открытый урок по чтению Б Пастернак "Золотая осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Цели: 1)Познакомить с биографией Пастернака.Определить его
тему и особенности стихотворения.
2).Развивать выразительность чтения стихотворения.
3).Воспитывать чувства любви к природе, патриотизма, эстетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy__urok__po__chteniyu_v_4_klasse.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по чтению. 4 класс.
Тема:Б.Пастернак. «Золотая осень.»
Цели: 1)Познакомить с биографией Пастернака.Определить его
тему и особенности стихотворения.
2).Развивать выразительность чтения стихотворения.
3).Воспитывать чувства любви к природе, патриотизма, эстетики.
Оборудование: портрет Б. Пастернака,
Ход урока.
1.Орг.момент.
Звучит музыка П,Чайковского.
-Сегодня у нас ребята непростой урок.
-Мы как в сказке попадаем среди зимы в золотую осень.
-Класс наш красиво украшен, все сверкает, как золото.
-Осень приготовила нам угощение- свои дары: фрукты, овощи.
2. Работа со стихами.
-Какие приметы осени вы знаете?
(Деревья меняют окраску, трава, отлет птиц, дни становятся короче).
-Скажите ребята, какие стихи об осени вы знаете?
а)Дети читают стихи.
Петров- «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. (Толстой)»
Веденеева-«Поздняя осень, грачи улетели» ( Н. Некрасов).
Бауржан- «Поспевает брусника» (К.Бальмонт).
Чернышов-
Гусева-
Ильина- «Славная осень! Здоровый, ядреный.» ( Н.Некрасов).
Липинина-«Есть в осени первоночальной» (Ф, Тютчев).
-Прсмотрите ребята, сколько много стихотворений мы вспомнили.
-А как вы думаете, почему столько поэтов посвятили свои стихи осени?(Красивая пора, деревья оделись в красивые наряды).
-Конечно осень замечательное, красивое время года.
-Как красиво поэт Н,Некрасов описывает первые дни осени. ( Слваная осень, здоровый. ядреный)
-Какие слова использует Н,Некрасов, рисуя первые дни осени?(Славная, здоровый, ядреный, студеный...).
-Любил дни начала осени и Ф,Тютчев.
-А каком периоде говорит Ф, Тютчев?
Есть в осени первоначальной
Короткая. Но дивная пора...
( О бабьем лете).
-А почему его называют «Бабье лето»?
(Потому что в осени есть такой период небольшой, когда становится тепло, совсем как летом и осень нам дает возможность попращаться с ним).
-Но особенно это время года любил А,С,Пушкин.
-Вот и вы, ребята, приготовили свои рисунки об осени.
б)Работа с рисунком.
-Рассмотрите внимательно выставку своих рисунков.
-Какие замечательные вы использовали краски осени.
в)Работа с пословицами и поговорками.
-А какие вы знаете пословицы и поговорки о осени?
(Один день- год кормит. Работай до поту, так поешь в охоту.)
-А какие загадки вы знаете об осени?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень).
Весной одевается,
Осенью раздевается.
(Лес).
-Так чем же ребята хороша осень? (Не только своей красотой, но и плодами).
-Посмотрите какие плоды она приготовила нам сегодня. ( Муляжи фруктов и овощей).
3) Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы познакомимся с биографией Бориса Постернака.
-Определим его тему и особенности стихотворения.
-Будем отрабатывать выразительное чтение стихотворения.
4) Изучение нового.
-Кто же такой был поэт Б,Постернак?
-Посмотрите на его портрет.
-Когда родился Б,Постернак? (1980 год).
-Когда умер? (1960 год).
-Давайте послушаем Светлану, что приготовила она о биографии поэта.
а) Биография Б,Постернака.
б)Слово учителя о поэте.
-У поэта много стихотворений на самые различные темы.
-Одной из самых любимых его тем была пейзажная лирика.
-Природа в стихах Б,Постернака одухотворена и олицетворена.
-Она становится действующим лицом наравне с человеком.
-И сейчас мы с вами в этом убедимся.
-Сегодня мы познакомимся с вами с его стихотворением «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
В)Чтение стихотворения учителем.
Г)Анализ стихотворения.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Какое впечатление вызвало у вас это стихотворение?
(яркая , красочная картина осени)
-Каким настроением проникнуто стихотворение?(чувство радости этим временем года)
Д) Словарная работа.
-В этом стихотворении встретилось много сложных слов.
-Эти слова я выписала на доску.Посмотрите.
ЧЕРТОГ - ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ
ПРОСЕКА -ТРОПИНКА
ОБРУЧ-
ВЕНЕЦ- ДРАГОЦЕННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБ ОР,КОРОНА.
ПОГРЕБЕННАЯ-
ФЛИГЕЛЯ- ДОМ ВО ДВОРЦЕ ЗДАНИЯ.
СГУСТОК - КОМОК
КАТАЛОГ- ПЕРЕЧЕНЬ
-Давайте откроем словарики и найдем эти слова.
-Послушаем какое значение этих слов нашла Яна в толковом словаре.
Е)Работа со строфами.
-А теперь представим, что мы художники.
-Нарисуем устно картины к строфам.
-Читаем первые четыре строчки.
-Обратите внимание, что первое предложение односложное.
-Б. Пастернак сразу выделяет осень, как главную героиню.
- Что можно нарисовать к этим строфам ?
(Осень, как сказочный дворец всем открытый для обзора.)
-Следующие строфы, что к ним можно нарисовать?
(В этом сказочном дворце ,т.е. в лесу как на выставке картин мы видим разные убранства деревьев: вязы ,ясени, осины.)
-Читаем следующие строфы. Что изобразим здесь?
(Липа как в драгоценном головном уборе, как в короне.)
(Лицо березы как будто под фатой)
-Следующие 8 строф читаем и рисуем устно картину к ним.
(Земля как дом во дворце здания вся усыпана листвой)
-Предпоследние строфы.
(Можно нарисовать зарю)
-Какие художественные средства использует автор?
( эпитеты, метафоры, сравнительные средства)
-Найдите в тексте эпитеты.
(сказочный чертог, фатой подвенечной и прозрачной, погребенная земля, в золоченых рамах, в желтых кленах, лист древесный, вишневый клей, древний уголок.)
-Найдите в тексте сравнительные средства.
(флигеля словно в золоченых рамах, т.е. дом во дворце как в золоченой рамке.
-Обруч золотой как венец на новобрачной.
-заря застывает в виде сгустка.)
-Найдите метафоры?
(лик березы
Бушует лист древесный
Зари вишневый клей
Сокровищ каталог
Перелистывает стужа.)
6) Чтение стихотворения хором.
7)Чтение стихотворения про себя под музыку.
8)Выразительное чтение стихотворения учеником.
9)Итог урока.
-С чем мы сегодня на уроке познакомились?
( с биографией Пастернака. С его творчеством ,особенностями написания стихотворений)
-Так в чем особенности написания стихотворения?
-Природа становится главным действующим лицом.
10)Д/З
-стр.114 выразительное чтение стихотворения.
рисунок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Конспект открытого урока по развитию речи. Тема: "Осень".
Материал может использоваться в детских садах и начальной школе....
Методическая разработка открытого урока по предмету «живопись» Тема: «Осенний натюрморт»
Методическая разработка урока предназначена для учащихся четвертого класса детской школы искусств. Программа ФГТ. Данная разработка урока направлена на повышение качества преподавания тема...
открытый урок литературного чтения " Осень"
Открытый урок предназначен для учащихся 2 классов по программе Климанова...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....