Буквы В, в, звуки [в], [в']
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Буквы В, в, звуки [в], [в']
Балинова Галина Александровна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Тема: Буквы В, в, звуки [в], [в`].
Цели:
1. Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики). Познакомить с новыми буквами В, в, звуками [в], [в'].
2. Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
3. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, связную речь.
4. Прививать интерес к предмету.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Начнём урок со стихотворения:
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ра-ра-ра - начинается… (игра)
Ры-ры-ры - у мальчиков… (шары)
Ро-ро-ро - у нас новое… (ведро)
Ру-ру-ру - продолжаем мы… (игру)
Ре-ре-ре - стоит домик на… (дворе, горе)
Ри-ри-ри…- на ветках (снегири)
В каком слиянии согласный звук произносим мягко? А почему?
А сейчас, внимание! Приготовиться. Фотографируем. (21 прошла I сек.)
БО
НО
РО
МЫ
СО
КО
Какой слог был лишним? Почему?
(На доске прикреплены картинки с изображением рыб.)
- А теперь давайте посмотрим на доску.
петушок
петушок
петушок
гурами
красный
голубой
- Подумайте и скажите: как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?
Это рыбы.
А как называется каждая рыба? Читаем название рыб. (Учитель показывает указкой, дети называют.)
Анализ слова «рыбы»
Давайте произнесем слово «рыбы» и скажем, сколько слогов в этом слове?
А почему 2 слога? (В слове 2 гласные.)
Какие звуки мы называем гласными?
Гласными звуками мы называем те, которые произносятся при помощи голоса, мягко, их можно петь, они составляют слоги.
Произносим еще - раз и скажем, сколько звуков в I слоге? (2) Какие?
А какие буквы возьмем?
Сколько звуков во втором слоге? (2) Какие?
А какие буквы возьмем?
А теперь прочитаем, что у нас получилось.
А какая из данных схем подходит к этому слову?
Итак, с заданием вы справились, правильно выбрали схему для записи слова. Молодцы!
Стук в дверь. Входит Винни-Пух и поет.
Винни-Пух. Здравствуйте, ребята! А я пришел не один и не с пустыми руками.
Для начала у меня для вас есть загадка:
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив, пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
- Ой, как здорово! Все дети сумели отгадать мою загадку. А почему волк так вопросительно смотрит на рыб? Наверно он решил взять их к себе, а где их можно разместить, он не знает.
А где живут рыбы? (В воде, в реке, в аквариуме.)
Произносим все вместе слово АКВАРИУМ.
Подумайте и скажите: о каком звуке в этом слове мы ещё не говорили?
В этом слове есть звук [в], о нем мы еще не говорили.
А есть ли в моем имени такой звук?
И в твоем имени есть такой звук, он стоит в самом начале.
Учитель. Вот оказывается, почему к нам пришел Винни и привел волка. Они тоже хотят все знать о звуке [в] и букве «вэ».
Попробуйте сформировать тему нашего урока.
Звуки [в], [в'] и буква «Вэ».
Произнесем еще раз слово АКВАРИУМ по слогам и сосчитаем их: в каком по счету слоге мы слышим звук [в].
Звук [в] слышен во 2-м слоге (учитель произносит его).
Какой это звук - гласный или согласный?
А как в этом слове мы произносим звук [в] - твердо или мягко?
Давайте закроем свои ушки и произнесем звук [в].
Какой он - звонкий или глухой?
Что можно сказать об этом звуке? (Согласный, твердый, звонкий.)
А в моем имени какой звук - мягкий или твердый?
Давайте ребята произнесем имя нашего гостя Винни.
Как мы произносим звук [в]?
А почему?
Значит, звук [в] может быть то мягким, то твердым и звонким. А кто знает имя этого звука? А зовут его – «вэ». Давайте найдем эту букву в кассах. А кто его соседи?
Физ. минутка
(Учитель заранее раздает детям листочки - квардатики.)
Учитель. Ребята, Винни-Пух приготовил вам сюрприз. Видите листочки у себя на «Азбуке». Возьмите их в руки и слушайте Винни-Пуха.
Винни-Пух.
Загадаю вам загадку,
Становитесь, на зарядку.
Раз - листочки поднимаем,
Два - листочки загибаем,
Три - возьми и разверни,
Н а четыре - надорви,
Пять - внутри два круга сделай,
Буква спряталась внутри, смотри.
Кто догадлив? Назови.
Дети хором называют – [в].
- Давайте, ребята, выучим стихотворение о букве «В»:
Словно букву «В», Алена
Держит трубку телефона.
- А кто нам расскажет, на что еще похожа буква «В»?
Дети дома учат стихи:
1. Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки.
Р - одну, а буква В - две.
2. Палочка,
Рядом две ровные дужки,
Вот и готовы Очки… для лягушки.
- А теперь давайте откроем «Мой алфавит» (стр. 29). Посмотрите на печатные буквы «В».
Что скажем об этой букве печатной большой и маленькой? (Они похожи.)
А чем они отличаются? (Размером.)
А когда мы пишем большую букву?
Посмотрите на доску, пишем прямую палочку и два одинаковых элемента. Пропишите строчку.
Итак, мы познакомились с элементами печатной буквы «Вэ», а теперь откройте стр. 32, найдите эти элементы.
Каким цветом они нарисованы? Давайте перед письмом потренируем наши пальчики и на свободной строке пропишем петельку и овал.
Давайте сравним письменную «В» и «в». Что о них скажем? (Не похожи.)
Хорошо. А теперь давайте посмотрим, как пишем строчную «в». Она состоит из 2-х элементов.
Показ на доске, письмо в воздухе и в тетради.
А теперь давайте почитаем, но сначала нам нужно выполнить задание Винни-Пуха и выучить скороговорку:
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА.
(Чтение слогов и слов с доски.)
ВА
ВО
ВУ
ВИ
ВЫ
вата
ворона
коровы
вагон
вуаль
вилка
ворота
вундеркинд
вино
винтик
вилы
А теперь будьте внимательны, я показываю слог, а вы должны назвать слова, где был бы этот слог. Мы прочитали слоги на доске, а теперь вновь обратимся к тетради и прочитаем слоги ВА, ВИ, ВЫ.
Где согласный звук мягкий? В каких слогах?
Почему?
А где согласный звук твердый?
Почему?
А какое соединение в этих слогах? (Верхнее.)
Показ на доске.
- Обратите внимание на доску. А теперь пропишите в тетради по одному разу с проговариванием.
Физ. минутка
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Мы с вами писали строчную «в», а теперь попробуем написать заглавную «В». Из скольких элементов состоит заглавная «В»? (2)
Показ на доске, письмо в воздухе и в тетрадях.
василёк
жаворонок
воробей
ворона
Какое слово лишнее?
Молодцы! Выручили меня, правильно нашли слова. Винни-Пух доволен выполнением этого задания.
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.72.
Посмотрите на картинку. Что вы видите?
Назовите слова на картинке, где есть звук [В].
А теперь прочитаем по столбикам слова. Хорошо. (Разбор каждого слова.)
Работа с текстом стр.73. Чтение «цепочкой».
- Кем были Вова и Слава?
Что сказали Вове?
Что сказали Славе?
А как озаглавим? («Вратари», «Наши футболисты».)
А какие слова из столбиков встретились в тексте?
Ой, ребята, у нас осталось интересное задание. Нам нужно получить новые слова. Для этого к слогам добавим другие слоги:
ТА
ВО - РО - НА
НЫ
- Скажите название птицы.
Хорошо! А теперь вернемся к учебнику, стр. 74, отгадаем ребусы.
тыква
ворота
ворона
корова
лук
- Итак, Винни-Пух хочет послушать еще раз о букве «В» и звуках [в] и [в`].
Что же мы узнали?
Молодцы! Хорошо поработали, продолжим на следующем уроке.
Стоя, поем песню «Учат в школе». Читаем текст с доски.
Найдите слова с буквой «Вэ».
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь.
Учат в школе – (3 раза).
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе – (3 раза).
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе – (3 раза).
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.
Цели деятельности учителя: Закрепление звуков [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...