Стихотворения А.С. Пушкина (вопросы для анализа)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Мухачева  Юлия  Вячеславовна

 

Стихотворения А.С. Пушкина. 

    

 Вопросы  с  презентацией  для работы  над  стихотворениями        "За весной, красой природы..." ,       "Уж небо осенью дышало...",   "В тот год осенняя погода... ",  "Опрятней модного паркета...",  "Зимнее утро",   "Зимний  вечер".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chtenie._stihi_pushkina_-_analiz_3_klass.zip172.95 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  стихотворений А.С. Пушкина

Урок  литературного  чтения  3  класс

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

За весной, красой природы...

1.Объясни значение слова «знойный».

2. Подбери синонимы к словам «скучно», «горе»,  «непогода».

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)»,  «поздняя (осень)».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям   горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты.

Уж небо осенью дышало...

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

2.Подбери синонимы к словам «блистало»,  «крикливый».        

3.Подбери антонимы к словам «короче», «таинственный»        

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало».         

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная  сень с печальным шумом обнажалась».

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?        

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.        

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода...

1. Объясни значения слов «куртины», «кровли», «устланные».        

2. Подбери синонимы к словам «ярко», «лёгкий  (узор)».        

3. Подбери антонимы к словам «мягко», «рано».

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала  природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

6. Выпиши метафоры

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала  природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?

Опрятней модного паркета...

1. Объясни значения слов: «модный», «паркет», «лоно вод», «мелькает».

2. Подбери синонимы к словам «модный», «бе режно»,  «мелькают».

3.Подбери антонимы к словам «модный», «бе режно».

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения

8. Выпиши слова-звуки

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а   не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты

Зимнее утро.

1. Объясни значение слова «нега», «вечор»,  «нынче», «янтарь», «бурый».

2. Подбери синонимы к словам «прелестный»,  «вьюга», «думать», «бурый».

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6.Сколько  героев  в  этом  стихотворении?

7.выпиши, как  называет  поэт  свою  подругу.

8.Как  изменения  в  природе  влияют  на  настроение  героев  стихотворения?  Приведи  цитаты.

9.Какие  картины  нарисовал  поэт  в  этом  стихотворении?  Перечисли  их.

10.Найди  прием  антитезы  в  этом  стихотворении. Для  чего  он  применен?

Зимний  вечер.

1. Объясни значение слова «веретено», «кроет»,  «лачужка».

2. Подбери синонимы к словам «заплачет»,  «подружка», «обветшалая».

3.Подбери антонимы к словам «темна», «утомлена».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры.

6.Сравни  настроение  героев  стихотворения  «Зимнее  утро»  и  стихотворения  «Зимний  вечер».  Приведи  цитаты.

7.Какой  образ  природы  дан  в  начале  стихотворения?

8.С  кем  и  с  чем  сравнивает  поэт  бурю?

9.Как  относится  поэт  к  своей  няне?

10.Приведи  прием  антитезы  в  этом  стихотворении.

11.Спокоен  ли  лирический  герой  стихотворения  и  чувствует  ли  он  себя  защищенным?

  Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

1.Напиши интересные факты из жизни поэта.

6 июня 1799г. рождение  внучки  императора  Павла.

Говорили  в  семье  на  французском языке

Дядя  был  известным  поэтом.

Первое  стихотворение  написано   по-французски

В  6  лет  приехал  впервые  к  бабушке  в  Захарово

Бабушка  научила  маленького  Сашу  писать  по-русски

Няня  Арина  Родионовна  и  дядя   рассказывали  сказки

Цитата - строка из стихотворения, заключенная в кавычки.

Олицетворение  - слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Сравнение – «Весь день стоит как бы хрустальный».

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте.

Метафора - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.  выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

За весной, красой природы...

1.Объясни значение слова «знойный».    Жаркий, пышущий зноем

2. Подбери синонимы к словам «скучно»- : безотрадно,  горько, жалобно, невесело, неинтересно, нерадостно, однообразно, , тоскливо, уныло

 «горе»,  - несчастье,  беда

 «непогода»-  ненастье; слякоть..

3. Подбери антонимы к словам «знойное (лето)» - холодное,  «поздняя (осень)» - раннее.

4. Выпиши эпитеты (Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок – красочное  прилагательное)  вместе со словами, к кото рым они относятся.

Знойное  лето,  весна, краса  природы

5. Объясни слова поэта: «Людям скучно, людям   горе».

6. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Приведи цитаты. («Людям скучно, людям   горе».)

Уж небо осенью дышало...

1.Объясни значения слов: «сень», «караван».

Сень – то,  что  покрывает  кого-нибудь,  что-нибудь

Караван – движущаяся  друг  за  другом  вереница  животных,  людей.

2.Подбери синонимы к словам «блистало»- гореть, мерцать, сверкать, сиять, переливаться цветами радуги.

«крикливый» -шумный,  громкий.

3.Подбери антонимы к словам «короче» - длиннее, «таинственный» - (синоним – загадочный) –явный  открытый,  известный        

4 Объясни слова поэта: «Уж небо осенью дышало». (реже  солнышко  блистало;  ложился  на  поля  туман,  гусей  крикливых  караван  тянулся  к  югу)        

5. О каком периоде осени говорится в стихотворении?  (поздняя  осень - (реже  солнышко  блистало;  короче  становился  день,  ложился  на  поля  туман,  гусей  крикливых  караван  тянулся  к  югу;  стоял  ноябрь  уж  у  двора))

6. Объясни слова поэта: «Лесов таинственная  сень с печальным шумом обнажалась». (Опадали  листья)

7. Почему поэт называет позднюю осень «скучной порой»?        

8. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (лесов  таинственная  сень,  гусей  крикливых  караван)

9. Какое настроение создает стихотворение?

В тот год осенняя погода...

1. Объясни значения слов «куртины» - цветочные  грядки,  клумбы, «кровли» - крыша, «устланные» Покрыть всю поверхность чего-нибудь.

2. Подбери синонимы к словам «ярко» -красочно, «лёгкий  (узор)» - слегка  заметные,  тонкие,  прозрачные.        

3. Подбери антонимы к словам «мягко» -жестко, «рано» -поздно.

4. Объясни слова поэта: «Зимы ждала, ждала  природа».

5. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (легкие  узоры,  деревья в  зимнем  серебре,  сорок  веселых,  блистательный  ковер  зимы)

6. Выпиши метафоры (выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака,  перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.)

(блистательный  ковер  зимы;  ждала  природа,  зимнее серебро)

7. Почему в предложении «зимы ждала, ждала  природа» глагол «ждала» повторяется дважды?

8. Какое настроение у этого стихотворения?



.

Опрятней модного паркета...

1. Объясни значения слов: «модный» - временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.,

«паркет» - натуральное деревянное напольное покрытие.,

«лоно вод» -место  на  воде, в котором покой и блаженство,

«мелькает» -Являться на короткое время, быстро показываться и исчезать .

2. Подбери синонимы к словам «модный» - популярный,  современный,

«бе режно» - аккуратно,  деликатно,  заботливо.

 «мелькают» - возникать,  показываться.

3.Подбери антонимы к словам «модный» - устаревший,  старомодный,

«бе режно» - небрежно,  неаккуратно.

4.Выпиши эпитеты вместе со словами, к кото рым они относятся. (модный  паркет,  радостный  народ,  звучно  режет,  гусь  тяжелый)

5. Выпиши сравнения и метафоры  (опрятней  модного паркета,  звездами  падая,  веселый  снег,  речка  льдом  одета)

6. Напиши, что можно изобразить на иллюстрации к этому стихотворению.

7. Выпиши слова-движения (режет,  ступает,  скользит,  падает,  мелькает,  вьется)

8. Выпиши слова-звуки  (радостный  народ,  звучно,  падает))

9. Выпиши четыре образа, которые создал поэт  (речка – опрятней  модного  паркета,  блистает,  льдом  одета;  мальчишек  радостный  народ;  на  красных  лапках  гусь  тяжелый;  веселый  первый  снег  мелькает,  вьется,  звездами  падая.)

10. Что придаёт особую праздничность образам реки и снега?  

11. Почему Пушкин пишет «блистает речка» а   не «блестит речка»?

12.К какому слову относится прилагательное «весёлый»?  (снег)

13.Какие чувства выразил поэт в стихотворе нии? Приведи цитаты  (мальчишек  радостный  народ,  блистает  речка,  веселый  мелькает,  вьется  первый  снег)

Зимнее утро.

1. Объясни значение слова «нега» - блаженство,

«вечор» - вечер,  

«нынче» - сегодня,

«янтарь» - окаменевшая смола хвойных деревьев,

 «бурый» - цвет  серовато-коричневый  или  тёмно-коричневый с красноватым отливом.

2. Подбери синонимы к словам «прелестный» - красивый, отличный, привлекательный,  

«вьюга» - ветер,  метель,  буран,

«думать» - размышлять,  рассуждать, соображать,

«бурый» - коричневатый,  ржавый.

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» - бодрствуешь, «великолепный» - невзрачный,  неприметный, «нетерпеливый» - терпеливый.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.  (сомкнуты  негой  взоры,  тучи  мрачные, прозрачный  лес,  янтарным  блеском)

5. Выпиши сравнения и метафоры  (звездою  севера, луна,  как  бледное  пятно,  великолепными  коврами  снег  лежит)

6.Сколько  героев  в  этом  стихотворении? (2 -  няня  и  автор)

7.Выпиши, как  называет  поэт  свою  подругу.(друг  прелестный, красавица,  друг  милый)

8.Как  изменения  в  природе  влияют  на  настроение  героев  стихотворения?  Приведи  цитаты.

9.Какие  картины  нарисовал  поэт  в  этом  стихотворении?  Перечисли  их.

10.Найди  прием  антитезы  (противопоставление)  в  этом  стихотворении. Для  чего  он  применен?

Резкая  смена  настроения  или  картин  на  противоположное.  Для  яркости  образа,  для большей  силы  выражения.  Одно  как  бы  оттеняет  другое.

Зимний  вечер.

1. Объясни значение слова «веретено» - ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине,

«кроет» - закрывает ,  

«лачужка» - маленькое, бедное, жалкое жилище. .

2. Подбери синонимы к словам «заплачет» - заревет,  зарыдает,  

«подружка» - приятельница,  друг,

«обветшалая» - ветхая, старая.

3.Подбери антонимы к словам «темна» - светла, «утомлена» - бодра.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.  (вихри  снежные,  ветхая  лачужка,  бедной  юности)

5. Выпиши сравнения и метафоры.  (буря - как  зверь,  как  дитя,  как  путник)

6.Сравни  настроение  героев  стихотворения  «Зимнее  утро»  и  стихотворения  «Зимний  вечер».  Приведи  цитаты.

7.Какой  образ  природы  дан  в  начале  стихотворения?

8.С  кем  и  с  чем  сравнивает  поэт  бурю?  (буря - как  зверь,  как  дитя,  как  путник)

9.Как  относится  поэт  к  своей  няне?

10.Приведи  прием  антитезы  в  этом  стихотворении.

11.Спокоен  ли  лирический  герой  стихотворения  и  чувствует  ли  он  себя  защищенным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"

Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер" может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе....

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...