урок в 3 классе литературное чтение Растрепанный воробей
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
конспект расчитан на 2 урока "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.docx | 17.14 КБ |
hod_uroka_2.docx | 20.5 КБ |
hod_uroka_3_i_organizacionnyy_moment.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
Цели уроков: ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепан ный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершен ствовать умение давать характеристику персонажу.
Ход урока 1
- Организационный момент
- Речевая разминка
Я - веселый воробьишка. Серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив. И пуглив. Чив. чив.
Мне едою служат мошки. Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив. Суетлив. Чив. чив.
- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
- Прочитайте, выделяя главные слова.
- Чтение с ускорением.
- Медленное чтение.
- Прочитайте выразительно.
- Ввдная беседа
- Как бы вы назвали это стихотворение? (Воробей. Воробьишка. Маленький воришка и др.)
- Сегодня мы начинаем читать рассказ Константина Паустовского «Растрепанный воробей». Как вы думаете, о чем он? (Предполо жения детей.)
- Физкультминутка
- Знакомство с новым текстом
- Чтение первой части сказки - до слов «Жила ворона в заколо ченном на зиму ларьке...»
- Вопросы к рассказу.
- С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычны.)
- Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)
- Как зовут нянюшку? (Нянюшка Петровна.)
- Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцевала в Боль шом театре. А папа воевал во время войны, а сейчас он в плава нии на Камчатке.)
- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (Мама достала стеклянный букет и сказала ему не сколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)
- Итог урока
- Назовите имя писателя. Какое произведение начали читать? О чем оно?
Домашнее задание
- Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19).
- Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.
Предварительный просмотр:
Ход урока 2
- Организационный момент
- Речевая разминка
- Прочитайте загадки, отгадайте их.
Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая - Известная персона. Это... (ворона.) Птица черная кружится, Не боится - к нам садится Поклевать мою еду: Вдруг не хватит макарон На прожорливых... (ворон.)
- Прочитайте первую загадку медленно.
- По слогам.
- С ускорением.
- Выразительно.
- Прочитайте вторую загадку орфографически.
- Орфоэпически.
- Быстро.
- С выражением.
- По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? (По ок раске - она сероватая; ворона любит воровать все блестящее; кричит она хрипло. Еще здесь говорится, что это прожорливые птицы.)
III. Продолжение работы над текстом
I. Повторение.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы прочитали на прошлом уро ке. Расскажите кратко, с чего начинается рассказ. (Дети кратко пересказывают первую часть.)
Прочитайте описание зимнего вечера. (Ученики читают послед ний абзац на с. 11.)
Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Отопление не спало, это когда в батареях шум. Автор говорит, что отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.) Чего ждала ворона за окном? (Она ждала, когда Петровна от кроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умыват ься.)
Как Петровна узнавала, что ворона была в комнате? (Ворона оставляла на столе мокрые следы.)
Что чаще всего таскала ворона? (Она таскала сахар, печенье и колбасу.)
.'. Чтение второй части текста (со слов: «Жила ворона в заколо- •и ином па зиму ларьке...» до слов: «Должно быть, ворона воровала не iiiiiiiKO у Маши...».) (Учитель спрашивает несколько учеников.)
3. Словарная работа.
СВАРЛИВАЯ - ворчливая, склонная к ссорам;
ТОРБА - мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
- Физкультминутка
- Работа над второй частью рассказа
- Выборочное чтение.
- Где жила ворона? (Она жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое.)
- Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.)
- Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там ма ленького растрепанного воробья по имени Пашка.)
- Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище - Чичкин.)
- Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.
- Беседа по содержанию рассказа.
- Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стук нула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым. Во рона выбросила его из ларька.)
- Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.)
- Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с варежкой Маше.)
- Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши. (Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.)
- Ознакомление с жизнью и творчеством писателя
- Рассказы детей о Константине Паустовском.
- Рассказ учителя о писателе.
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг.)
К.Г. Паустовский родился в 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного статистика, но свою юность провел преимущественно в Киеве, где, окончив гимназию, в 1911-1913 гг. учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, затем перешел на юридический факультет Москов ского университета (не закончил). Рано начав трудовую деятельность и сменив много профессий, он уже в 1912 г. опубликовал в киевском журнале «Огни» свой первый рассказ «На воде». В годы Первой мировой войны служил сани таром, скитался по югу России, работал в Таганроге на заводе и в рыбачьей артели, там же начал писать свое первое большое произведение - «Роман- гики». В 1917 г. перебрался в Москву, где стал журналистом, а затем (после многих долгих странствий по стране) - редактором РОСТА и писателем ярко- романтического направления. Его любимой наукой в юности была география, что проявилось в стремлении увидеть мир и рассказать об этом, поделившись с читателями полученными впечатлениями.
«Но самым плодотворным и счастливым для меня, - писал Паустовский it конце жизни, - оказалось знакомство со средней полосой России... Она шнладела мной сразу и навсегда... С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясаю щие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юиошеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность 11еаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя и новый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».
«Рыбные богатства никак не охраняются. Обращаются с рыбой варвар ски и хищнически. Ее глушат толом, травят борной кислотой, а к тому же Иоскресенский комбинат спускает в Москву-реку свои ядовитые отбросные поды и переводит рыбу не только в низовьях Москвы-реки, но и в Оке и всех сообщающихся с Окой озерах и старицах. Уже не раз за последние годы мертвая рыба плыла по Оке целыми сутками. По существу, величайшее это преступление никого не заботит и не трогает. Некоторые местные власти 1 онершенно к этому равнодушны, быть может, потому, что сами занимаются хищническим истреблением рыбы».
Один из немногих советских писателей, ставший подлинным классиком еще при жизни, К.Г. Паустовский долгое время преподавал в Литературном институте им. A.M. Горького, был учителем и наставником многих литера- тров, включая таких, как Юрий Нагибин, Юрий Казаков, Сергей Антонов, К )рий Трифонов и многих других. Собрания сочинений К.Г. Паустовского иыходили в СССР неоднократно, большинство его произведений переведены пи иностранные языки. Ныне в Москве действует Литературный музей-центр I Г. Паустовского (Кузьминский парк, 17). Обширный архив Константина I соргиевича сохраняется у его близких, в указанном музее-центре и Россий- I ком государственном архиве литературы и искусства.
VII. Итог урока
Какие вопросы волновали К.Г. Паустовского?
Понравился ли вам растрепанный воробей? Чем? Домашнее задание
Дочитать текст до конца.
Предварительный просмотр:
Ход урока 3 I Организационный момент
II. Речевая разминка
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей.)
- Прочитайте загадку хором, отгадайте ее.
- Прочитайте по слогам.
- Прочитайте «скороговоркой».
- Прочитайте выразительно.
- Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях? (Мы можем узнать, чем он питается: жучками и червячками. В теплые края он не улетает. Значит, он не перелетная птица. Обитает там, где найдет себе местечко, например под крышей.)
- Чтение третьей части текста
- Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть. (Вторая часть закончилась тем, что Пашка стал приносить Магие во рованные вещи из ларька вороны.)
- Прочитаем, что же было дальше. (Проверка домашнего задания.)
- Старайтесь читать выразительно, без ошибок.
- Физкультминутка
- Работа над содержанием третьей части
- Беседа.
- Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла буке тик? (Маше было любопытно посмотреть, как ворона протис кивается в форточку. Она этого не видела. Поэтому она влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)
- Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? (Нет, об этом она даже думать не могла.)
- Какова была реакция домашних на это происшествие? (Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.)
- Как повел себя Пашка? (Пашка услышал рассказ об украденном бу кетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)
- Составление рассказа учащимися.
- Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ дол жен быть от имени мамы. (Дети составляют рассказ, обращая внимание на их чувства.)
- Выборочное чтение.
- Почитайте диалог мамы и дочери в конце текста. (Ученики чи тают в лицах.)
- Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать? До кажите свой ответ примерами. (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фанта зии, воображению писателя? (Ворона на самом деле могла заби раться в дом и воровать вещи. А вот воробей не мог принести стеклянный букетик в театр маме.)
- Найдите 3-й вопрос в учебнике на странице 24. Ответьте на него.
- Назовите главных героев. Как автор относится к ним: с любовью; с нежностью; с осуждением; с юмором; с пониманием; с состра данием?
VI. Итог урока
- Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?
Домашнее задание
Найти книги и прочитать рассказы К. Паустовского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные урок 2 класс (литературное чтение - русский язык)
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, по данным вопросам и опорным словам....
Интегрированный урок 4 класс (литературное чтение и русский язык)
КИМ. Сравнение произведений разных литературных жанров на примере.А. И. Куприн «Скворцы». Научно -познавательный текст «Первый вестник весны»...
БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...
Презентация - урок 3 класс литературное чтение
тема урока "Рождение поэта - великое чудо"по произведениям Д.Кедрин "Всё мне мерещится поле с гречихою...", И. Бунин "Детство"...
Литературное чтение. Растрепанный воробей
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о с произведении К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»; обучение краткому пересказу.Планируемые результатыПредметные...
Урок литературного чтения "Растрепанный воробей" Константин Паустовский
Здесь добавлен материал для уроков литературного чтения на тему "Растрепанный воробей"...
Урок литературного чтения "Растрепанный воробей", 3 класс, "Школа России" (конспект, презентация)
В данном материале представлен конспект урока литературного чтения по теме "Растрепанный воробей" с презентацией, 3 класс, "Школа России".Урок очень продуктивный, был проведен для ...