Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Литературная викторина. Внеклассное чтение 4 класс. УМК - любой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_po_povesti_l.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»

_______________________________________________________

1. Как называлось племя, в котором жили все эти замечательные древние люди? __________________________________________________________________________________________

2. Он очень красивый: жирный как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки гребут по земле. Руки у него толстые и крепкие, как дубины. Ударом кулака он может повалить бизона. Он – вождь Грустных Медведей. _________________________________________________________________________

3. Он весь увешан амулетами, сухие волосы стоят дыбом, глаза блуждают. Каждый день этот странный тип, стоя на коленях перед Тотемом – Луной, произносит заклинания или прогноз погоды:

        Сегодня мерзкая погода,

        Нас скоро снегом занесёт;

        Глаза протрите, лежебоки:

        Кто ленится – тот не жуёт!    ____________________________________________________________

4. Она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись! Имя её дали за вспыльчивый нрав и за голос, похожий на рёв этих животных. Её опасается  даже Большая Рука!  _________________________________

5. Он – один из старейшин, тот, кому  поручено наказывать  непослушных ребят. Он всё время хмурится.  ___________________________________________________________________________________________

6. Ест он всё подряд. Челюсти и зубы (в таком-то возрасте все целы!) – самые безотказные части его организма: сам он горбатый, хромой, его одолевает артрит, но в том, что касается еды, он любого за пояс заткнёт! Весит больше всех в племени – полтора медведя в голодные времена, а в дни изобилия -  два медведя!    __________________________________________________________________________________

7. Почему он стал учителем? __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

8. У нашего учителя есть мечта — _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

9. Этому мальчику на дерево нипочём не залезть, при ходьбе он быстро устаёт; бегает, как хромой тюлень, зато соображает он здорово и целыми днями задаёт вопросы. Он нравится девочке – Берёзке.  __________

10. Ее настоящее имя – Фрчпллттинплпнн (Цветок-что-расцветает-в-ночь-полнолуния) ________________

11. Когда я ее опишу, вам, без сомне ния, станет понятна моя неодолимая страсть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Это на ша надежда. Он получил отличные баллы по всем предметам. Если вы согласны, ребята, мы назначим его старостой и на следующий год!  ________________________________________

13. Мастер магического рисунка  _______________________________________________

14. Он получил свое имя благодаря удивительной ско рости, с которой бьет по камню, откалывая от него пластины.  _________________________________________________________________________

15. Совершен но особый старейшина: сейчас бы мы назвали его ходя чей энциклопедией. Он играет важную роль в племени: запоминает жизнь, смерть и подвиги всех его членов. Одним словом, что-то вроде адресного стола. Он знает во всех подробностях историю нашего стойбища и на каждом празднике повторяет ее целиком. ____________________________________________________________________

16. Воображает себя соловьем и обожает петь; мало того, мечтает стать, когда вырастет, виртуозом Заклинания.  _________________________________________________________

17. Кто его знает, почему он такой злющий. Может, по тому, что не такой красивый, как мы все. У нас в де сять лет уже растут борода и усы, а у него лицо безво лосое, гладкое как яичко. За это мы его, конечно, изво дим, но он и сам напрашивается: вечно задирается, ле зет на рожон и распускает руки.  _____________

18. Он из кожи вон лезет, лишь бы одеться помоднее  ________________________________

19. Маленькая-маленькая ледниковая девочка, худенькая как щепка. Ей всегда холодно, она и сейчас дрожит, хо тя солнце уже растопило иней.  _____________________________________

20. Красивая ледниковая девочка, у нее длин ные светлые волосы и бородка того же цвета . Она дочка шамана, Пол ной Луны, и его прекрасной половины, Луны-на-ущербе.  ______________________________

21. Самый хитроумный, самый смелый, самый неутомимый, самый великодуш ный  ___________________

22. Самый близорукий из всех обитателей Вурмского ледника.  _______________________________

23. Большое преимущество для ледниковых детей  _________________________________________

24. Наказание для неандертальских детей. _______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

25. Класс ный журнал в неандертальской школе. __________________________________________________

26. Записочки – целая пробле ма. Не можем же мы использовать таблички из извест няка: больно они тяжелые, да и учитель заметит. И мы придумали обходиться  ______________________________________

27. Летний охотничий лагерь — хорошо отлаженный механизм, тут каждый при деле, у каждого своя, совершенно определенная задача. Мужчины  __________________; женщины ________________________

______________________________________________________; беззубые же бабушки _________________

_________________________________ Есть еще старейшины; их главное занятие — ___________________

28.  Место, где влюбленные назначают свидания. ___________________________________________

29. Что получают неандертальские дети в конце последней четверти и за успехи в походе? ______________________________________________________________________

30. Целью нашего похода будет… будет… Кто?  _________________________________________________

31. Самый опытный из охотников племени.  ________________________________________________

32.  Наша единица измерения температуры  _________________________________

33. Наш термометр  ______________________________________________

34. Исключительно точный метеорологический прибор. ___________________________________________

35. Ледниковые люди отлично умеют ставить хижины в лесу. Вспомните, как они их строили. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________36. Первое слово, которое произносит ледниковый ребенок, — вовсе не «мама»  ______________________

37.  Чтобы вытащить рыбу из воды, можно использовать разные технологии. Самую древнюю специалисты называют  __________________________________________________________________

38.  В большой моде среди ледниковых женщин были    ___________________________________________

39.  Дедушка Пузан учит нас, как изготовить  знаменитые башмаки (башмаки для хождения по льду). Что надо было сделать?  (Вырезается кусок кожи по размеру стопы, острым кремниевым наконечником проделывается множество отверстий, и в каждое вставляется медвежий зуб; по бокам приделываются два кожаных ремешка и крепко обвязываются вокруг щиколотки).

40.  Знаменитая пословица ледниковых людей  ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

41.  Ледниковые люди  очень чистоплот ны. Как часто они  моются?  ________________________________

42.  Неандертальские деньги __________________________________

43. Вспомните, какую  победную песнь распевали дети:

                Мы бродили на _______________________,

                Вместе в ___________________ и _________________-;

                Среди ________________, среди ______________________

                Знали — горе ________________________…

44. Зачем неандертальских детей  отправляли в школу?  Неужели изучать математику, родной язык, чтение? Нет! Тогда и письменности ещё не было! А вот что было, вы вспомните, разгадав кроссворд.

Задания к кроссворду.

По вертикали:

1. Наука, помогавшая неандертальцам искать пищу практически у себя под ногами.

По горизонтали:

2. Предмет, обучавший детей возводить надёжные укрытия от непогоды.

3. Добывание пищи из водоёмов.

4. Наука о работе и использовании  ценного материала.

5. Убийство зверей с целью еды и добывания шкур.      

6.     «Мать – Луна, о Мать – Луна,

        Так победа нам нужна!

        Не оставь своих ты чад,

        Своих Грустных Медвежат!» - что это?            

7.  Наскальные   изображения и изображения на кожах.      

1

2

3

4

5

6

7

Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неаполитанский мальчик»

_______________________________________________________

1. Как называлось племя, в котором жили все эти замечательные древние люди? («Грустные медведи»)

2. Он очень красивый: жирный как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки гребут по земле. Руки у него толстые и крепкие, как дубины. Ударом кулака он может повалить бизона. Он – вождь Грустных Медведей.   (Папа Неандертальчика – Большая Рука)

3. Он весь увешан амулетами, сухие волосы стоят дыбом, глаза блуждают. Каждый день этот странный тип, стоя на коленях перед Тотемом – Луной, произносит заклинания или прогноз погоды:

        Сегодня мерзкая погода,

        Нас скоро снегом занесёт;

        Глаза протрите, лежебоки:

        Кто ленится – тот не жуёт!    (Шаман племени -  Полная Луна)

4. Она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись! Имя её дали за вспыльчивый нрав и за голос, похожий на рёв этих животных. Её опасается  даже Большая Рука!  (Мама Тигра)

5. Он – один из старейшин, тот, кому  поручено наказывать  непослушных ребят. Он всё время хмурится.  (Насупленный Лоб)

6. Ест он всё подряд. Челюсти и зубы (в таком-то возрасте все целы!) – самые безотказные части его организма: сам он горбатый, хромой, его одолевает артрит, но в том, что касается еды, он любого за пояс заткнёт! Весит больше всех в племени – полтора медведя в голодные времена, а в дни изобилия -  два медведя!    (Дедушка Пузан – учитель неандертальской школы)

7. Почему он стал учителем? Он слишком стар, чтобы ходить на охоту с другими, поэтому и взял на себя попечение о подрастающих чле нах общины, которых обучает в своей школе.

8. У нашего учителя есть мечта — (совершить какое-нибудь славное деяние, чтобы имя его вечно звучало в историях, которые старики рассказывают вечерами у костра)

9. Этому мальчику на дерево нипочём не залезть, при ходьбе он быстро устаёт; бегает, как хромой тюлень, зато соображает он здорово и целыми днями задаёт вопросы. Он очень нравится девочке – Берёзке.  (Умник)

10. Ее настоящее имя – Фрчпллттинплпнн (Цветок-что-расцветает-в-ночь-полнолуния) (Неандерталочка)

11. Когда я ее опишу, вам, без сомне ния, станет понятна моя неодолимая страсть.

(У неё чудесная фигурка: низенькая, коренастая, массивная. У неё  красивые кривые ноги, а рост равен ширине бёдер. А ещё, она волосатая, как тётушка Бурундучиха).    

12. Это на ша надежда. Он получил отличные баллы по всем предметам. Если вы согласны, ребята, мы назначим его старостой и на следующий год!  (Молния)

13. Мастер магического рисунка  (Счастливая Рука)

14. Он получил свое имя благодаря удивительной ско рости, с которой бьет по камню, откалывая от него пластины.  (Обжигающий Кремень)

15. Совершен но особый старейшина: сейчас бы мы назвали его ходя чей энциклопедией. Он играет важную роль в племени: запоминает жизнь, смерть и подвиги всех его членов. Одним словом, что-то вроде адресного стола. Он знает во всех подробностях историю нашего стойбища и на каждом празднике повторяет ее целиком. (Тот-кто-вспоминает)

16. Воображает себя соловьем и обожает петь; мало того, мечтает стать, когда вырастет, виртуозом Заклинания.  (Сорока)

17. Кто его знает, почему он такой злющий. Может, по тому, что не такой красивый, как мы все. У нас в де сять лет уже растут борода и усы, а у него лицо безво лосое, гладкое как яичко. За это мы его, конечно, изво дим, но он и сам напрашивается: вечно задирается, ле зет на рожон и распускает руки.  (Морж)

18. Он из кожи вон лезет, лишь бы одеться помоднее  (Щеголек)

19. Маленькая-маленькая ледниковая девочка, худенькая как щепка. Ей всегда холодно, она и сейчас дрожит, хо тя солнце уже растопило иней.  (Блошка)

20. Красивая ледниковая девочка, у нее длин ные светлые волосы и бородка того же цвета . Она дочка шамана, Пол ной Луны, и его прекрасной половины, Луны-на-ущербе.  (Березка)

21. Самый хитроумный, самый смелый, самый неутомимый, самый великодуш ный  (Молния)

22. Самый близорукий из всех обитателей Вурмского ледника.  (Кротик)

23. Большое преимущество для ледниковых детей  (густая борода)

24. Наказание для неандертальских детей. ( Де душка Пузан берет злополучных нарушителей за кожа ные пояски и нанизывает их на палки)

25. Класс ный журнал в неандертальской школе. (дубинку для записей). 

26. Записочки – целая пробле ма. Не можем же мы использовать таблички из извест няка: больно они тяжелые, да и учитель заметит. И мы придумали обходиться  (легонькими кусочками коры).

27. Летний охотничий лагерь — хорошо отлаженный механизм, тут каждый при деле, у каждого своя, совершенно определенная задача. Мужчины  (охотятся); женщины (нарезают мясо на куски, потом провяливают, а еще выскребают шкуры); беззубые же бабушки (разминают их деснами, чтобы стали мягче). Есть еще старейшины; их главное занятие — (брюзжать)

28.  Место, где влюбленные назначают свидания.        (Березовая роща)

29. Что получают неандертальские дети в конце последней четверти и за успехи в походе? (Годовые Копья)

30. Целью нашего похода будет… будет… Кто?  (Длинношерстный носорог)

31. Самый опытный из охотников племени.  (дяденька Бобр)

32.  Наша единица измерения температуры  (Шкура)

33. Наш термометр  (бабушка Хворостина)

34. Исключительно точный метеорологический прибор. (Указательный палец дедушки Пузана)

35. Ледниковые люди отлично умеют ставить хижины в лесу. Вспомните, как они их строили. (Находят три елки, растущие кучно, потом собирают хворост, связывают ремнями из шкур, которые всегда имеют при себе, и эти вязанки укладывают между деревьями, по двум сторонам треугольника. Достигнув нужной высоты, укрепляют шест, на который вешают шкуры, закрывающие вход. Крышу тоже делают из веток, прикрывая их шкурами, только оставляют щели, чтобы проходил дым. Потом, чтобы постройка не завалилась, обкладывают ее снаружи камнями по всему периметру, а ледяную землю внутри устилают кипами тростника и жухлой травы. Из камней, выложенных в круг, сооружают очаг. И наконец, чтобы не так дуло, мхом затыкают щели).

36. Первое слово, которое произносит ледниковый ребенок, — вовсе не «мама».  (мамонт)

37.  Чтобы вытащить рыбу из воды, можно использовать разные технологии. Самую древнюю специалисты называют  («Дубинкой-по-башке»).

38.  В большой моде среди ледниковых женщин были    (Бусы из медвежьих зубов)

39.  Дедушка Пузан учит нас, как изготовить  знаменитые башмаки (башмаки для хождения по льду). Что надо было сделать?  (Вырезается кусок кожи по размеру стопы, острым кремниевым наконечником проделывается множество отверстий, и в каждое вставляется медвежий зуб; по бокам приделываются два кожаных ремешка и крепко обвязываются вокруг щиколотки).

40.  Знаменитая пословица ледниковых людей  («Не бойся одного волка, даже двух волков не бойся, а увидишь трех — беги со всех ног»).

41.  Ледниковые люди  очень чистоплот ны. Как часто они  моются?  (два раза в год, в начале и в конце долгой зимы).

42.  Неандертальские деньги.  (кре мни)

43. Вспомните, какую  победную песнь распевали дети:

        Мы бродили на (просторе),

        Вместе в (радости) и (горе);

        Среди (снега), среди (льда)

        Знали — горе (не беда)…

44. Зачем неандертальских детей  отправляли в школу?  Неужели изучать математику, родной язык, чтение? Нет! Тогда и письменности ещё не было! А вот что было, вы вспомните, разгадав кроссворд.

1

2

П

О

С

Т

Р

О

Й

К

А

Х

И

Ж

И

Н

Ы

О

3

Р

Ы

Б

А

Л

К

А

И

4

О

Б

Р

А

Б

О

Т

К

А

К

Р

Е

М

Н

Я

А

5

О

Х

О

Т

А

Е

6

З

А

К

Л

И

Н

А

Н

И

Я

Ь

7

М

А

Г

И

Ч

Е

С

К

И

Е

Р

И

С

У

Н

К

И

Т

В

О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Разработка викторины по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"...

Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Разработка викторины по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"...

Викторина по повести Э. Успенского "Дядя Фёдор,пёс и кот"

Викторина предназначена для учащихся начальной школы. Включает вопросы по повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот", а так же правильные ответы. Может использоваться на уроке чтения, а так же во в...

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»...

литературная викторина по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком" 3 класс

в работе представлены конспект и презентация литературной викторины по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком"...

Литературная викторина по повести-сказке С. Михалкова «Праздник непослушания»

Литературная викторина по повести-сказке «Праздник непослушания»...

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»...