С. Михалков "Мой щенок"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок разработан в соответствии с программой по УМК "Школа России". На уроке учащиеся продолжают знакомиться с творчеством С. Михалкова; формируется положительная мотивация к литературному чтению; прививается любовь и ответственное отношение к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « С.В. Михалков. « Мой щенок»

Цели  и задачи урока:

Образовательные:

  1. продолжить знакомство детей с творчеством С.В.Михалкова;
  2. продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний;

Развивающие:

  1. организация эмоционального читательского восприятия текста;
  2. развитие творческих способностей;

Воспитательные:

  1. формирование положительной мотивации к литературному чтению;
  2. прививать любовь и ответственное отношение к животным;

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, кроссворды.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.

У. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством замечательного русского поэта и писателя Сергея Владимировича Михалкова.

Слайд 1.

 На этом уроке будем учиться  читать выразительно стихотворение «Мой щенок» и постараемся выучить отрывок из него наизусть.

- Ребята, а какие книги Сергея Владимировича вы знаете?

У. Отгадайте загадку: «Кто лежит под крылечком, а хвост колечком?»

У. Давайте прочитаем пословицу.

Слайд 2.

« Собака человеку – неизменный друг».

Объясните значение этой пословицы.

( Ученики объясняют её значение)

У. Наверное каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая – она многого не умеет, её надо всему научить. А то может получиться так, как в сказке «Тимка обиделся».

      3.   Просмотр спектакля «Тимка обиделся».

Приложение 1.

        4. Анализ спектакля.

У .  Почему Тимка обиделся на ребят?

   -  Чему учит нас эта сказка?

       5.  Работа над стихотворением С.В.Михалкова

«Мой щенок»

У. А сейчас, ребята, откройте учебник. Прежде чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение некоторых слов и выражений.

Слайд 3.

( Учитель выразительно читает стихотворение «Мой щенок».)

У. Как девочка относилась к своему щенку?

У. Ребята, сейчас вы сами прочитаете стихотворение очень внимательно, потому что после чтения должны будете отгадать кроссворд

( Учащиеся самостоятельно читают стихотворение).

У. Дети, чтобы отгадать имя, которое я придумала для девочки, нужно ответить на пять вопросов и заполнить пустые клеточки.

Работа в парах.

Приложение 2.

Проверим , как вы справились с заданием

Слайд 4.

Физминутка

                Обучение детей выразительному чтению.

У. Как нужно читать 1-6-ю строчки стихотворения? (с чувством тревоги)

      Как читать с 7-й по 22- ю строчки, где рассказывается о том, что делал щенок утром? ( спокойно с удивлением)

       Какое чувство нужно показать, читая строчки с 23-й по 28-ю?  ( грусть, тревогу).

       Как нужно прочитать слова матери? (спокойно)

 Как прочитать строчки, где девочка горюет, что пропал щенок? (грустно).

     Как, ребята, вы будете читать строчки, где появляется щенок? (с чувством удивления, страха, потом -  с чувством жалости).

Слова мамы как прочитаем?

     « Дверь закрой!

         К нам летит пчелиный рой » (быстро и с тревогой)

  Как прочитать последние строчки стихотворения? (сначала с чувством жалости и любви, а потом -  последние строчки с чувством гордости).

    « Я не бегаю к врачу –

        Я сама его лечу».

У. Ребята, посмотрите на экран. Найдите отрывок из стихотворения, который подходит к этой иллюстрации

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Физминутка для глаз

 У. А теперь давайте попробуем сами придумать стихи

Слайд

Глазки, лекарство, щенок, ласки, не одинок. ( Для сильных учащихся)

У. А сейчас мы будем учить отрывок  из этого стихотворения наизусть – последние семь строчек и то, что сочинили сами

( Дети заучивают наизусть и читают).

6. Задание на дом.

Выучить наизусть какой – либо понравившийся отрывок из этого стихотворения.

7. Проверка домашнего задания.

У. Ребята, что вам было задано на сегодня?

(Нарисовать животных, которых очень любим, и сочинить о них стихи)

8. Итог урока.

У. Скажите, ребята, что вам на уроке понравилось?

У. А чему вас этот урок учил?

А над чем этот урок заставил вас задуматься?

У. Я очень рада, что всем понравился этот урок, что он вас чему-то научил, заставил задуматься.

Слайд 10.

Приложение 1.

« Тимка обиделся».

Д е  й с т в у ю щ и е   л и ц а:

Юра

Катя

Щенок Тимка

Ворона

Ворон Вороновский

Катя. Юра, ты куда? Сегодня твоя очередь с Тимкой гулять!

Юра. (останавливается).Не могу я, видишь?

Катя. Ничего не вижу!

Юра. Меня ребята на улице ждут.

Катя. Подождут.

Юра. У меня опять шина сдуется!

Катя. Не сдуется!

Юра. Сама можешь погулять!

Катя. Не могу, меня девочки ждут!

Юра. Подождут!

Катя. Я новое платье надела. Запачкаю.

Юра. Не запачкаешь!

Катя. (ему в след). Юра, Юра, куда ты? Сегодня же твоя очередь! Вот так всегда! (Хватает щенка на руки, тискает) Тимочка, ты мой маленький! Тимочка, ты мой бедненький! Вот какой Юрка не хороший! Сегодня ведь его очередь! Его! Из принципа не пойду! Нужно же Юрку воспитывать! Ой, прямо ничего не успеваю! (Бросает Тимку и убегает.)

Тимка один, тяжело вздыхает. Нюхает свою пустую миску, носом переворачивает её, скулит.

Тимка. Вот так всегда. То им некогда, то они воспитывают друг друга. Пить хочется. Хорошо зайцу… Но ведь я живой. Солнышко

На форточку садится ворона.

Ворона. Кар-р! Чего скулишь?

Тимка. Опять меня бросили. Поесть не дали, воды не оставили. Только тискают – у меня уже бока болят. Не любят они меня…..

Ворона. Безобразие! А ты от них убеги!

Тимка. Дверь заперта.

Ворона. А ты в форточку!

Тимка. Высоко… А у меня крыльев нет.

Ворона. Безобразие!

Тимка. Эх, превратиться бы в игрушку! Сидел бы себе на диване, забот не знал. Ни есть, ни пить не хочется и гулять не обязательно. Сидел бы себе вместо подушки!

Ворона. А ты превратись!

Тимка. А как? Волшебной палочки у меня нет!

Ворона. Волшебная палочка – пр-р-рошлый век. Теперь применяют современные средства.

Тимка. Какие?

Ворона. А не передумаешь?

Тимка.  ( нюхает плюшевого зайца). Интересно, какие же это современные средства, чтобы превратиться в игрушечного? Может быть, мёртвая вода – слышал я про такую в сказке, или ледяной посох, как у Морозко?.. Или волшебное слово?

Ворона. Договорились! Прилетит!

Тимка. Кто прилетит?

Ворона. Знаменитый профессор Вороновский! Мировая известность! Пролётом в наших краях! Только что провел сеанс на соседней крыше. Огромный успех! Между прочим, мой старинный приятель…

Прилетает Вороновский.

В –ский. Кр –ра! Где больной?

Ворона. Вот больной.

Тимка. Я не больной.

Вороновский. На что жалуетесь?

Тимка. Я бы хотел превратиться в игрушечного…

Вороновский. Кр –ра! Смотрите на меня!

Тимка. А что я должен делать?

Вороновский. Не разговаривать!

Тимка. А как же мне…

Вороновский. Смотрите на меня. Вы уже превращаетесь.

Тимка. Уже?

 Вороновский. Не волнуйтесь, не напрягайтесь! Всё уже происходит…. Всё уже совершается…

Тимка. Да7

Вороновский. Я желаю вам только добра!

Тимка. (подёргивает лапами). Но у меня двигаются…

Вороновский. Если у вас сами двигаются лапы или раскачивается голова, то не обращайте внимания. На счёт «три» всё придёт в норму. Кр –ра! Кр – ра! Кр – ра! (срывается и улетает).

Ворона. Ну,  как ты? Превратился?

Тимка. (растеряно). Не знаю…

Шум за дверью, раздаются детские голоса.

Ворона. Кажется , дождик начинается…Кар – р!

Вбегают дети, стряхивают капли дождя.

Юра. ( бросая велосипед). Тимка, ко мне! Ко мне, Тимка!

Катя. Тимка, ко мне! Ко мне! Ко мне!

Тимка не двигается.

 

Катя. Ой! Что с ним?

Юра. Ты почему команду не выполняешь, а ? Тимка…ты… Ты что, заболел?. ( трогает его нос). Холодный… Тимка, ну Тимочка…

Катя. У него же в миске воды нет! А у собаки всегда должна быть вода в миске.  ( Наливает в миску воду). Хочешь, Тимочка, попить? Ну, попей… Не двигается!

Юра. Он же есть хочет! Мы его не накормили!. (Убегает.)

Катя рассматривает Тимку, тихонечко его гладит. Возвращается Юра с косточкой.

   

Юра. Поешь, Тимка! Смотри, какая косточка!.. Сахарная! Даже носом не повел…

Катя. Юра, посмотри, он стал совсем… как игрушечный.

Юра. Вот ещё! Вздор какой! Он просто обиделся! И притворяется! Но я сейчас его мигом  расшевелю. ( Бежит к двери, берёт в руки висящий там ошейник.) Тимка, гулять! Ко мне, Тимка! Гулять! На улицу!  Тимка, ты что же… даже гулять не идёшь?!

Катя начинает плакать, за ней – Юра. Прилетает ворона.

Ворона. Кар –р! Чего ревёте?

Катя. У нас Тимка… Тимочка стал игрушечный!

Ворона. Безобразие! А чего ему ещё делать оставалось, раз вы ещё такие маленькие?

Юра. Мы не маленькие.

Ворона. А что же вы в него всё играли, как в игрушку? Пить-есть не давали, гулять – не гуляли, а только мяли да тискали, как подушку.

Катя. Мы больше не будем!

Юра. Мы теперь всё делать будем1

Ворона. Кар –р! Счастье ваше, что я ученица профессора Вороновского. Сейчас досчитают до трёх и оживлю его. Кар –р!Кар –р! Кар –р! Эй, как ты там?

Тимка. Не знаю.

Ворона. Ладно, превращайся обратно, Видишь, ревут? По-моему они всё поняли.

Тимка. Гав! Гав! Гав! Гав! Гав!

Дети, визжа от радости, хватают его, но тут же отпускают. Катя подносит ему мисочку с водой, Юра – косточку. Осторожно гладят его. Тимка пьёт воду, грызёт косточку.

Ворона. Кар –р! То-то же! Он хоть маленький, да живой! А живого уважать нужно! Кажется, и дождик прошёл….

Юра. Тимка, гулять!

Дети с Тимкой убегают.

Ворона. ( к зрителям.) А у вас, ребята, зверюшки живые есть –щенки, котята, черепашки да хомячки? .. ВЫ их кормите? Воды вовремя наливать не забываете? Гулять водите? В руках зря не тискаете? Кар – р! Ну, молодцы!

Приложение 2.

Кроссворд  

п

ч

е

л

и

н

ы

Й

ж

б

а

Н

п

л

а

с

т

о

м

с

т

и

х

и

л

а

я

л

Вопросы:

  1. Какой рой летел за щенком?
  2. Как называется сосуд, который перевернул щенок?
  3.  Как лежал щенок после укусов пчёл?
  4. Какую книжку порвал щенок у папы? Как она называлась?
  5. Что делал щенок,  чтобы разбудить семью?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Михалков " Мой щенок"

Цели: Обобщить знания детей о творчестве С.В. Михалкова,познакомить учеников с произведением “Мой щенок”, учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения,...

Урок литературного чтения. С. В. Михалков. «Мой щенок»

Этот материал предназначен для учителей нач. классов, для урока чтения....

Урок литературного чтения С. Михалков "Мой щенок"

Урок литературного чтения во 2 классе. Дети знакомятся с произведением С. Михалкова "Мой щенок"...

Урок чтения по теме “Весёлые стихи. С.В.Михалков “Щенок”. УМК "Школа 2100"1 класс.

Урок чтения: знакомство с новым произведением. Использовалась технология диалогового взаимодействия при работе с текстом....

изложение щенок

Обучающее изложение по вопросам....

презентация к уроку С. Михалкова "Мой щенок"

презентация к уроку С. Михалкова "Мой щенок" 2 класс чтение ФГОС...