Уроки литературного чтения 3 класс 4 четверть
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Уроки литературного чтения 3 класс 4 четверть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_chetvert.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н. Н. НОСОВ. «ТЕЛЕФОН»
Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями Н. Н. Носова; учить детей оценивать совершённые поступки; проникать в глубину содержания произведения; развивать мышление, речь учеников, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными ими к рассказу Н. Н. Носова «Федина задача». Учитель просит остальных учеников найти в тексте рассказа и прочитать эпизод, к которому сделан рисунок. Если не все отрывки, которые понравились детям, прочитаны в ходе рассматривания рисунков, то учитель спрашивает учащихся о том, остались ли ещё не прочитанными отрывки из рассказа, которые особенно понравились детям, и просит учеников прочитать их.
Ученики оценивают работу друг друга.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Рассказ Николая Носова, который мы сегодня прочитаем, называется «Телефон».
– Какое настроение он у вас вызвал?
– Почему у мальчиков не получилось интересного разговора?
– А как об этом думает один из главных героев, Мишка?
– Согласны ли вы с ним?
– Перечитаем рассказ ещё раз по ролям.
Учащиеся читают рассказ Н. Н. Носова по ролям.
Оценивание работы друг друга.
– А умеете ли вы сами, ребята, разговаривать по телефону? Знаете ли правила общения по телефону?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Что бы вам хотелось выполнить на уроке ещё?
– Какова ваша роль на уроке?
Домашнее задание: перечитать рассказ Н. Н. Носова «Тук-тук-тук» (произведение учащиеся могут найти в сборнике рассказов Н. Н. Носова или в литературном задачнике «Читаем сами, обсуждаем вместе» авторов М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой, который является дополнением к учебнику «Родная речь), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, по желанию выполнить рисунки к рассказу. Подготовиться к обобщающему уроку по теме.
Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»
Цели: познакомить учащихся с рассказом В. Ю. Драгунского; учить понимать главное в произведении; работать над развитием правильной, выразительной речи, воспитывать бережное отношение к вещам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
2. Чтение рассказа учителем или хорошо читающими учащимися.
3. Словарная работа (по ходу чтения).
Облезлый – очень старый.
Скрепился – выдержал.
4. Ответы на вопросы по содержанию произведения (с. 175).
5. Работа над выразительным чтением рассказа.
IV. Итог урока.
– О чем заставил задуматься рассказ?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа. Составить рассказ о своей любимой игрушке.
Тема: ОБОЩАЮЩИЙ УРОК ПО разделу «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; проверить, как ученики поняли произведения, помещённые в данном разделе; работать над развитием внимания, памяти, речи учащихся, воспитывать интерес к изучению литературы. .
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рисунки учащихся (если они имеются) вывешиваются на доску. Учитель просит учеников найти в тексте рассказа и прочитать эпизоды, которые отражают нарисованное.
После этой работы учащиеся выразительно читают наиболее понравившийся отрывок из рассказа, объясняя, чем данный отрывок привлёк их внимание.
Оценивание работы друг друга.
Физкультминутка
III. Обобщение знаний учащихся.
– Мы закончили чтение произведений из раздела… («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»).
– Чему научили вас рассказы, прочитанные в этом разделе?
– Что они изменили в вас?
– На что заставили смотреть по-другому?
– Какой из рассказов раздела вам особенно запомнился? Чем?
– Что, по вашему мнению, объединяет произведения Н. Н. Носова и М. М. Зощенко?
– Как вы думаете, почему рассказы Н. Н. Носова помещены в этом разделе?
– Какой опыт вы приобрели, читая эти рассказы?
– Перелистаем ещё раз странички раздела, вспомним прочитанные произведения, их авторов, героев:
1. Герой этого рассказа хотел узнать у своего дедушки «про всё». (Афоня из рассказа Андрея Платонова «Цветок на земле».)
– О чём же самом главном узнал Афоня от деда? («цветок он мёртвую… землю обращает в живое тело, и пахнет от него самым чистым воздухом. Вот это и есть самое главное дело на земле, вот… откуда всё берётся. Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь…».)
2. «Что такое боль, он уже знал. С одиночеством встретился впервые». Из какого рассказа эти строки? Кто его главный герой? Кто автор рассказа? («Мама куда-то ушла», В. Г. Распутин.)
3. Назовите главных действующих лиц произведений М. М. Зощенко. (Лёля и Минька.)
4. С какими золотыми правилами вы познакомились благодаря этому писателю? (поступать в зависимости от обстоятельств и сложившейся обстановки, прежде чем что-то сделать, как следует подумать, всегда говорить правду.)
5. Читать рассказы этого писателя легко и весело. Но помимо того, что они заставляют детей весело смеяться, они учат задумываться над своим поведением, работать над своим характером. Кто этот писатель? (Н. Н. Носов.)
– Какие рассказы Н. Н. Носова, кроме тех, что мы читали на уроках, вы знаете и любите?
IV. Итог урока.
– Чью работу на уроке вам бы хотелось отметить?
– Что бы вам ещё хотелось выполнить на уроке?
Домашнее задание: принести на следующий урок детские журналы, которые вы выписываете, читаете.
Тема: ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ «МУРЗИЛКА» И «ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ»
Цели: познакомить учащихся с детскими журналами, показать их многообразие; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
– Вы принесли сегодня на урок детские журналы, которые вам нравятся, которые вы любите читать.
Посмотрите, как много разных названий.
А о чем же каждый из этих журналов?
Учащиеся кратко рассказывают о том журнале, который они принесли: чем он привлек их внимание, что можно встретить на страницах журнала и т. д.
– Все журналы, которые вы читаете, интересны и привлекательны по-своему. Но из всего множества детских периодических изданий мне бы сегодня хотелось обратить ваше внимание на два старейших журнала. Это «Мурзилка» и «Веселые картинки».
Первый номер журнала «Мурзилка» появился в мае 1924 года, почти 80 лет назад, и его читали даже ваши прабабушки и прадедушки.
Несмотря на свой солидный возраст, «Мурзилка» остается таким же веселым, неунывающим, задорным.
Журнал «Мурзилка» – журнал для учеников начальной школы, но его с удовольствием читают и взрослые, а ребусы и загадки, напечатанные на страницах журнала, можно разгадывать всей семьей.
– Что вам больше всего нравится в этом журнале?
– Какие рассказы, стихи, конкурсы из журнала вам особенно по-нравились?
– Познакомьте нас с ними.
«Мурзилка» – это и название журнала, и имя смешного желтенького существа в красном берете, изображение которого вы привыкли видеть на обложке и страницах журнала. Казалось бы, они должны были появиться одновременно. Однако сам персонаж – «веселый человечек» Мурзилка – появился только через 13 лет после выхода в свет первого номера журнала, в июле 1937 года.
Из его «биографии» известно, что он, Мурзилка – родной внук Деда
мороза и Снежной бабы, что поймал его и притащил в редакцию художник А. Каневский, что сразу с ним начались самые невероятные и удивительные приключения.
Вот некоторые из них:
Буря
Мы по морю плыли
На всех парусах.
Черные тучи
Сошлись в небесах.
Волны поднялись,
И ветер подул…
Буря случилась,
И я утонул.
Людоеды На маленький остров Приехали мы. На острове только Леса да холмы. В лесу изловил я Большого коня. Вдруг людоеды Схватили меня. – Что же случилось С тобой? Говори! – Съели, конечно, Меня дикари. | Четыреста медведей – Четыреста медведей Бродили по лесам. Четыреста медведей, Я видел это сам! – Но это очень много. Наверное, ты врешь! Их столько не бывает. Сознайся: это ложь? – Нет, я не вру нисколько, Все это видел я. – Но где ты видел это? – Во сне, мои друзья… |
– Эти забавные стихи, Мурзилкины «привиралки», были напечатаны в журнале «Мурзилка» № 9, 1937 г.
– Каким вам показался в них Мурзилка?
– Дома попробуйте проиллюстрировать Мурзилкины «приключения».
Физкультминутка
– Младший брат журнала «Мурзилка» – детский юмористический журнал «Веселые картинки», он и рассчитан на ребятишек помладше, на дошколят. А появились на свет «Веселые картинки» в сентябре 1956 года. Уже с обложки журнала нас приветствуют веселые человечки, сказочные герои.
– Посмотрите на буквы, которыми написано название журнала.
– Чем они необычны?
– Какие сказочные герои образуют буквы?
– И в самом журнале вы встретите задания и от Незнайки, и Карандаша, и от Самоделкина, и от Буратино… Попробуем выполнить некоторые из них?
џ Каких двух деталей не хватает Самоделкину, чтобы собрать второго робота?
џ Найдите 7 отличий в этих рисунках.
Чей шарик улетел? Кто спрятан в чемодане?
Какие части большой картинки нарисованы справа?
Сколько здесь грустных клоунов, а сколько веселых?
Кто прячется в траве?
– Молодцы. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
III. Итог урока.
– Какое настроение создалось у вас от урока?
– Что больше всего понравилось, запомнилось?
– Что стало для вас открытием?
Домашнее задание: подготовьте и вы, ребята, к завтрашнему уроку интересные конкурсы и задания, предложенные на страницах журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».
Тема: ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ЕРМОЛАЕВ «ПРОГОВОРИЛСЯ», «ВОСПИТАТЕЛИ»
Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями, помещенными на страницах журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»; учить детей понимать скрытый смысл произведения, работать над развитием мышления, красивой правильной речи, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы еще раз перелистали странички журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».
– Какие же интересные конкурсы, занимательные задания вы нашли в них?
Учащиеся предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки.
Если заданий и конкурсов будет много, то данную работу можно провести в группах, а затем группа выбирает одно самое интересное, самое увлекательное задание и представляет его классу.
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Что бы еще хотели выполнить?
– Какое задание вы хотели бы предложить своим родителям?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Любите ли вы читать юмористические рассказы?
– Чем они вам нравятся?
– Сегодня мы будем читать юмористические рассказы Юрия Ермолаева. Один из них называется «Проговорился».
– Как вы думаете, о ком и о чем будет рассказ? Когда так говорят: «проговорился»?
Несколько учащихся читают вслух рассказ Ю. И. Ермолаева «Проговорился».
– Что хотите сказать?
– Нравится ли вам Ирочка? Почему? (Нет; она грубиянка, невоспитанная девочка, она все время отмахивалась от любой просьбы ее бабушки, грубила ей. К тому же Ирочка – хвастунья. Она хотела не просто показать одноклассникам попугая, а удивить всех тем, «какая она способная дрессировщица».)
– Как была наказана Ирочка за свое поведение? Прочитайте.
Чтение со слов: «В школе окружили Ирочку…» до слов: «Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь!» Данный отрывок учащиеся могут прочитать по ролям.
– Как вы понимаете слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?» (По фразам, которые произносил попугай, ребята поняли, какая Ирочка на самом деле. К великому сожалению девочки попугай повторил совершенно не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки, вот и получилось, что Чико «проговорился».)
– Чему учит этот рассказ?
– Мы познакомимся с вами еще с одним рассказом Ю. Ермолаева, но его вы прочитаете дома, а завтра на уроке мы обсудим это произведение.
IV. Итог урока.
– Что вы поняли из сегодняшнего урока?
– Какие мысли он в вас пробудил?
– Что вам особенно понравилось?
Домашнее задание: прочитать рассказ Ю. И. Ермолаева «Воспитатели» (с. 181–183, часть 2-я).
Тема: ГРИГОРИЙ БЕНЦИОНОВИЧ ОСТЕР «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ», «КАК ПОЛУЧАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ»
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Г. Б. Остера; учить детей понимать юмор, развивать воображение, фантазию, речь учащихся, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Рассказ Юрия Ермолаева, который вы прочитали дома, называется «Воспитатели». Действительно ли Федю и Костю можно назвать «воспитателями»?
– Почему же писатель дал такое название рассказу? (Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками.)
– Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? (Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.)
– Прочитаем рассказ по ролям.
Несколько групп учащихся читают рассказ по ролям.
– Чтение какой группы вам понравилось больше других?
– Назовите лучшего исполнителя каждой роли. Объясните, почему так считаете.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня нас ждет встреча с писателем, который дает детям «вредные советы», который написал увлекательный «задачник», который знает, как сделать «Зарядку для хвоста», который знаком с Микробом, по имени Петька.
– Догадались, кто этот писатель?
– Совершенно верно, это Григорий Остер. Какое настроение вызывают у вас книги Григория Остера?
– Как вы думаете, почему?
– Помните, как Григорий Остер решил давать «вредные советы» непослушным детям, которые все делают наоборот? «Услышит такой ребенок вредный совет, сделает по-другому – и получится как раз правильно. Но недавно ученые догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребенка вредный совет действует как прививка от глупости. Теперь ученые разрешают читать вредные советы всем детям: и послушным, и непослушным».
– Ну что ж, раз уж даже ученые разрешают всем детям читать вредные советы, почитаем их и мы.
Учащиеся читают вредные советы, напечатанные в учебнике.
– Какие полезные советы скрываются во вредных?
– Знаете ли вы другие вредные советы от Григория Остера? Рас-скажите их.
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как «получаются легенды»?
– А вот Григория Остера волновал этот вопрос, и теперь он готов с нами поделиться своими знаниями.
Несколько учащихся читают рассказ-размышление Г. Остера «Как получаются легенды?»
– Что хотите сказать?
– Понравились вам легенды, описанные Г. Остером?
– Для чего родители рассказывают их своим детям?
IV. Итог урока.
– Что было особенно запоминающимся на уроке?
– Что бы хотели повторить? А что бы вы не стали делать?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: подготовить (по выбору учащихся) одно из произведений (или отрывок из него) Григория Остера, познакомить с ним одноклассников.
Тема: РОМАН СЕФ «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ».
Цели: начать знакомить учащихся с творчеством Р. Сефа; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмора, выразительную речь, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы подготовили к сегодняшнему уроку, ребята, выбранные вами стихотворения или сказки Григория Остера. Чем вы хотите поделиться с нами?
Учащиеся рассказывают приготовленные ими стихи Г. Остера, пересказывают сказки, зачитывают веселые задания, придуманные писателем.
– Что вам особенно понравилось?
– Что сильнее всего рассмешило?
– А какие открытия вы сделали благодаря услышанному?
– Сказка в чьем исполнении вам показалась лучшей?
– Кто, по вашему мнению, лучше всех передал настроение стихов Г. Остера?
– Кто лучше других справился с ролью учителя, задающего занимательные задания?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Мы продолжили чтение веселых стихов. И сегодня мы познакомимся с веселыми стихами еще одного писателя, Романа Сефа, а называются они… «Веселые стихи».
Учитель выразительно читает «Веселые стихи» Романа Сефа.
– Что можно сказать об авторе, написавшем такие веселые стихи? (У него развито чувство юмора, воображение, его стихи легко читаются, их можно представить.)
– Какие картины предстали вашему взору, когда вы слушали стихотворение?
– Попробуйте нарисовать их.
Самостоятельная работа учеников.
IV. Итог урока.
– Какое настроение создалось у вас от урока?
– Что больше всего запомнилось?
– Чья работа на уроке показалась вам самой плодотворной?
Домашнее задание: дорисовать рисунки к «Веселым стихам» Р. Сефа, попробовать придумать свои варианты того, кто мог еще сесть за рояль и исполнить свою песню, свою мелодию.
Тема: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
Цели: обобщить знания учащихся по изученной теме; прививать любовь к чтению, развивать познавательный интерес, мышление, воображение, речь, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вчера мы читали о необычном концерте, который смог увидеть Роман Сеф. Но Роман Сеф рассказал нам не обо всех исполнителях. Кто же еще играл на рояле?
Учащиеся читают свои варианты стихотворения, придуманные ими дома.
– На выступлении артистов побывали наши художники. Посмотрим, какими они увидели выступающих.
Учащиеся вывешивают на доску выполненные ими рисунки.
– Кто из артистов вас порадовал больше других своим выступлением?
– Какие строки стихотворения Романа Сефа не смешные, а поучительные?
– Чему они учат?
Физкультминутка
III. Обобщение знаний учащихся.
– Мы заканчиваем наше небольшое путешествие по страницам детских журналов. Понравилось оно вам?
– Хотя наше путешествие было недолгим, оно оказалось увлекательным. Вернемся назад и вспомним, о чем же мы узнали во время этого путешествия?
– Какой журнал появился раньше – «Мурзилка» или «Веселые картинки»?
– Одновременно ли появились название журнала «Мурзилка» и персонаж Мурзилка?
– Из какого произведения эти строки? Кто его автор?
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот…
(Григорий Остер. «Вредные советы».)
– Кто автор веселых пыхтелок, вопилок и других песенок Винни-Пуха? (Борис Заходер.)
Вспомните одну из песенок Винни-Пуха.
– Продолжите стихотворение.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты…
(Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом:
– Был на квартиру налет?
– Нет.
– К нам заходил бегемот?
– Нет.
Может быть, дом не наш?
– Наш.
Может, не наш этаж?
– Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
– Значит, это не обвал?
– Нет.
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада, оказалось,
я напрасно волновалась.)
– Кто его автор? (Эдуард Николаевич Успенский.)
– Припомните, на каком инструменте играли звери из «Веселых стихов» Романа Сефа? (На рояле.)
– Какой человек никогда не сделает зла? (Тот, кто любит собак или прочих животных.)
– Чему вас научили произведения изученной темы?
Тема: Мифы Древней Греции
Цели: дать учащимся представление о мифах и легендах Древней Греции; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к литературе, развивать мышление учеников, правильную, красивую речь, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка восприятия учащихся.
– Завершает нашу учебную книгу по чтению раздел… («Зарубежная литература».)
– Каких зарубежных писателей вы знаете?
– Есть ли у вас любимый зарубежный писатель?
– Из какой он страны?
– Какое его произведение ваше любимое?
– Чем оно вам нравится?
– Вы знаете много произведений зарубежных авторов, но открывают раздел не они. Сегодня мы начинаем знакомство с мифами и легендами Древней Греции.
– Как вы понимаете значения слов: миф, легенда?
высказывания учащихся.
– А теперь посмотрим, как объясняет значение данных слов толковый словарь.
Учащиеся находят в толковом словаре значения слов: миф и легенда и записывают их в тетрадь по чтению.
џ Словарная работа.
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах.
Легенда: 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2. Вымысел.
Физкультминутка
III. Работа над произведением.
– Миф, который мы прочитаем сегодня, поведает нам о храбром Персее.
– Слышали ли вы это имя? Знаете ли подвиги Персея?
– Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них.
Учитель выразительно читает миф «Храбрый Персей».
– Понравился вам Персей?
– Какие его качества вас особенно привлекли? (храбрость, мужество, то что он не мог остаться равнодушным к чужой беде, сообразительность, смекалка, доброта, сострадание, отзывчивость.)
– Почему царь посчитал Персея безумцем?
– А как об этом сказано в мифе? Прочитайте.
– Что помогло Персею победить Медузу Горгону? (мужество и бесстрашие, вера в справедливость, ум, а также и его медный щит, который он использовал для исполнения своего замысла.)
– Какую положительную роль выполнила Медуза Горгона? (при помощи её головы Персей смог победить страшного морского дракона, который каждый день пожирал людей одного из городов.)
– Прочитайте об этом.
чтение со слов: «Я останусь здесь, – сказал Персей. – Я спасу и тебя, и твой город от злого дракона…» до слов: «Девушка была спасена».
– Почему Афина Паллада сделала подарок Персею?
– Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе?
– Как люди увековечили память о Персее? (его именем и именем прекрасной Андромеды названы созвездия.)
– Прочитайте отрывок, который рассказывает об этом.
чтение последнего абзаца.
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: перечитать ещё раз миф «Храбрый Персей» (с. 190–199, часть 2-я), выполнить рисунок, подготовить выразительное чтение наиболее взволновавшего отрывка.
Тема: ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН. «ГАДКИЙ УТЁНОК»
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством датского сказочника Ганса Христиана Андерсена; прививать ученикам интерес к чтению, литературе, учить детей понимать глубину содержания произведения; воспитывать в детях сострадание, доброту, чуткость, отзывчивость.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки детей, выполненные ими к мифу «Храбрый Персей».
– Глядя на ваши работы, ребята, невольно переносишься в далёкие времена. Мы видим и прекрасную Андромеду, и сильного доброго Персея, и коварную Медузу Горгону, и злое ненасытное чудовище, пожиравшее людей, и трусливого царя. Они как живые проходят перед нами. Это говорит о том, что произведение тронуло вас, не оставило равнодушными.
– Какие эпизоды вас особенно взволновали? Прочитайте их. Учащиеся читают выбранные ими эпизоды.
– Чем прочитанный вами отрывок взволновал вас?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы вновь встретимся с произведением сказочника, который поведал необыкновенную историю о маленькой прекрасной девочке, появившейся из бутона чудесного цветка, девочке, ростом всего с дюйм, которая чуть было не стала женой старого крота, но благодаря спасённой ею ласточке повстречала прекрасного эльфа; он рассказал и о том, как одна принцесса почувствовала маленькую горошину через двенадцать тюфяков и двенадцать перинок и тем самым доказала, что она – настоящая принцесса; и уж, пожалуй, нет такого человека, которому не была бы знакома мужественная девочка Герда, спасшая своего названного брата Кая от чар Снежной Королевы.
– Кто же этот сказочник?
– Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы знаете?
– Есть ли у вас любимые сказки Андерсена?
– Чем они вам нравятся?
– Сказка, которую мы прочитаем сегодня, расскажет нам о нелёгкой жизни гадкого утёнка, который был вознаграждён за своё мужество и терпение.
Учитель и несколько учащихся читают сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Какие чувства вы испытывали к бедному «утёнку»?
– Что вы думаете об обитателях птичьего двора?
– Когда вам было особенно горько за «утёнка»?
– Перечитайте эти эпизоды.
– Почему «утёнка» влекло к «величавым птицам» – лебедям?
– Перечитайте ещё раз отрывок, который повествует о встрече гадкого утёнка с прекрасными лебедями.
чтение со слов: «Полечу к ним, к этим величавым птицам» до слов: «А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами».
– Какова главная мысль сказки?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Какие чувства в вас пробудил?
Домашнее задание: перечитать сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (с. 200–214, часть 2-я), подготовить выразительное чтение или пересказ наиболее тронувшего, взволновавшего отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.
Тема: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Зарубежная литература»; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к чтению, развивать мышление, речь учеников, воспитывать интерес к изучению литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Если учащиеся выполнили рисунки к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок», то они вывешиваются на доску. Ученики находят в тексте сказки и выразительно зачитывают или пересказывают отрывки, соответствующие изображённому на рисунке. После данной работы, если не все отрывки, подготовленные учащимися дома, прочитаны или пересказаны, дети выразительно читают или пересказывают отрывок, взволновавший, тронувший их, объясняя при этом свой выбор.
Учащиеся оценивают работу друг друга.
Физкультминутка
III. Обобщение знаний учащихся.
– Вспомните, что такое миф.
– Кто из героев мифов поразил вас своим мужеством и храбростью? Чем ещё запомнились вам эти персонажи?
– Сказки любят во всём мире. Любят не только дети, но и взрослые. Подумайте и ответьте, что общего в сказках русского народа и сказках других народов? А чем они отличаются?
– Судьба этого сказочника была далеко не безоблачной, его путь к известности и славе не был усыпан розами, и потому существует мнение, что сказка «Гадкий утёнок» во многом автобиографична. Кто этот сказочник? В какой стране он жил?
Если на уроке останется время, учащиеся могут рассказать, прочитать по ролям или проинсценировать отрывок из сказки.
Работа по разделу «Проверь себя» (с. 215).
IV. Итог урока.
– Чем запомнился сегодняшний урок? Что показалось особенно интересным? Чью бы работу на уроке вам хотелось отметить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Краткосрочное планирование урока. Литературное чтение, 4 класс, 3 четверть. Тема: «Михалков С.В. «Мы с приятелем вдвоём»»
В предлагаемом конспекте урока литературного чтения (4 класс) показано внедрение 6 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уро...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....