У сказки тихий голосок. Урок - обобщение по литературному чтению во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рихтер Ирина Владимировна

Урок - обобщение материала по разделу "Русские народные сказки" во 2 классе по программе "Школа России". На уроке дети путешествуют по сказочным станциям  "Избушка на курьих ножках", "Терем", "Теремок". В конце  урока проводится тестирование по данному разделу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс

Учитель Рихтер И.В.

Тема: « У сказки тихий голосок». Обобщение по разделу « Русские народные сказки».

Цели урока: обобщить знания учащихся по разделу «Сказки»;

 развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; развивать интерес к чтению; речь детей;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.

Оборудование: плакаты «Избушка на курьих ножках», «Теремок», «Терем»; рисунки детей к русским народным сказкам; плакаты из серии « Русские народные сказки»; выставка книг; красные, зеленые, желтые яблоки; карточки для индивидуальной работы , ромашка, бабочки, паутина.

                                  Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели урока.

- Прочитайте тему урока. (У сказки тихий голосок)

- О чем сегодня пойдет разговор на уроке?

- Верно, сегодня мы будем говорить о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появится Африка, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.

     Но почему сказка остаётся все такой же милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые были когда – то детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла судьба, сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

    Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой, пройти испытания на неведомых дорожках, увидеться с нечистой силой и выполнить её задания.

    За свои ответы вы будете получать оценки – это яблочки с волшебной яблони. Красное яблоко за отличный ответ, желтое за хороший, зеленое – за удовлетворительный. Ну а те, кто проказничает на уроке, получат яблочко с червячком. В конце путешествия мы посмотрим, кто какой урожай соберет.

III. «Избушка на курьих ножках».

- Перед нами первая остановка «Избушка на курьих ножках».

- Кто живет в этой избушке? (Баба - Яга)

- Правильно ли стоит избушка? (Нет)

- Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась?

( Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом)

- Чтобы вырваться нам из цепких рук Бабы – Яги и отправиться дальше в путешествие, необходимо отгадать её загадки.

1. В каких сказках живет Баба – Яга? ( «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка»…)

2. Чем угощала лиса журавля? (кашей)

3. Чем подавился петушок? ( бобовое зернышко)

4. Из чего варил кашу солдат? (из топора)

5. Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси – лебеди»? (мышка)

6.На чем передвигаются герои сказок? ( ковер самолет, сапоги скороходы)

         Игра «Ромашка»

- Мы справились с загадками Бабы – Яги и продолжаем наше путешествие. Но чтобы дорога была интересной и нескучной, поиграем в игру. В сказочном лесу растёт волшебная ромашка , на каждом её лепестке вопрос , нужно узнать героя сказки, отрываем лепестки и отвечаем на вопросы.

1. «Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушка)

2. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» ( Лиса)

3. «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок)

4. «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» ( Волк )

5. «Вижу – вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке!» ( Машенька)

6. «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте ведра сами домой!» (Емеля)

7. «Дай рыбки! Не дам! Пойди сам налови!» (лиса, волк)

IV. Станция «Теремок»

- Мы прибываем на станцию «Теремок». Здесь нас ожидают интересные задания. Герои сказок предлагают провести викторину «Знаешь ли ты сказки». Угадайте название сказки.

  1. «А журавль клюёт себе да клюёт, пока все ни съел» ( Лиса и журавль)
  2. «Тук, тук! Кто в тереме живёт? Я – мышка – норушка, я лягушка – квакушка. А ты кто? ( Теремок)
  3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет её домой. (Маша и медведь)

  1. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня.

Яблонька, спаси меня. (Гуси – лебеди)

  1. Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок – золотой гребешок)

     6. Вымолвил словечко – покатилась печка.

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему веленью)

    7.   Нет ни речки, ни пруда

          Где воды напиться.

          Очень вкусная вода

          В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

      8. Не лежалось на окошке –

          Покатился по дорожке. (Колобок)

V. Физминутка. «Бабочка»

Игра «Помоги улететь бабочкам»

- Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждет ещё одна остановка. Но в сказочном лесу случилась беда,  бабочки попали в сети к пауку, поможем им улететь. На крылышках у бабочек записаны вопросы, ответим на вопросы, значит поможем бабочкам улететь.

1. Как в сказках называют лису? ( лисичка – сестричка, кумушка. Лиса Патрикеевна, лисонька..).

2. Кто и кого угощал горохом, пшеницей, орехами? (Лиса – петушка)

3. Кто помог зайцу прогнать лису из избушки? (Петух)

4. В какой сказке есть такие слова:

Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе , красная? (Морозко).

5. Кто напугал бабушку, внучку, курочку, мышку? (Заяц)

6. Где находится Кощеева смерть? ( на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке..)

VI. Остановка «Терем».

- Вот и остановка «Терем». О, да тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте угадаем, кто прислал телеграммы.

1. Я от дедушки ушел,                                  2.  Золотое яйцо снесла,

Я от бабушки ушел,                                    Скоро простое снесу. (курочка Ряба)

Скоро буду у вас. (Колобок)

3.Спасите , нас съел серый волк! (семеро козлят)

- А теперь, по предметам угадайте, какие герои побывали в нашем тереме:

Горошек (кот, лиса и петух)

Стрела (царевна – лягушка)

Репка ( Репка)

Кувшин и тарелка (лиса и журавль)

Печка ( Гуси – лебеди, По щучьему веленью)

Яблоко (гуси – лебеди)

Игла ( Царевна – лягушка)

- Сказочные герои приготовили каждому из вас задание.

Ученики получают карточки для индивидуальной работы.

- Нужно соединить название сказки и имя сказочного героя.

Солдат, старуха                             «Петушок и бобовое зернышко»

Сестра, брат                                   «У страха глаза велики»

Петух, курочка                               «По щучьему веленью»

Бабушка, мышка                             «Каша из топора»

Журавль                                           «Гуси – лебеди»

Яйцо                                                 «Лиса и журавль»

Щука                                                «Царевна – лягушка»

Если останется время, то провести тест.

VII. Итог урока. Оценивание.

- Наше путешествие подошло к концу.  Посмотрим какой урожай мы собрали, поднимите свои яблочки и покажите их нам.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Почему?

 -Один мальчик сказал « Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было , у меня бы вообще никакого конца инее было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим наш урок словами:

      Пусть герои сказок дарят нам тепло,

      Пусть добро навеки побеждает зло!

И если мы с вами будем по доброму относиться друг к другу, помогать друг другу и любить друг друга, то все наши мечты превратятся в явь.

                               Тест по разделу «Сказки»

  1. Обведи номера народных сказок, в которых одним из персонажей является лиса:

а) Теремок

б) Колобок

в) Гуси – лебеди

  1. В каких народных сказках среди персонажей есть заяц?

      а) Гуси – лебеди

      б) Теремок

      в) У страха глаза велики

  1.  Найди героя сказки «Теремок»

           а) Гуси – лебеди

      б) Петушок – золотой гребешок

       в) Мышка – норушка

  1. В каких народных сказках есть волк?

      а) Теремок

      б) Каша из топора

      в) У страха глаза велики.

  1. Найди героя сказки « Петушок и бобовое зернышко»

    а) Лиса

    б) Курочка

         в) Волк

  1. Найди героя сказки «У страха глаза велики»

а) Солдат

б) Медведь

в) Курочка

    7. Кто помогал девочке в сказке «Гуси – лебеди»?

          а) Береза

          б) Яблоня

          в) Груша

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

У сказки тихий голосок. Урок литературного чтения во 2 классе. Презентация

Презентация к уроку литературного чтения "У сказки тихий голосок" во 2 классе по программе "Школа России". Данную презентацию можно использовать и на других уроках по разделу "Русские народ...

Урок - викторина по литературному чтению (4 класс). Обобщение по разделу "Русские народные сказки"

Урок проводится в 4 классе. Возможно также проведение урока в качестве  внеклассного мероприятия....

Урок-открытие по литературному чтению 4 класс Тема: Сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель  урока: -дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, побудить желание осмотреться в мире предметов и образов, которые его окружают, а , осмотревшись, ув...

Урок-обобщение по литературному чтению: "Летописи,былины,жития".

Цели и задачи урока:- обобщить  знания учащихся по разделу; учить прислушиваться  к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;- воспитывать...

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»» (программа «Начальная школа XXI века»)

Урок - обобщение по литературному чтению для учеников 4 класса по теме: «Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек Горбунок»»  (программа «Начальная школа XXI века»)...

Урок-обобщение по литературному чтению для 2 класса

Урок по литературному чтению в форме викторины "В мире сказок" призван  обобщить знания учащихся по теме "Сказки народные и авторские", формировать читательскую грамотность, у...