«Как можно рассказать о мужике и медведе языком слов и мультипликации. Приёмы создания сказочного и анимационного образа»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
На предлагаемом уроке ученики более подробно исследуют образы сказочных героев, созданных языком слов и анимации. Сравнивают два жанра: жанр словесного произведения и анимации. Данная работа поможет детям более ярко изобразить героев при чтении сказки по ролям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzhik_i_medved.doc | 54 КБ |
muzhik_i_medved.ppt | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению
(программа Эльконина – Давыдова, автор учебника Е.И.Матвеева)
2 класс
Тема: «Как можно рассказать о мужике и медведе языком слов и мультипликации. Приёмы создания сказочного и анимационного образа»
По русской народной сказке «Мужик и медведь» и мультфильму «Вершки и корешки» (продолжительность 11:34; Союзмультфильм, 1974г)
Пояснительная записка:
Сказка «Мужик и медведь» изучается в самом начале цикла уроков «Русская народная сказка». Этот цикл уроков формирует целевое умение выделять содержательные особенности сказки, учит выразительно читать текст в указанном жанре.
Предлагаемый урок проводится после урока знакомства и первичной работы над текстом сказки «Мужик и медведь». На предыдущем занятии дети исследовали данное произведение со следующих позиций: содержание и вид сказки (бытовая сказка).
На предлагаемом уроке ученики более подробно исследуют образы сказочных героев, созданных языком слов и анимации. Сравнивают два жанра: жанр словесного произведения и анимации. Данная работа поможет детям более ярко изобразить героев при чтении сказки по ролям.
Цели урока:
1. Формирование предметных знаний и умений:
- формирование представления о бытовой сказке;
- формирование представления о художественных средствах создания образа писателем и мультипликатором.
2. Формирование общеучебных умений:
- сравнение произведений разных жанров (сказка словесная, сказка анимационная);
классификация признаков сказки; анализ и обобщение материала исследования.
Задачи урока:
1. Развивать интерес к предмету.
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарь за счёт знакомства с устаревшей лексикой.
3. Развивать эмоциональную сферу личности ребёнка.
4. Воспитывать познавательную активность.
5. Воспитывать культуру восприятия нового произведения (анимационного фильма).
6. Формировать межличностные отношения учащихся в групповой работе.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран, презентация к уроку.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | № слайда |
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи | 1. Дома вы должны были отработать выразительное чтение сказки «Мужик и медведь». Проверка домашнего задания. -По каким критериям мы будем оценивать чтение одноклассников? 2. Сегодня мы более подробно изучим образы героев сказки «Мужик и медведь». Исследуем приёмы создания сказочного словесного и анимационного образа. | Критерии оценки домашнего чтения: - правильность чтения; -способ и темп чтения (чтение целыми словами или послоговое чтение; достаточный или недостаточный темп; громкость и внятность) -выразительность чтения (передача настроения и характеров героев; соблюдение пауз и логических ударений; выделение синтагм) Дети оценивают чтение одноклассников. |
Слайд № 3 |
2. Работа по теме урока Акцентное вычитывание 3. Знакомство с жанром мультипликации 4. Работа в группах. Чтение сказки по ролям. | -Какими вы представили главных героев сказки? -Давайте посмотрим, как языком слов создавался образ медведя. Найдите в тексте слова, характеризующие этого героя. - Теперь давайте понаблюдаем, как языком слов создавался образ мужика. 3. Сейчас вам предстоит познакомиться с другим жанром: с жанром анимационного фильма. Давайте понаблюдаем, как автору мультфильма удалось создать выразительные образы медведя и мужика.
4. Обсуждение - Что особенно понравилось вам в мультфильме? -Чем отличается сказка словесная от мультфильма? -Что сделали режиссёр и аниматор для создания неповторимого образа медведя? Мужика? - Одинаковы ли приёмы создания образов героев в словесном произведении и мультфильме? Распределите в группе роли в сказке: мужик, медведь, автор, контролёр-суфлёр. Прочитайте сказку по ролям. -По каким критериям будем оценивать чтение сказки по ролям? -Чем чтение по ролям отличается от выразительного чтения? Прослушивание чтения сказки по ролям. Оценивание. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выслушиваются ответы детей. Медведь сердитый, злой, жадный. «Мужик, я тебя сломаю» говорит он мужику только за то, что тот посеял в лесу репу. Считает себя хозяином леса «не езжай ко мне в лес», заносчивый. Он неуклюжий («из дубровы вылезает») Обидчивый «Мужик, обманул ты меня! Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю» Глупый и ленивый. Сам трудиться не желает, поэтому попытался отобрать часть урожая у мужика. Но собственная глупость его подвела. Мужик работящий, трудолюбивый «Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает» Он находчивый, остроумный, смекалистый, умный. Благодаря своей сообразительности спас и себя, и свой урожай, обманул жадного и глупого медведя дважды. «Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки» Смотрят мультфильм (продолжительность просмотра 11 минут) Учащиеся делятся своими впечатлениями В словесном произведении образ создаётся с помощью языковых средств, особых словесных интонаций. В мультфильме огромную роль в создании образа играют звуки, свет, движение фигур, музыка, крупный план и дальний план. Ничего подобного в тексте нет. Работа в группах по 3-4 человека. Дети распределяют роли в группе. Читают сказку по ролям. Критерии выразительного чтения сказки по ролям: - техника чтения (правильность чтения; чтение целыми словами; распределение ролей) - выразительность чтения (передача голосом настроение героя, его характера) Оценка выразительности чтения одноклассников. | Слайд № 4 |
Итог урока. Домашнее задание. | -Чем занимались мы сегодня на уроке? -Помогла ли нам проведённая работа в достижении выразительного чтения по ролям? Дома вам предстоит выполнить задание № 6 учебника (пересказать сказку близко к тексту, передавая интонацией характеры героев) | На уроке наблюдали как созданы языком слов образы глупого, жадного медведя и остроумного, находчивого мужика. Сравнивали два жанра: жанр словесного произведения и мультфильма |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь». + пояснительная записка к уроку...
Сказка "Мужик и медведь"
Сказка "Мужик и медведь"...
Презентация к логопедическому занятию. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"
Презентация к логопедическому занятию Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"...
Логопедическое занятие . Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"
Логопедическое занятие по развитию связной устной речи на материале сказки...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")
Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...