«Исследование литературного творчества А.Н. Корольковой
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема:
«Исследование литературного
творчества А.Н. Корольковой,
как источник обогащения и
развития языковой личности
младшего школьника».
Подготовил:
учитель начальных классов
МОУ гимназия №9
Железнодорожный район
Процко Людмила Викторовна
г. Воронеж
2010г.
Всё, что имел издревле твой народ
Прекрасного, высокого, святого,
И всё, что в эти дни в груди его живёт,
Он все вручит тебе, мечту свою и слово…
Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.
Работа над проектом с учениками 4 класса нашей школы, дала возможность мне, как учителю, открыть творческий потенциал и способности учащихся, которые не достаточно проявляли себя на уроке. Во время подготовки проекта многие ребята смогли пересмотреть свои отношения друг к другу, крепче подружиться, почувствовать поддержку и поверить в свои силы.
Нашим конечным результатом было не только обогащение и развитие языкового запаса младшего школьника, но и воспитание добра, справедливости, любви к родной культуре через творчество А.Н. Корольковой – Воронежской сказительницы.
Мне хочется представить некоторые этапы работы над проектом. На мой взгляд, они являются самыми важными в работе. Надеюсь, что это поможет начинающим проектную деятельность учителям.
Актуальность проекта:
Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети мало читают книг. Это тревожит не только учителя, но и родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать у ребят интерес к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов, где мы исследовали литературное творчество А.Н. Корольковой – сказительницы родного края.
Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Характерная черта любой сказки – счастливый финал. Мы читаем волшебные сказки, сказки о животных и социально-бытовые.
На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами старинными праздниками Руси.
Это направление созвучно с факультативом по православию, который ведётся с первого класса. Наш проект поможет в решении этих задач с помощью фольклорного жанра – сказки, творчества А.Н. Корольковой.
Не буду подробно останавливаться на:
1.Дидактических целях учебного проекта.
2. Компетентности, формируемых учебным проектом.
3. Методических задачах учебного проекта.
Озвучим лишь:
Основополагающие и проблемные вопросы проекта:
Исследовать литературное творчество А.Н. Корольковой, как источник обогащения и развития языковой личности младшего школьника.
Вопросы учебной темы:
- На какие группы делятся сказки А.Н. Корольковой.
- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
- Всегда ли в сказках Корольковой главным героем является человек?
- Чему учат сказки?
- Основные признаки сказки?
- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?
- О чём мечтает народ в сказках?
Гипотеза:
Проект даст возможность ученикам познакомиться с традициями и обычаями русского народа.
- Со старославянскими словами и поговорками;
- с незнакомыми сказками, несущими ценность.
И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре, как источника обогащения и развития языка младшего школьника.
Творческое название проекта:
А.Н. Королькова - русская сказительница Воронежской земли.
Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:
- А.Н. Королькова – известная сказительница родного края.
- Изучение обычаев и традиций русского народа.
- Связь сказки с деревенским бытом.
- Изучение предметов старины и их назначение.
- Словарная работа со старорусскими словами.
- Создание костюмов и инсценировка сказок.
Проект №1.
А.Н. Королькова – русская сказительница Воронежской земли.
Вместе с родителями ребята побывали у дома, в котором жила Анна Николаевна, увидели мемориальную доску, открытую к 100-летию со дня её рождения.
Ученики расширили свой кругозор, знакомясь с жизнью этого удивительного человека, приобрели знания из различных источников информации, при подготовке рефератов.
Проект №2.
Иллюстрации и поделки к сказкам.
Здесь прослеживались межпредметные связи, но и познавательный интерес. Развивались творческие способности, обогащался словарный запас языка, где ученики доказывали, почему именно этот сюжет они выбрали. Происходила защита рисунка.
Фантазии ребят отразились не только в рисунках, но и в поделках. Вот так ребята увидели этот проект.
Проект №3.
Изучение предметов старины и их назначение.
С помощью этого проекта у нас появилась возможность передать детям те семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Развивать познавательный интерес и совершенствовать словарный запас учащихся.
Проект №4.
Создание эскизов костюмов, инсценировка сказок.
В классе ведется кружок «Театр», руководитель Захарьева В.Т.
На городском конкурсе чтецов «Вместе с книгой мы растем», ребята нашего класса заняли 1 и 2 места.
Здесь развивался творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, как субъекта деятельности через творчество русской сказительницы А.Н. Корольковой.
Вывод:
Не надо бояться внедрять в свою работу проектную деятельность. Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, и не забывать, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель.
Мы с вами только координируем действия учащихся.
Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт, где приобретаются навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция ученика.
Заключение:
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность».
Бернард Шоу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творим по законам красоты (Детское литературное творчество)
В статье описан опыт работы по развитию детского литературного творчества.Здесь можно познакомиться с детскими работами....
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/23/picture-12659.jpg)
Планирование работы кружка "Литературное творчество"
Кружок "Литературное творчество " расчитан на детей 2 класса. Количество занятий 34 в год. Программа включает в себя следующие темы: 1. Работа над текстами сказок, правильным произношением отдель...
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/18/picture-68347.jpg)
Литературное творчество младших школьников
Вопрос развития литературного творчества младших школьников меня интересовал уже давно. Учащиеся начальных классов любят сочинять, фантазировать, придумывать небылицы, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/30/picture-250349-1367305699.jpg)
Презентация к обобщающему уроку «Истоки литературного творчества» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс
Игра - презентация по литературному чтениию к разделу «Истоки литературного творчества»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-197090-1361020047.jpg)
Вводный урок литературного чтения в 4 классе по содержанию раздела "Истоки литературного творчества"
Разработка вводного урока в 4 классе по литературному чтению (УМК "Перспектива") по содержанию раздела «Истоки литературного творчества» является конспектом нестандартного урока, урока- конкурса. Урок...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-1018629-1520243375.jpg)
Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.
В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе. Задачей явл...