Викторина по сказкам бабушки Анне
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
По прочитанным сказкам Анны Коньковой вопросы, загадки и интересные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_babushki_anne.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки бабушки Аннэ.
(викторина)
Сегодня у нас встреча со сказкой.
Народная сказка - энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.
Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказания и легенды о Солнце, о мире на земле, о честных и трудолюбивых людях. Эти легенды согревали сердца в долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказов, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем.
Манси – народ вечерний,
О звездах думает думу.
Манси – народ вечерний,
К лесному привык он шуму.
Манси – народ вечерний,
На сказу, легенду скорый.
Любят манси деревья –
Любят свои соборы…
А. Тарханов
Сегодня мы с вами поговорим о сказках мансийской писательницы Анны Митрофановны Коньковой.
Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей.
Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказок знала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре, погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает ей легенды и сказки. Трудным было детство, многое испытала юная Аня, прежде чем попала в педагогическое училище. Тепло и надежно ей было только с бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в своей жизни вспоминала Аня эти жемчужины народной мудрости, рассказывая их всем, с кем сводила её судьба.
В связи с этим Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания сохранила память нашей бабушки. Матерью Матерей звали в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской женщины». И сама Аня ещё в девичестве была названа так за раннюю мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя. Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа.
Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты-Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям.
Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются и дети и взрослые.
Викторина.
1.В какой сказке и кто говорит?
«Хоть и мал хвост да мой. Большой хвост да чужой» («Хочу не хочу». Зайчонок Снежок)
2.А какие любимые слова были у зайчонка Снежка? (Хочу. Не хочу)
3.Кто это и из какой сказки?
Загадка:
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Полоски на спине
И щука не проглотит.
(окунь)
4.Почему у окуня полоски на спине?
(«Как окунь полосатым стал». Утята били окуня хворостинами, чтобы он отпустил хвост выдренка. И от ударов на его спине оставались полоски.)
5.Согласны ли вы, что смысл сказки «Каждый другом силен» раскрыт уже в её названии?
(Выдренок спасает зайчонка от лисы. На пеньке по воде перевозит к другому берегу.)
6. Почему мама сказала зайчонку: «Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.»
(Потму что зайчонок сказал: «За что спасибо? За что я его тогда спас?»)
7.В сказке «Мансэ и Зайчонок» бабушка говорит: «И мала, и хрупка, а сила в ней велика». О чем это она говорит? (Иголка)
8.Кому и что сшила Мансэ? (Новый халот с ершовыми узорами Ершу)
9.Почему лось сказал Зайчонку Хочу не хочу: «Кого боятся, того не любят. От таких даже друзья уходят.» («Зайчонок и Комполэн» Зайчонок хотел такие рога, как у лося, чтобы его все боялись).
10.Кто подарил рога Зайчонку? (Комполэн болотный дух)
11.Загадка:
Эта рыжая плутовка и коварна, и хитра
Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора.
И мышатами поживится, любит шустрая ….. (лисица).
А вот удалось ли в сказке «Умный Сойтын» лисице поживится мышонком?
(Нет. Она хотела задавить хворостом его норку, но мышонок убежал через другой ход)
12. О ком это говорится в сказке «Сорнин канясь – золотой князь»?
«Боятся звери его, знают, что хоть сам он и мал, а злости в нем как у Комполэна – Болотного Духа. Знают: кто его не послушается – налетит острой стрелой, задрожит, закружится злой метелицей, разинет острозубую пасть, выпустит когти железные и начнет когтями рвать, зубами кусать.» (Соболь)
13.Почему лось в сказке «Лось и выдренок» по самые уши залез в воду? (Так он спасался от жары и от комаров)
14.А почему он от комаров хвостом не отмахивался? (У лосей нет хвоста)
15.Почему и кто поймал и съел жадную мышку Тэряйку? («Жадная Тэряйка»
Она сильно объелась, поэтому плохо передвигалась и не смогла грести веслами. Съел её Филин)
16.Кого подобрала в лесу и вырастила Вечерина? («Откуда северное сияние пошло» Маленького белого оленёнка)
17. Как появилось Северное сияние по легенде? («Откуда северное сияние пошло». Вечерина украсила рога оленя разноцветными яркими лентами, села в легкие нарточки и Белый олень взвился высоко в небо. Касался неба украшенными рогами. Полосы в небе заколыхались. Вечерина дотронулась до полос и они заискрились.)
18.Кого охотники называли «старшим братом» в легенде «Старший брат»? (Коту, ленивого сына Луны. Он стал страшным и походить на грозного зверя Медведя).
19.В кого превращался Комполэн в сказке «Комполэн – болотный дух» чтобы поссорить человека с медведем? (Лося и бурундучка)
20.Как называл медведь человека? (Младший брат)
21.Кого победил вожак Ивыр, чтобы перевести людей на новое стойбище? («Вожак Ивыр» Комполэн – болотного духа)
22.Как назвали внучку, появившуюся из заячьей лапки дедушка и бабушка? (Пассам-Лучик)
23.Кто принес вкусной воды в золотой чашечке Пассам-Лучик,? («Пассам-Лучик» Крот)
24.Кого уговорили вернуться на землю Крот и Лучик? (Княжеское озеро)
25.Что принес Сынок с Оленье ушко чтобы в избушке стало светло? («Сынок с Оленье ушко» , звезду)
26.Как узнала храбрая Татья, что перед ней сидит не муж её Апонька, а Комполэн-Болотный Дух? («Храбрая Татья». Когда он подносил ложку ко рту у него вместо языка пламя колыхается, а зубы острые и широкие, как лопатки, огнем светятся. И одна нога у него лосиная, а другая лошодиная.)
27.Как спасла своего мужа храбрая Татья? (Когда Комолэн спускался в подземное царство, Татья кинула в него щучью голову и она вцепилась в его шею. Он начал кричать страшным голосом. Задрожала земля обрушилась на нег и выбросила Апоньку.)
28.В кого превратил Комполэн дочку вдовы Лэен? («Сантыр и Лэен». В белочку.)
29.Как Сантыр победил Комполэна? (Он пронзил стрелой куколку. В куколке была смерть Комполэна и его дочери.)
30.Какими словами он расколдовал белочек - свою сестру и её подружку?(Назвал их сестрами)
31.Кто помог Вындыру-охотнику победить Явала-ходячего? («Вындыр-охотник и Явал-ходячий» (Ыньтип-Рогатый – лось.)
32.Какую шубку хотела мачеха Сувыннэ в сказке «Аринэ и санки оленьи рожки»? (Из шкурок лебедей, самооглядную шубу)
33.Почему Аринэ не хотела, чтобы её отец убил лебедей? (Лебеди считались священными птицами у народов манси.)
34.Как помогли Аринэ волшебный нагрудник из бусин и санки? (Санки повезли по воде, а свет от нагрудника ослепил отца Аринэ и он не смог выпустить стрелу в лебедя.)
35.Кому сказал эти слова мудрый Старик: «День красен солнцем, а человек – трудом. Волка ноги кормят. А человека – руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут»? («Мыколкина кямка». Мыколке, хромому мальчику – сыну вдовы)
36.Что научился делать Мыколка, послушав мудрые слова старика? (Ловушки на рыбу)
37.В чем нашел свое добро Мыколка по предсказанию Кулнэ – Женщины-Рыбы? (В труде)
38.Во что учился стрелять Сымян из сказки «Стрела – Огненный наконечник и Ворнэ»? (Отец ему сделал маску Комполэна- болотного Духа, он в неё стрелял)
39.Кто наградил Сымяна Стрелой с Огненным наконечником? (Ворнэ – Лесная дева)
40.В кого превратился Комполэн, чтобы Сымян не узнал его и пронзил стрелой? (В волка)
«Век мансийский, как лодка плывет,
И сверкает старинный узор,
И мелодия предков живет…
Манси, маленький мой народ…»
Ю. Шесталов
Сказки :
- Хочу не хочу
- Как окунь полосатым стал
- Каждый другом силен
- Маснэ и зайчонок
- Зайчонок и Комполэн
- Умный Сойтын
- Сорнин канясь – золотой князь
- Лось и выдренок
- Жадная Тэряйка
- Откуда северное сияние пошло
- Старший брат
- Комполэн – болотный дух
- Вожак Ивыр
- Поссам – Лучик
- Сынок с Оленье ушко
- Храбрая Татья
- Сантыр и Лэен
- Вындыр-охотник и Ялвал Ходячий
- Аринэ и санки оленьи рожки
- Мыколкина кямка
- Стрела – Огненный наконечник и Ворнэ
Загадки:
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(Лось)
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.
(Медведь)
- Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный?
(Волк)
- Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина.
(Бобр)
- Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет.
(Заяц)
- На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног.
(Ёжик)
- Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок.
(Белка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказке А.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Содержит вопросы по содержанию сказки...
Сценарии праздников "Масленица", "Светофор", викторина "Зимняя сказка", викторина "Весёлая математика"
Сценарии праздников были созданы на онове игровых, здоровьесберегающих технологий. В них использовано много игровых заданий: пословицы, загадки, ребусы, весёлые стихотворения. Во всём ходе занятия раб...
Литературная викторина по сказке «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Внеклассное чтение. 1 класс....
Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...
Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".
На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...
"Маленькое дело" Викторина по сказкам «У страха глаза велики», «Бабушка внучка да курочка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Думы», «Крошечка -Хаврошечка».
по внеурочной деятельности "в гостях у сказки" ...
Кроссворд по литературному чтению. Немецкая народная сказка "Бабушка Метелица"
Кроссворд по литературному чтению. Немецкая народная сказка "Бабушка Метелица" . 2 класс УМК "Школа 21 века"...