Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (СБО)
рабочая программа
Адаптированная программа для коррекционных школ на основе программы А.Р. Маллера ( Социально - бытовое ориентирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opni.zip | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка. Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке для 9 класса разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей». А. Р. Маллер, Москва 1983 год.
Учебно-методический комплект:
- Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя, под редакцией А.М. Щербаковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004, (Коррекционная педагогика);
- Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида: пособие для учителя, под редакцией В.В.Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006, (Коррекционная педагогика).
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003.Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышения уровня общего развития учащихся.
Распределение учебного материала – 3 часа в неделю, 34 учебных недели – всего 102 ч.
Календарно-тематическое поурочное планирование: Социально – бытовое ориентирование
№ урока | № п/п | дата | Наименование раздела программы/кол-во часов | Тема урока | Форма/тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню усвоения | Вид/форма контроля | Оборудование.информационное сопровождение,демонстрации. Лабораторные и практические работы | |
план | факт | |||||||||
1 | 1 | Правила личной гигиены – основа здорового образа жизни. | -о вреде алкоголя, курения, наркотиков и токсичных веществ. | -о вреде алкоголя, курения, наркотиков и токсичных веществ. | текущий | -просмотр учебных фильмов о вреде курения, алкоголя, наркотиков и токсических веществ. | ||||
2 | 1 | Вред курения. | текущий | |||||||
3 | 1 | Вред алкоголя. | текущий | |||||||
4 | 1 | Бюджет семьи 10 ч | текущий | |||||||
5 | 1 | Основные статьи расходов (повторение). | - основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона, и др.; -виды и цели сбережений; -виды и цели страхования; -виды кредитов;
| - основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона, и др.; -виды и цели сбережений; -виды и цели страхования; -виды кредитов; | текущий | -экскурсия в ЖЭК (ДЭЗ) и т.п. и в сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. | ||||
6 | 1 | Расходы на удовлетворение культурных потребностей. | текущий | |||||||
7 | 1 | Экономия в домашнем хозяйстве. | текущий | |||||||
8 | 1 | Экономия в домашнем хозяйстве. | текущий | |||||||
9 | 1 | Сбережения. Виды вкладов. | текущий | |||||||
10 | 1 | Сбережения. Виды вкладов. | текущий | |||||||
11 | 1 | Государственное страхование (обязательное, накопительное). Кредит | текущий | |||||||
12 | 1 | Оформление кредита. | текущий | |||||||
13 | 1 | Экскурсия в Сбербанк. |
| текущий | ||||||
14 | 1 | Экскурсия в Сбербанк. | текущий | |||||||
14 ч | Одежда и обувь (8 часов) | |||||||||
15-16 | 2 | Мода. Стиль в одежде. | -размеры своей одежды и обуви; --гарантийные сроки носки; -способы обновления одежды с помощью мелких деталей; -средства выведения пятен с одежды в домашних условиях; -общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др. -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен. -правила стирки изделий из тюля, трикотажа. | -размеры своей одежды и обуви; --гарантийные сроки носки; -способы обновления одежды с помощью мелких деталей; -средства выведения пятен с одежды в домашних условиях; -общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др. -санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен. -правила стирки изделий из тюля, трикотажа. | определение собственных размеров одежды и обуви; -экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с разделами соответствующими ученику; -выведение пятен в домашних условиях со строжайшим соблюдением безопасности. | |||||
17-18 | 2 | Выбор одежды и обуви при покупке. | текущий | |||||||
19-20 | 2 | Варианты обновления одежды (замена мелких деталей). | текущий | |||||||
21 | 1 | Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. | текущий | |||||||
22 | 1 | Обобщение пройденного материала. | - | текущий | ||||||
Культура поведения (2 часа) | ||||||||||
23-24 | 2 | Правила общежития. Сюжетно-ролевые игры. | -правила поведения в обществе – правила приема гостей (правила хозяев при встрече и расставании, во время визита). | текущий | ||||||
25 | 1 | Приём гостей. Сюжетно-ролевые игры «Вечеринка», «Чашка чаю». | правила поведения в обществе – правила приема гостей (правила хозяев при встрече и расставании, во время визита). | текущий | ||||||
Торговля (3 часа) | ||||||||||
24-26 | 3 | Продуктовый рынок. Отделы рынка. Стоимость некоторых продуктов. Особенности приобретения продуктов на рынке. | -рынок, его виды; -основные отличия его от магазина; -правила поведения на рынке; -права покупателя на рынке; -цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь, и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары; -назначение комиссионного магазина, его особенности. | -рынок, его виды; -основные отличия его от магазина; -правила поведения на рынке; -права покупателя на рынке; -цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь, и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары; -назначение комиссионного магазина, его особенности. | текущий | -экскурсия на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции; -нахождение более низких цен на одноимённую продукцию; -сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название товара. | ||||
27-28 | 2 | Комиссионный магазин, его особенности. | текущий | |||||||
Семья и семейные отношения (4 часа) | ||||||||||
29-30 | 2 | Основы семейных отношений. Традиции, досуг. Организация отдыха. | -основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; -семейные традиции; -о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; -обязанности, связанные с заботой о детях | текущий | -упражнения в планировании бюджета и распределении обязанностей в семье. | |||||
31 | 1 | Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи, связанные с заботой о детях. | других деталей интерьера; -правила сохранения жилого фонда. | текущий | ||||||
32 | 1 | Распределение хозяйственно – бытовых обязанностей между членами семьи. | текущий | |||||||
33 | 1 | Семейные ситуации. Ролевая игра «Условия создания семьи». | ||||||||
Жилище (4 часа) | ||||||||||
34-35 | 2 | Рациональная расстановка мебели в квартире. | -правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); -требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; -правила сохранения жилого фонда. | -правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); -требования к подбору занавесей, светильников и | текущий | -упражнения в расстановке мебели, подборе деталей интерьера | ||||
36-37 | 2 | Интерьер. | текущий | |||||||
38 | 1 | Виды уборки квартиры: Ежедневная, еженедельная, сезонная (повторение). | текущий | |||||||
39-41 | 3 | Сохранение жилого фонда (косметический ремонт: оклейка стен обоями, покраска окон, дверей). | ||||||||
Транспорт (2 часа) | ||||||||||
42-43 | 2 | 2 чет | Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Службы аэровокзала. | -основные маршруты самолётов; -службы аэровокзала; -стоимость проезда; -порядок приобретения и возврата билетов; -правила посадки в самолёт; -правила поведения в аэропорту; -правила безопасности во время полёта самолетом, вертолетом | -основные маршруты самолётов; -службы аэровокзала; -стоимость проезда; -порядок приобретения и возврата билетов; -правила посадки в самолёт; -правила поведения в аэропорту; -правила безопасности во время полёта самолетом, вертолетом. | текущий | -выбрать пункт назначения; -определить номер рейса самолёта, стоимость билета; -уточнить свои возможности для приобретения билета «туда и обратно»; -рассчитать средства с учётом дополнительных затрат от аэропорта до города. | |||
44 | 1 | Порядок приобретения билета и их возврат. | текущий | |||||||
Средства связи (4 часа) | ||||||||||
45 | 1 | Посылки. Правила упаковки и отправление. | -перечень предметов посылаемых в посылке; -максимальный вес посылки; -виды и способы упаковок; | -перечень предметов посылаемых в посылке; -максимальный вес посылки; -виды и способы упаковок; | текущий | -заполнение бланков на отправку посылки; -упаковка посылки; -определение стоимости отправки простых и ценных посылок. | ||||
46 | 1 | Посылки. Правила упаковки и отправление. | текущий | |||||||
47-48 | 2 | Виды денежных переводов. Заполнение бланков. | текущий | |||||||
49 | 1 | Экскурсия на почту – отдел посылок. | текущий | |||||||
Предприятия бытового обслуживания (3 часа) | ||||||||||
50-51 | 2 | Предприятия бытового обслуживания. Назначение. | -местонахождение предприятия бытового обслуживания населения; -какие виды услуг оно оказывает; -правила пользования услугами; -стоимость обслуживания; -профессии работников этого предприятия. | -местонахождение предприятия бытового обслуживания населения; -какие виды услуг оно оказывает; -правила пользования услугами; -стоимость обслуживания; -профессии работников этого предприятия. | текущий | -экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью. | ||||
52-53 | 2 | Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия. | текущий | |||||||
54 | 1 | Экскурсия на предприятие бытового обслуживания. | текущий | |||||||
Трудоустройство (12 часов) | ||||||||||
55 | 1 | Ситуация выбора после окончания 9 класса. | -учреждения и отделы по трудоустройству; -местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; -виды документов, необходимых для поступления на работу; -правила перехода с одной работы на другую; -перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. | -учреждения и отделы по трудоустройству; -местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; -виды документов, необходимых для поступления на работу; -правила перехода с одной работы на другую; -перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. | текущий | -экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству; -знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы; -составление деловых бумаг: заявления, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки. | ||||
56 | 1 | Краткая характеристика рабочих мест. | текущий | |||||||
57 | 1 | Трудоустройство. Временная и постоянная занятость. | текущий | |||||||
58 | 1 | Трудоустройство. Временная и постоянная занятость. | текущий | |||||||
59 | 1 | Охрана труда несовершеннолетних. | текущий | |||||||
60 | 1 | Охрана труда несовершеннолетних. | текущий | |||||||
61 | 1 | Трудовой договор.. | текущий | |||||||
62 | 1 | Трудовой договор. | текущий | |||||||
63 | 1 | Временные работы. | текущий | |||||||
64 | 1 | Временные работы. | текущий | |||||||
65 | 1 | Работа на время каникул. | текущий | |||||||
66-67 | 2 | Рекомендации учителя. | текущий | |||||||
Питание (11 часов) | ||||||||||
68-69 | 2 | Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности в процессе приготовления пищи. | -значение диетического питания; -особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста; -названия и рецепты 1-2 национальных блюд. | текущий | -работа с литературой; -подбор рецептов диетического питания; -составление меню диетического питания на день, неделю; -составление меню на день, неделю для ребёнка ясельного возраста; -запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его; -составление меню праздничного стола и сервировка его. | |||||
70 | 1 | Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста. | текущий | |||||||
71-72 | 2 | Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. | текущий | |||||||
73-74 | 2 | Рецепты приготовления национальных блюд. | текущий | |||||||
75 | 1 | Отваривание пельменей и приготовление соусов. | текущий | |||||||
76 | 1 | Отваривание пельменей и приготовление соусов. | текущий | |||||||
77 | 1 | Приготовление вегетарианского борща. | текущий | |||||||
78 | 1 | Приготовление вегетарианского борща. | текущий | |||||||
79 | 1 | Выпечка блинов из дрожжевого теста. | текущий | |||||||
80 | 1 | Выпечка блинов из дрожжевого теста. | текущий | |||||||
81-82 | 2 | Рецепты приготовления диетических блюд. | текущий | |||||||
Медицинская помощь (часов) | ||||||||||
83-84 | 2 | Домащняя аптечка | Способы оборудования места для хранения лекарств | Знать основной состав домашней аптечки. Уметь использовать лекарственные средства при оказании первой помощи. | текущий | Домашняя аптечка | ||||
85 | 1 | Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению. | способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | -способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | текущий | -сюжетная игра – больной в доме. -уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применение лекарства, составление графика приёма; -поправка постели. Организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. | ||||
86 | 1 | Листок нетрудоспособности. | текущий | |||||||
87 | 1 | Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению. | способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | -способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | текущий | -сюжетная игра – больной в доме. -уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применение лекарства, составление графика приёма; -поправка постели. Организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. | ||||
88-89 | 2 | Уход за больным. | текущий | |||||||
90-92 | 3 | Обобщение пройденного материала.. | текущий | |||||||
93-94 | 2 | Инфекционные заболевания. | способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | -способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | текущий | -сюжетная игра – больной в доме. -уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применение лекарства, составление графика приёма; -поправка постели. Организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. | ||||
95 | 1 | Инфекционные заболевания. | способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | -способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; -меры по предупреждению инфекционных заболеваний; -правила и приёмы ухода за больным; -условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. | текущий | -сюжетная игра – больной в доме. -уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применение лекарства, составление графика приёма; -поправка постели. Организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. | ||||
96-97 | 2 | Лекарственные растения | Возможность применения лекарственных растений в лечебных целях. | Знать лечебные свойства лекарственных растений. Уметь готовить настои. | текущий | |||||
98 | 1 | Тестирование | ||||||||
99-100 | 2 | Итоговый урок | ||||||||
101-102 | 2 | Урок повторения | текущий |
Итого: 102 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ПРОГРАММЫОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Авторская программа "Обучение грамоте и письму детей с проблемами в развитии в условиях детского дома"
Нарушение речи, отставание в овладении грамотой отрицательно влияют на формирование личности ребенка, способствуют развитию отрицательных черт характера (негативизм, замкнутость, нерешительность, агре...
Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей НИИ ДЕФЕКТОЛОГИИ.
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ . В ПОМОЩЬ ДЕФЕКТОЛОГУ....
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (ПТО)
Адаптированная программа для коррекционных школ А.Р. Маллера по предмету Профессионально- техническое обучение...
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера ( ХБТ)
Рабочая программа по хозяйственно – бытовому труду и привитию навыков самообслуживания для 8 класса разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых д...
Программа обучения глубоко-умственно отсталых детей А.Р. Маллера (Физкультура и движение)
Рабочая программа по физической культуре и развитию движений для 8 класса разработана на основе «Программы обучения глубоко умственно-отсталых детей». А. Р. Маллер, Москва 1983 год....