Рабочая программа по внеклассному чтению для 4 класса по Школа России.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Данная пограмма отражает разныетемы для веклассного чтения, особо любимые детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneklas._chteniyu.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели данной программы:
- развитие познавательных навыков учащихся в области изучения русского языка;
- развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности;
- подготовить детей к восприятию художественного текста, как произведения словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни;
- формирование основ читательских умений (умения читать, умений работать с текстом произведения и детской книгой);
-решать комплексно вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития школьника;
- урок литературного слушания (курс чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие, литературоведческие представления и понятия, восприятие литературного произведения, работа с текстом, работа с книгой) творческая деятельность, межпредметные связи;
-литературное развитие, формирование полноценного навыка чтения и полнокровных читательских позиции младших школьников.
Задачи программы:
- Развивать и обогащать устную разговорную речь, научить высказывать свое мнение о прочитанном;
- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
- Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения.
Формы занятий:
- Урок-беседа.
- Урок - ролевая игра.
- Урок - путешествие.
- Урок – конференция
- Литературный ринг
- Урок- спектакль
- Урок – КВН
- Частично поисковая работа.
Пояснительная записка
(34 часа – 1 раз в неделю)
В данной программе использованы различные технологии обучения: ролевая игра, методика перекрестного чтения, частично поисковый метод.
Основу программы составляет литературное развитие младших школьников, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эстетических потребностей и способностей.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития;
- формирование читательского интереса и приобщение к литературе, как особому виду искусства;
- мировосприятие, понимание окружающего мира со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней. Творческим читателем движет любознательность; назначение учителя: способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, причинность.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Это - обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой. Изучив работы ученых, дидактов, педагогов – исследователей и новаторов, я стала применять в своей работе систему проведения уроков литературного чтения, основой которых является правило «вдумчивого чтения».
Уже начиная с первого класса, ввожу уроки развития речи детей, где анализируются прочитанные тексты, ребенок излагает суть прочитанного на уроке, свое отношение, свое мнение и делаются выводы по прочитанному. Начиная со второго класса, ведется тетрадь по внеклассному чтению, где дети дают краткий анализ по прочитанному. По прочитанным произведениям проводятся уроки – игры: урок - КВН, урок- путешествие, урок – конференция, а так же уроки развития речи, где делаются выводы по прочитанным произведениям.
Особенно хочу отметить клуб семейного чтения «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра – наша читающая семья». Родители с детьми устраивают выставки книг, подделок, рисунков, разучивают стихи, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. Подводится итог, награждаются победители в личном, в командном, в семейном первенстве.
В конце учебного года подводится итог «Самая читающая семья». Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Л. А. Музыка считает, что в настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю, не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которого является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное!
ПРО ЧУВСТВА
ПЕРЕЖИВАЙ ЧИТ ОБРАЗЫ
ТРИ → ПРЕДСТАВЛЯЙ АНН
П ПОНИМАЙ ОЕ МЫСЛИ
Это осуществимо через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Учебно - тематический план программы:
№ | Тема внеклассного чтения | Материал, используемый на уроке | Формы проведения занятия | Домашнее задание |
1-2 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | Путешествие по станциям | Урок- путешествие | Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» |
3-4 | Мир - в котором я живу | Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Урок – рассуждение о прочитанном | Р.Киплинг «Рикки- Тикки- Тави» |
5-6 | Делай добро и оно тебе возвратится | Р.К.Киплинг «Рикки- Тики –Тави» | Урок-конференция | Составить рассказ о добрых делах |
7 | Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина | Выставка книг, сказки А.С.Пушкина | Литературный ринг | Сказки А.С.Пушкина |
8-9 | В мире сказок А.Пушкина | Сборники сказок писателя | Конференция | Рассказы М.М.Пришвина |
10-11 | М.М.Пришвин - певец русской природы | Книги Пришвина, кроссворд | В.Осеева «Волшебное слово». | |
12-13 | Воспитанный ребенок | В.Осеева «Волшебное слово» и др. | Урок- спектакль | Русские народные сказки |
14-16 | В мире сказок и приключений | Русская народная сказка «Снегурочка» | Исследование, частично поисковая работа | Прочитать рассказы В.Бианки |
17-18 | Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.) | В.Бианки «Лесная газета» | Урок -конференция | Повторить пословицы и поговорки |
19-21 | Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого | Произведения Л.Н.Толстого для детей | Урок- путешествие | Нарисовать рисунки о природе, придумать эмблемы об охране природы |
22-24 | Сбережем родную природу во всей ее красе | Стихотворения, песни, таблицы | Урок – путешествие | Найти загадки о птицах |
25-27 | Крылатое чудо | Кроссворды и таблицы-карточки | Урок-отчёт Урок КВН | Исследовательские работы по заданным произведениям |
28-31 | «Идет война народная…»(произведения о Великой Отечественной войне) | Сергей Алексеев «Блокадный хлеб» и «Буханка» и др.Ю В.Катаев «Сын полка» | Уроки- экскурсии в прошлое, в военные года | Подготовиться к ответам викторины |
32 | Викторина «Дети войны» | Выставка книг о ВОВ | Викторина | Подготовить книгу из семейного архива |
33-34 | «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья» | Открытые уроки-отчёты с родителями | Клуб семейного чтения «Книголюб» | Список книг для Чтения на каникулах |
Дополнительная литература для учащихся
1. Книги о ребятах —сверстниках. Э. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»
С. Ласкин «Саня Дырочкин — человек общественный» и другие
2. Книги о книгах Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах»
В. Ян «Никита и Микитка», В. Паль «Человек придумал книгу»
А. Глухов «Из глубины веков», Л. Львов «Книга о книгах»
3. Писатели о себе Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты»
Н. Гарин — Михайловский «Детство Тёмы» А. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»
4. Сказки А.С. Пушкина«Сказка о попе и работнике его Балде»
5. Литературные сказки писателей ХIХ в. В. Одоевский «Городок в табакерке»
М. Лермонтов «Ашик — Кериб», В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В. Даль «Сказка о Иване молодом сержанте»
6. А.П. Чехов для детей А. Чехов «Мальчики»
7. Мир детства на страницах книг писателей ХIХ – нач. ХХв. Д. Мамин — Сибиряк «Богач и Ерёмка»
Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Белый пудель»
В. Короленко «В дурном обществе»
Н. Гарин – Михайловский «Гимназисты»
8. Журналы для детей Научно – популярные журналы (по выбору)
9. Творцы книг (рассказы о писателях, о художниках —иллюстраторах) Б. Галанов «Книжка про книжки» С. Сивоконь «Уроки детских классиков» и другие
10. Юмористические рассказы Ю. Сотник «Рассказы»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
11. Великая война Рассказы о детях и подростках – участниках Великой Отечественной войны
12. Любимые стихи Стихи по выбору учащихся (одно наизусть, не менее 20 строчек)
Содержание программы:
Тема 1: Самые интересные книги, прочитанные летом.
1. Введение
2. Основная часть
- Первая остановка «Сказочная»
- Вторая остановка «Детская» («Незнайка» Н.Н.Носов)
- Третья остановка «Здравствуй, лес!»
- Четвертая остановка «Зоопарк»
- Пятая остановка «Песенная»
3. Подведение итогов по уроку-путешествию
Тема 2: Мир - в котором я живу
- Введение: Беседа
- Основная часть: Анализ произведения
- Подведение итогов
Тема 3: Делай добро и оно тебе возвратится
- Беседа. Тема урока и цели
- Анализ произведения, основная идея
- Подведение итогов
Тема 4: Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
- Введение: Организационный момент
- Первый раунд «Поэзия»
- Второй раунд «Детективный»
- Третий раунд «Сказочный»
- Итог урока
Тема 5: М.М.Пришвин - певец русской природы
- Организационный момент: разгадывание кроссворда
- Рассказ о писателе
- Физкультминутка
- Работа над произведениями
- Чтение рассказа «Ежовые рукавицы»
- Об охране природы
Тема 6: В.Осеева «Воспитанный ребенок»
- Организационный момент: решение проблемного вопроса.
- Инсценирование рассказа В.Осеева «Волшебное слово»
- Поиск ответа на вопрос: «Какой должен быть воспитанный ребенок?»
- Анализ произведений «Синие листья», «Три товарища», «Отомстила», «Сыновья».
Тема 7: В мире сказок и приключений. Русская народная сказка «Снегурочка»
- Организационный момент
- Путешествие по страницам волшебной книги
- Устное народное творчество
- Ознакомление с новым материалом
- Знакомство с шедеврами мировой культуры
- Ролевая игра
- Просмотр фрагмента мультфильма
- Итоги
Тема 8: Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки)
- Организационный момент: разгадывание кроссворда
- Знакомство с автором
- Работа с книгой
- Тир «Бей прямо в цель»
- Подведение итогов
Тема 9: Литературное путешествие по творчеству Л.Н. Толстого
- Организационный момент
- Станция «Библиографическая»
- Станция «Узнай героя»
- Станция «Игровая - плясовая»
- Станция «Пословицы и поговорки»
- Станция «Узнай произведение»
- Станция «Кроссворд»
- Станция «Поздравительная»
Тема 10: Сбережем родную природу во всей ее красе
- Вводная беседа
- Инсценирование
- Правила
- Выводы
Тема 11: Крылатое чудо
- Разминка
- 1 Конкурс «Про наших птиц»
- 2 конкурс «Ты - мне, я - тебе» (Домашнее задание)
- 3 Конкурс «Дальше, да»
- 4 конкурс Знаки - «Осторожно, наши меньшие братья»
- Итоги игры
Тема 12: «Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)
- Слово учителя
- Поэзия военных лет
- Рассказы о войне
- «Блокадный хлеб»
- Викторина
Тема 13 «Книголюбы - папа, мама, брат, сестра - наша читающая семья»
- Организационный момент
- Знакомство с членами клуба
- Защита своих проектных работ
- Выводы, итоги
Использованная литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 5 за знание, 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 5класс. Издательство «Интербук»,1985..
8. Сценарии литературных праздников к юбилейным датам, 2003, №7.
9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
10. Журналы «Начальная школа» и «Начальная школа плюс До и После», 2006-
2011 гг.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА КУЛИКОВКА ВТОРАЯ
ПРИНЯТО
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол от «__» ___ 2011 года
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «___» ____ 2011 года
УТВЕРЖДЕНО
___________ В.Ф.Мурадян
(Директор МОУ ООШ
с.Куликовка Вторая)
Рабочая программа
курса «Внеклассное чтение»
(Составила Г.В.Алёшина)
с.Куликовка Вторая
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. ...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
В данном учебном материале представлена рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, УМК "Школа России"....
рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по новым ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. УМК "Школа России".(3 часа в неделю)....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК «Школа России»
При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (3 класс – 136 часов – 4 час...
Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа России".
Рабочая программа по литературному чтению . 4 класс. Л.Ф.Климанова. УМК "Школа России". (2 часа в неделю): пояснительная записка, общая характеристика предмета, ценностные ориентиры курса, результаты ...