Рабочая программа по литературному чтению Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Рабочая  прогрмма  поможет учителям, работающим с развивающей  системе Эльконина - Давыдова скоректировать  свою  работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
_________________/_____________/

/__________________/                                                      «___»__________200__г.

«___»___________200__г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса «литературное чтение»

 в 1 «Л» классе


 
 

Составитель:  

Федосеева Ирина Григорьевна

2010г.

Пояснительная  записка

                Рабочая программа разработана на основании Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации – М. Просвещение. 2005 г. и Федерального компонента Государственного стандарта общего образования – М. Просвещения. 2004 г. разработана  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

           Предлагаемый курс русского языка для 1 класса создан на базе  программы  развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.  По данному курсу  литературного чтения  использованы следующие учебники: «Литературное чтение» Кудина Г.Н, Новлянская З.Н ,  издательство Вита –пресс,   г Москва, 2010 год.; «Рабочая тетрадь по литературному чтению» Кудина Г.Н, Новлянская З.Н., издательство ВИТА –пресс, г Москва ,2010 год. Рабочая программа рассчитана на  4 часа в неделю, всего 32 часа

                Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается с 3 четверти  первого класса. ль. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа.

                В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой- 1 час в неделю) Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

           С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.

           Рабочая программа по литературному слушанию реализует следующие цели обучения:

- формирование читательской деятельности:

-воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);

-понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);  

-производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации;

-овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;

-освоение культуры речи.

Задачи курса литературного чтения:

   -Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания     учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

- Система работы над навыками чтения.

  - Включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.

  - Формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для   освоения литературы как искусства слова.

- Расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение

и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

            В 1-ом классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

                Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.

           Новизной данной программы является «нерасчленен ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком плексно все задачи литературного образования младших школьников.

           Программа и учебные материалы решают вопросы эмо ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Межпредметные связи:

  1. с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;
  2. с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  3. с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.

        В 1-ом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Темп чтения 25-30 слов.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

  1. слушать сказки, рассказы, стихотворения;
  2. читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;
  3. пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне   пересказывать по готовому плану;
  4. знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;
  5. самостоятельно читать небольшие по объему произве дения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);
  6. работать с доступными книгами — справочниками и словарями.

        Читательские умения:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, по словицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.

Содержание программы.

Литературное чтение и  слушание.

Круг чтения:

  1. произведения устного народного творче ства русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов,
  2. стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов  — классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и пи сателей второй половины ХХ в., раскрывающие разнообразие тематики, жанров, на циональные особенности литературы, научно-познаватель ная книги, юмористические произведения.

 Примерная тематика:

произведения фольклора и автор ские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отно шении к другим людям, животным, природе; о дружбе, прав де, добре и зле.

Мир сказок

Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В.   Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса.

Учимся уму-разуму

Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благи ниной, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е.Пермяк.

Мир Родной природы

Произведения устного народного творчества; стихи Н. Не красова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлов, В. Белова, Г.Цыферов, С.Чёрный, И.Соколов-Микитов, И.Шевчук, Л.Толстой, В.Бианки, Э.Машковская.

О наших друзьях-животных

Стихи, рассказы, сказки: М.Михайлов, В.Сутеев, А.Блок, Е.Чарушин, А.Барто, Н.Сладков, С.Михалков, И.Мазнин, Ю.Коваль, Дж.Родари.

О тебе, моя Родина

Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серо ва, С. Романовский, А.Плещеев.

      Жанровое разнообразие:

  1. сказки (народные и автор ские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, по тешки, шутки, пословицы, считалки.

    Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  1. про изведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, по говорка, потешка, стихотворение, комикс,
  2. тема, литератур ный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

  Восприятие литературного произведения:

  1. эмоцио нальная отзывчивость, понимание эмоционального настро ения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится — не нравится». Элементарная оценка эмоцио нальных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), срав нение действий и поступков героев,
  2. умение узнавать произве дения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность:

  1. проявление интереса к сло весному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй,
  2. разыгрывание небольших ли тературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх,
  3. сочинение историй с литератур ными героями,
  4. рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения:

  1. плавное чтение слогами и целыми слова ми со скоростью, соответствующей индивидуальным воз можностям учащихся,
  2. выразительное чтение, с интонация ми, соответствующими знакам препинания,
  3. чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:

  1. практическое отличие текста от набора предложений,
  2. выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя,
  3. знание структуры текста: начало тек ста, концовка, умение видеть последовательность событий,
  4. озаглавливайте текста (подбор заголовков),
  5. составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Календарно – тематический  план

по литературному чтению в 1 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Самостоятельные работы., часы

Дата проведения  занятия

Теоретическая часть

Контрольные работы., часы

I

Игрушки

 

-

-

-

1.1

Мячи.

11.04 – 15.04

1.2

Лошадки.

1.3

В игрушечном городе

1.4

Народные игрушки

1.5

Мишки.

18.04 -22.04

II

Про зверят

-

-

-

2.1

Л.Толстой «Из»новой азбуки» З.Новлянская «Мамины советы»

2.2

В.Бианки «Купание медвежат» К.Ушинский «Петушок с семьёй»

2.3

М.Пришвин «Ёж»

2.4

К.Ушинский «Чужое яичко»

25.04 – 29.04

2.5

Г.Бойко «Зайчик», А. Блок «Зайчик»

2.6

С.Михалков «Трезор», А.Барто «Уехали»

III

Про ребят

-

-

-

3.1

А.Барто «Я выросла» Е.Пермяк « Как Маша стала большой»

02.05 -06.05

3.2

Е .Пермяк «Торопливый дождик», Н.Матвеева «Девочка и пластилин»

3.3

М.Карем «Растеряшка», У.Мэр «Гроздь винограда»

3.4

Б Заходер «Никто».А Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

3.5

Л Квитко «Лемеле хозяйничает» А.Барто « Помощница»

10.05 -14.05

IX

Сказки.

-

-

-

4.1

«Колобок» (русская народная сказка»

4.2

«Лиса и журавль»(русская народная сказка)

4.3

«Лиса, заяц и петух» »(русская народная сказка)

4.4

«Снегурочка» »(русская народная сказка)

16.05 – 20.05

4.5

«Гуси» »(русская народная сказка)

X

Бывает – не бывает

-

-

-

5.1

Шведские и французские песенки

5.2

И.Пивоварова «Ёжик», «Ежовый тулупчик»

5.3

С. Чёрный « Что кому нравится»

23.05 – 26.05

5.4

В.берестов «Честное гусеничное»

5.5

В. Осеева «Кто всех глупее»

5.6

«Теремок» »(русская народная сказка)

5.7

«Теремок» В. Бианки

Х

Времена года

-

-

-

30

Круглый год

31

Осень. Зима

32

Лето. Весна. Контрольная работа

-

       1ч

ИТОГО

32ч

-

-

-

Тематическое  планирование по дисциплине

« литературное чтение» в 1 классе

№п\п

Наименование

 разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося., ч

Из них

Теоретическое обучение.,ч

Лабораторные и практические работы.,ч

Контрольная работа.,ч

Экскурсия.,ч

Самостоятельная работач

1

Игрушки

 

-

-

-

-

2

Про зверят

-

-

-

-

3

Про ребят

-

-

-

-

4

Сказки.

-

-

-

-

5

Бывает – не бывает

-

-

-

-

6

Времена года

-

-

-

ИТОГО:

32ч

32ч

-

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Для учителей, работающий в системе РО по учебникам Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. Правда в этом году на литературу в 4 классе выделено всег...

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...