Литературная гостиная. Творчество Н.А.Некрасова
классный час по чтению (4 класс) по теме
В данной методической разработке собраны стихотворения Н.А.Некрасова для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
В гостях у Николая Алексеевича Некрасова
Внеклассное мероприятие
Цель: знакомить обучающихся с творчеством русского поэта Н.А.Некрасова,
воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг поэта, рисунки детей, кружевная
скатерть на стол, подсвечники со свечами, шапка-ушанка и фуфайка для
деда Мазая, старая одежда для крестьянского ребёнка.
Ход мероприятия: 1. Ведущий.
Н А.Некрасов родился 28 ноября 1821г (10 декабря по новому стилю), умер 27 декабря 1877года( 8 января 1878года по новому стилю).
Недалеко от города Ярославля, в селе Грешнево, провёл детство Н.А.Некрасов. Детство было невесёлое: отец – помещик, человек грубый, жестоко обращался с крестьянами, обижал жену. Мальчик видел, как плакала мать, очень её жалел и любил. Ей он написал в семь лет свои первые стихи, её вспоминал в своих последних стихотворениях. У Некрасовых был огромный сад, и дети много времени проводили в нём. Вокруг сада был забор с тайной лазейкой. По ту сторону забора маленького Некрасова ждали его друзья – крестьянские дети. Отец запрещал играть с ними, а мать радовалась, что её дети живут в дружбе с крестьянскими ребятишками, узнают их жизнь. Вместе с товарищами катались дети зимой на салазках, летом ходили в лес по грибы и ягоды, а потом, усталые и весёлые, любили посидеть под густыми старыми вязами, что росли у дороги, послушать разговоры прохожих. Много лет спустя Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он писал эти стихи, вспоминались ему маленькие друзья его детства.
2. Литературная композиция.
* * *
«Дед Мазай и зайцы»
(Входит Некрасов) ( Для роли поэта можно привлечь старшеклассника)
-Старый Мазай разболтался в сарае.
(Далее слова деда Мазая)
В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут,-
Нет! Ещё мало! Бегут мужики, ловят и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?...Я раз за дровами в лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, - еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами. Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой.
«То-то! – сказал я, не спорьте со мной! Слушайте, зайчики, деда Мазая!»
Мимо бревно суковатое плыло. Сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок и за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек, как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко, что делает старый Мазай!» Ладно, любуйся, а нам не мешай!
…К берегу плотно бревно я пригнал, лодку причалил и «с Богом!» сказал…
Мигом команда моя разбежалась, только на лодке две пары осталось-
Сильно измокли, ослабли; в мешок я их поклал – и домой поволок.
За ночь больные мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой!
Я их не бью ни весною, ни летом, шкура плохая, - линяет косой…»
* * *
Сценка.
- Действующие лица: поэт, крестьянский ребёнок.
Поэт: Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел: был сильный мороз.
Гляжу: поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах…а сам с ноготок!
- Здорово, парнище!
Ребёнок: - Ступай себе мимо!
Поэт: Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?
Ребёнок: Из лесу, вестимо: отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
Поэт: В лесу раздавался топор дровосека.
- А что, у отца-то большая семья?
Ребёнок: Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я…
Поэт: Так вот оно что! А как тебя звать-то?
Ребёнок: Власом.
Поэт: А кой тебе годик?
Ребёнок: Шестой миновал…Ну, мёртвая!
Поэт: - крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал.
* * *
Ну, пошёл же, ради Бога! Небо, ельник и песок - Невесёлая дорога…Эй! Садись ко мне дружок!
Ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь.
Не стыдися! Что за дело? Это многих славный путь…
Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик
По своей и Божьей воле стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете – кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете – сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко я люблю родная Русь!
Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа столько славных то и знай!
* * *
В зимние сумерки нянины сказки Саша любила
Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: Не убейся, родная!
Саша салазки свои погоняя, весело мчится
На полном бегу набок салазки и Саша в снегу
Выбьются косы, растреплется шубка!
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой, любит она её смех молодой…
* * *
Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели, жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи, и моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю!
* * *
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет, глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок,
И струёй сухой и острой, набегает холодок.
Полумрак на всё ложится; налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой спущен верх, перёд закрыт;
- И пошёл! – привстав с нагайкой, ямщику жандарм кричит…
* * *
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи.
Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины, красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины в великих и малых водах?
Идёт по деревьям шагает, трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет в косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт.
И сам про себя удалую хвастливую песню поёт.
Метели, снега и туманы покорны морозу всегда,
Пойду на моря-океаны, построю мосты изо льда.
Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт.
Построю мосты ледяные, каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы, обозы с товаром прошли…
Богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро;
Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро.
3. Итог. Что нового ты узнал о творчестве Н.Некрасова?
Какие стихотворения тебе больше всего понравились?
Какие ещё произведения Некрасова ты знаешь?
Догадайся, к каким стихотворениям эти рисунки? (Выставка детских рисунков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в литературной гостиной. Урок - отчёт посвящённый творчеству А.Л.Барто
Вот уже более 100 лет произведения А.Л.Барто радуют детей и даже взрослых. Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в ...
Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."
Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие речевых умений и творческих способностей. Урок способствует развит...
Литературная гостиная "Творчество Самуила Маршака"
Цели:расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;развивать речевые умения и творческие способности;способствовать развитию интереса к литературному чтению....
Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского
Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....