Урок - праздник по литературному чтению " Мы не забудем"
материал по чтению (4 класс) по теме

Мягкова Алла Владимировна

Проведен в 4 классе накануне праздника 60- летия Победы над фашисткой Германией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_ne_zabudem_nikogda.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. развитие интереса к историческому прошлому нашей страны;
  2. воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
  1. воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения. содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов учащихся.

УЧИТЕЛЬ:

     Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?

  1. кто и когда начал войну?

Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.

  1. (Звучит мелодия песни  «С чего начинается Родина»

(Автор текста – М. Матусовский., композитор – В. Баснер))

  1. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.

  1. Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины.

Тогда появились плакаты «Родина–Мать зовет» и была написана песня «Священная война».

(Звучит песня «Священная война» Автор текста - В.Лебедев-Кумач, композитор – А. Александров)

              УЧИТЕЛЬ

  1. О чем идет речь в этой песне?

  1. В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен

Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву – и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун»

  1. Что такое тайфун?

(Ураган, уничтожающий все на своем пути)

Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу.

  1. Но наш народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.
  2. Советские войска сумели остановить мощную вражескую группировку буквально у стен столицы (в 12 км от современной границы севернее города), укротив вражеский «Тайфун».
  3. Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

(Звучит песня «Эх, дороги» 

Автор текста  - Л. Ошанин, композитор – А. Новиков)

  1. А впереди была битва на Курской дуге, под Сталинградом, впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин.

Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны.

(Дети исполняют песню « Нам нужна одна победа » 

Автор текста  - Б. Окуджава, композитор – Б. Окуджава)

Здесь птицы не поют, деревья не растут.

И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут

Горит и кружит вся планета, над нашей Родиною дым

И значит, нам нужна одна победа

Одна на всех мы за ценой не постоим.(2 раза)

Припев:

Нас ждет огонь смертельный, но всё ж бессилен он

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш, десантный батальон

Десятый наш, десантный батальон.

Лишь только бой угас, звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.

Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим.

Так значит, нам нужна одна победа.

Одна на всех мы за ценой не постоим.(2 раза)

                        Припев:

От Курска и Орла война нас довела

До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа.

Одна на всех мы за ценой не постоим.(2 раза)

                        Припев:

УЧИТЕЛЬ

  1. Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он раздавил фашистскую гадину.

Стихотворение авторского сочинения «Маленький заветный треугольник» - читает Жарков Дима

  1. За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
  2. Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. Но какою ценою завоевана победа?!

Стихотворение «Хлеб войны»

                           Война закончилась,

                            Но песней опаленной

                            Над каждым домом

                            До сих пор она кружит,

                             И не забудем мы,

                           Что 20 миллионов

                           Ушли в бессмертие,

                            Чтоб с нами жить.

                           Слава вам, храбрые!

                          Слава, бесстрашные!

                          Вечную славу поет вам народ.

                           Смерть сокрушившие,

                          Доблестно павшие,

                         Память о вас никогда не умрет!

Статистика войны( монтаж учащихся):

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

7.Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8. Весь мир знает о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

  1. Война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более

6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,

4000 000 угнано на каторжные работы в Германию.

Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа

Стихотворение « В полях за Вислой сонной».

Стихотворение « Еще тогда нас не было на свете»

Наступает минута молчания

Учитель:.

Помните!

Через века, через года!

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда.

Люди,

Покуда сердца стучатся

Помните, какой ценой завоевано счастье.

Пожалуйста, помните!

 Авторское стихотворение «Победа»

Учитель:

Так написали спустя годы, став взрослыми, дети войны:

 …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…

…Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Дочку уведите, дочку уведите, чтоб не смотрела ”. А я все видела. И все помню…

Я бежала за отцом босиком и кричала: “Папочка, папа!” А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…

Внесли свою долю в победу нашего народа и ваши ровесники, ребята. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, Учились, помогали взрослым, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки, Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать  детское сердце, когда разгорается в нем ненависть к врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Послушайте рассказ Титяевой Кати об одном из этих героев.

УЧИТЕЛЬ

  1. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны. Есть такие памятники и в нашем городе. Назовите их.

Стихотворение Юрия Шмидта « Вечный огонь»

Стихотворение Юрия Шмидта Ветеранов Великой Отечественной»

Звучит песня «Журавли»

Автор текста - Гамзатов Р. Композитор - Я.Френкель)

  1. Ребята, кто из ваших родственников был на войне?
  2. Что они вам рассказывали?

Стихотворение « Мой дедушка»

Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.

Авторское стихотворение « Воспоминание»

  1. Мы не должны забыть этот страшный урок истории.

Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.

Отрывок из поэмы  Муссы Джалиля « Варварство»

9 ЧТЕЦ

Мир в каждом доме, в каждой стране!

Мир – это жизнь на планете!

Мир – это солнце на нашей Земле!

Мир – нужен взрослым и детям!

УЧИТЕЛЬ

  1. А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!»

У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)

(Дети исполняют песню «Солнечный круг»

Автор текста – Л. Ошанин, композитор - А.Островский)

Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

                

ПРИПЕВ:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

ПРИПЕВ:

Тише, солдат, слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

ПРИПЕВ:

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! -

Так повелел человек.

ПРИПЕВ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».

Тип урока:  совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...

Итоговый урок-праздник по литературному чтению

Итоговый урок-праздник по литературному  чтению 3 класс по ОС "Школа 2100"...

Урок-праздник по литературному чтению в 1 классе "Прощание с Азбукой"

В ходе праздника дети подводят итог своей работы и прощаются с Азбукой....