Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" С.В. Михалков "Новогодняя быль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок знакомства с произведением С. В. Михалкова "Новагодняя быль". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novogodnyaya_byl_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе.

Тема: С.В. Михалков «Новогодняя быль»

Цели: Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Новогодняя быль»; с биографией автора; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать память, внимание, связную устную речь учащихся и умение работать в парах; отрабатывать умение работать с иллюстрацией.

Оборудование: четыре иллюстрации (к каждой части сказки); искусственная ёлочка; картонные шары для украшения ёлки с отрывками из стихов, заученных на прошлых уроках (в каждом отрывке недописано последнее слово); контуры ёлочки с игрушками, в которых написаны буквы (от игрушки к игрушке поставлены стрелки); анаграммы.

I. Организационный момент.

  1. Приветствие
  2. 3-х минутное чтение, с использованием упражнения «Молния»
  3. Какой урок идет?
  4. Который урок идет?

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение стихотворения А.Л.Барто «Дело было в январе».

- Дети, что было задано на дом?

- Будем проверять домашнее задание.

2. Беседа по вопросам.

      -В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?

-В какое время суток встретились волк и заяц?

-Что придумали зайчата?

-Сколько зайчат прыгнуло на елку?

-Какими оказались зайчата? А каким оказался волк?

-Вы рады за зайчат?

3. Игровые задания на повторение пройденного материала.

-Дети, вы, наверное, когда заходили в класс, заметили, что у нас появилась елка. Но что это? Прочитаем?

(Читает ученик.)

-Вашу просьбу выполнил! Дед Мороз!

-Но в стихотворении А.А. Барто елку украсили кто? (Зайчата.)

-А мы украсим нашу елку?

-Для этого возьмите игрушки-шары. И прочитайте на обратной стороне стихи о зиме, отгадав последние строчки. Кто правильно продолжит стихотворение, тот вешает шар на елку. Итак, игра-соревнование «Чья пара больше игрушек повесит.»

-Победила дружба!

III. Актуализация знаний, постановка целей урока.

1. Беседа по вопросам.

 - Ребята, а знаете ли вы, какой праздник приближается?

- Чем он отличается от других праздников?

- А еще этот праздник волшебный. Мы загадываем желания, пишем письма Деду Морозу и как, видите, желания, исполняются, происходит даже невероятные сказочные истории.

2. Расшифровка анаграмм.

-Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку. Название сказки прочитаете, если пойдете по стрелкам, начиная с заглавной буквы. (Детям раздаются ёлочки с игрушками-шарами, в которых написаны буквы. Идя по стрелкам от одной игрушки к другой, дети читают название сказки «Новогодняя быль».

-Автора сказки мы узнаем, если расставим буквы в следующем порядке.

5, 2, 7, 1, 4, 6, 3, 8.

А

И

О

Л

М

К

Х

В

1

2

3

4

5

6

7

8

3. Знакомство с биографией С.В. Михалкова.

-Да, мы познакомимся со сказкой Сергея Владимировича Михалкова «Новогодняя быль»

С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Его отец был ученым-птицеводом, а мама работала сестрой милосердия и учительницей. В семье было 3-е  детей. В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал. В детстве С. Михалков много читал, любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. А в последствии стал знаменитым поэтом.

4. загадка.

А вот о чем пойдет речь в этой сказке, мы узнаем, когда отгадаем загадку.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная

На Новый год я – главная.

IV. Изучение нового материала.

- Сейчас мы будем читать сказку и подумаем, почему же автор назвал свою сказку былью.

1. Словарная работа.

а)Нам встретятся такие слова

Не- да – ле - ко – недалеко

Лес – ни - чий – лесничий

Оч – ну - лась – очнулась

2. Первичное знакомство со сказкой. Чтение по цепочке.

Вопросы (задаются в ходе чтения, после логически законченных частей).

а)Как вы думаете, что будет с елкой

          б)   Как вы думаете, срубят елочку на Новый год или нет?

          в)  Что же человек сделал с елочкой?

3. Беседа по вопросам (по содержанию текста).

- Почему же автор назвал сказку – былью?

- Что в этой сказке могло быть на самом деле, а что вымыслом?

- Понравилась ли вам сказка?

- Что особенного понравилось в этой истории?

- Какие чувства пробудила у вас эта сказка?

- Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.

- От какого лица идет повествование в сказке?

4. Распределение иллюстраций к сказке.

- А сейчас нам нужно правильно распределить иллюстрации к сказке.

V. Физкультминутка.

   Мы пойдем тихонько в лес

   Сколько здесь вокруг чудес.

                                         Руки подняли и покачали,

                                         Это деревья в лесу

   Руки согнули, кисти встряхнули,

   Ветер сбивает росу.

                                        В стороны руки – дружно помашем

                                        Это к нам птицы летят.

   По дорожке по, дорожке

   Скачем мы на левой ножке

   И по этой же дорожке скачем

   Мы на правой ножке.

                                       На лужайке мы попрыгаем

                                       Как зайки

   Наклонились и присели, дружно все

   За парты сели!

VI. Выборочное чтение.

   -Прочитайте, где происходят описанные автором события?

   -Как автор описывает Елочку?

   -Как жилось Елочке в лесу?

   -Были ли у нее друзья?

   -Что заставило Елочку забеспокоиться?

   - Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?

   - Какой характер был у Елочки? (Словами из текста.)

   - Прочитайте, как стала жить Елочка после рассказа Сороки?

   -  Прочитайте, почему Елочка потеряла сознание?

   - Что с ней случилось, когда она проснулась?

   - Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

VII.   Физкультминутка для глаз.

         Моргаем 5 раз.

         Ищем числа от 1 до 25.

VIII. Работа в тройках.

а) Задание для первой тройки.

-Найдет и прочитает отрывок ко 2-ой иллюстрации. Читать будем по ролям.

б)Задание для второй тройки.

Найдет и прочитает отрывок к 3-ей иллюстрации. И прочитайте этот отрывок по ролям.

- подготовка

- проверка

IX. Расширение кругозора.

1. Беседа по вопросам.

- Вспомните, а чем стихи отличаются от прозы?

 - А знаете ли вы, что С. Михалков записал эту историю в стихах?

- Вам эта сказка ничего не напоминала?

2. Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Ёлочка».

 В снегу стояла Елочка –

Зелёненькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное?

Исчез куда то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях

Сверкают украшения – какой нарядный вид!

При этом без сомнения

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!

X. Итог урока.

- А как вы думаете, Елочка была рада, что стала новогодней!

- Какие новогодние украшения были на Елке?

- Нарисуйте дома Елку в новогодних украшениях.

XI. Домашнее задание.

1. Задание на дом.

Пересказ от имени Елки, раскрашивание нарисованной ёлочки с игрушками.

2.Оценки за урок. (Совместно с детьми)

Молодец, хорошо, старайся.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л.Барто "Дело было в январе." с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Дело было в январе" по учебнику Л.Ф. Климановой  с применением презентации. Использование презентации помогает разнообразить урок, ...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Л.Н.Толстой быль "Котенок" урок литературного чтения 2 класс

Учебное занятие разработано с использованием технологии ИОСО (работа в группе по позициям)...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"

Задачи урока.Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,ра...

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль".

Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. С. Михалков "Новогодняя быль"....

Урок литературного чтения 3 класс. УМК "Школа России" Л.Н. Толстой быль "Прыжок"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" 1 полугодие...