразы.

 Огромный и красочный мир тогда

 Открылся, ребята, вам сразу.

 Вы прочитаете хороших книг немало,

 Пускай года пройдут и много- много дней.

 Вам Азбука хорошим другом стала,

 И этот праздник мы посвящаем ей.

-Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Слайд 2 «Алфавит»

Ученик

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварём назвали встарь.

В честь славянских «аз» и «буки»

Назван Азбукой Букварь.

Ученик

Разбудите меня ночью

В самой серединочке.

Расскажу вам алфавит без одной запиночки.

Ученик

Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем

Мы не просто их читаем - эти буквы мы поем!

Ученик

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и свистеть,

И не хочется им петь.

II.    Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности  

Слайд 3 «Бармалей»

 

Учитель

 На острове букв злой Бармалей.

 Азбуку хочет отнять у детей.

 Он буквы решил у ребят утащить

 И в страшной реке Лимпопо утопить.

Ученик

Ну, нет! Такому не бывать!

Надо буквы выручать.

Только как в открытом море

Их нам с вами отыскать?

Физминутка

III. Постановка учебной задачи.

Слайд 4 «Телеграмма»

Учитель

 Телеграмма! Телеграмма!

 Срочно! Срочно! Помогите!

 От погибели спасите!

 Помогите нам, ребята,

 Мы на острове Пиратов.

 Плыть к нам очень нелегко

 Вдоль по речке Лимпопо.

 Ждет вас много испытаний.

 Ждет немало вас заданий.

 Чтоб вы нас смогли спасти,

 Высылаем план пути.

 Коль не справитесь за час,

 Бармалей утопит вас.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 5 «План пути»

Учитель

Ну, что, друзья, поможем буквам.

Ну, тогда смелей вперед.

V. Первичное закрепление во внешней речи учащихся

Слайд 6 «Пролив – Вопросительный знак»

Учитель

Я вам должен буду только

Лишь загадки загадать.

Ну, а вы в ответ мне букву

Будете должны назвать.

Буквы в слово соберутся,

Без которого в пути

Дети вряд ли обойдутся,

Чтоб товарищей спасти.

 (читает загадки)

 Утром на траве росою

 Эта буква заблестит.

 А под вечер на крылечке

 Рядом громко зарычит. (буква Р)

 

Эта буква на морозе,

Как оса ужалить может.

Ну, а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (буква Ж)

 С этой буквой добрым утром

 Долгою дорогой в дом

 День за днем ,назло недугам,

 Даже под дождем идем. (буква Д)

 Эту букву паровоз

 На своей трубе привез.

 Губы вытяни в трубу

 И получишь букву… (У)

 Буква эта знаменита-

 Стоит в начале алфавита. (А )

 Эта буква бодрым шагом

 В бой идет под барабан.

 И бодает буква букву,

 Будто баловник баран. ( Б )

 Вот все буквы перед нами.

 Каждый может их назвать.

 А теперь нам надо с вами

 В слово буквы все собрать.

Слайд 7 «Дружба»

Учитель

Получилось слово « Дружба»

 С ней дорога не беда.

 С ней любое испытанье

 Будет по плечу всегда.

 Учитель

 Что ж, за помощь вам спасибо.

 Мы же дальше поплывем

 Дальше остров необычный.

 Буквоежки мы найдем.

Слайд 8 «Остров Буквоежки»

Учитель

Буквы надо вспомнить нам

И расставить по местам.

Слайды 9 – 40 «Буквы»

Дети читают стихи о буквах.

А

Всем известна   буква "А"

Буква очень славная.

Да к тому же буква "А"

В алфавите главная.

Обожает этот звук

И Андрей и Аллочка

Палка так и палка так

И в середине палочка.

Б

Буква "Б" проснется рано

Буква "Б" бочонок с краном!

Умывайся! Будь здоров!

Богатырь Борис Бобров.

В

Вот буква "В" видна вдали

Красивая, витая

Как будто крендель испекли

Приезжих ожидая.

Г

Перед вами буква "Г"

Стоит подобно кочерге

И подобно кочерге

Горбит спину буква "Г".

Д

Видны за окнами дома

И дети на дорожках

А вот и буква "Д" сама

На самоварных ножках.

Е - Ё

"Е" и "Ё" - родные сёстры

Различать сестёр непросто

Но у буквы "Ё " две точки

Словно к   лесенке гвоздочки.

Ж

Эта буква широка –

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: ж - ж - ж.

З

"3" не просто завитушка

"3" - пружина, крендель, стружка.

И

На калитку посмотри

Чем она не буква "И".

Между двух прямых досок

Она легла наискосок.

Й

Букву "Й" зовут "и кратким"

Й как И в твоей тетрадке

Чтобы Й не путать с И

Сверху палочку пиши.

К

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он - как буква К.

Л

Алфавит продолжит наш

Буква Л - лесной шалаш.

М

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н

На букве «Н»

Я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

О

В этой букве нет угла

Оттого она круга,

До того она кругла

Покатиться бы могла.

П

На хоккее, на футболе

Буква "П" - ворота в поле.

Р

Буква "Р" на мачте парус

Вдаль плывет небес качаясь.

С

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

Т

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том

Т - в антенну превратилась

И на рынке очутилась.

У

Ты найдешь сучок в лесу

И увидишь букву У.

Ф

Филин в книжку залетев

Притворился буквой Ф

Х

X - забавная игрушка

Деревянная вертушка

Деревянная вертушка –

Ветру вольная подружка.

Ц

Буква Ц - внизу крючок

Точно с краником бачок.

Ч

Да, вы правильно решили:

 Ч мы пишем как четыре

Только с цифрами, друзья,

 буквы путать нам нельзя!

Ш

Посмотри на букву Ш

 Буква очень хороша

 Потому что из нее

 Можно сделать Е и Ё.

Щ

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Ъ

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик - твердый знак,

Чтобы не облиться.

Ы

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

Ь

Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

Э

Буква Э на С дивится

Словно в зеркало глядится

Сходство есть наверняка

Только нету языка.

Ю

Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю!

Я

Буква Я шагает гордо

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Я не только буква Я

Я – буква, слог и слово.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 41 «Алфавит»

Учитель

Алфавитная семья

Вам представлена, друзья!

А теперь для вас игра.

Игра «Живые буквы»

-У каждого из вас в руках есть буква. Я буду называть слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (Слова: эхо, снег, зима, лед, букварь)

Слайд 42 «Песенное море» (физминутка)

Учитель

 Надо нам поторопиться.

 Времени осталось мало.

 Запевайте-ка вы песню,

 Чтобы веселее стало.

Физминутка

Дети исполняют песню «Азбука»

VII. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 43 « Бухта трудностей»

Учитель

Посмотрите, посмотрите!

Это что там впереди?

Реку камни перекрыли,

 Как же нам вперед пройти?

 Я скажу вам, как нам быть,

 Как сквозь валуны проплыть.

 Надо нам словечки эти

 Правильно расположить.

Слайд 43 «Знания – главное богатство»

Учитель

 Мы смогли подвинуть камни

 И продолжить путь вперед.

 Нас волшебный остров сказок

 Впереди, ребята, ждет.

Слайд 44 «Островок  сказок»

Это злобные пираты

 Перепутали все тут.

 Буквы многие украли,

 Сказки все перемешали.

 Перепутали названья и героев всех.

 Буратино нос сломали

 У кота сапог украли.

 И в веселом королевстве

 Не услышать смех

 Золушка- жена Кощея.

 Стал Незнайка всех умнее.

 Вытащил рыбак лягушку.

 Серый волк везет старушку.

 Достать Дюймовочку не просто-

 С Гулливера стала ростом.

 Учитель

 Пусть ребята нам помогут

 Выправить названья в сказках.

 Ну, а нам дадут в дорогу

 Вам за это ключ- подсказку.

 Слайд 45 «Герои сказок»

1. Снежная принцесса. Королева

 2. Желтая кепочка. Шапочка

 3. Илья – царевич и Серый волк. Иван

 4. Мальчик и Карлсон. Малыш

 5. Спящая бабушка. Красавица

 6. Стойкий железный солдатик. Оловянный

 7. Приключения Знайки и его друзей. Незнайки

 8.Гадкий цыпленок. Утенок

 9. Сказка о рыбаке и рыбачке. Рыбке

 10. Конек- горбун. Горбунок

 11. Луковый мальчик.

 12. Свеколка. Репка

 Учитель

 Вот спасибо вам, ребята,

 Навели везде порядок.

 И за это ключ подсказку

 Вам дают герои сказок.

Слайд 46-50 « Океан ребусов»

Работа в парах

VIII. Рефлексия деятельности 

Слайд 51 «Рефлексия»

Слайд 52 «Благодарность Азбуке»

Учитель

 Ну что же, зло мы победили.

 Спасли все буквы, и теперь

 В огромном океане Знаний

 Для нас всегда открыта дверь.

Ученик

Беру Букварь в последний раз

Несу Букварь в просторный класс.

И дорогому Букварю

я говорю: "Благодарю".

Ты - книга первая моя,

Теперь читать умею я.

На свете много книжек есть

Все книги я могу прочесть.

Ученик

Мы хотим сказать тебе спасибо,

Мы тебя за все благодарим!

Говорим тебе мы – до свиданья!

Здравствуй! – новой книге говорим.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценирование урока обучения грамоте "Прощай, Азбука!"

Урок разработан для 1 класса (авторы учебника "Азбука"  Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец)  в разделе "Послебукварный период".Цель урока : создание условий для формирования у обучающихся деятел...

Сценирование урока обучения грамоте "Прощай, Азбука!"

Обучение грамоте 1 класс Автор учебника «Азбука» Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец Урок № 92 в разделе «Послебукварный период» Тема: «Прощай, Азбука!» Тип урока: урок общеметодологической направлен...

Сценирование урока литературного чтения

Сценирование урока литературного чтения по сказке "Добрый Клен" ( Ю. Ярмыш) 3 класс...

Сценирование занятия (базовая способность понимания)

Сценирование занятия (2-3 кл)(способность понимания)МУРАВЕЙ И ЖУК...

план-конспект урокаобучения грамоте по теме"Знакомство с буквой Оо"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием электронных заданий единых образовательных ресурсов(ЕОР). Данный урок можно использовать в работе по любому УМК.Разработка поможет вс...