литературная викторина по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком" 3 класс
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
в работе представлены конспект и презентация литературной викторины по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературная викторина | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина
В. Медведев
«Баранкин, будь человеком!»
- Предварительная подготовка.
Класс разделён на три команды: «Воробьишки», «Мотыльки», «Муравьишки». Каждая команда приготовила инсценировку одного из эпизодов, эмблемы своей команды, иллюстрацию.
- Организационный момент.
- Рассказ об авторе.
«Творчество Валерия Владимировича Медведева получило поистине всенародное признание. Валерий Медведев- один из самых любимых и популярных писателей нашей детворы. В каждой школе, в каждой библиотеке, практически в каждой семье есть его замечательные книги. Они смешат, делают добрее, заставляют задуматься о смысле жизни.»
Сергей Михалков
ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕДВЕДЕВ (Маринин) родился 16 марта 1923 году в г.Ишим Тюменской области. В 1940 г. он поступил учиться на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, но учебу прервала Великая Отечественная война. После демобилизации Валерий Медведев окончил в 1952 г. ГИТИС и работал в московском театре имени Моссовета. Снимался в кинокартинах «Парень из нашего города» (роль Петьки) и «Она защищает Родину» (роль Васеньки). В 1957 г. журнал «Мурзилка» публикует сказку «Голоса». С этого момента начинается блестящий литературный путь автора.
Книги В.Медведева вышли тиражом более 9 млн. экземпляров. Многократно переизданы, переведены на 27 языков мира (только в Японии выпущено 11 книг). В 1983 г. за книгу «Фантазии Баранкина» писателю присуждена Государственная премия РСФСР им.Н.Крупской.
Книга «Баранкин, будь человеком!» удостоена диплома Международного конкурса им.Г.Х.Андерсена. Произведение введено в обязательную школьную программу. «Б,БЧ!» неоднократно инсценировали и экранизировали( оперетты, спектакли, мультфильм).
Помимо произведений для детей, Валерий Медведев известен как автор текстов для Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Аркадия Райкина и Николая Караченцова.
Валерий Владимирович скончался 16 февраля 1997 года, но книги его долго будут жить.»
«Вовка Веснушкин в стране Заводных Человечков», «Как воробьёнок придумал голосами меняться, и что из этого вышло», «Неизвестные приключения Баранкина», «Приключения солнечных зайчиков» и другие.
- Разминка .
Каждая команда быстро отвечает на 5 вопросов за 30 секунд.
Вопросы для первой команды:
1.Действие повести происходит :
Летом, весной, осенью?
2. В образе воробья друзья пробыли:
Несколько часов, целый день, несколько дней?
3.Заклинание, как превратиться в воробья, придумал:
Костя Малинин, Юра Баранкин, Г.-Х.Андерсен?
4.Заклинание, превращающее в муравья, придумал:
Венька Смирнов, Костя Малинин, Юра Баранкин?
5.Необычное имя главного редактора стенгазеты было:
Эра, Электра, Евлампия?
Вопросы для второй команды:
1..Позаниматься с отстающими должен был:
Алик Новиков, Миша Яковлев, Венька Смирнов?
2.В кого НЕ превращались герои:
В трутней, в муравьёв, в бабочек?
3.От муравьёв ребята спаслись:
Превратившись в людей, улетев на паутинках, перепрыгнув на соседний цветок?
4.Баранкин и Малинин получили двойки :
По геометрии, по алгебре, по русскому языку?
5. Мирмики – это:
Рыжие муравьи, чёрные муравьи, трутни?
Вопросы для третьей команды:
1.Воробьиха-мама учила Костю и Юру:
Искать овёс, вить гнездо, драться?
2. Кошку Баранкина звали:
Муська, Мурка, Манька?
3.Фотографии мальчиков поместили в газету в раздел:
«Позор двоечникам», «Юмор и сатира», «Школьная жизнь»?
4.Поесть нектара героям помешали:
Трутни, пчёлы, воробьи?
5.Зинка Фокина искала Костю-махаона в траве, как собака этой породы:
Такса, ищейка, овчарка?
- Основная часть.
Каждый участник команды должен выбрать вопрос, приносящий команде 1, 2, 3, 4, 5 баллов, ответить на него самостоятельно, без помощи команды, если участник не отвечает, на этот вопрос имеет право ответить другая команда, она же получит эти очки.
А
- Кем была Зинка Фокина? (старостой класса)
- Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина? (Стал щекотать.)
- О каком событии рассказывал Баранкин? “Я взмывал вверх по всем правилам, падал на крыло, взлетал свечкой, входил в штопор, и наконец-то на бреющем полете мне удалось выйти из воробьиного окружения”. (Драка с воробьями.)
- О каком “расчудесном чуде из всех расчудеснейших чудес” рассуждал Баранкин вновь став человеком ? (О голове.)
- Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина? (“…на их глазах из съедобного воробья я превратился в несъедобную бабочку!”)
Б
- За кого приняла воробьиха Баранкина и Малинина? (За своих детей.)
- В какую бабочку превратился Баранкин? (В капустника.)
- Кем был Баранкин, когда так говорил о своем полете: “Летишь и все время проваливаешься в какие-то воздушные ямы. Проваливаешься и летишь. И от этого в животе у тебя дух захватывает и ощущение, как будто ты на лету от радости умираешь”? (Бабочкой.)
- Кому завидовал Баранкин? “…никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты…” (Насекомым, птицам.)
- Произнесите заклинание, благодаря которому Баранкин и Малинин превратились в воробьев.
Я уверен. Без забот
Воробей живет!
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в воробья!
В
- Чему учил Баранкина и Малинина воробей-папа? (драться)
- В какую бабочку превратился Малинин? (В махаона.)
- Чей это портрет? “Мой профиль был полной противоположностью орлиного. Я был курносый. По выражению моей мамы, я настолько курнос, что через дырочки моего задранного кверху носа можно разглядеть, о чем я думаю”. (Баранкина.)
- Что хотели сделать одноклассницы Баранкина с бабочкой – Малининым? (“…в морилку, потом в сушилку… и в распрямилку…”)
- Произнесите заклинание, которое говорили Баранкин и Малинин, чтобы превратиться в бабочек.
Я уверен, без забот
Мотылек живет!
Вот я! Вот я!
Превращаюсь в мотылька!
Г
- Кто такие мирмики? (Рыжие муравьи.)
- Что помешало Баранкину и Малинину превратиться в трутней? (Появились девочки – одноклассницы с сачками.)
- О каком открытии Баранкину захотелось “прочирикить на весь двор”? (“Если по настоящему захотелось, то можно действительно всего достичь и всего добиться!”)
- Кто это? “Клюв у меня действительно остался курносым, и вообще я весь получился какой –то серый, и перья у меня топорщились во все стороны, и на лбу торчал хохолок…” (Баранкин – воробей.)
- Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин хотел превратиться в трутня .
Ни ночью, ни днем
Не хочу быть мотыльком!
Всех на свете лучше
Быть, конечно, трутнем.
Д
- Какой аппарат мечтал изобрести Баранкин? (“…с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос”)
- Какое “открытие” просто ошеломило Баранкина после встречи с бабочкой – крушинницей? (Они когда-то должны тоже заснуть.)
3.. Кто это?: “Он весь блестел так, словно его начистили сапожным кремом, и талия у него была очень смешная – тонюсенькая – претонюсенькая, как у девчонки…”. (Малинин – муравей.)
4.Что было написано на стене дома, в котором жил Баранкин? (“Баранкин фантазер несчастный”.)
5..Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин снова стали людьми.
Ни ночью! Ни днем!
Не хочу! Быть!
Муравьем!
Я! Хочу! Навеки!
Быть! Человеком…
Е
- Чем были заняты на уроке Баранкин и Малинин, когда учительница Нина Николаевна рассказывала про трутней? (Изобретали новый язык.)
- Перечислите, что обнимал Баранкин от радости, когда вновь стал человеком. (Скамейку, забор, березу, а потом Мишку Яковлева и Алика Новикова.)
- Почему Костя Малинин считал, что ему будет легче превратиться в воробья? (Он в драмкружке в “Снежной королеве” играл ворона.)
- Кто это? “У него была нарядная белая грудка с галстуком, сам он был весь чистенький, аккуратненький, с приглаженными перышками, как будто он только из парикмахерской вылетел”. (Малинин – воробей.)
- Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин превратились в муравьев.
Ой, мамочка!
Я не хочу быть бабочкой!
Я уверен, хорошо
Быть на свете мурашом!
6.Конкурс инсценировок.
Через каждые 3 вопроса команды представляют свою инсценировку, Чёрный ящик, кроссворд «Бабочки», «муравейник»:
6 вопросов – 1-ая инсценировка;
3 вопроса – «Чёрный ящик»;
3 вопроса – 2-ая инсценировка;
3 вопроса – кроссворд;
3 вопроса – муравейник;
3 вопроса – 3-я инсценировка;
3 вопроса (или остальные, в зависимости от времени)
Подведение итогов.
7.Чёрный ящик.
Командам предлагается отгадать, что находится в «чёрном ящике», отгадав загадку. А также определить, кому принадлежит этот предмет.
На палке лёгкий капюшон,
Очень быстр и ловок он,
И всегда помочь готов
Наловить майских жуков. (сачок, девочкам, с помощью него Зинка Фокина намеревалась поймать махаона)
Наведет
Стеклянный глаз,
Щелкнул раз –
И помнит нас (фотоаппарат, Алику Новикову, фотокорреспонденту стенгазеты)
Этот предмет может быть оружием в руках хулигана. (рогатка, Веньке Смирнову)
8. Кроссворд-шифровка.
Отгадать названия бабочек.
ю | ь | ж | э | х | ъ | п | с | е | н | г | м |
м | к | р | у | ш | и | н | н | и | ц | а | а |
о | п | р | у | к | н | г | ш | щ | з | х | х |
т | й | ц | ф | ы | в | а | п | р | о | л | а |
ы | э | а | д | м | и | р | а | л | ж | д | о |
л | я | ч | с | м | и | т | ь | б | ю | э | н |
ё | ф | ы | в | а | п | р | о | л | д | ж | ё |
к | ъ | к | а | п | у | с | т | н | и | ц | а |
ш | е | л | к | о | п | р | я | д | х | з | щ |
9. Собери муравейник.
Участникам предлагается собрать «брёвнышки», на которых написаны различные цвета именно по их названиям. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
10. Подведение итогов.
Что предпринял Баранкин, чтобы окончательно разбудить Малинина? | |||
О каком событии рассказывал Баранкин? “Я взмывал вверх по всем правилам, падал на крыло, взлетал свечкой, входил в штопор, и наконец-то на бреющем полете мне удалось выйти из воробьиного окружения”. | О каком “расчудесном чуде из всех расчудеснейших чудес” рассуждал Баранкин вновь став человеком ? | ||
Чего испугались кошки, когда охотились на Баранкина и Малинина? | |||
За кого приняла воробьиха Баранкина и Малинина? | В какую бабочку превратился Баранкин? | ||
Кем был Баранкин, когда так говорил о своем полете: “Летишь и все время проваливаешься в какие-то воздушные ямы. Проваливаешься и летишь. И от этого в животе у тебя дух захватывает и ощущение, как будто ты на лету от радости умираешь”? | Кому завидовал Баранкин? “…никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты…” | ||
Произнесите заклинание, благодаря которому Баранкин и Малинин превратились в воробьев. | |||
Чему учил Баранкина и Малинина воробей-папа? | В какую бабочку превратился Малинин? | ||
Чей это портрет? “Мой профиль был полной противоположностью орлиного. Я был курносый. По выражению моей мамы, я настолько курнос, что через дырочки моего задранного кверху носа можно разглядеть, о чем я думаю”. | Что хотели сделать одноклассницы Баранкина с бабочкой – Малининым? | ||
Произнесите заклинание, которое говорили Баранкин и Малинин, чтобы превратиться в бабочек. | |||
Кто такие мирмики? | Что помешало Баранкину и Малинину превратиться в трутней? | ||
О каком открытии Баранкину захотелось “прочирикить на весь двор”? | Кто это? “Клюв у меня действительно остался курносым, и вообще я весь получился какой –то серый, и перья у меня топорщились во все стороны, и на лбу торчал хохолок…” | ||
Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин хотел превратиться в трутня . | |||
Какой аппарат мечтал изобрести Баранкин?
| Какое “открытие” просто ошеломило Баранкина после встречи с бабочкой – крушинницей? | ||
Кто это?: “Он весь блестел так, словно его начистили сапожным кремом, и талия у него была очень смешная – тонюсенькая – претонюсенькая, как у девчонки…”. | Что было написано на стене дома, в котором жил Баранкин? | ||
Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин снова стали людьми. | |||
Чем были заняты на уроке Баранкин и Малинин, когда учительница Нина Николаевна рассказывала про трутней? | Перечислите, что обнимал Баранкин от радости, когда вновь стал человеком. | ||
Почему Костя Малинин считал, что ему будет легче превратиться в воробья? | Кто это? “У него была нарядная белая грудка с галстуком, сам он был весь чистенький, аккуратненький, с приглаженными перышками, как будто он только из парикмахерской вылетел”. | ||
Произнесите заклинание, с помощью которого Баранкин и Малинин превратились в муравьев. |
Разрежьте список на отдельные полоски-слова.
Соберите «муравейник» из слов, с названием одного и того же цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»
Литературная викторина. Внеклассное чтение 4 класс. УМК - любой....
Литературная викторина "В гостях у сказки" во 2 классе
В игровой форме проверить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе....
Литературная викторина "Кто хочет стать победителем?" 2-3 класс
Литературная викторина "Кто хочет стать победителем?" 2-3 класс может быть использована как внеклассное занятие по литературному чтению в отдельном классе или в параллели....
литературная викторина "Счастливый случай" для учащихся 2-3 класса
Мероприятие, способствующее развитию познавательной активности учащихся; расширению кругозора, чувству ответственности и умению работать в ...
Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»
Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»...
«Поэт бессмертный и всегда молодой» Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова, 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Литературная викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова проведена рамках Фестиваля гуманитарных наук в честь 200-летия поэта. В ходе мероприятия закреплялись знания о биографии поэта и изученных пр...
Литературная викторина по повести-сказке С. Михалкова «Праздник непослушания»
Литературная викторина по повести-сказке «Праздник непослушания»...