Педагогический проект "Успешное чтение"...
проект по чтению по теме

Александрова Людмила Васильевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ»

(Формирование читательской компетентности

младших школьников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ»

(Формирование читательской компетентности

младших школьников)

Автор:  Александрова JI. В.

МОУ «СОШ № 55»

г.Саратова

2011-2012 г.

г. Саратов

Пояснительная записка:

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Обратимся к статье методиста из Свердловской области Н.В.Орловой «Интеграция при анализе художественного текста: «Вначале было слово...»»: «Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики... Наше национальное богатство - художественная литература, «создавшая феномен русских мозгов», - отвергнута современным русским человеком» Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитее его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

В 2010 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Тема профессионального самообразования: «Формирование читательской компетентности младших школьников»,использование технологии В.Н.Зайцева в первом и втором классах, методического аппарата учебника в УМК «Школа-2100», творческого подхода, сотрудничества в обучении (групповые и парные формы рабаты), ИКТ - технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения. Продолжая эту тему, в третьем классе считаю важным перейти на

следующую ступень в обучении по предмету «Литературное чтение». А именно:

К формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках, но в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением УЧИТЬСЯ, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет.

Читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, тендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Проблема:

противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению: между количеством часов (4ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Цель:

выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений.

Задачи:

изучить новую образовательную технологию (методику «Хорошее время читать») и использовать её на практике с учащимися 2-4 классов;

развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации; стимулировать творчество детей.

Ожидаемый результат:

использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся: изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

Форма представления конечного продукта:

выполненные задания в «Портфеле читателя»; обобщение опыта работы;

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер

Основная часть.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Основные компетентности в литературной сфере, необходимые школьнику:

  • общекультурная литературная компетентность - восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
  • ценностно-мировоззренческая компетентность - понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
  • читательская компетентность - способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор - читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
  • речевая компетентность - знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей. Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая - основные теоретико-литературные понятия.

Третья - основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.

Четвертая - перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)

В качестве критериев интереса будем рассматривать:

активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Исходя из этого, показателями читательского интереса младших

школьников являются:

  • положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
  • заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Что такое читательская компетентность? Под умением читать понимается следующее:

  • Умение вычитывать информацию.
  • Умение размышлять о прочитанном .
  • Умение давать оценку прочитанному .

Концепция проекта.

Концепция изменений предполагает использование новой методики «Хорошее время читать», которая ориентирована на младший школьный возраст; методика используется как направление воспитательной работы в классе и реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников. Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития. Организация разнообразных форм внеклассной деятельности сделает процесс привлекательным. Родители, дети и учитель станут участниками общения, связанного с чтением. Творчество детей стимулируется. Создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Риски: формальное отношение к заданиям, недооценка роли родителей. Трудоёмкость: индивидуальная беседа с каждым учеником по прочитанным произведениям. Применение на уроках по литературному чтению современных методов и технологий в обучении и воспитании. Формирование коммуникативных качеств личности каждого ученика, умения пользоваться способами учебной деятельности. Да здравствует компетентный читатель!

Испытывая на себе все изменения, перечисленные ранее, читатель-школьник является одновременно субъектом современного изменяющегося образовательного процесса. Соответственно происходящие с ним изменения отчасти обусловлены новыми педагогическими реалиями и новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному школьнику. Современные образовательные программы выстроены в логике компетентностного подхода.

Рассмотрим концептуальные характеристики открытого чтения, соотнося их с ключевыми принципами компетентностного подхода, (по О.Е.Лебедеву. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании/Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.)

Характерные особенности компетентностного подхода . Концептуальные характеристики чтения в современных условиях.

Смысл образования понимается как развитие у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся, чтение представляет собой колоссальный культурный ресурс социального опыта, является эффективным способом формирования собственного опыта школьника. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Чтение расширяет содержательный дидактический потенциал образования за счет включения в образовательный контекст самых разнообразных социокультурных источников.

Смысл организаций образовательного процесса заключается в Созданий условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Полимодальный характер чтения предполагает креативную интеграцию организационных форм, мобильную трансформацию стратегий и технологий социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон и участников образовательного процесса.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения. Чтение ориентируется на качественные показатели читательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей различных групп читателей, включая возрастной, социальный, тендерный и интеллектуальный аспекты.

Ориентация на подготовку школьников к переменам, происходящим в обществе, развитие у них такие качеств, как мобильность, динамизм, конструктивность. Формирование профессионального универсализма — способности менять сферы и способы деятельности.

Чтение как культурное явление семиотического характера предполагает диалог различных языков культуры, наглядно воплощая принцип толерантности «гармония в многообразии».

Целевая установка на выработку у школьников умения делать осознанный выбор в ситуации неопределенности, избытка и дефицита информации Чтение предполагает развитие критического мышления, представляющее собой такой тип мышления, который помогает человеку находить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.

Учет специфики процессов информатизации современного общества: неограниченный доступ к информации, как следствие - утрата школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний; преимущества умений оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Чтение в логике критического мышления может рассматриваться как способ повышения уровня культуры индивидуальной работы с информацией, активный и интерактивный процесс познания.

Необходимое условие осуществления педагогических целей — взаимосоответствие целей педагогов и целей обучаемых, причём с каждым новым поколением учеников значение этого фактора возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых. Чтение является пространством диалога культур и поколений, где каждый участник мотивирован к взаимодействию, стремится к обмену смысловыми ценностями.

Таким образом, чтение в современных условиях образования, построенного в логике компетентностного подхода, опосредованно определяет и новое качество образования, которое заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников, ориентированные на традиционный формат чтения, не решали.

Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по Текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации методики «Хорошее время читать», активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений. Приобщение к чтению характеризуется чувством причастности, потребностью и умением установить связи с культурой и социумом посредством чтения. Приобщение к чтению - это процесс, имеющий внутреннюю и внешнюю составляющие: приобщение на личностном уровне представляет собой процесс и результат вхождения личности в мир культуры (социо-культурную общность); социальный аспект приобщения состоит в создании условий для вхождения личности в мир культуры. Увеличение информационного потока, широкая доступность информации актуализирует умение не только эффективной работы с разного типа информацией, включая тексты на иностранных языках и разных носителях, но и умение критически оценивать ее содержательную ценность.

Продуктивность процесса чтения способствует успешному взаимодействию образования и социума. Скорость обновления информации, масштабы происходящих в социуме изменений актуализируют вопросы читательской компетентности. Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса, обогащает личный опыт ученика, является нравственным духовным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования. Стратегия проекта.

Принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность. Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах. Социально-педагогическая цель приобщения школьников к чтению: создание условий для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской компетентности, расширению поля читательских ориентации школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения, достижению социально и личностно значимых целей, опосредованных чтением.

Активизация деятельности школьников по освоению и преобразованию этих условий.

Содержание приобщения школьников к чтению: воспитание у школьников в процессе социально-педагогического взаимодействия позитивного отношения и деятельностной активности по отношению к себе как читателю, к обществу как к носителю «книжной культуры», к тексту как сложной иерархической системе.

Основным признаком культурного чтения выступает способность к структурированию текста:

  • графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
  • построение тезисного плана;
  • выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (идей, законы, закономерности, проблемы), методов, выводов, иллюстративно-мотивирующих приемов.

В работе с текстом будем исходить из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее - качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Критерии, проявления и показатели приобщенности к чтению: Увлеченность чтением: школьник с желанием включается в различные проекты, связанные с чтением, с интересом выполняет учебные задания, связанные с чтением, продолжает читать вне рамок выполнения обязательных заданий (показатели: количество книг, проектов, творческих работ с опорой на книги; методики: оценка и самооценка)

Позитивное отношение: школьник, имея возможность выбора, предпочитает задания (проекты), связанные с чтением, позитивно воспринимает читающее сообщество, связывает свою успешность с качеством чтения (показатели: негативные или позитивные оценки; методика: оценочные и самооценочные высказывания) Как же увидеть результат приобщения?

Критерием приобщения т.е. принятие чтения как личностно-значимой ценности является приобщенность школьника к чтению - личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю, читательскому сообществу, чтению в целом.

Методика: «Хорошее время читать»

Краткое теоретическое обоснование идеи: Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».

Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов - больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Цель и задачи использования методики.

Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников. Задачи:

  • формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
  • освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
  • создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей. Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:

* Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст;

Место в образовательном процессе: используется в организации занятий дополнительного чтения .

Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев. Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития.

 Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотерее, призы.

Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики: Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг).. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)

. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.. Распространение информации для учеников и родителей. Систематические собеседования педагога (руководителя проекта) с детьми о прочитанных книгах.

Проведение в классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам. Награждение победителей.

Описание реализации методики: .Детям предлагается «Портфель читателя»

А) список из 10 книг

Б) перечень различных заданий на выбор

По завершении определенного этапа проводится

А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей

Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).

Примечание: призов должно быть много - лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.

Что делают дети:

  • Читают книги
  • В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)
  • - оформляют «портфели»
  • участвуют в выставке «портфелей»

Что делают учителя/библиотекари:

  • распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей
  • участвуют в организации «старта» и «финала»
  • проверяют выполнение заданий по книгам
  • проводят собеседование по книге
  • ведут учет
  • организовывают выставку «портфелей»
  • выявляют и награждают лучших читателей
  • подготавливают призовой фонд
  • проводят розыгрыш призов, создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса

По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно? Количество участников не уменьшается.

Активность стабильна.

Общий эмоциональный фон позитивный.

Какие возможны ошибки при использовании?

Принудительный характер участия

Формальное отношение к заданиям и собеседованию

Недооценка роли родителей .Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?

Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения.

  • Организация сменной наглядности Основные достоинства:

Создание атмосферы внимания к книге й чтению. Чтение становится содержанием

общения детей, учителей, родителей.

Привлечение малочитающих детей.

Шанс выигрыша для каждого участника

Возможные сложности при использовании технологии?

Непредсказуемость лотереи.

Дополнительные дидактические материалы.

Было составлено обращение к родителям.

Обращение к родителям

Уважаемые родители, ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!!!

Вам вместе с детьми предстоит принять участие в педагогическом проекте, который мы назвали «Хорошее время читать».

Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению?

Могут быть разные ответы. Как впрочем, и способы действий.

Нам показалось, что ПООЩРЕНИЕ детского чтения, на первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его интереса и увлеченности чтением.

У нас есть гипотеза, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в лотерее - ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги.

А если он уже испытывает удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то, что он занимается таким хорошим и нужным делом.

Методическое сопровождение: «Портфель читателя». Что такое Читательский портфель?

Это личный документ, который выдается каждому ученику:

  • помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
  • позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
  • отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;

Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями. Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка. Структура и содержание.

Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской

литературы.

Принципы отбора:

  • соответствие возрастным возможностям и интересам;
  • проверенность многими поколениями читателей;
  • отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение). Читательский паспорт.

ПОРТРЕТ

В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.

Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.

В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же учитель фиксирует читательские достижения ребенка на

основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. «Копилка» (рабочие материалы) -

Туда ребенок помещает выполненные задания Достижения:

Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.

Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.

Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя; Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.

Для родителей. Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.

Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

  • соответствие возрастным возможностям и интересам;
  • проверенность многими поколениями читателей;
  • отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение). Второй класс - «Хорошее время читать»: А. Толстой «Золотой ключик», сказки Г. Андерсена, сказки братьев Гримм, П. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Э. Успенский « Дядя Фёдор, пёс и кот», Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»,сказки А. С. Пушкина,С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Формирование читательской компетентности осуществляется через уроки

литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность.

Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности:

Часы общения с книгой.

Библиотечные часы.

Конкурсы сочинений и рисунков.

Конкурсы чтецов стихотворений.

Дидактические игры.

Работа с родителями.

Методика «Хорошее время читать».

Дискуссии по прочитанным книгам.

Викторины. «Крестики-нолики».

Зрители и участники спектаклей по книгам.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя.

По итоговой проверке техники чтения ребята показали следующие результаты :

Более 100 слов-5 человек

Более 80 слов - 13 человек

Более 60 слов- 9 человек

Более 50 слов -2 человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чтение с увлечением"

Проект направлен на формирование читательской деятельности у обучающихся начальной школы.Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необх...

Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...

Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом

Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....

Педагогический проект «Чтение с увлечением» 5-9 класс

АктуальностьОсвоение социокультурного пространства чтения необходимо для общения людей в современных информационных условиях, которые обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним. Кажд...

Педагогические чтения "Смысловое чтение"

Комплексный  анализ  теста как вид учебной деятельности...