Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._lit._cht._3kl.doc | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Зам. директора по УВР : Директор школы:
протокол № __от ______________ ____________
«___» _____2011г /Ф.А. Нурияхметова/ /Ф.С.Шакирова/
Рабочая программа по предмету
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 класс
Составила: Фахрисламовыа Зиля Фатиховна
учитель 1 категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____от
«___»__________2011г
2011-2012 учебный год
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Курс литературного чтения призван продолжить обуче ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор честву и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответствен ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче ства обучения в этот период во многом зависит полноцен ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальней шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духов ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос питательное воздействие на школьника, формирует его лич ность.
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения являет ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля ет его размышлять.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно восприни мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци ативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстети ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жиз ни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа ния произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различ ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Методические подходы к анализу произведения, преду смотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произ ведения, возникающей, когда предметом рассмотрения стано вится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Вни мание начинающего читателя должно быть обращено на сло весно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нрав ственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стра тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тек сты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красо ты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребен ке собственное отношение к действительности. Этот прин цип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера турного произведения, выдвигает на первый план художе ственный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмыс ливается им как средство создания словесно-художественно го образа, через который автор выражает свои мысли, чув ства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвисти ческому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образ ные, но и нейтральные слова и выражения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и дру гих средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и аде кватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про изведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми пред ставлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходи мых жизненных наблюдений и обобщений. Монографиче ский принцип изучения литературных произведений, харак терный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное дей ствие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических прие мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращива ние скорости чтения и овладение рациональными приема ми чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию уме ния постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливайте, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразитель ного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны попол ниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель ности детей, которые помогут им воспринимать художе ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллекту альному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек полу чает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются кон кретно-чувственным опытом и умением воссоздать словес ные образы в соответствии с авторским текстом.
Тематический план
3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 6 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 5 |
4 | Великие русские писатели | 13 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 2 |
6 | Литературные сказки | 5 |
7 | Были-небылицы | 3 |
8 | Поэтическая тетрадь 3 | 2 |
9 | Люби живое | 7 |
10 | Поэтическая тетрадь 4 | 2 |
11 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 7 |
12 | По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» | 2 |
13 | Зарубежная литература | 3 |
14 | Внеклассное чтение | 9 |
Итого | 68 |
Содержание тем учебного курса
3 класс (68ч)
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журна лов.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучи вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (6 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспро будно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (13 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мар тышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере ди ком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отры вок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (42ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (5 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказ ка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Корот кий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (3ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 3 (2 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (7 ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провини лась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 4 (2ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (7 ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузо вок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешествен ники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов
«Мурзилка» и «Веселые картинки» (2ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются леген ды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (3 ч)
«Храбрый Персей».
Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».
Внеклассное чтение (9 ч)
Урок-праздник. «Мудрая книга» (1 ч); Сказки П. Бажова. «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» (1 ч); А. С. Пушкин. Сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» (1 ч); И. А. Крылов. Басни (1 ч); Е. Л. Шварц. Сказки. «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Рассеянный волшебник» (1 ч); Рассказы для детей Л. Н. Толстого (1 ч); Рассказы Д. Мамина-Сибиряка. «Медведко», «Приемыш» (1 ч); Сказки братьев Гримм. «Бременские музыканты», «Золотой гусь» (1 ч); Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» (1 ч); Сказки Редьярда Киплинга. «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок» (1 ч); Рассказы М. Пришвина о животных. «Лягушонок», «Пиковая Дама», «Лисичкин хлеб», «Еж» (1 ч); В. Бианки. «Лесная газета» (1 ч); Л. Пантелеев. Рассказы. «Большая стирка», «Трус», «Честное слово», «Фенька» (1 ч); Газеты и журналы для детей (1 ч); Рассказы и стихи о войне. А. Митяев. «Рассказы о Великой Отечественной войне» (1 ч); О чем мы будем читать летом. Урок-путешествие. (1 ч); Обобщающий урок. Читательская конференция (1 ч)
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля явля ются достижение осмысления прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения под готовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основ ных средств выразительности: пауз, логичес ких ударений, интонационного рисунка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
- Развитие навыков чтения
Развитие навыков чтения.
Развитие навыков правиль ного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки прие мов целостного и точного зри тельного восприятия слова, быстрота понимания прочитан ного.
Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объ ема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанно го (от усвоения предметного содержания до осознания ос новной мысли прочитанного).
Развитие уме ний перехо дить от чтения вслух к чте нию про себя.
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произ ведения, логику повествова ния, смысловые и интонацион ные связи в тексте.
2. Развитие выразительности чтения и речи,
формирование навыков орфоэпически правильного чтения
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слу шателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение при емам выразительной речи и чтения.
Организация практикумов по выразительному чтению:
1) проведение упражнений по техни ке речи, упражне ний с элементами игры для тренировки дыхания («заду вание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дик ции;
- овладение прави лами литературного произношения слов (орфоэпическими
правилами), словес ным ударением;
3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драма тизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодич ность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение пла нировать, а затем анализировать свое выступление, корректиро вать его в соответствии с целью высказывания.
3. Требования к уровню сформированности навыка чтения
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразитель ное чтение це лыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, то на чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту.
4. Выработка умений работать с текстом
Подробный и выборочный пересказ про читанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведе нии и осмысление взаимосвязи описываемых в нем собы тий, подкрепление правильного ответа на вопросы выбо рочным чтением.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу час ти и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и крат кий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художетвенным тек стам.
Составление рассказов о сво их наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые исполь зует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей дей ствующих лиц, оценка их пос тупков (с помо щью учителя). Внимание к языку художественных произ ведений, пони мание образных выражений, используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности
эмоционально-чувственого отношения к действительности
1. Обогащение опыта эстетического восприятия
окружающей действительности на основе наблюдений.
Развитие творческих способностей школьников
Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потреб ности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее кра соту, проявлять интерес к ориги нальным, нестандартным взгля дам, формировать свое видение окружающего мира, умение нахо дить необычное в обычных пред метах.
Накопление опы та живых впечатлений от об щения с миром животных, которых дети видят в лесу, зоопарке, живом уголке, развитие умения подмечать позы, повадки, характерные движения животных в раз личных ситуациях, уметь рас сказать об увиденном. Наблюдение за на строением людей в различных состояниях.
Коллективное слушание литературно-художественных произведе ний, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.
2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного
мышления, образного восприятия окружающего мира
с помощью целенаправленных упражнений
Рассматривание и описание сход ных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение сорев нований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшеб ные превращения вещей», кото рые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружаю щего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печаль ную.
Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Крас ная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка путешественница».
Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочине ниям, стимулирование активности при их обсуждении.
3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,
свое видение предмета, состояние природы и человека
Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характери стики, описания предмета или героя прочи танной книги, коллективное сочинение раз личных историй.
Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы.
Обучение приемам устного словесного описания предме тов, явлений приро ды и окружающего мира, приемам рас суждения и пове ствования на задан ную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письмен но).
4. Обогащение опыта эстетического восприятия
произведений художественной литературы
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуж дении услышанного, при драматизации от рывков из произведений.
Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.
Размышление над содержа нием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному. Сравнение сти хотворных произведений, на писанных на одну тему разны ми поэтами, и ряда стихотво рений одного и того же ав тора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым со бытиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений.
Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произ ведение, его художественные особенности.
5. Активизация способности учащихся полноценно
воспринимать художественные произведения
на основе целенаправленной деятельности
Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпи теты, сравнения, метафоры, уме ния подбирать варианты срав нений, сопоставлять их с ав торским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, уме ния видеть и ценить их иносказательную выразительность.
Работа над загадками как развернутыми метафо рами Работа над загадками как развернутыми метафо рами.
Развитие внимания детей к средствам художествен ной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений вос создавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образ ного описания предметов или явлений.
Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:
оживления двух рядов пред ставлений – реальных и образ ных (например, по стихотворе ниям С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – ожи вление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осен ний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали); рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описа ние портретов; сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразитель ном).
Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и созда теля художественного текста.
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание добро желательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
6. Первоначальное обобщение опыта работы
с литературоведческими терминами
Формирование умений узнавать и различать такие жанры лите ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Ознакомление детей с некоторы ми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фанта стического; обычно различают сказки о животных, волшебные и бытовые); былина – жанр, имею щийся только в русском фольк лоре (героико-патриотическая пес ня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказатель ной форме изображаются челове ческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или в конце бас ни даются нравоучения, вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа); стихотворение (небольшое художествен ное произведение, написанное сти хами, оно ритмически организо вано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настрое ния и мысли лирического героя).
Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобра зительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может посте пенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетво рение.
Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происхо дит проникновение в авторское образное видение мира, измене ние собственного отношения ре бенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие интереса и потребно сти в осмыслении позиций авто ра, особенностей его видения ми ра, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Придумывание варианта развития сюжета ска зок, известных рассказов, изменение или перестановка героев произведения, перенесе ние действий в необычную обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс).
Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писате ля (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать те му и содержание книги по ее за главию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп), озвучивание фильмов музыкальными произведениями.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи ческое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра вильности передачи основного содержания текс та, последовательности и полноте развития сюже та, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контроли рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан ров и особенностей, знание имен детских пи сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на изусть или с листа. Осуществляется на матери але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти па «закончи предложение», «найди правиль ный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа нию незнакомые тексты. При выборе текста осу ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа ми. Для проверки учитель заготавливает инди видуальные карточки, которые получает каж дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, пере становка, пропуски или добавления букв, сло гов, слов);
- неправильная постановка ударений (бо лее 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитан ного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по со держанию текста;
- неумение выделить основную мысль про читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос новного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последователь ности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовлен ного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте нии вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель ность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Учебно-тематическое планирование по предмету
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс: 3
Учитель: Фахрисламова З.Ф.
Всего часов: в год - 68, в неделю - 2
Составлена на основе Примерной программы начального общего образования,авторской программы В.Г.Горецкого, Л.Ф Климановой, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебник: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь.:учебник для 3класса в 2 ч.- Москва Просвещение 2007 г.
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | Виды речевой деятельности | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Фронтальный, индивидуальный опрос | Выразительное чтение | |||
2 | Первопечатник Иван Федоров | 1 | Изучение нового материала | Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный, индивидуальный опрос | Выразительное чтение | |||||
3 | Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | |||||||
4 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка | 1 | Урок с использованием ТСО | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; на смысловые части; | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана | |||||
5 | Иван-царевич и Серый волк | 1 | Урок с использованием ТСО | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок* | ||||||
6 | Сивка-бурка | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст; – определять тему, главную мысль произведения; – пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, рисунок* | ||||
7 | Обобщение. Устное народное творчество | 1 | Комбинирован. | Фронтальный | Ответы на вопросы раздела, с. 51–58 | ||||||
8 | Круг чтения и опыт читательской деятельности | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | Изучение нового материала | Произведения выдающихся представителей русской литера-туры (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Не-красов, Л. Н. Тол-стой, С. А. Есе-нин); классиков советской детской литературы; произедения современной отечественной литературы (с учетом многонаци-онального характера России) и зарубеж-ной литературы, доступные для вос-приятия младшими школьниками | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). – имена, фамилии их авторов | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение; чтение наизусть* | |||
9 | А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» | 1 | Выразительное чтение; чтение наизусть | ||||||||
10 | А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | ||||||
11 | И. С. Никитин «Полно, степь моя…» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | ||||||
12 | И. С. Никитин «Утро», «Встреча зимы» | 1 | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюс-трации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед ауди-торией (с предвари-тельной самостоя-тельной подготовкой | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок* | |||||
13 | И. З. Суриков «Детство», «Зима» | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, чтение наизусть | |||||
14 | Обобщение. Страницы русской классики | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, с. 78–80 | ||||||
15 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | Комбинированный | Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией | Фронтальный, индивидуальный | Осуществлять выбор книг на основе реко-мендованного списка, карто-теки, открыто-го доступа к детским кни-гам в библио-теке | Выразительное чтение, чтение наизусть* | |||
16 | А. С. Пушкин «За весной, красой природы» | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок* | ||||
17 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, чтение наизусть* | ||||||
18 | Круг чтения и опыт читательской деятельности | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 1 | Комбинированный | Умение последо-вательно и созна-тельно перечиты-вать текст с целью переосмысления или получения ответа на постав-ленный вопрос | Фронтальный, индивидуальный | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Выразительное чтение, план* | |||
19 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | Урок с использованием ТСО | Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Индивидуальный | Выразительное чтение по ролям, наизусть* | ||||
20 | И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальный | Выразительное чтение по ролям, наизусть | ||||||
21 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | Урок с использованием ТСО | Чтение наизусть | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Индивидуальный | Выразительное чтение по ролям, наизусть | ||||
22 | М. Ю. Лермонтов «Утес», «Горные вершины» | 1 | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | |||||
23 | А. Н. Толстой «Акула», «Прыжок» | 1 | Изучение нового материала | Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; | Фронтальный, индивидуальный | Характер героя, его поступки и мотивы | Выразительное чтение, пересказ | |||
24 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от- ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | |||||
25 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | ||||||
26 | Обобщение. Л. Н. Толстой | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, с. 163 | ||||||
27 | Обобщение. Великие русские писатели | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, с. 164–167 | ||||||
28 | Говоре-ние | А. Н. Некрасов «Славная осень» | 1 | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок* | |||
29 | А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | |||||
30 | И. А. Бунин «Детство» | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | ||||||
31 | И. А. Бунин «Полевые цветы» | 1 | Комбинированный | Фрон., индивидуальный | Выразительное чтение | ||||||
32 | Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | ||||
33 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов. – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, – оценивать события, героев произведения; | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, составление плана, пересказ | |||||
34 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Изучение нового материала | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня | Фронтальный | Выразительное чтение, чтение по ролям | |||||
35 | В. Ф. Одоевский. Обобщение | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный | Ответы на вопросы | ||||||
36 | Обобщение. Литературные сказки | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 209 | ||||||
37 | Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение | Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой. М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой» | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | |||
38 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Выразительное чтение, пересказ, рисунок* | |||||
39 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | Изучение нового материала | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, составление плана, пересказ | |||||
40 | Обобщение. Были-небылицы | 1 | Обобщ. урок | Фронтальный | Ответ на вопр., с. 42–43 | ||||||
41 | А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, рисунок* | |||||||
42 | С. А. Есенин «Черемуха» | 1 | Изучение нового материала | Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, с. 56 | ||||
43 | Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ* | |||||
44 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | Изучение нового материала | Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, творческий пересказ* | ||||
45 | В. И. Белов «Малька провинилась» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, составление плана* | ||||||
46 | В. И. Белов «Еще про Мальку» | 1 | Изучение нового материала | Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, составление плана* | |||||
47 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | Изучение нового материала | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Учащиеся должны знать\понимать Учащиеся должны уметь пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, краткий план | ||||
48 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 1 | Изучение нового материала | Умение кратко пересказывать произведение (эпизод) | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, творческий пересказ* | |||||
49 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» | 1 | Изучен нов. матер. | Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) | Учащиеся должны уметь: – оценивать события, героев произведения | Фронт., индивидуальный | Выраз. чтен., план (подроб), пересказ | ||||
50 | В. П. Астафьев «Капалуха» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | ||||||
51 | Письмо | Обобщение. «Люби живое» | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, c. 109 (письменно № 3) | |||
52 | Внеклассное чтение. Книги о космонавтах. С. Я. Маршак «Гроза днем» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение | |||||||
53 | С. В. Михалков «Если» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение | |||||||
54 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный | Выразительное чтение, рисунок* | ||||||
55 | Обобщение. Поэтическая тетрадь | 1 | Комбинированный | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 122 | ||||||
56 | Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение | Внеклассное чтение. «Наша библиотека». Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уч-ся должны уметь: – оценивать собы-тия, героев произв.; | Фронтальный, индивидуальный | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение, пересказ, рисунок* | ||
57 | А. П. Платонов «Цветок на земле» «Еще мама» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, пересказ (творческий)* | |||||||
58 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях) | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, план, пересказ | |||||
59 | Письмо | Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Изучение нового материала | Умение участвовать в литературных играх (инсценирования). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, творческий пересказ*, инсценирование | |||
60 | Н. Н. Носов «Телефон» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, творческий пересказ*, чтение по ролям | |||||||
61 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала) | Учащиеся должны знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | ||||
62 | Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | Комбинированный | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 176. | ||||||
63 | Внеклассное чтение. «Любимые книги – любимые писатели». Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | Комбинированный | Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг | Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | ||||
64 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный | Выразительное чтение | ||||||
65 | Р. Сеф «Веселые стихи» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный | Выразительное чтение | ||||||
66 | Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий». Древнегреческий миф | 1 | Изучение нового материала | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы | Учащиеся должны уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | ||||
67 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение, пересказ, составление плана* | |||||||
68 | Обобщение. Зарубежная литература | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь: – выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; – четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме; – проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инценировании произведений зарубежной литературы | Фронтальный |
Список литературы
Литература для учащихся:
- Основная:
- Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, М.: Просвещение, 2007
- Дополнительная:
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
Пособия для учителя:
- Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1 – 4 классы. М.: ВЛАДОС, 2005
- Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2005
- Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2007
- Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...