2012 г. Урок литературного чтения 3 класс Канакина В.П.
методическая разработка по чтению (3 класс)
Тема "И.А. Крылов "Ворона и лисица""
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_3_klass_kanakina_v.p..docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевцова О.А
учитель начальных классов
МБОУ «Волоконовская СОШ №1»
Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России»
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
3 класс
Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
образовательные – создать условия для анализа художественного произведения, определения основной мысли через работу с художественным текстом; способствовать формированию умения выразительно читать произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях.
развивающие – способствовать развитию умения правильного выразительного чтения через взаимодействие в парах в работе с художественным текстом; развитию творческих умений через содержание материала урока, через создание творческих работ; содействовать развитию коммуникативных навыков через форму организации учебной деятельности.
воспитательные - создать условия для воспитания интереса к литературному слову, развития чувства прекрасного через содержание учебного материала.
Оборудование к уроку:
- Портрет И.А.Крылова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого.
- Учебники, тетради с рисунками детей, ручки, цветные карандаши.
- Компьютер, проектор.
- Карты контроля на каждого ученика.
- Магнитная доска.
- Карточки с изобразительными выразительными средствами языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно.
Слушаем внимательно! (повторение правил посадки);
- Речевая разминка.
На лужайке, на ромашке
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
- Прочитайте выразительно, шепотом, с постановкой логического ударения на последнее слово.
III. Проверка домашнего задания.
Из рисунков учащихся организуется выставка.
– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?
– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?
– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.
– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?
– Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно...
– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?
– Но сначала послушаем басню еще раз.
Учащиеся рассказывают басню наизусть или читают. Также дети могут прочесть басню по ролям.
Физкультминутка
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
- Изучение нового материала.
- Ребята, посмотрите на доску и найдите среди этих 3 портретов - Ивана Андреевича Крылова. (на доске портреты - И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой).
- Правильно, молодцы! (Оставляю портрет И. А. Крылова, остальные портреты убираю).
- А что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылова? (ребята рассказывают
факты из биографии)
- Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и назвал его "истинно народным поэтом". Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и бедному, и богатому - все они видят себя как в зеркале.
- Закончите предложения - баснописец пишет :. (басни).
- И. А. Крылов был басно:..! Скажите какие вы знаете басни Крылова?(ребята называют изученные раннее басни, а учитель вывешивает карточки с их названием на доску вокруг портрета автора)
- Что такое басня? (небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеивают недостатки, пороки людей, который всегда поучителен, помогает бороться нам со своими недостатками, подсказывает, как должен вести себя человек в этом мире.)
- На какой жанр литературы похожа басня? (на сказку)
- Почему? (животные разговаривают)
- Главные герои басни животные, но под ними подразумеваются, кто?
( люди)
- Что обязательно есть в басне? (мораль)
- Ребята, а что такое мораль? (мораль- это поучительный вывод, поучение; слова, которые нас учат, наставляют).
- Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова, а её название вы узнаете отгадав загадки:
"Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона)
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
- Верно отгадали! Басня так и называется "Ворона и Лисица"! Мы будем учиться читать её выразительно по ролям и узнаем, какая в этой басни мораль. (учитель вывешивает карточку с названием басни к остальным басням и к портрету Крылова).
1. Первичное восприятие (читает басню учитель)
- Послушайте басню и скажите: "Понравилась ли вам басня?"
Учитель выразительно читает басню!
- Понравилась басня?
- Что запомнилось?
2. Самостоятельное чтение басни учащимися.
- Ребята, прочтите басню теперь самостоятельно. Назовите слова, значение которых вам непонятно.
3. Словарно-лексическая работа.
ЛЕСТЬ - лицемерное, угодливое восхваление;
ЛЬСТЕЦ - льстивый человек.
ГНУСНЫЙ - внушающий отвращение, омерзительный;
ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ - взобраться с усилием на что-то высокое;
ПЛЕНИЛ - очаровал, привлек внимание;
ВЕЩУНЬИНА - принадлежащая вещунье;
ЗОБ - у птиц: расширенная часть пищевода.
4. Анализ содержания басни.
- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.
(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:)
- Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Дети читают эти слова).
- Какими качествами обладает Ворона? (глупая, медлительная, доверчивая)
- Какими качествами обладает Лисица? (хитрая, коварная, лживая)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей - Ворона?
(В сказках лисица, как правило, чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека
- Почему И. А. Крылов говорит, что лесть вредна, ведь любому человеку приятно слушать о себе хорошие слова? (Каждый должен знать свои достоинства и недостатки, чтобы не быть обманутым. Приятно, когда о тебе говорят правду.)
- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (читают отрывок)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (она поверила неправде, всем хочется, но возможности у всех разные)
V. Закрепление изученного материала.
– Найдите и прочитайте мораль басни.
– Прочитайте басню друг другу.
VI. Итог урока.
- Итак, наш урок подходит к концу. Верно ли моё высказывание, что мы на уроке читали сказку? (нет, это басня, так как в ней есть мораль; под животными подразумеваются люди)
- Как называется басня?
- Что такое басня? Какова мораль басни? Что осуждает Крылов в басне "Ворона и Лисица"?
- Какими мы не должны быть? (мы не должны льстить и поддаваться льстивым речам)
- Мы сегодня познакомились ещё с одной басней И. А. Крылова "Ворона и Лисица".
- Посмотрите на доску и посчитайте, сколько басен мы с вами уже знаем? (6)
- А кто помнит, сколько всего басен написал И. А. Крылов? (205 басен)
- Вот сколько ещё вы можете прочитать басен!!!
- Басни Ивана Андреевича Крылова читали, читают и будут читать. Порой в этих баснях
мы узнаем самих себя, они помогают нам бороться со своими недостатками и помогают нам узнавать жизнь!
VII. Домашнее задание:
1.выучить басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»,
2.подготовиться к чтению басни по ролям.
3. Сделать иллюстрацию к басне.
VIII. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе на 2012-2013 учебный год
Календарно – тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе на 2012-2013 учебный год № уроков Тема урока Тип урока ДатаЭлементы содержанияТребования к уро...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....