Урок - праздник по литературному чтению " Мы не забудем"
материал по чтению (4 класс) по теме
Проведен в 4 классе накануне праздника 60- летия Победы над фашисткой Германией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_ne_zabudem_nikogda.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- развитие интереса к историческому прошлому нашей страны;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения. содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов учащихся.
УЧИТЕЛЬ:
Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?
- кто и когда начал войну?
Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.
- (Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»
(Автор текста – М. Матусовский., композитор – В. Баснер))
- Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
- Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины.
Тогда появились плакаты «Родина–Мать зовет» и была написана песня «Священная война».
(Звучит песня «Священная война» Автор текста - В.Лебедев-Кумач, композитор – А. Александров)
УЧИТЕЛЬ
- О чем идет речь в этой песне?
- В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен
Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву – и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун»
- Что такое тайфун?
(Ураган, уничтожающий все на своем пути)
Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу.
- Но наш народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.
- Советские войска сумели остановить мощную вражескую группировку буквально у стен столицы (в 12 км от современной границы севернее города), укротив вражеский «Тайфун».
- Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
(Звучит песня «Эх, дороги»
Автор текста - Л. Ошанин, композитор – А. Новиков)
- А впереди была битва на Курской дуге, под Сталинградом, впереди было отступление врага и победный марш наших воинов на Берлин.
Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны.
(Дети исполняют песню « Нам нужна одна победа »
Автор текста - Б. Окуджава, композитор – Б. Окуджава)
Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут
Горит и кружит вся планета, над нашей Родиною дым
И значит, нам нужна одна победа
Одна на всех мы за ценой не постоим.(2 раза)
Припев:
Нас ждет огонь смертельный, но всё ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш, десантный батальон
Десятый наш, десантный батальон.
Лишь только бой угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим.
Так значит, нам нужна одна победа.
Одна на всех мы за ценой не постоим.(2 раза)
Припев:
От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех мы за ценой не постоим.(2 раза)
Припев:
УЧИТЕЛЬ
- Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он раздавил фашистскую гадину.
Стихотворение авторского сочинения «Маленький заветный треугольник» - читает Жарков Дима
- За мужество и отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждено орденами и медалями, 11 тысяч – удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
- Наш народ, народ Союза Советских Социалистических Республик, совершил подвиг, которому нет равных в истории. Но какою ценою завоевана победа?!
Стихотворение «Хлеб войны»
Война закончилась,
Но песней опаленной
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что 20 миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.
Слава вам, храбрые!
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Смерть сокрушившие,
Доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!
Статистика войны( монтаж учащихся):
1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.
7.Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
8. Весь мир знает о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.
- Война унесла более 26 000 000 жизней, из них замучено и истреблено более
6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти,
4000 000 угнано на каторжные работы в Германию.
Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа
Стихотворение « В полях за Вислой сонной».
Стихотворение « Еще тогда нас не было на свете»
Наступает минута молчания
Учитель:.
Помните!
Через века, через года!
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Люди,
Покуда сердца стучатся
Помните, какой ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!
Авторское стихотворение «Победа»
Учитель:
Так написали спустя годы, став взрослыми, дети войны:
…Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…
…Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Дочку уведите, дочку уведите, чтоб не смотрела ”. А я все видела. И все помню…
Я бежала за отцом босиком и кричала: “Папочка, папа!” А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…
Внесли свою долю в победу нашего народа и ваши ровесники, ребята. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, Учились, помогали взрослым, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки, Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем ненависть к врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.
Послушайте рассказ Титяевой Кати об одном из этих героев.
УЧИТЕЛЬ
- Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны. Есть такие памятники и в нашем городе. Назовите их.
Стихотворение Юрия Шмидта « Вечный огонь»
Стихотворение Юрия Шмидта Ветеранов Великой Отечественной»
Звучит песня «Журавли»
Автор текста - Гамзатов Р. Композитор - Я.Френкель)
- Ребята, кто из ваших родственников был на войне?
- Что они вам рассказывали?
Стихотворение « Мой дедушка»
Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.
Авторское стихотворение « Воспоминание»
- Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.
Отрывок из поэмы Муссы Джалиля « Варварство»
9 ЧТЕЦ
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир – нужен взрослым и детям!
УЧИТЕЛЬ
- А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!»
У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)
(Дети исполняют песню «Солнечный круг»
Автор текста – Л. Ошанин, композитор - А.Островский)
Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
ПРИПЕВ:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:
ПРИПЕВ:
Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
ПРИПЕВ:
Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.
ПРИПЕВ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе Чтение слов с буквой Б.
Технологическая карта урока...
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...
Итоговый урок-праздник по литературному чтению
Итоговый урок-праздник по литературному чтению 3 класс по ОС "Школа 2100"...
Урок-праздник по литературному чтению в 1 классе "Прощание с Азбукой"
В ходе праздника дети подводят итог своей работы и прощаются с Азбукой....