Буквы В, в, звуки [в], [в']
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Балинова Галина Александровна

Урок обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_v.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы В, в, звуки [в], [в']

Балинова Галина Александровна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Тема: Буквы В, в, звуки [в], [в`].

Цели:

1. Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики). Познакомить с новыми буквами В, в, звуками [в], [в'].

 2. Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

 3. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, связную речь.

 4. Прививать интерес к предмету.

Ход урока

Организационный момент

Учитель. Начнём урок со стихотворения:

Давайте разговаривать

 И будем выговаривать

 Все правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

 Ра-ра-ра - начинается… (игра)

 Ры-ры-ры - у мальчиков… (шары)

 Ро-ро-ро         - у нас новое… (ведро)

 Ру-ру-ру        - продолжаем мы… (игру)

 Ре-ре-ре - стоит домик на… (дворе, горе)

 Ри-ри-ри…- на ветках (снегири)

В каком слиянии согласный звук произносим мягко? А почему?

А сейчас, внимание! Приготовиться. Фотографируем. (21 прошла I сек.)

БО        

НО        

РО        

МЫ        

СО        

КО

Какой слог был лишним? Почему?

(На доске прикреплены картинки с изображением рыб.)

- А теперь давайте посмотрим на доску.

петушок

 петушок

 петушок

 гурами                 

красный

 голубой

- Подумайте и скажите: как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?

Это рыбы.

А как называется каждая рыба? Читаем название рыб. (Учитель показывает указкой, дети называют.)

Анализ слова «рыбы»

Давайте произнесем слово «рыбы» и скажем, сколько слогов в этом слове?

А почему 2 слога? (В слове 2 гласные.)

Какие звуки мы называем гласными?

Гласными звуками мы называем те, которые произносятся при помощи голоса, мягко, их можно петь, они составляют слоги.

Произносим еще - раз и скажем, сколько звуков в I слоге? (2) Какие?

А какие буквы возьмем?

Сколько звуков во втором слоге? (2) Какие?

А какие буквы возьмем?

А теперь прочитаем, что у нас получилось.

А какая из данных схем подходит к этому слову?

 

Итак, с заданием вы справились, правильно выбрали схему для записи слова. Молодцы!

Стук в дверь. Входит Винни-Пух и поет.

Винни-Пух. Здравствуйте, ребята! А я пришел не один и не с пустыми руками.

Для начала у меня для вас есть загадка:

На овчарку он похож,

 Что ни зуб - то острый нож!

 Он бежит, оскалив, пасть,

 На овцу готов напасть.

(Волк)

- Ой, как здорово! Все дети сумели отгадать мою загадку. А почему волк так вопросительно смотрит на рыб? Наверно он решил взять их к себе, а где их можно разместить, он не знает.

А где живут рыбы? (В воде, в реке, в аквариуме.)

Произносим все вместе слово АКВАРИУМ.

Подумайте и скажите: о каком звуке в этом слове мы ещё не говорили?

В этом слове есть звук [в], о нем мы еще не говорили.

А есть ли в моем имени такой звук?

И в твоем имени есть такой звук, он стоит в самом начале.

Учитель. Вот оказывается, почему к нам пришел Винни и привел волка. Они тоже хотят все знать о звуке [в] и букве «вэ».

Попробуйте сформировать тему нашего урока.

Звуки [в], [в'] и буква «Вэ».

Произнесем еще раз слово АКВАРИУМ по слогам и сосчитаем их: в каком по счету слоге мы слышим звук [в].

Звук [в] слышен во 2-м слоге (учитель произносит его).

Какой это звук - гласный или согласный?

А как в этом слове мы произносим звук [в] - твердо или мягко?

Давайте закроем свои ушки и произнесем звук [в].

Какой он - звонкий или глухой?

Что можно сказать об этом звуке? (Согласный, твердый, звонкий.)

А в моем имени какой звук - мягкий или твердый?

Давайте ребята произнесем имя нашего гостя Винни.

Как мы произносим звук [в]?

А почему?

Значит, звук [в] может быть то мягким, то твердым и звонким. А кто знает имя этого звука? А зовут его – «вэ». Давайте найдем эту букву в кассах. А кто его соседи?

Физ. минутка

(Учитель заранее раздает детям листочки - квардатики.)

Учитель. Ребята, Винни-Пух приготовил вам сюрприз. Видите листочки у себя на «Азбуке». Возьмите их в руки и слушайте Винни-Пуха.

Винни-Пух.

Загадаю вам загадку,

 Становитесь, на зарядку.

 Раз - листочки поднимаем,

 Два - листочки загибаем,

 Три - возьми и разверни,

 Н а четыре - надорви,

 Пять - внутри два круга сделай,

 Буква спряталась внутри, смотри.

 Кто догадлив? Назови.

Дети хором называют – [в].

- Давайте, ребята, выучим стихотворение о букве «В»:

Словно букву «В», Алена

 Держит трубку телефона.

- А кто нам расскажет, на что еще похожа буква «В»?

Дети дома учат стихи:

1. Спать отправились подружки,

 Взяли пышные подушки.

 Р - одну, а буква В - две.

 2. Палочка,

 Рядом две ровные дужки,

 Вот и готовы Очки… для лягушки.

- А теперь давайте откроем «Мой алфавит» (стр. 29). Посмотрите на печатные буквы «В».

Что скажем об этой букве печатной большой и маленькой? (Они похожи.)

А чем они отличаются? (Размером.)

А когда мы пишем большую букву?

Посмотрите на доску, пишем прямую палочку и два одинаковых элемента. Пропишите строчку.

Итак, мы познакомились с элементами печатной буквы «Вэ», а теперь откройте стр. 32, найдите эти элементы.

Каким цветом они нарисованы? Давайте перед письмом потренируем наши пальчики и на свободной строке пропишем петельку и овал.

Давайте сравним письменную «В» и «в». Что о них скажем? (Не похожи.)

Хорошо. А теперь давайте посмотрим, как пишем строчную «в». Она состоит из 2-х элементов.

Показ на доске, письмо в воздухе и в тетради.

А теперь давайте почитаем, но сначала нам нужно выполнить задание Винни-Пуха и выучить скороговорку:

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА.

(Чтение слогов и слов с доски.)

ВА        

ВО        

ВУ        

ВИ        

ВЫ

вата

 ворона

 коровы        

вагон

 вуаль

 вилка        

ворота

 вундеркинд

 вино        

 

винтик        

 

вилы

А теперь будьте внимательны, я показываю слог, а вы должны назвать слова, где был бы этот слог. Мы прочитали слоги на доске, а теперь вновь обратимся к тетради и прочитаем слоги ВА, ВИ, ВЫ.

Где согласный звук мягкий? В каких слогах?

Почему?

А где согласный звук твердый?

Почему?

А какое соединение в этих слогах? (Верхнее.)

Показ на доске.

- Обратите внимание на доску. А теперь пропишите в тетради по одному разу с проговариванием.

Физ. минутка

Рыбки плавали, ныряли

 В чистой тепленькой воде.

 То сожмутся, разожмутся,

 То зароются в песке.

Мы с вами писали строчную «в», а теперь попробуем написать заглавную «В». Из скольких элементов состоит заглавная «В»? (2)

Показ на доске, письмо в воздухе и в тетрадях.

василёк

 жаворонок

 воробей

 ворона

Какое слово лишнее?

Молодцы! Выручили меня, правильно нашли слова. Винни-Пух доволен выполнением этого задания.

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.72.

Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Назовите слова на картинке, где есть звук [В].

А теперь прочитаем по столбикам слова. Хорошо. (Разбор каждого слова.)

Работа с текстом стр.73. Чтение «цепочкой».

- Кем были Вова и Слава?

Что сказали Вове?

Что сказали Славе?

А как озаглавим? («Вратари», «Наши футболисты».)

А какие слова из столбиков встретились в тексте?

Ой, ребята, у нас осталось интересное задание. Нам нужно получить новые слова. Для этого к слогам добавим другие слоги:

         

ТА

ВО - РО - НА        

 

         

НЫ

- Скажите название птицы.

Хорошо! А теперь вернемся к учебнику, стр. 74, отгадаем ребусы.

тыква

 ворота

 ворона                  

корова

 лук

- Итак, Винни-Пух хочет послушать еще раз о букве «В» и звуках [в] и [в`].

Что же мы узнали?

Молодцы! Хорошо поработали, продолжим на следующем уроке.

Стоя, поем песню «Учат в школе». Читаем текст с доски.

Найдите слова с буквой «Вэ».

 Буквы разные писать

 Тонким перышком в тетрадь.

 Учат в школе – (3 раза).

Вычитать и умножать,

 Малышей не обижать

 Учат в школе – (3 раза).

К четырем прибавить два,

 По слогам читать слова

 Учат в школе – (3 раза).

Книжки добрые любить

 И воспитанными быть

 Учат в школе – (3 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...