проект"Успешное чтение"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Проект "Успешное чтение" стартовал в сентябре 2011г. Расчитан на 2011-2012 учебный год. Занятия проводятся с учащимися 2 класса 1 раз в неделю. В пректе 3 этапа. Дети знакомятся с дучшими  произведениям русской и зарубежной литературы. 

 

 Цель:Повышение престижности чтения среди  школьников.

Задачи:

- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeh.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ.

  1. 1. Краткое теоретическое обоснование идеи: Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».

Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

  1. 2. Цель и задачи использования методики.

Цель: Повышение престижности чтения среди  школьников.

Задачи:

- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

  1. 3. Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:

Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст»

Место в образовательном процессе: Целесообразно использование в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в классе.

Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

Сроки: Оптимальная продолжительность работы по данной методике: 3 года.

Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;

Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.

  1. 4. Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:

  1. 1.

Определение круга чтения для данного класса .


  1. 2.

Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».

3.

Подготовка наглядности (экран, выставка книг)

4.

Подготовка лотерейных билетов

5.

Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.

6.

Распространение информации для учеников .

7.

Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.

8.

Проведение в  классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.

 9.

Награждение победителей.

Реализация методики:

1.Детям предлагается «Портфель читателя»

А) список литературы

Б) перечень различных заданий на выбор

Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта) :

2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.

3.По завершении определенного этапа проводится

А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей

Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).

Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.

Что делают дети:

- Читают книги

- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)

  1. -

отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».

-

оформляют «портфели»

-

участвуют в выставке «портфелей»

-

участвуют в лотерее

Что делают учителя/библиотекари :

- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей  

  1. -

участвуют в организации «старта» и «финала»

-

проверяют выполнение заданий по книгам

-

проводят собеседование по книге

-

выдают лотерейные билеты,

-

ведут учет

-

организовывают выставку «портфелей»

  1. -

выявляют и награждают лучших читателей

-

подготавливают призовой фонд

-

проводят розыгрыш лотереи

-

создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса

  1. 4. По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно?

Количество участников не уменьшается.

Активность стабильна.

Общий эмоциональный фон позитивный.

Какие возможны ошибки при использовании?

Принудительный характер участия.

Формальное отношение к заданиям и собеседованию.

Недооценка роли  других педагогов.

Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?

Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения;

- организация сменной наглядности

  1. 5. Основные достоинства.

Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.

Привлечение малочитающих детей.

Шанс выигрыша для каждого участника.

6. Возможные сложности при использовании технологии.

Непредсказуемость лотереи.

7. Методическое сопровождение: «Портфель читателя».

Что такое Читательский портфель? (как мы его себе представляем)

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

  1. -

помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

-

позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

-

отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;

Простые диагностические формы, предложенные в методической части «Портфеля» помогут определить, насколько продуктивно чтение ребенка. На что следует обратить внимание, чтобы сделать этот процесс более эффективным.

Рекомендательные списки литературы для каждой возрастной группы позволят более осмысленно отнестись к выбору книги.

Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с  друзьями.

Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка (в дополнение к формальному табелю успеваемости).

 

Структура и содержание.

Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

  1. -

соответствие возрастным возможностям и интересам;

-

проверенность многими поколениями читателей;

-

отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).

Читательский паспорт.

ПОРТРЕТ

В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.

Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.

В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (факт выдачи лотерейного билета)

Архив (или коллектор)– это сборник различных методических материалов, образцов заданий.

«Копилка» (рабочие материалы) -

Туда ребенок помещает выполненные задания

Достижения:

Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.

Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью

Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.

Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;

Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.

Для преподавателей школ. Школа может использовать Читательский портфель для того, чтобы более эффективно способствовать развитию культуры чтения своих учащихся. Когда ученик меняет школу или преподавателя, Читательский портфель может помочь новому преподавателю лучше оценить формальные и неформальные знания ученика, понять нужды и мотивации данного ученика в области чтения.

Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить.

Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

 Список книг

составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

  1. -

соответствие возрастным возможностям и интересам;

-

проверенность многими поколениями читателей;

-

отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение)

            Циклограмма занятий по проекту «Успешное чтение».

№ п/п

Название

Автор

Кол-во часов

.«Про зверят»

В Степанов                                    

1 час

Стихи

А. Барто                                    

3 часа

.«Сказки»

В. Сутеев                                                                                                        

5 часов

Стихи

Э. Успенский                                                          

3 часа

« Волшебные сказки»

Шарль Перро                                                                          

2 часа

«Глупая история»

М. Зощенко                                                            

1час

«Денискины рассказы»

В. Драгунский

3 часа

«Медведь»

М. Пришвин                            

1 час

«Щенок»

С. Михалков  

1 час

«Приключения Буратино»

А. Толстой

5 чаов

«Айболит»

К. Чуковский

1 час

«Сказки о животных»

Рус. нар. сказки

2 часа

«Приключения Незнайки».

Н. Носов

4 часа

« Рассказы о животных»

М. Пришвин

2 часа

Список литературы:

1 Савин С. О. «Лестница успеха» Санкт-Петербург 2008тг.

2 http://clubook.spb.ru/rus/forum/

3 http://filatova.21418s06.edusite.ru/p18aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс (в рамках проекта "Успешное чтение")

Урок русского языка в 3 классе в рамках реализации всесоюзного проекта "Успешное чтение" Тема : "Закрепление знаний о правописаниее безударных гласных в корне слова"...

Праздник книги.Открытие проекта "Успешное чтение" в 1 классе.

Значимую  роль  в  работе  над  проектом "Успешное  чтение"  имеет  его  открытие.  Я  предлагаю  один  из  сценариев  меропр...

Интерактивная литературная игра по проекту "Успешное чтение"2 класс

Увлекательная игра по прочитанным произведениям, которая проводится как итоговое мероприятие по проекту «Успешное чтение» во вторых классах. Предполагает работу в команде. Разработана в форме пр...

Педагогический проект "Успешное чтение"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ»(Формирование читательской компетентностимладших школьников)...

"Поле чудес" по произведениям Н. Носова и В. Драгунского (в рамках проекта "Успешное чтение" 1 класс)

"Поле чудес" по произведениям Н. Носова и В. Драгунского (в рамках проекта "Успешное чтение" 1 класс)...

Портфель читателя в цветном варианте ( к проекту "Успешное чтение")

Портфель читателя в цветном варианте ( к проекту "Успешное чтение")...

Литературный бук в цветном варианте ( к проекту "Успешное чтение")

Литературный бук в цветном варианте ( к проекту "Успешное чтение")...