открытый урок по чтению Б Пастернак "Золотая осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кравченко Наталья Георгиевна

Цели: 1)Познакомить  с  биографией  Пастернака.Определить  его

                     тему  и  особенности  стихотворения.

           2).Развивать  выразительность  чтения  стихотворения.

           3).Воспитывать чувства  любви  к   природе,  патриотизма, эстетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy__urok__po__chteniyu_v_4_klasse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  чтению.                                                       4  класс.

 Тема:Б.Пастернак.  «Золотая  осень.»

Цели: 1)Познакомить  с  биографией  Пастернака.Определить  его

                     тему  и  особенности  стихотворения.

           2).Развивать  выразительность  чтения  стихотворения.

           3).Воспитывать чувства  любви  к   природе,  патриотизма, эстетики.

Оборудование: портрет Б. Пастернака,

                                           Ход  урока.

1.Орг.момент.

Звучит  музыка  П,Чайковского.

-Сегодня  у  нас  ребята  непростой  урок.

-Мы  как  в  сказке  попадаем  среди  зимы  в  золотую  осень.

-Класс наш  красиво  украшен, все  сверкает, как  золото.

-Осень  приготовила  нам  угощение- свои  дары: фрукты, овощи.

2. Работа  со  стихами.

-Какие  приметы  осени  вы  знаете?

(Деревья  меняют  окраску,  трава,  отлет  птиц, дни становятся короче).

-Скажите  ребята, какие  стихи  об  осени  вы  знаете?

а)Дети  читают  стихи.

Петров- «Осень.  Обсыпается  весь  наш  бедный  сад. (Толстой)»

Веденеева-«Поздняя  осень, грачи  улетели» ( Н. Некрасов).

Бауржан- «Поспевает  брусника» (К.Бальмонт).

Чернышов-

Гусева-

Ильина- «Славная осень! Здоровый, ядреный.» ( Н.Некрасов).

Липинина-«Есть  в  осени  первоночальной» (Ф, Тютчев).

-Прсмотрите  ребята,  сколько  много  стихотворений  мы  вспомнили.

-А  как  вы  думаете,  почему  столько  поэтов  посвятили  свои  стихи  осени?(Красивая  пора, деревья  оделись  в  красивые  наряды).

-Конечно  осень  замечательное,  красивое  время  года.

-Как  красиво  поэт  Н,Некрасов  описывает  первые  дни  осени. (  Слваная  осень,  здоровый.  ядреный)

-Какие  слова  использует Н,Некрасов,  рисуя  первые  дни  осени?(Славная,  здоровый,  ядреный,  студеный...).

-Любил  дни  начала осени  и  Ф,Тютчев.

-А   каком  периоде  говорит Ф, Тютчев?

                                    Есть  в  осени  первоначальной

                                    Короткая.  Но  дивная  пора...

( О  бабьем  лете).

-А  почему  его  называют  «Бабье  лето»?

(Потому  что  в  осени  есть  такой  период  небольшой,  когда  становится  тепло,  совсем  как  летом  и  осень  нам  дает  возможность  попращаться  с  ним).

-Но  особенно  это  время  года  любил  А,С,Пушкин.

-Вот  и  вы,  ребята,  приготовили  свои  рисунки  об  осени.

 б)Работа  с  рисунком.

-Рассмотрите  внимательно  выставку  своих  рисунков.  

-Какие  замечательные  вы  использовали  краски  осени.

в)Работа  с  пословицами  и  поговорками.

-А  какие  вы  знаете  пословицы  и  поговорки  о  осени?

(Один  день- год  кормит.  Работай  до  поту,  так  поешь  в  охоту.)

-А  какие  загадки  вы  знаете  об  осени?

Пришла  без  красок  и  без  кисти

И  перекрасила  все  листья.

(Осень).

Весной  одевается,

Осенью  раздевается.

(Лес).

-Так  чем  же  ребята  хороша  осень? (Не  только  своей  красотой,  но  и  плодами).

-Посмотрите  какие  плоды  она  приготовила  нам  сегодня. ( Муляжи  фруктов  и  овощей).

3) Сообщение  темы  и  целей  урока.

-Сегодня  мы  познакомимся  с  биографией  Бориса  Постернака.

-Определим  его  тему  и  особенности  стихотворения.

-Будем  отрабатывать  выразительное  чтение  стихотворения.

4) Изучение  нового.

-Кто  же  такой  был  поэт  Б,Постернак?

-Посмотрите  на  его  портрет.

-Когда  родился  Б,Постернак? (1980 год).

-Когда  умер? (1960 год).

-Давайте  послушаем  Светлану,  что  приготовила  она  о  биографии  поэта.

а) Биография  Б,Постернака.

б)Слово  учителя о  поэте.

-У  поэта  много  стихотворений  на  самые  различные темы.

-Одной  из  самых  любимых  его  тем  была  пейзажная  лирика.

-Природа  в  стихах  Б,Постернака  одухотворена  и  олицетворена.

-Она  становится  действующим  лицом  наравне с  человеком.

-И  сейчас  мы  с  вами  в  этом  убедимся.

-Сегодня  мы  познакомимся  с  вами  с  его  стихотворением  «ЗОЛОТАЯ  ОСЕНЬ»

В)Чтение  стихотворения  учителем.

Г)Анализ  стихотворения.

-Понравилось  ли  вам  стихотворение?

-Какое  впечатление  вызвало  у  вас  это  стихотворение?

(яркая , красочная  картина  осени)

-Каким  настроением  проникнуто  стихотворение?(чувство  радости   этим  временем  года)

Д) Словарная  работа.

-В  этом  стихотворении  встретилось  много сложных  слов.

-Эти  слова  я  выписала на  доску.Посмотрите.

ЧЕРТОГ   -           ЦАРСКИЙ  ДВОРЕЦ

ПРОСЕКА          -ТРОПИНКА

ОБРУЧ-

ВЕНЕЦ-               ДРАГОЦЕННЫЙ  ГОЛОВНОЙ  УБ ОР,КОРОНА.

ПОГРЕБЕННАЯ-

ФЛИГЕЛЯ-         ДОМ  ВО  ДВОРЦЕ  ЗДАНИЯ.

СГУСТОК    -     КОМОК

КАТАЛОГ-         ПЕРЕЧЕНЬ

-Давайте  откроем  словарики  и  найдем  эти  слова.

-Послушаем  какое  значение  этих  слов  нашла Яна  в  толковом  словаре.

Е)Работа  со  строфами.

-А  теперь    представим, что  мы     художники.

-Нарисуем  устно  картины  к  строфам.

-Читаем  первые  четыре  строчки.

-Обратите  внимание, что  первое  предложение  односложное.

-Б. Пастернак  сразу  выделяет  осень, как  главную  героиню.

- Что  можно  нарисовать  к  этим  строфам ?

(Осень, как  сказочный  дворец  всем  открытый  для  обзора.)

-Следующие строфы, что  к  ним  можно  нарисовать?

(В  этом  сказочном   дворце ,т.е.  в  лесу  как  на  выставке  картин  мы  видим  разные  убранства  деревьев: вязы ,ясени, осины.)

 -Читаем  следующие  строфы. Что  изобразим  здесь?

(Липа  как  в  драгоценном  головном  уборе, как  в  короне.)

(Лицо  березы  как  будто  под  фатой)

-Следующие 8  строф читаем  и  рисуем  устно  картину  к  ним.

(Земля  как  дом во  дворце  здания вся  усыпана  листвой)

-Предпоследние  строфы.

(Можно  нарисовать  зарю)

-Какие  художественные  средства  использует  автор?

( эпитеты, метафоры, сравнительные  средства)

-Найдите  в  тексте  эпитеты.

(сказочный  чертог, фатой  подвенечной  и  прозрачной, погребенная  земля, в  золоченых  рамах, в  желтых  кленах, лист  древесный, вишневый  клей, древний уголок.)

-Найдите  в  тексте  сравнительные  средства.

(флигеля словно  в  золоченых  рамах, т.е. дом  во  дворце  как в  золоченой  рамке.

-Обруч  золотой  как  венец  на  новобрачной.

-заря  застывает  в  виде  сгустка.)

-Найдите  метафоры?

(лик  березы

Бушует  лист  древесный

Зари  вишневый  клей

Сокровищ  каталог

Перелистывает  стужа.)

6) Чтение  стихотворения  хором.

7)Чтение  стихотворения  про  себя  под  музыку.

8)Выразительное  чтение стихотворения  учеником.

9)Итог  урока.

-С  чем  мы  сегодня  на  уроке  познакомились?

( с биографией  Пастернака. С  его  творчеством  ,особенностями  написания  стихотворений)

-Так  в  чем  особенности  написания  стихотворения?

-Природа  становится  главным  действующим  лицом.

10)Д/З

-стр.114  выразительное  чтение  стихотворения.

рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по развитию речи. Тема: "Осень".

Материал может использоваться в детских садах и начальной школе....

Методическая разработка открытого урока по предмету «живопись» Тема: «Осенний натюрморт»

Методическая разработка урока предназначена для учащихся четвертого класса детской школы искусств. Программа ФГТ.   Данная разработка урока направлена на повышение качества преподавания тема...

открытый урок литературного чтения " Осень"

Открытый урок предназначен для учащихся 2 классов по программе Климанова...